В России одним из судов над неодушевленным предметом был суд за политическую провинность над колоколом из Углича, которому по приговору суда вырвали язык, отрубили ухо и пороли плетями. Колокол был виновен в том, что своим звоном созывал народ 15 мая 1581 года, когда зарезали наследника престола, младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия.
Затем колокол был сослан в Сибирь и его на веревках волоком тащили за партией ссыльных угличан взбунтовавшихся по его призыву. Много лет спустя по просьбе угличан мятежный колокол был возвращен из ссылки назад в Углич и водружен на одной из колоколен. Набатный звон колокола вносил раздражение многим представителям власти, которые в свою очередь издавали указы о снятии колоколов с колоколен.
Подобно персидскому царю Артаксерксу русский царь Борис Годунов так же отличился выбором не совсем обычного наказания. Когда царю Борису донесли, например, о том, что князь Бельский в домашних условиях величает себя царем, Годунов разорил его и отправил в тюрьму. А затем подверг его позорному наказанию, поручив одному из своих иностранных врачей вырвать у Бельского по волоску всю его длинную бороду.
Высокопоставленные нарушители законности в России по царскому приказу несли свое наказание: «выдача головой», когда дьяк или подьячий вел «выдаваемого головою» пешком (что уже было бесчестием) во двор соперника, ставил его на нижнем крыльце и объявлял, что царь выдает такого-то головой.
"Пожалованный" бил царю челом за милость и дарил дьяка или подьячего подарками, а выданного себе головою отпускал домой, не позволяя ему садиться на лошадь у себя на дворе.
"Выданный головой", обыкновенно при этом ругался всеми способами, а пожалованный не обращал на это никакого внимания. Иногда царь за ослушание, кроме выдачи головой, приказывал наказывать виновного батогами. Вот так и жили, соблюдая общий интерес: Один, «бил челом», - а другому, били по этому «челу», восстанавливая законность и справедливость.
Частые разногласия, происходящие между современными депутатами, когда они не стесняясь присутствия представителей средств массовой информации, устраивают публичные драки, имеют, как оказалось дальнюю основу. В разных исторических материалах есть сведения, показывающие, как близкие к царю люди, почти на глазах его ругались и дрались между собой и не смущались тем, когда их били по щекам или батогами.
Так, например, одного, по имени Леонтьева, за жалобу на князя Гагарина думный дьяк бил по щекам. А другого, Чихачева, за жалобу на князя Шаховского бояре приговорили высечь кнутом, но думный дьяк Луговский и боярин Иван Никитич Романов сами собственноручно тут же, во дворце, отколотили его палками (возможно описанное административное наказание принесло бы наибольший эффект в нынешнее время, когда государство никак не может найти управу на заворовавшихся чиновников – авт.)
Палками били и мелкопоместных дворян задолжавших кому-либо денежные средства. Некоторые из них хотя и владели имениями, но соглашались подвергать себя правежу и позволять себя бить палками, не желая отдать за долги свое имуществ. И правительство приняло решение, чтобы таких должников не держать на правеже более месяца, а сыскивать долги на их имениях.
Столь популярные в истории Европейского права Ордалии (суд Божий) на Руси не прижились из-за отсутствия движущего фактора - инквизиции и исполнялись в народе с большими искажениями. Одним из примеров описания «Божьего суда» мы можем увидеть в произведении Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове», когда даже царь не в праве был отказать в разрешении спора поединком.
В целом церковь отрицательно относилась к ордалиям, видя в них пережитки язычества, которые выражались, например, в следующих действиях жителей сельской местности, при появлении признаков страшных болезней. Существовали такие обычаи, когда женщины запахивали спряденную нить вокруг деревни или слободы и в том месте, где сойдутся оба конца нити, зарывали черного петуха и черную кошку.
Подобные шествия возглавляли две беременные женщины, одна из которых должна родить мальчика, а другая девочку. Женщины сами тащили на себе соху, которой запахивали нить в землю. Женщины, участвующие в таких ритуалах, были в одних нижних рубахах или совсем без одежды и попавшегося во время шествия на глаза мужика могли просто убить.
Впоследствии подобные шествия заменены молебном и крестным ходом, когда с молитвой народ обходит свое поселение с просьбой ко Всевышнему освободить их от какой-либо напасти. Молебен и арестный ход стали традиционным средством борьбы человека с природными катаклизмами, болезнями, нашествием насекомых и других неприятностей.
В данном случае церковное песнопение (молебен) по своему назначению аналогично европейскому суду над животными, насекомыми и разными природными образованиями. Оба просителя в данном случае обращаются к одному и тому же источнику власти, - Суду Божьему, который в зависимости от ситуации и судит просителя.
Подобно персидскому царю Артаксерксу русский царь Борис Годунов так же отличился выбором не совсем обычного наказания. Когда царю Борису донесли, например, о том, что князь Бельский в домашних условиях величает себя царем, Годунов разорил его и отправил в тюрьму. А затем подверг его позорному наказанию, поручив одному из своих иностранных врачей вырвать у Бельского по волоску всю его длинную бороду.
Высокопоставленные нарушители законности в России по царскому приказу несли свое наказание: «выдача головой», когда дьяк или подьячий вел «выдаваемого головою» пешком (что уже было бесчестием) во двор соперника, ставил его на нижнем крыльце и объявлял, что царь выдает такого-то головой.
"Пожалованный" бил царю челом за милость и дарил дьяка или подьячего подарками, а выданного себе головою отпускал домой, не позволяя ему садиться на лошадь у себя на дворе.
"Выданный головой", обыкновенно при этом ругался всеми способами, а пожалованный не обращал на это никакого внимания. Иногда царь за ослушание, кроме выдачи головой, приказывал наказывать виновного батогами. Вот так и жили, соблюдая общий интерес: Один, «бил челом», - а другому, били по этому «челу», восстанавливая законность и справедливость.
Частые разногласия, происходящие между современными депутатами, когда они не стесняясь присутствия представителей средств массовой информации, устраивают публичные драки, имеют, как оказалось дальнюю основу. В разных исторических материалах есть сведения, показывающие, как близкие к царю люди, почти на глазах его ругались и дрались между собой и не смущались тем, когда их били по щекам или батогами.
Так, например, одного, по имени Леонтьева, за жалобу на князя Гагарина думный дьяк бил по щекам. А другого, Чихачева, за жалобу на князя Шаховского бояре приговорили высечь кнутом, но думный дьяк Луговский и боярин Иван Никитич Романов сами собственноручно тут же, во дворце, отколотили его палками (возможно описанное административное наказание принесло бы наибольший эффект в нынешнее время, когда государство никак не может найти управу на заворовавшихся чиновников – авт.)
Палками били и мелкопоместных дворян задолжавших кому-либо денежные средства. Некоторые из них хотя и владели имениями, но соглашались подвергать себя правежу и позволять себя бить палками, не желая отдать за долги свое имуществ. И правительство приняло решение, чтобы таких должников не держать на правеже более месяца, а сыскивать долги на их имениях.
Столь популярные в истории Европейского права Ордалии (суд Божий) на Руси не прижились из-за отсутствия движущего фактора - инквизиции и исполнялись в народе с большими искажениями. Одним из примеров описания «Божьего суда» мы можем увидеть в произведении Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове», когда даже царь не в праве был отказать в разрешении спора поединком.
В целом церковь отрицательно относилась к ордалиям, видя в них пережитки язычества, которые выражались, например, в следующих действиях жителей сельской местности, при появлении признаков страшных болезней. Существовали такие обычаи, когда женщины запахивали спряденную нить вокруг деревни или слободы и в том месте, где сойдутся оба конца нити, зарывали черного петуха и черную кошку.
Подобные шествия возглавляли две беременные женщины, одна из которых должна родить мальчика, а другая девочку. Женщины сами тащили на себе соху, которой запахивали нить в землю. Женщины, участвующие в таких ритуалах, были в одних нижних рубахах или совсем без одежды и попавшегося во время шествия на глаза мужика могли просто убить.
Впоследствии подобные шествия заменены молебном и крестным ходом, когда с молитвой народ обходит свое поселение с просьбой ко Всевышнему освободить их от какой-либо напасти. Молебен и арестный ход стали традиционным средством борьбы человека с природными катаклизмами, болезнями, нашествием насекомых и других неприятностей.
В данном случае церковное песнопение (молебен) по своему назначению аналогично европейскому суду над животными, насекомыми и разными природными образованиями. Оба просителя в данном случае обращаются к одному и тому же источнику власти, - Суду Божьему, который в зависимости от ситуации и судит просителя.
Обсуждения Суды в древней Руси