Ребе Мотль из Кальшин был успешным предпринимателем. Он свободно говорил по-польски и общался с влиятельными людьми из польского правительства. Однажды власти в Варшаве собирались принять закон, вынуждающий евреев сжечь все разделы Шулхан Арух(1), посвященные гражданскому и уголовному праву, чтобы вынудить их решать свои тяжбы в польских судах и таким образом ослабить авторитет раввинов.
Когда известие об этих планах достигло евреев, ребе Ицхак из Ворки пригласил ребе Мотля к себе в кабинет для беседы и попросил его встретиться с одним влиятельным правительственным чиновником, чтобы убедить того отказаться от законопроекта. Ребе Мотль пришел в ужас.
- Ты понимаешь, о чем просишь? - запротестовал он. - Этот чиновник просто сумасшедший, его ненависть к евреям не знает границ. Кроме того, я слышал, что он поклялся убить любого, кто попытается убедить его изменить свою позицию в вопросах законодательства! Говорить с ним на эту тему - верная для меня смерть. Да и вообще - безумие надеяться, что он изменит свою позицию.
Ребе Ицхак невозмутимо выслушал эту тираду и сказал: Как ты думаешь, когда Моше раббейну(2) шел к фараону, чтобы потребовать свободы для находящихся в рабстве евреев, он не боялся?
- Конечно, боялся, - ответил ребе Мотль. - Кто ж бы на его месте не боялся!?.
- Вот!.. Он боялся, что фараон его убьет и от их встречи не будет никакого толку. Именно поэтому Бог сказал ему "Приди к фараону"(3). "Приди", а не "иди". Бог знал, что Моше боится, и потому сказал: "Приди со Мной к фараону". То же самое касается и тебя. Если пойдешь один, ты обречен, но если пойдешь пребывая с Богом, добьешься успеха.
Страх ребе Мотля растаял, и он безбоязненно отправился в Варшаву. Беседуя с чиновником, он был бесстрашен и весел. Поляк даже не сумел разозлиться на ребе и сразу же удовлетворил его просьбу.
1. Шулхан Арух (буквально "накрывать на стол") - кодекс иудейских законов (галаха), написанный в середине XVI века Иосифом Каро из Сафеда.
2. Моше раббейну - Моисей, учитель наш.
3. Исход 9:1.
Где источник страха? Некоторые говорят, что мы боимся неизвестного, но это бессмыслица. Если что-то по-настоящему неизвестно, как мы можем этого бояться? Нет, мы боимся собственных проекций. Мы пробуждаем в своем воображении самые большие ужасы из прошлого, проецируем их на события и действуем соответственно. То есть мы реагируем не на то, что происходит в действительности, а на то, что мы себе вообразили.
Бог предлагает иное. Всякий раз, когда нужно встретиться лицом к лицу с врагом, Бог обращается к тебе со словами: "Приди к фараону". Это значит: "Решившись отправиться к фараону, ты придешь ко Мне через фараона. Приди ко Мне через противостояние с противником, заглянув в его сердце и обнаружив одно сердце, бьющееся в груди у вас обоих".
Бог заповедал нам "знать душу пришельца" (Исход 23:9), поскольку каждый из нас и есть такой пришелец. Узнать пришельца - значит узнать собственное сердце. Узнать собственное сердце - значит осознать, что Бог и в тебе, и в пришельце.
Такое знание наполнит тебя отвагой и радостью, благодаря которым ты сможешь обнять пришельца и пригласить его прийти через тебя к Господу.
- Ты понимаешь, о чем просишь? - запротестовал он. - Этот чиновник просто сумасшедший, его ненависть к евреям не знает границ. Кроме того, я слышал, что он поклялся убить любого, кто попытается убедить его изменить свою позицию в вопросах законодательства! Говорить с ним на эту тему - верная для меня смерть. Да и вообще - безумие надеяться, что он изменит свою позицию.
Ребе Ицхак невозмутимо выслушал эту тираду и сказал: Как ты думаешь, когда Моше раббейну(2) шел к фараону, чтобы потребовать свободы для находящихся в рабстве евреев, он не боялся?
- Конечно, боялся, - ответил ребе Мотль. - Кто ж бы на его месте не боялся!?.
- Вот!.. Он боялся, что фараон его убьет и от их встречи не будет никакого толку. Именно поэтому Бог сказал ему "Приди к фараону"(3). "Приди", а не "иди". Бог знал, что Моше боится, и потому сказал: "Приди со Мной к фараону". То же самое касается и тебя. Если пойдешь один, ты обречен, но если пойдешь пребывая с Богом, добьешься успеха.
Страх ребе Мотля растаял, и он безбоязненно отправился в Варшаву. Беседуя с чиновником, он был бесстрашен и весел. Поляк даже не сумел разозлиться на ребе и сразу же удовлетворил его просьбу.
1. Шулхан Арух (буквально "накрывать на стол") - кодекс иудейских законов (галаха), написанный в середине XVI века Иосифом Каро из Сафеда.
2. Моше раббейну - Моисей, учитель наш.
3. Исход 9:1.
Где источник страха? Некоторые говорят, что мы боимся неизвестного, но это бессмыслица. Если что-то по-настоящему неизвестно, как мы можем этого бояться? Нет, мы боимся собственных проекций. Мы пробуждаем в своем воображении самые большие ужасы из прошлого, проецируем их на события и действуем соответственно. То есть мы реагируем не на то, что происходит в действительности, а на то, что мы себе вообразили.
Бог предлагает иное. Всякий раз, когда нужно встретиться лицом к лицу с врагом, Бог обращается к тебе со словами: "Приди к фараону". Это значит: "Решившись отправиться к фараону, ты придешь ко Мне через фараона. Приди ко Мне через противостояние с противником, заглянув в его сердце и обнаружив одно сердце, бьющееся в груди у вас обоих".
Бог заповедал нам "знать душу пришельца" (Исход 23:9), поскольку каждый из нас и есть такой пришелец. Узнать пришельца - значит узнать собственное сердце. Узнать собственное сердце - значит осознать, что Бог и в тебе, и в пришельце.
Такое знание наполнит тебя отвагой и радостью, благодаря которым ты сможешь обнять пришельца и пригласить его прийти через тебя к Господу.
Обсуждения Успешный предприниматель