В переводе с испанского El Dorado – золотая страна. О ней говорили, что эта мифическая страна Эльдора́до так богата, что сокровища в ней "так же обычны, как у нас обыкновенный булыжник". Считается, что начало легенде об Эльдора́до положило открытие Америки и обычаи туземцев, а также волнующие воображение рассказы путешественников о несметных сокровищах и счастливой жизни обитателей таинственного Эльдорадо.
На поиски этой удивительной страны пускались многие отважные авантюристы XVI--XVIII веков, стремясь найти себе место для безбедного и спокойного существования.
Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Вот и Кандид из повести Вольтера отправился за лучшей долей. Поиски путей по дороге к счастью привели его в Эльдорадо. "Земля была возделана так, чтобы радовать глаз и вместе с тем приносить плоды; все полезное сочеталось с приятным; дороги были заполнены, вернее, украшены изящными экипажами из какого-то блестящего материала; в них сидели мужчины и женщины редкостной красоты ... Деревенские детишки в лохмотьях из золотой парчи играли у околицы в шары... игральными шарами детям служили крупные, округлой формы камешки, желтые, красные, зеленые, излучавшие странный блеск... это были самородки золота, изумруды, рубины... ".
А когда за превосходный обед Кандид и его спутник расплатились двумя большими кусками золота, то хозяин гостиницы в Эльдорадо долго не мог успокоиться, так его насмешило намерение странников заплатить за гостеприимство камнями, подобранными на большой дороге. Все гостиницы, устроенные для проезжих купцов, - объяснил он, - содержатся за счет государства. В Эльдорадо нет бедных и богатых, нет тюрем и судов, так как нет преступников. Нет нужды в священнослужителях: каждое утро все поют благодарственные гимны Богу и им аккомпанируют тысячи музыкантов. Королю Эльдорадо не надо кланяться, при встрече достаточно просто поцеловать его в обе щеки.
Однако, считает Вольтер, "люди так любят блуждать по свету, чваниться перед соотечественниками и похваляться увиденным во время странствий, что двое счастливцев решили отказаться от своего счастья...".
В заключении всех мыслимых и немыслимых приключений Кандид приходит к выводу, что человек рожден не для покоя, что счастье – не в достижении сказочного Эльдорадо. Задача человека – возделывать свой сад. Герой Вольтера вкусил и богатства, и славы, и величия, - и не нашел в них успокоения в своей погоне за страной счастья Эльдорадо. Он удовольствовался простой жизнью примерного семьянина, который старательно трудится на своем поле и жена которого – далеко не красавица, но печет немыслимо вкусный пирог. Можно ли считать, что метания Кандида на этом завершились и он нашел свой Эльдорадо?
В противовес трезвому взгляду на жизнь человека, твердо знающего, чего он хочет и готового довольствоваться малым, существует другой литературный образ – одинокий рыцарь из стихотворения Эдгара Аллана По. Не увенчались успехом скитания рыцаря в поисках Эльдорадо. И когда он устал, предстал пред ним странный Призрак, указавший путь скитальцу:
"Где рождается день,
Лунных Гор где чуть зрима громада.
Через ад, через рай,
Все вперед поезжай,
Если хочешь найти Эльдорадо!"
Другими словами, путь к счастью – в вечной борьбе и в постоянном стремлении вперед к мифическому Эльдорадо.
Не далеко от писателей-романтиков ушли и некоторые вполне исторические личности. Разве после исторических решений ХХ съезда КПСС все советские люди не ждали с сердечным замиранием наступления золотого века на земле, то есть коммунизма? Чем обещания кремлевских мечтателей отличались от жизни страны Эльдорадо, изображенной Вольтером?
Человек рожден для счастья. Только в чем оно счастье? И достижимо ли? Или все наши стремления напоминают бессмысленную погоню за призрачной Эльдорадо? И существует ли вообще возможность избавления от страданий, несчастий и катастроф? Может ли человечество достигнуть счастья, совершенства и вечности? Является ли это замыслом природы или очередной утопией? Ответ – в наших руках, в построении реального общества будущего, зарождение которого уже началось.
Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Вот и Кандид из повести Вольтера отправился за лучшей долей. Поиски путей по дороге к счастью привели его в Эльдорадо. "Земля была возделана так, чтобы радовать глаз и вместе с тем приносить плоды; все полезное сочеталось с приятным; дороги были заполнены, вернее, украшены изящными экипажами из какого-то блестящего материала; в них сидели мужчины и женщины редкостной красоты ... Деревенские детишки в лохмотьях из золотой парчи играли у околицы в шары... игральными шарами детям служили крупные, округлой формы камешки, желтые, красные, зеленые, излучавшие странный блеск... это были самородки золота, изумруды, рубины... ".
А когда за превосходный обед Кандид и его спутник расплатились двумя большими кусками золота, то хозяин гостиницы в Эльдорадо долго не мог успокоиться, так его насмешило намерение странников заплатить за гостеприимство камнями, подобранными на большой дороге. Все гостиницы, устроенные для проезжих купцов, - объяснил он, - содержатся за счет государства. В Эльдорадо нет бедных и богатых, нет тюрем и судов, так как нет преступников. Нет нужды в священнослужителях: каждое утро все поют благодарственные гимны Богу и им аккомпанируют тысячи музыкантов. Королю Эльдорадо не надо кланяться, при встрече достаточно просто поцеловать его в обе щеки.
Однако, считает Вольтер, "люди так любят блуждать по свету, чваниться перед соотечественниками и похваляться увиденным во время странствий, что двое счастливцев решили отказаться от своего счастья...".
В заключении всех мыслимых и немыслимых приключений Кандид приходит к выводу, что человек рожден не для покоя, что счастье – не в достижении сказочного Эльдорадо. Задача человека – возделывать свой сад. Герой Вольтера вкусил и богатства, и славы, и величия, - и не нашел в них успокоения в своей погоне за страной счастья Эльдорадо. Он удовольствовался простой жизнью примерного семьянина, который старательно трудится на своем поле и жена которого – далеко не красавица, но печет немыслимо вкусный пирог. Можно ли считать, что метания Кандида на этом завершились и он нашел свой Эльдорадо?
В противовес трезвому взгляду на жизнь человека, твердо знающего, чего он хочет и готового довольствоваться малым, существует другой литературный образ – одинокий рыцарь из стихотворения Эдгара Аллана По. Не увенчались успехом скитания рыцаря в поисках Эльдорадо. И когда он устал, предстал пред ним странный Призрак, указавший путь скитальцу:
"Где рождается день,
Лунных Гор где чуть зрима громада.
Через ад, через рай,
Все вперед поезжай,
Если хочешь найти Эльдорадо!"
Другими словами, путь к счастью – в вечной борьбе и в постоянном стремлении вперед к мифическому Эльдорадо.
Не далеко от писателей-романтиков ушли и некоторые вполне исторические личности. Разве после исторических решений ХХ съезда КПСС все советские люди не ждали с сердечным замиранием наступления золотого века на земле, то есть коммунизма? Чем обещания кремлевских мечтателей отличались от жизни страны Эльдорадо, изображенной Вольтером?
Человек рожден для счастья. Только в чем оно счастье? И достижимо ли? Или все наши стремления напоминают бессмысленную погоню за призрачной Эльдорадо? И существует ли вообще возможность избавления от страданий, несчастий и катастроф? Может ли человечество достигнуть счастья, совершенства и вечности? Является ли это замыслом природы или очередной утопией? Ответ – в наших руках, в построении реального общества будущего, зарождение которого уже началось.
Обсуждения В поисках мифической страны Эльдорадо