Приходит ученик к учителю и спрашивает:
- Учитель, что такое победа внутреннего над внешним?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и задал ему встречный вопрос:
- Скажи, дружок. Ты сможешь устоять вон на той ветке, что нависла над рекой? Но при условии, что ты не будешь держаться рукой за верхнюю ветку.
Молодой человек посмотрел на ветку и рассмеялся:
- Конечно, нет. Я ведь не канатоходец. Но если потренироваться,
может быть, мне удастся когда-нибудь устоять на ней. Учитель покачал
головой и сказал:
- Да, да, конечно, можно потренироваться несколько месяцев, а потом удивить публику. Но что ты будешь делать, если уже сегодня тебе нужно будет стать над бурлящим потоком на шаткую ветку при сильном ветре? Ведь жизнь такая штука, от которой можно чего угодно ожидать. К примеру, канатоходец готов пройти по канату, а обстоятельства потребуют от него спринтерских качеств, которых у него нет. А вот тому, кто умеет быстро бегать, жизнь предложит пройтись по узкому выступу на огромной высоте без страховки, а он этого не умеет. Что им делать при их навыках в одном и другом случае?
- Я так думаю, что если приобретенные навыки не могут помочь при определенных обстоятельствах, а других навыков нет, придется смириться с предлагаемыми обстоятельствами, - ответил юноша.
А учитель словно ждал такого ответа, тут жe задал следующий
вопрос:
- Тогда ответь мне еще на один вопрос. Зачем канатоходцу нужно было затрачивать столько сил и времени, чтобы обучиться сохранению равновесия при ходьбе на канате, чтобы потом, когда за ним погонится зверь или бандит, не суметь убежать из-за отсутствия навыка быстрого бега? Вот взять тебя к примеру. Ты очень быстро бегаешь и можешь очень быстро и правильно считать в уме. Одному ты долго учился, а быстрые ноги у тебя от рождения. Но ни то, ни другое тебе не поможет, если я попрошу тебя устоять на ветке над бурным потоком. В чем же будет заключаться твое смирение? Это будет смирение перед наказанием за то, что ты не исполнишь моей воли или смирение перед смертью, если в реке и на берегу окажутся крокодилы?
- Я вынужден буду смириться и в первом, и во втором случае, - сказал юноша и добавил, - К счастью, вы ни разу, учитель, не наказывали меня строго, а крокодилов у нас вовеки веков не было. Нo я понял то, о чем вы меня спрашиваете.
И снова учитель задал очередной вопрос:
- Скажи мне, в данном случае это будет победой внутреннего над внешним или внешнего над внутренним?
- Это будет победой внешнего над внутренним, - вздохнул юноша. Но, поразмыслив, добавил, - Однако вы сами когда-то говорили, что порой нужно уметь и проигрывать, проявляя смирение перед обстоятельствами, которые выходят за пределы наших возможностей.
- Говорил, говорил, - поддержал ученика учитель, - Однако смирение смирению рознь. К примеру, можно проявить смирение в разгоревшемся споре. В одном случае мы вынуждены отказаться от спора, если не уверены в своей правоте, в другом случае, если спор обретает изнуряющий и бессмысленный характер. Обычно это происходит тогда, когда спорщики не истину ищут, а используют повод для удовлетворения собственных амбиций. Если в ходе такого спора ты проявишь смирение, согласившись с мнением человека, пусть даже абсолютно не правым, ты сохранишь и силы, и время не только себе, но и оппоненту. Конечно, ярый спорщик ликовать будет, видя твое поражение, но что толку от его победы? Другое дело, когда смирение проявляется из-за слабоволия. В этом случае человек вместо того, чтобы мобилизовать все свои силы, безвольно опускает руки, даже не предприняв попытки решить свою проблему. На то, чтобы со смирением отдаться в руки или лапы неприятеля, силам стихии, много ума не надо, да и навыков тоже. Смирение необходимо тогда, когда оно приносит пользу, а не безрассудные потери.
- Я понял свою ошибку, учитель. А поэтому, пока вы меня не наказали, а в округе не появились кровожадные крокодилы, я пойду и буду пробовать устоять на ветке, - весело сказал ученик, готовый тут же побежать к реке.
- Подожди, не спеши. Ишь, какой прыткий! Ты меня не до конца понял, дружок. То, что ты собираешься делать, будет лишь попыткой обрести еще один навык. Ты к умению быстро бегать и быстро считать добавишь умение удерживать равновесие. Я же веду речь о навыке другого свойства. Ведь ты пришел ко мне с вопросом о победе внутреннего над внешним. В первом случае ты должен будешь делать само действие до тех пор, пока оно у тебя наконец-то получится. Во втором случае, прежде, чем у тебя получится, ты должен сделать все, чтобы, начав действие, ты смог его безупречно завершить. Только внутренняя безупречность может дать безупречное действие. И так как мы с тобой знакомы не первый день, ты можешь догадаться, о каком действии я веду речь. Ведь если в реке и на берегу окажутся крокодилы, у тебя не будет возможности тренироваться, осуществляя многочисленные попытки. У тебя в предполагаемом случае есть один шанс для спасения - действовать сразу и безупречно, - учитель ласково потрепал волосы на голове ученика и зашагал прочь.
Юноша подошел к реке. Река была горной, а потому бурлила и пенилась. Ее воды скрывали множество валунов с острыми краями. Ветку с силой раскачивал ветер. Она уже давно свисала над рекой, поэтому была отполирована водой, когда ее уровень поднимался. Искушала другая ветвь, которая была чуть выше человеческого роста. Если бы за нее можно было держаться, устоять не составляло бы труда. Но в условии задачи этой ветки не было, а вот крокодилы, которые обитали в далеких странах, были. От долгого взгляда на стремительный поток у юноши закружилась голова. Это он еще на берегу, а что же будет, если он окажется над потоком, балансируя на дрожащей раскачивающейся ветке? Ветер таков, что и его он будет пытаться сдуть с места своими порывами. Вот это задачка! Он вздохнул и произнес вслух:
- Легко сказать: "Прежде чем что-то сделать, хорошо подумай". Но как удержать нужное состояние и правильную мысль?
Он сел на край крутого берега возле поваленного дерева, принял удобную позу для длительной неподвижности тела и стал смотреть на "условие своей задачи", которое иногда поскрипывало под напором ветра. В это время на ветку села птичка. Она беспечно крутилась, что-то выклевывала в трещинках, потом, смешно перебирая лапками, побегала взад-вперед и улетела.
- Издевается надо мной, — подумал юноша, но тут же пришла другая мысль. — Скорее всего, учит.
Сидел юноша долго. Наконец, он подскочил, попрыгал, сделал колесо, потом еще пару каких-то гимнастических движений и начал танцевать. Танец был замысловатым, но подвижным. Вот так, танцуя, он и начал передвигаться к поваленному дереву. Интересно то, что ветка торчала из середины обрыва. То ли кто-то натаскал на поваленное дерево земли, то ли землю нанесло поверх ветки ветром, но на ветку надо было еще и прыгнуть удачно, не промахнуться или удачно сползти по насыпи, где не было ни единой зацепки, кроме самой ветки. Но если бы за этим молодым человеком кто-то наблюдал, он бы заметил, что танец казался необычным не потому, что оригинальными были позы танцора, а потому, что каждое движение в этом танце носило непредсказуемый характер и такой же непредсказуемый ритм. Вот так танцуя, молодой человек приблизился к краю обрыва, потом, не прекращая двигать ногами и руками, сполз к основанию ветки и, танцуя, встал на саму ветку. Он начал двигаться, пританцовывая, по стволу ветки то вперед, то назад. Когда ветер замирал, он начинал пританцовывать на одном месте. Его лицо светилось от счастья и, неожиданно, юноша громко и радостно закричал:
- Учитель! У меня все получилось! Ура! У меня получилось! — но в этот миг нога соскользнула, и юноша полетел в бурный поток.
К счастью, в том месте, куда упал юноша, под водой ничего опасного не было. Опасный валун оказался чуть дальше по течению, но в данном случае он оказался полезным, дав возможность парню зацепиться за него, не дав ему уплыть далеко по течению вниз.
Юноша вылез на берег и побрел с поникшей головой на прежнее место. Он был зол на себя за то, что не сохранил эмоционального равновесия до завершения поставленной задачи, а это означало, что придется предпринимать вторую попытку, что уже нарушало условие задачи. Если сейчас он не мог удержаться от преждевременного восторга, где гарантия, что в экстремальной ситуации он сможет не допустить страха? В мокрой одежде, не обращая на нее никакого внимания, он вновь принял нужную позу для сосредоточения.
Солнце уже спряталось за горизонт, оставив после себя золотистую ленточку, украсившую силуэты дальних гор, но было еще светло.
Юноша, как и в прошлый раз, легко подскочил на ноги, но теперь его движения не были танцем. Он забавно подпрыгивал, притопывал и снова делал то большие, то малые прыжки и прыжочки. Так, подпрыгивая и притоптывая, словно странная птица, юноша вновь оказался на краю обрыва, прыгнул на ветку, потом подпрыгнул и повернулся на 180°, вновь в прыжке развернулся на 45° потом, притоптывая, прошелся по стволу ветки, снова прыгнул. Он прыгал и пританцовывал, топтался на месте и снова прыгал. И когда он почувствовал, что уже достаточно долго находится на ветке, резко наклонился, ухватился руками за ствол и сел верхом на ветку. Умиротворенно покачиваясь над водой, он спокойно смотрел вдаль. Глаза его светились счастьем и покоем. Можно было идти домой. Он уже хотел развернуться корпусом на ветке, но, повернув голову в сторону, увидел учителя. Тот стоял почти рядом, прямо на воде, едва касаясь пенистых ее гребешков. От удивления юноша чуть было вновь не оказался в воде, но вовремя подавил в себе это чувство, а потому спокойно и ловко он прыжками дошел до края ветки и стал ритмично подпрыгивать, раскачивая ее. Выбрав нужный момент, он оттолкнулся от нее и, как с трамплина, выпрыгнул на берег. Иначе выбраться на берег и не было возможности. Берег ведь был не только очень отвесный, но и сыпучий, без выступов. Он хотел теперь уже спокойно разглядеть то, как его учитель умудряется стоять на воде, но тот уже был рядом.
Они долго молчали, глядя с улыбкой друг на друга. Первым нарушил молчание ученик:
- А мне ведь так и не удалось выполнить задание с первого раза. Так что можно считать, что крокодилы меня уже съели.
- Важно не то, сколько ошибок было допущено во время урока, а важно то, чему ты научился в результате обучения. И теперь мне нет нужды объяснять тебе, что такое победа внутреннего над внешним, ты это познал сам. Это и есть самый главный навык, открывающий путь к любым возможностям и в любых ситуациях. Теперь ты знаешь, что на самом деле должен в себе воспитывать и тренировать. Пойдем ужинать, коль пропустили обед.
ТАК-ТАК
- Учитель, что такое победа внутреннего над внешним?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и задал ему встречный вопрос:
- Скажи, дружок. Ты сможешь устоять вон на той ветке, что нависла над рекой? Но при условии, что ты не будешь держаться рукой за верхнюю ветку.
Молодой человек посмотрел на ветку и рассмеялся:
- Конечно, нет. Я ведь не канатоходец. Но если потренироваться,
может быть, мне удастся когда-нибудь устоять на ней. Учитель покачал
головой и сказал:
- Да, да, конечно, можно потренироваться несколько месяцев, а потом удивить публику. Но что ты будешь делать, если уже сегодня тебе нужно будет стать над бурлящим потоком на шаткую ветку при сильном ветре? Ведь жизнь такая штука, от которой можно чего угодно ожидать. К примеру, канатоходец готов пройти по канату, а обстоятельства потребуют от него спринтерских качеств, которых у него нет. А вот тому, кто умеет быстро бегать, жизнь предложит пройтись по узкому выступу на огромной высоте без страховки, а он этого не умеет. Что им делать при их навыках в одном и другом случае?
- Я так думаю, что если приобретенные навыки не могут помочь при определенных обстоятельствах, а других навыков нет, придется смириться с предлагаемыми обстоятельствами, - ответил юноша.
А учитель словно ждал такого ответа, тут жe задал следующий
вопрос:
- Тогда ответь мне еще на один вопрос. Зачем канатоходцу нужно было затрачивать столько сил и времени, чтобы обучиться сохранению равновесия при ходьбе на канате, чтобы потом, когда за ним погонится зверь или бандит, не суметь убежать из-за отсутствия навыка быстрого бега? Вот взять тебя к примеру. Ты очень быстро бегаешь и можешь очень быстро и правильно считать в уме. Одному ты долго учился, а быстрые ноги у тебя от рождения. Но ни то, ни другое тебе не поможет, если я попрошу тебя устоять на ветке над бурным потоком. В чем же будет заключаться твое смирение? Это будет смирение перед наказанием за то, что ты не исполнишь моей воли или смирение перед смертью, если в реке и на берегу окажутся крокодилы?
- Я вынужден буду смириться и в первом, и во втором случае, - сказал юноша и добавил, - К счастью, вы ни разу, учитель, не наказывали меня строго, а крокодилов у нас вовеки веков не было. Нo я понял то, о чем вы меня спрашиваете.
И снова учитель задал очередной вопрос:
- Скажи мне, в данном случае это будет победой внутреннего над внешним или внешнего над внутренним?
- Это будет победой внешнего над внутренним, - вздохнул юноша. Но, поразмыслив, добавил, - Однако вы сами когда-то говорили, что порой нужно уметь и проигрывать, проявляя смирение перед обстоятельствами, которые выходят за пределы наших возможностей.
- Говорил, говорил, - поддержал ученика учитель, - Однако смирение смирению рознь. К примеру, можно проявить смирение в разгоревшемся споре. В одном случае мы вынуждены отказаться от спора, если не уверены в своей правоте, в другом случае, если спор обретает изнуряющий и бессмысленный характер. Обычно это происходит тогда, когда спорщики не истину ищут, а используют повод для удовлетворения собственных амбиций. Если в ходе такого спора ты проявишь смирение, согласившись с мнением человека, пусть даже абсолютно не правым, ты сохранишь и силы, и время не только себе, но и оппоненту. Конечно, ярый спорщик ликовать будет, видя твое поражение, но что толку от его победы? Другое дело, когда смирение проявляется из-за слабоволия. В этом случае человек вместо того, чтобы мобилизовать все свои силы, безвольно опускает руки, даже не предприняв попытки решить свою проблему. На то, чтобы со смирением отдаться в руки или лапы неприятеля, силам стихии, много ума не надо, да и навыков тоже. Смирение необходимо тогда, когда оно приносит пользу, а не безрассудные потери.
- Я понял свою ошибку, учитель. А поэтому, пока вы меня не наказали, а в округе не появились кровожадные крокодилы, я пойду и буду пробовать устоять на ветке, - весело сказал ученик, готовый тут же побежать к реке.
- Подожди, не спеши. Ишь, какой прыткий! Ты меня не до конца понял, дружок. То, что ты собираешься делать, будет лишь попыткой обрести еще один навык. Ты к умению быстро бегать и быстро считать добавишь умение удерживать равновесие. Я же веду речь о навыке другого свойства. Ведь ты пришел ко мне с вопросом о победе внутреннего над внешним. В первом случае ты должен будешь делать само действие до тех пор, пока оно у тебя наконец-то получится. Во втором случае, прежде, чем у тебя получится, ты должен сделать все, чтобы, начав действие, ты смог его безупречно завершить. Только внутренняя безупречность может дать безупречное действие. И так как мы с тобой знакомы не первый день, ты можешь догадаться, о каком действии я веду речь. Ведь если в реке и на берегу окажутся крокодилы, у тебя не будет возможности тренироваться, осуществляя многочисленные попытки. У тебя в предполагаемом случае есть один шанс для спасения - действовать сразу и безупречно, - учитель ласково потрепал волосы на голове ученика и зашагал прочь.
Юноша подошел к реке. Река была горной, а потому бурлила и пенилась. Ее воды скрывали множество валунов с острыми краями. Ветку с силой раскачивал ветер. Она уже давно свисала над рекой, поэтому была отполирована водой, когда ее уровень поднимался. Искушала другая ветвь, которая была чуть выше человеческого роста. Если бы за нее можно было держаться, устоять не составляло бы труда. Но в условии задачи этой ветки не было, а вот крокодилы, которые обитали в далеких странах, были. От долгого взгляда на стремительный поток у юноши закружилась голова. Это он еще на берегу, а что же будет, если он окажется над потоком, балансируя на дрожащей раскачивающейся ветке? Ветер таков, что и его он будет пытаться сдуть с места своими порывами. Вот это задачка! Он вздохнул и произнес вслух:
- Легко сказать: "Прежде чем что-то сделать, хорошо подумай". Но как удержать нужное состояние и правильную мысль?
Он сел на край крутого берега возле поваленного дерева, принял удобную позу для длительной неподвижности тела и стал смотреть на "условие своей задачи", которое иногда поскрипывало под напором ветра. В это время на ветку села птичка. Она беспечно крутилась, что-то выклевывала в трещинках, потом, смешно перебирая лапками, побегала взад-вперед и улетела.
- Издевается надо мной, — подумал юноша, но тут же пришла другая мысль. — Скорее всего, учит.
Сидел юноша долго. Наконец, он подскочил, попрыгал, сделал колесо, потом еще пару каких-то гимнастических движений и начал танцевать. Танец был замысловатым, но подвижным. Вот так, танцуя, он и начал передвигаться к поваленному дереву. Интересно то, что ветка торчала из середины обрыва. То ли кто-то натаскал на поваленное дерево земли, то ли землю нанесло поверх ветки ветром, но на ветку надо было еще и прыгнуть удачно, не промахнуться или удачно сползти по насыпи, где не было ни единой зацепки, кроме самой ветки. Но если бы за этим молодым человеком кто-то наблюдал, он бы заметил, что танец казался необычным не потому, что оригинальными были позы танцора, а потому, что каждое движение в этом танце носило непредсказуемый характер и такой же непредсказуемый ритм. Вот так танцуя, молодой человек приблизился к краю обрыва, потом, не прекращая двигать ногами и руками, сполз к основанию ветки и, танцуя, встал на саму ветку. Он начал двигаться, пританцовывая, по стволу ветки то вперед, то назад. Когда ветер замирал, он начинал пританцовывать на одном месте. Его лицо светилось от счастья и, неожиданно, юноша громко и радостно закричал:
- Учитель! У меня все получилось! Ура! У меня получилось! — но в этот миг нога соскользнула, и юноша полетел в бурный поток.
К счастью, в том месте, куда упал юноша, под водой ничего опасного не было. Опасный валун оказался чуть дальше по течению, но в данном случае он оказался полезным, дав возможность парню зацепиться за него, не дав ему уплыть далеко по течению вниз.
Юноша вылез на берег и побрел с поникшей головой на прежнее место. Он был зол на себя за то, что не сохранил эмоционального равновесия до завершения поставленной задачи, а это означало, что придется предпринимать вторую попытку, что уже нарушало условие задачи. Если сейчас он не мог удержаться от преждевременного восторга, где гарантия, что в экстремальной ситуации он сможет не допустить страха? В мокрой одежде, не обращая на нее никакого внимания, он вновь принял нужную позу для сосредоточения.
Солнце уже спряталось за горизонт, оставив после себя золотистую ленточку, украсившую силуэты дальних гор, но было еще светло.
Юноша, как и в прошлый раз, легко подскочил на ноги, но теперь его движения не были танцем. Он забавно подпрыгивал, притопывал и снова делал то большие, то малые прыжки и прыжочки. Так, подпрыгивая и притоптывая, словно странная птица, юноша вновь оказался на краю обрыва, прыгнул на ветку, потом подпрыгнул и повернулся на 180°, вновь в прыжке развернулся на 45° потом, притоптывая, прошелся по стволу ветки, снова прыгнул. Он прыгал и пританцовывал, топтался на месте и снова прыгал. И когда он почувствовал, что уже достаточно долго находится на ветке, резко наклонился, ухватился руками за ствол и сел верхом на ветку. Умиротворенно покачиваясь над водой, он спокойно смотрел вдаль. Глаза его светились счастьем и покоем. Можно было идти домой. Он уже хотел развернуться корпусом на ветке, но, повернув голову в сторону, увидел учителя. Тот стоял почти рядом, прямо на воде, едва касаясь пенистых ее гребешков. От удивления юноша чуть было вновь не оказался в воде, но вовремя подавил в себе это чувство, а потому спокойно и ловко он прыжками дошел до края ветки и стал ритмично подпрыгивать, раскачивая ее. Выбрав нужный момент, он оттолкнулся от нее и, как с трамплина, выпрыгнул на берег. Иначе выбраться на берег и не было возможности. Берег ведь был не только очень отвесный, но и сыпучий, без выступов. Он хотел теперь уже спокойно разглядеть то, как его учитель умудряется стоять на воде, но тот уже был рядом.
Они долго молчали, глядя с улыбкой друг на друга. Первым нарушил молчание ученик:
- А мне ведь так и не удалось выполнить задание с первого раза. Так что можно считать, что крокодилы меня уже съели.
- Важно не то, сколько ошибок было допущено во время урока, а важно то, чему ты научился в результате обучения. И теперь мне нет нужды объяснять тебе, что такое победа внутреннего над внешним, ты это познал сам. Это и есть самый главный навык, открывающий путь к любым возможностям и в любых ситуациях. Теперь ты знаешь, что на самом деле должен в себе воспитывать и тренировать. Пойдем ужинать, коль пропустили обед.
ТАК-ТАК
Онлайн рецензия Урок!