Месяц назад в интернете была опубликована информация о конфликте, возникшем в одной из стран Балтии между местным населением и прибывшими сюда на маневры военнослужащими американского флота. Речь шла о грубых нарушениях американскими солдатами правил поведения в общественных местах и их действия оскорбляющие права и достоинство местного населения.
Короче говоря, американцы вели себя по-хамски по отношению к людям принимающих их на своей земле.
Этот случай показателен тем, что освещает сразу несколько завуалированных сторон таких понятий, как свободы и права человека, на которые мы раньше особо не заостряли внимания. Казалось бы, наконец-то избавились прибалтийские государства от довлеющего «ига» Российской империи и вздохнули, наконец, полной грудью свободу, как получили урок новой социализации в виде оскорбленного достоинства. Чего раньше живя «в неволе» у России в едином поле СССР быть просто не могло.
Абсолютная свобода оказалась иллюзией. В двух полярном мире не может быть никакой свободы для отдельно существующего маленького государства, если оно не осуществляет функции международного кошелька, как Швейцария. В природе все взаимосвязано и все зависимо от доминант современного мира, даже Рим подвержен такому влиянию.
А освобождаясь от одного «хозяина» все мелкие страны неизбежно попадают в зону влияния другого господина, солдаты которого могут мочиться на твою клумбу, приставать к твоим родственникам и т.д. показывая тем самым, что никакого равенства в геополитике не существует. А количество обеспеченных (богатых) стран в обязательном порядке должно быть уравновешено количеством стран бедных, которые и создают богатство доминирующему партнеру.
В описанном выше случае можно признать, что нарушены, как права и свободы человека, так права и свободы гражданина прибалтийской республики. Чем они отличаются друг от друга? Почти ни чем, но права и свободы гражданина оговариваются в конституции, где государство обязуется защищать гражданские права и свободы только проживающих на территории этого государства граждан. Например, граждане государства имеют право участия в управлении государством непосредственно или через своих представителей.
Философия правовых аспектов связанных с жизнедеятельностью человека исходит из понимания социальной метафизики, которая обнаруживает социальное бытие людей и вещей за рамками их непосредственно пространственного, телесного проявления и взаимодействия. Это свойственно любому человеку, когда он учитывает в своем сознании и деятельности не только то, что непосредственно перед ним расположено, но и «видит» дальше основываясь на своих чувствах.
Бытие определяет сознание, говорит одно из направлений философии имеющее задачей понимания бытия, созданием и совершенствованием инструментов такого понимания. Это чувства семьи, собственности, нации, когда интересы народа такие, какими он сам их понимает, заменены интересами правившего сословия. На фоне имеющейся идеологии основанной на мифе, в который верят, который сплачивает общество, живущее по закону больших чисел («большинство»), где в общей массе растворяются отдельные человеческие интересы.
И здесь задача государства должна состоять не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Невыполнение этих условий
взаимоотношения власти с гражданским обществом может привести к сужению спектра прав и свобод граждан. Это приводит к тоталитаризму или утрате стабильности, конфликтам и кризису (уничтожение государства).
Таким образом, гражданские права и свободы это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство, и состоят из личных прав человека, политических и социально-экономических. В данном случае речь идет о стремлении человеческого познания с целью закрепить и использовать принципы, понятия, схемы, позволяющие ориентироваться в сложной временной и пространственной организации социальных процессов.
Человеческое общество, являясь самостоятельной общностью, тем не менее, не отделено от окружающего мира. Здесь в качестве основного определителя свойств и качеств вещей, и особенности всех явлений выступает такая величина как мера, - один из принципов всеединства обусловливая его ограниченность и целостность. В понимании всеединства по Плотину: «Всякое содержит в себе все и созерцает себя во всем другом, так что все – всюду; и все во всем, и всякое сущее есть все».
Мера может выражать количественно – качественные особенности предмета или системы (границы нормального существования общества). Мера определяет рамки, в которых система остается в единстве своего качества и количества, т.е. сами собой. Так права и свободы граждан гарантированные государством могут быть законно ограничены, например такими понятиями как обязанности. В конституции так и записано, что человек не только имеет право, но и обязан выполнять какие-то условия («соблюдать», «платить», «сохранять», «защищать», «заботиться», «получать» и т.д.).
Конфуций, например, разработал правила поведения и требования не только для каждой личности, но и общества: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником». Он считал, что конструкций общества должна быть прочной и всеми уважаемой – все должны знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Эта государственная конструкция должна состоять из двух этажей. На верхнем этаже должны думать и управлять, а на нижнем – трудиться и повиноваться.
Такой социальный порядок с небольшими отклонениями существует во всех философских учениях. Например, материализм, которому Лейбниц придал обобщенный смысл и противопоставил идеализму: «Представление, согласно которому мир является большой машиной, работающей – как часы без помощи часовщика – без содействия Бога, есть идея материализма и фатальности и направления на то, чтобы под предлогом превращения Бога в надмировой разум фактически изгнать из мира провидение и божественное руководство»
Проблема осмысления социальной многомерности вещей «внешних» (данных человеку) и «внутренних» (скрытых от человека) свойств вещи, остается открытой до сего времени. Где одни и те же вещи «внутри» разных процессов и систем существуют и действуют различным образом. Например, юноша и девушка, влюбленные друг в друга не собираются поставлять будущей родине будущих солдат или рабочих. Они строят свою семью, повинуясь природному инстинкту и инстинктивно в то же время, строят свое государство.
В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права:
- признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
- осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
- равенство мужчины и женщины;
- приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
- строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
- запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.
Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:
личные (гражданские);
политические;
социально-экономические, культурные.
Личные права и свободы человека обеспечивают самостоятельность и относительную свободу человека как члена гражданского общества. Эти права изначально имеют статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могут быть объектом притязаний государства. Соблюдение личных прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима в государстве
К числу личных прав человека относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни), право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни и др. В числе личных прав называются также право на неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком и т.д.
К числу личных прав человека относятся социальные права: свобода совести и свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право на информацию, право на бесплатную медицину. При этом не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Все указанные права и многие другие социальные нормы закреплены в конституции государства, а выполняются они или нет, это предмет для размышления социологов и защитников прав человека на разных уровнях. И здесь существует некий приоритет во всех поступающих жалобах на нарушение прав человека связанных с учениями о конечности мира и человека, о вариантах «исхода» мировой истории, наличного бытия определяемого в правах и свободах человека как свобода совести.
Свобода совести включает в себя и свободу вероисповедания, т.е. право быть верующим или неверующим, выбирать или менять свою веру и именно здесь происходят позиционные бои с участием государства и правозащитников. У каждого человека есть право на мировоззренческий выбор и это право выше государства, религии или иного инструмента давления. Однако свобода личности предполагает зрелость человека, его способность принимать решения, брать на себя ответственность, способность критически оценивать окружающую действительность.
Мифическая и религиозная традиции формирующие идеологию общества представляют преимущественно сюжетно-образные, символические варианты эсхатологии (разные варианты мифов). Философские учения, включающие эсхатологические мотивы, так же опираются на определенный тип мифической или религиозной эсхатологии. Здесь происходит осмысление символов, образов, персонажей в соответствии с основополагающими метафизическими, концепциями формирующее нравственные устои общества.
Как говорилось уже, метафизика социальная обнаруживает социальное бытие людей и вещей за рамками их пространственного, телесного проявления и взаимодействия, где человек «видит» на уровне чувственных восприятий. Тезис Протагора о том, что человек есть мера всех вещей, остается открытым в вопросе о роли человека в создании или выявлении мерности бытия и духовно-теоретическую необходимость существования метафизики подобного рода.
Благодаря самосознанию человек как мыслящее существо («Я мыслю»), способен постигать сакральные истины веры, надежды и любви, «органом» этого постижения служит человеческое сердце. Человек с рождения и до гробовой доски погружен в генерируемую семьей, родом, племенем и государством систему сакрального посредством идеологии. Сохранение священного отношения к предмету культа в первую очередь обеспечивается совестью верующего, который ценит святыню больше собственной жизни.
Сакральное в теологии означает подчиненное Богу. Церковь и государство вырабатывают сложную и тонкую систему защиты всех форм общественной жизни и отношения людей к базовым идеалам сложившейся культуры. Здесь и появляются разные точки зрения о состоянии свободы совести в России, утверждающие, например что «реализация свободы совести в современной России находится в глубочайшем системном кризисе и имеется место многочисленных нарушений свободы вероисповедания».
Однако при детальном рассмотрении данного утверждения можно отметить, что это не так, и к традиционным источникам вероисповедания это не относится. Обиды на притеснения высказывают в основном представители религий «новоделов» и различных сект, в том числе и претендующих на звание философских и экуминистических учений. У которых непонятна концепция образования и идеология, кроме утверждения личной свободы.
Например, в интернете есть обобщение рассуждений апостола Павла о свободе совести, которые свели к единому предложению: «Для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» Здесь можно ответить таким образом: «Для того чтобы твоя свобода не мешала жить мне и другим членам общества. Для того чтобы она не опасна была для государства, когда мы видим, как свобода совести в некоторых европейских государствах доведена до абсурда и часто противоречит самому естеству человека.
И в данном случае свобода совести человека ограничена нравственными критериями государственной морали, где душа и вера есть основа жизни, тот раствор, который обеспечивает прочность общественного строя. По принципам равенства, когда свобода одного человека, кончается там, где начинается свобода другого человека. У троглодитов, людоедов, ацтеков и язычников Карфагена убивающих собственных детей тоже были какие-то свободы понимаемые только ими.
Поэтому общество и предпочитает иметь рядом с собой привычные религии с понятными каноническими текстами. Например, в основных религиозных конфессиях Христианстве, Исламе и Буддизме основополагающие учения имеют аналогии и не противоречат обозначенным в конституции позициям в области защиты прав человека:
1. Не убивай.
2. Не кради.
3. Не совершай прелюбодеяния.
4. Не лги.
5. Не злословь.
6. Не говори грубо.
7. Не занимайся праздными разговорами.
8. Не домогайся чужой собственности.
9. Не проявляй ненависти.
10. Мысли праведно.
Этот случай показателен тем, что освещает сразу несколько завуалированных сторон таких понятий, как свободы и права человека, на которые мы раньше особо не заостряли внимания. Казалось бы, наконец-то избавились прибалтийские государства от довлеющего «ига» Российской империи и вздохнули, наконец, полной грудью свободу, как получили урок новой социализации в виде оскорбленного достоинства. Чего раньше живя «в неволе» у России в едином поле СССР быть просто не могло.
Абсолютная свобода оказалась иллюзией. В двух полярном мире не может быть никакой свободы для отдельно существующего маленького государства, если оно не осуществляет функции международного кошелька, как Швейцария. В природе все взаимосвязано и все зависимо от доминант современного мира, даже Рим подвержен такому влиянию.
А освобождаясь от одного «хозяина» все мелкие страны неизбежно попадают в зону влияния другого господина, солдаты которого могут мочиться на твою клумбу, приставать к твоим родственникам и т.д. показывая тем самым, что никакого равенства в геополитике не существует. А количество обеспеченных (богатых) стран в обязательном порядке должно быть уравновешено количеством стран бедных, которые и создают богатство доминирующему партнеру.
В описанном выше случае можно признать, что нарушены, как права и свободы человека, так права и свободы гражданина прибалтийской республики. Чем они отличаются друг от друга? Почти ни чем, но права и свободы гражданина оговариваются в конституции, где государство обязуется защищать гражданские права и свободы только проживающих на территории этого государства граждан. Например, граждане государства имеют право участия в управлении государством непосредственно или через своих представителей.
Философия правовых аспектов связанных с жизнедеятельностью человека исходит из понимания социальной метафизики, которая обнаруживает социальное бытие людей и вещей за рамками их непосредственно пространственного, телесного проявления и взаимодействия. Это свойственно любому человеку, когда он учитывает в своем сознании и деятельности не только то, что непосредственно перед ним расположено, но и «видит» дальше основываясь на своих чувствах.
Бытие определяет сознание, говорит одно из направлений философии имеющее задачей понимания бытия, созданием и совершенствованием инструментов такого понимания. Это чувства семьи, собственности, нации, когда интересы народа такие, какими он сам их понимает, заменены интересами правившего сословия. На фоне имеющейся идеологии основанной на мифе, в который верят, который сплачивает общество, живущее по закону больших чисел («большинство»), где в общей массе растворяются отдельные человеческие интересы.
И здесь задача государства должна состоять не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Невыполнение этих условий
взаимоотношения власти с гражданским обществом может привести к сужению спектра прав и свобод граждан. Это приводит к тоталитаризму или утрате стабильности, конфликтам и кризису (уничтожение государства).
Таким образом, гражданские права и свободы это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство, и состоят из личных прав человека, политических и социально-экономических. В данном случае речь идет о стремлении человеческого познания с целью закрепить и использовать принципы, понятия, схемы, позволяющие ориентироваться в сложной временной и пространственной организации социальных процессов.
Человеческое общество, являясь самостоятельной общностью, тем не менее, не отделено от окружающего мира. Здесь в качестве основного определителя свойств и качеств вещей, и особенности всех явлений выступает такая величина как мера, - один из принципов всеединства обусловливая его ограниченность и целостность. В понимании всеединства по Плотину: «Всякое содержит в себе все и созерцает себя во всем другом, так что все – всюду; и все во всем, и всякое сущее есть все».
Мера может выражать количественно – качественные особенности предмета или системы (границы нормального существования общества). Мера определяет рамки, в которых система остается в единстве своего качества и количества, т.е. сами собой. Так права и свободы граждан гарантированные государством могут быть законно ограничены, например такими понятиями как обязанности. В конституции так и записано, что человек не только имеет право, но и обязан выполнять какие-то условия («соблюдать», «платить», «сохранять», «защищать», «заботиться», «получать» и т.д.).
Конфуций, например, разработал правила поведения и требования не только для каждой личности, но и общества: «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником». Он считал, что конструкций общества должна быть прочной и всеми уважаемой – все должны знать свои права и обязанности и делать то, что им положено. Эта государственная конструкция должна состоять из двух этажей. На верхнем этаже должны думать и управлять, а на нижнем – трудиться и повиноваться.
Такой социальный порядок с небольшими отклонениями существует во всех философских учениях. Например, материализм, которому Лейбниц придал обобщенный смысл и противопоставил идеализму: «Представление, согласно которому мир является большой машиной, работающей – как часы без помощи часовщика – без содействия Бога, есть идея материализма и фатальности и направления на то, чтобы под предлогом превращения Бога в надмировой разум фактически изгнать из мира провидение и божественное руководство»
Проблема осмысления социальной многомерности вещей «внешних» (данных человеку) и «внутренних» (скрытых от человека) свойств вещи, остается открытой до сего времени. Где одни и те же вещи «внутри» разных процессов и систем существуют и действуют различным образом. Например, юноша и девушка, влюбленные друг в друга не собираются поставлять будущей родине будущих солдат или рабочих. Они строят свою семью, повинуясь природному инстинкту и инстинктивно в то же время, строят свое государство.
В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права:
- признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
- осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
- равенство мужчины и женщины;
- приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
- строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
- запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.
Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:
личные (гражданские);
политические;
социально-экономические, культурные.
Личные права и свободы человека обеспечивают самостоятельность и относительную свободу человека как члена гражданского общества. Эти права изначально имеют статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могут быть объектом притязаний государства. Соблюдение личных прав является необходимым условием при формировании демократического политического режима в государстве
К числу личных прав человека относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни), право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни и др. В числе личных прав называются также право на неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком и т.д.
К числу личных прав человека относятся социальные права: свобода совести и свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право на информацию, право на бесплатную медицину. При этом не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Все указанные права и многие другие социальные нормы закреплены в конституции государства, а выполняются они или нет, это предмет для размышления социологов и защитников прав человека на разных уровнях. И здесь существует некий приоритет во всех поступающих жалобах на нарушение прав человека связанных с учениями о конечности мира и человека, о вариантах «исхода» мировой истории, наличного бытия определяемого в правах и свободах человека как свобода совести.
Свобода совести включает в себя и свободу вероисповедания, т.е. право быть верующим или неверующим, выбирать или менять свою веру и именно здесь происходят позиционные бои с участием государства и правозащитников. У каждого человека есть право на мировоззренческий выбор и это право выше государства, религии или иного инструмента давления. Однако свобода личности предполагает зрелость человека, его способность принимать решения, брать на себя ответственность, способность критически оценивать окружающую действительность.
Мифическая и религиозная традиции формирующие идеологию общества представляют преимущественно сюжетно-образные, символические варианты эсхатологии (разные варианты мифов). Философские учения, включающие эсхатологические мотивы, так же опираются на определенный тип мифической или религиозной эсхатологии. Здесь происходит осмысление символов, образов, персонажей в соответствии с основополагающими метафизическими, концепциями формирующее нравственные устои общества.
Как говорилось уже, метафизика социальная обнаруживает социальное бытие людей и вещей за рамками их пространственного, телесного проявления и взаимодействия, где человек «видит» на уровне чувственных восприятий. Тезис Протагора о том, что человек есть мера всех вещей, остается открытым в вопросе о роли человека в создании или выявлении мерности бытия и духовно-теоретическую необходимость существования метафизики подобного рода.
Благодаря самосознанию человек как мыслящее существо («Я мыслю»), способен постигать сакральные истины веры, надежды и любви, «органом» этого постижения служит человеческое сердце. Человек с рождения и до гробовой доски погружен в генерируемую семьей, родом, племенем и государством систему сакрального посредством идеологии. Сохранение священного отношения к предмету культа в первую очередь обеспечивается совестью верующего, который ценит святыню больше собственной жизни.
Сакральное в теологии означает подчиненное Богу. Церковь и государство вырабатывают сложную и тонкую систему защиты всех форм общественной жизни и отношения людей к базовым идеалам сложившейся культуры. Здесь и появляются разные точки зрения о состоянии свободы совести в России, утверждающие, например что «реализация свободы совести в современной России находится в глубочайшем системном кризисе и имеется место многочисленных нарушений свободы вероисповедания».
Однако при детальном рассмотрении данного утверждения можно отметить, что это не так, и к традиционным источникам вероисповедания это не относится. Обиды на притеснения высказывают в основном представители религий «новоделов» и различных сект, в том числе и претендующих на звание философских и экуминистических учений. У которых непонятна концепция образования и идеология, кроме утверждения личной свободы.
Например, в интернете есть обобщение рассуждений апостола Павла о свободе совести, которые свели к единому предложению: «Для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» Здесь можно ответить таким образом: «Для того чтобы твоя свобода не мешала жить мне и другим членам общества. Для того чтобы она не опасна была для государства, когда мы видим, как свобода совести в некоторых европейских государствах доведена до абсурда и часто противоречит самому естеству человека.
И в данном случае свобода совести человека ограничена нравственными критериями государственной морали, где душа и вера есть основа жизни, тот раствор, который обеспечивает прочность общественного строя. По принципам равенства, когда свобода одного человека, кончается там, где начинается свобода другого человека. У троглодитов, людоедов, ацтеков и язычников Карфагена убивающих собственных детей тоже были какие-то свободы понимаемые только ими.
Поэтому общество и предпочитает иметь рядом с собой привычные религии с понятными каноническими текстами. Например, в основных религиозных конфессиях Христианстве, Исламе и Буддизме основополагающие учения имеют аналогии и не противоречат обозначенным в конституции позициям в области защиты прав человека:
1. Не убивай.
2. Не кради.
3. Не совершай прелюбодеяния.
4. Не лги.
5. Не злословь.
6. Не говори грубо.
7. Не занимайся праздными разговорами.
8. Не домогайся чужой собственности.
9. Не проявляй ненависти.
10. Мысли праведно.
Обсуждения Свобода совести