Уверенность в себе
Среди арабов Хатим Таи снискал добрую репутацию старца, щедрого на подарки и милостыню.
- Встречал ли ты когда-нибудь кого-то лучше себя?, - однажды спросили его друзья.
- Да, - ответил Хатим Таи.
- Кто же это был?
- Однажды я пожертвовал сорок верблюдов и закатил пир на весь мир, чтобы всякий, кто пожелает, мог прийти на него. Затем я отправился в путь с несколькими гонцами, чтобы оповестить всех повсюду. По дороге нам встретился дровосек, уже нарубивший вязанку хвороста. Этим способом он зарабатывал себе на пропитание. Видя, что он беден, я спросил его, почему он не приходит на пиры, устраиваемые Хатимом Таи. "Тому, кто сам зарабатывает себе на жизнь", - ответил он, - "не нужно подарков Хатима Таи".
Почему же Хатим Таи заявил, что дровосек лучше него?
Потому что считал, что благороднее работать и самому обеспечивать себя, чем получать подарки от других, не затрачивая при этом усилий и не жертвуя ничем. Он считал, что это расхолаживает человека и мешает ему полагаться на самого себя.
Конечно, совершенно естественно, когда друзья дарят друг другу подарки; хорошо, когда сильные руки приходят на помощь бедным и нуждающимся; но здоровый человек должен работать своими руками, а не протягивать их для милостыни. Но, конечно, это не касается тех, кто полностью посвятил себя созерцательной жизни и поиску мудрости.
*
* *
Хотя поведение дровосека и было благородным, но оно было менее благородным, чем поведение персидского принца, чью историю я сейчас вам поведаю.
Он жил в древние времена и звали его Гуштап.
Гуштап был очень раздосадован тем, что отец не считает его наследником престола, так что он покинул родные края и отправился на Запад. Оставшись один, он осознал, что отныне он сам должен зарабатывать себе на жизнь. Поэтому он пошел к повелителю той страны и сказал ему:
"Я умелый писец и был бы счастлив служить тебе."
Ему сказали подождать несколько дней, потому что в тот момент писец не был нужен. Но Гуштап слишком спешил, чтобы ждать, поэтому пошел к погонщикам верблюдов попросить у них работы. Им не был нужен новый помощник; однако, видя крайнюю его нужду, они дали ему поесть.
Затем Гуштап постучал в дверь кузнеца и предложил ему свои услуги.
"Хорошо", - ответил кузнец, - "помоги мне расплющить вот этот кусок железа". И он вложил молот в руки Гуштапа.
Принц обладал громадной силой. Он поднял молот и опустил его на наковальню. Наковальня рассыпалась на куски с первого удара. Кузнец пришел в ярость и прогнал принца прочь.
И так Гуштап снова стал скитаться в большой нужде.
Куда бы он ни обращался, нигде он не мог найти для себя дела.
Наконец на поле он повстречал крестьянина, который сжалился над ним, дал ему пищи и приютил.
Однажды дошла весть, что дочь короля Рума была на выданьи, и что все молодые люди королевской крови приглашались на званный пир. Гуштап решил пойти туда и сел за стол вместе с остальными. Принцесса Китабан увидела его, полюбила и вручила ему букет роз в знак своей благосклонности.
Король же невзлюбил Гуштапа за его бедность. Он не дал благословения своей дочери, и когда те поженились наперекор его воли, прогнал их из дворца. Поэтому суженые отправились в гущу леса и построили себе хижину недалеко от реки.
Гуштап был отличным охотником. Каждый день он переправлялся на лодке на другой берег, подстреливал лося или дикого осла, отдавал половину добычи лодочнику, а остальное приносил домой своей жене.
Однажды лодочник перевез к Гуштапу молодого человека по имени Мабрин.
"Мой господин", - промолвил Мабрин, - "я хочу жениться на второй дочери короля, сестре твоей жены, но для этого я должен убить свирепого волка, опустошающего королевские земли. И я не знаю, как сделать это".
"Я сделаю это за тебя", - ответил охотник Гуштап.
Он отправился в пустыню, и когда нашел волка, подстрелил его двумя стрелами, а затем отрезал его голову своим охотничьим ножом.
Король пришел посмотреть на мертвого зверя, и на радостях выдал свою вторую дочь за Мабрина.
Некоторое время спустя лодочник перевез к Гуштапу другого молодого человека по имени Ахрун. Ахрун хотел жениться на третьей дочери короля, но сначала должен был убить дракона. Гуштап пообещал, что справится и с этой трудной задачей.
Он взял несколько ножей и связал их в шар с ощетинившимися острыми кромками. Затем он отправился на поиски и нашел огнедышащего дракона. Ловко увертываясь от когтей чудища, он вонзил множество стрел в его тело. Затем Гуштап нацепил свой колючий шар на конец пики и вонзил его в глотку чудовища. Дракон сомкнул челюсти и повалился на землю. Затем принц добил его мечом.
Так Ахрун женился на третьей дочери короля.
Вы не будете удивлены, услышав, что по прошествии некоторого времени такой доблестный принц стал персидским шахом, сменив на троне своего отца. И именно во времена правления Гуштапа святой пророк Зердашт, или Зороастр, привил персам веру в Ормазда, господа света и солнца, и огня и праведности и справедливости.
Среди арабов Хатим Таи снискал добрую репутацию старца, щедрого на подарки и милостыню.
- Встречал ли ты когда-нибудь кого-то лучше себя?, - однажды спросили его друзья.
- Да, - ответил Хатим Таи.
- Кто же это был?
- Однажды я пожертвовал сорок верблюдов и закатил пир на весь мир, чтобы всякий, кто пожелает, мог прийти на него. Затем я отправился в путь с несколькими гонцами, чтобы оповестить всех повсюду. По дороге нам встретился дровосек, уже нарубивший вязанку хвороста. Этим способом он зарабатывал себе на пропитание. Видя, что он беден, я спросил его, почему он не приходит на пиры, устраиваемые Хатимом Таи. "Тому, кто сам зарабатывает себе на жизнь", - ответил он, - "не нужно подарков Хатима Таи".
Почему же Хатим Таи заявил, что дровосек лучше него?
Потому что считал, что благороднее работать и самому обеспечивать себя, чем получать подарки от других, не затрачивая при этом усилий и не жертвуя ничем. Он считал, что это расхолаживает человека и мешает ему полагаться на самого себя.
Конечно, совершенно естественно, когда друзья дарят друг другу подарки; хорошо, когда сильные руки приходят на помощь бедным и нуждающимся; но здоровый человек должен работать своими руками, а не протягивать их для милостыни. Но, конечно, это не касается тех, кто полностью посвятил себя созерцательной жизни и поиску мудрости.
*
* *
Хотя поведение дровосека и было благородным, но оно было менее благородным, чем поведение персидского принца, чью историю я сейчас вам поведаю.
Он жил в древние времена и звали его Гуштап.
Гуштап был очень раздосадован тем, что отец не считает его наследником престола, так что он покинул родные края и отправился на Запад. Оставшись один, он осознал, что отныне он сам должен зарабатывать себе на жизнь. Поэтому он пошел к повелителю той страны и сказал ему:
"Я умелый писец и был бы счастлив служить тебе."
Ему сказали подождать несколько дней, потому что в тот момент писец не был нужен. Но Гуштап слишком спешил, чтобы ждать, поэтому пошел к погонщикам верблюдов попросить у них работы. Им не был нужен новый помощник; однако, видя крайнюю его нужду, они дали ему поесть.
Затем Гуштап постучал в дверь кузнеца и предложил ему свои услуги.
"Хорошо", - ответил кузнец, - "помоги мне расплющить вот этот кусок железа". И он вложил молот в руки Гуштапа.
Принц обладал громадной силой. Он поднял молот и опустил его на наковальню. Наковальня рассыпалась на куски с первого удара. Кузнец пришел в ярость и прогнал принца прочь.
И так Гуштап снова стал скитаться в большой нужде.
Куда бы он ни обращался, нигде он не мог найти для себя дела.
Наконец на поле он повстречал крестьянина, который сжалился над ним, дал ему пищи и приютил.
Однажды дошла весть, что дочь короля Рума была на выданьи, и что все молодые люди королевской крови приглашались на званный пир. Гуштап решил пойти туда и сел за стол вместе с остальными. Принцесса Китабан увидела его, полюбила и вручила ему букет роз в знак своей благосклонности.
Король же невзлюбил Гуштапа за его бедность. Он не дал благословения своей дочери, и когда те поженились наперекор его воли, прогнал их из дворца. Поэтому суженые отправились в гущу леса и построили себе хижину недалеко от реки.
Гуштап был отличным охотником. Каждый день он переправлялся на лодке на другой берег, подстреливал лося или дикого осла, отдавал половину добычи лодочнику, а остальное приносил домой своей жене.
Однажды лодочник перевез к Гуштапу молодого человека по имени Мабрин.
"Мой господин", - промолвил Мабрин, - "я хочу жениться на второй дочери короля, сестре твоей жены, но для этого я должен убить свирепого волка, опустошающего королевские земли. И я не знаю, как сделать это".
"Я сделаю это за тебя", - ответил охотник Гуштап.
Он отправился в пустыню, и когда нашел волка, подстрелил его двумя стрелами, а затем отрезал его голову своим охотничьим ножом.
Король пришел посмотреть на мертвого зверя, и на радостях выдал свою вторую дочь за Мабрина.
Некоторое время спустя лодочник перевез к Гуштапу другого молодого человека по имени Ахрун. Ахрун хотел жениться на третьей дочери короля, но сначала должен был убить дракона. Гуштап пообещал, что справится и с этой трудной задачей.
Он взял несколько ножей и связал их в шар с ощетинившимися острыми кромками. Затем он отправился на поиски и нашел огнедышащего дракона. Ловко увертываясь от когтей чудища, он вонзил множество стрел в его тело. Затем Гуштап нацепил свой колючий шар на конец пики и вонзил его в глотку чудовища. Дракон сомкнул челюсти и повалился на землю. Затем принц добил его мечом.
Так Ахрун женился на третьей дочери короля.
Вы не будете удивлены, услышав, что по прошествии некоторого времени такой доблестный принц стал персидским шахом, сменив на троне своего отца. И именно во времена правления Гуштапа святой пророк Зердашт, или Зороастр, привил персам веру в Ормазда, господа света и солнца, и огня и праведности и справедливости.
Обсуждения Уверенность в себе