После этого Будда идет в Бенарес и начинает учить Святой истине о срединном пути и о страде (страдании): «Есть две крайности, избегать которых обязан тот, кто ведет духовный образ жизни. Какие эти крайности? Одна – жизнь среди сладострастия, похотей, наслаждений.
Это низко, неблагородно, недуховно, недостойно, ничтожно. Другая – жизнь среди самоистязания. Это грустно, недостойно, ничтожно. Совершенный, монахи, избег двух крайностей и вступил на тот совершенный путь, где ум и взор его просветляются, на тот путь, который ведет к покою, познанию, просвещению, к Нирване.
Вот, монахи, Святая истина о страде: рождение – страда, старость – страда, болезнь – страда, смерть – страда, быть в союзе с нелюбимым – страда, быть в разлуке с любимым – страда, не достигнуть желаемого – страда, одним словом, все пятиричное (чувственное) стремление к земному – страда.
Вот, монахи, Святая истина о происхождении страды: это есть жажда земной жизни, ведущая от рождения к рождению, жажда наслаждения, жажда существования, жажда могущества.
Вот, монахи, Святая истина об упразднении страды: прекращение этой жажды полным уничтожением вожделений, отказом от них, стремление воздерживаться, не доставлять им ни малейшей пищи.
Вот, монахи, Святая истина о пути к упразднению страды – это есть святая восьмиричная стезя: истинная вера, истинная решимость, истинное слово, истинное дело, истинная жизнь, истинное стремление, истинные помыслы, истинное погружение в самого себя!»
Далее Будда поучал о тленности всего земного, о том, что сквозь пелену счастья и юности просматривается страдание, в которое счастье и юность неизбежно обратятся. Будда говорил, что телесное не есть истинное Я, ибо оно подвержено болезням и смерти. Поэтому ощущения, представления и сознание – также не истинны. Отсюда – неведение как основа страдания. Человечеству, вращающемуся среди земных забот, в них находящему удовлетворенность и радость, трудно уразуметь такую вещь, как закон причинности, связь причин и действий.
Вот, монахи, Святая истина о страде: рождение – страда, старость – страда, болезнь – страда, смерть – страда, быть в союзе с нелюбимым – страда, быть в разлуке с любимым – страда, не достигнуть желаемого – страда, одним словом, все пятиричное (чувственное) стремление к земному – страда.
Вот, монахи, Святая истина о происхождении страды: это есть жажда земной жизни, ведущая от рождения к рождению, жажда наслаждения, жажда существования, жажда могущества.
Вот, монахи, Святая истина об упразднении страды: прекращение этой жажды полным уничтожением вожделений, отказом от них, стремление воздерживаться, не доставлять им ни малейшей пищи.
Вот, монахи, Святая истина о пути к упразднению страды – это есть святая восьмиричная стезя: истинная вера, истинная решимость, истинное слово, истинное дело, истинная жизнь, истинное стремление, истинные помыслы, истинное погружение в самого себя!»
Далее Будда поучал о тленности всего земного, о том, что сквозь пелену счастья и юности просматривается страдание, в которое счастье и юность неизбежно обратятся. Будда говорил, что телесное не есть истинное Я, ибо оно подвержено болезням и смерти. Поэтому ощущения, представления и сознание – также не истинны. Отсюда – неведение как основа страдания. Человечеству, вращающемуся среди земных забот, в них находящему удовлетворенность и радость, трудно уразуметь такую вещь, как закон причинности, связь причин и действий.
Обсуждения Святая истина