Ребе Фишль из Стрихова каждый вечер свершал один и тот же своего рода ритуал - перед сном неизменно выпивал стакан водки. Сначала благословлял доверху наполненный стакан, затем осушал его до дна и громко произносил, обращаясь к Богу: "Ле Хаим(1), Рибоно шел Олам(2)" - "Источник Жизни и Жизнь всего живого!
Доброй ночи, Рибоно шел Олам!" После чего, сполоснув стакан, отправлялся спать.
Когда об этом в городе стали повсюду судачить, ученики попросили своего ребе объяснить им смысл этих странных действий. Ребе Фишль спросил у них:
- Разделяет ли Бог человеческие страдания?
- Да, - ответили хасидим,- нас учили, что Бог страдает страданиями людей.
- А раз так, - продолжил ребе, - значит, Он и радостями нашими радуется? И если б мир получал от страданий своих передышку на ночь, то и Бог мог бы обрести ночной покой, верно?
- Верно, - подтвердили ученики.
- Ну вот, я и желаю Творцу спокойной ночи, помогая Ему отойти ко сну. А Он, в свою очередь, дает отдых всем страждущим мира сего!
1. Ле Хаим - "За жизнь!" Традиционный еврейский тост.
2. Рибоно шел Олам - Господин Вселенной. Обращение к Богу, распространенное у евреев Восточной Европы.
Может ли Бог страдать или радоваться? Не превыше ли Он всего этого? Ответ будет зависеть от того, каким мы Бога видим. Если Он есть Единство всего и вся - а именно так считают хасиды, - тогда Он не чужд радостей и страданий. Фактически, Он испытывает радость и страдание посредством человека, через нас. Как волна есть проявление океана в данной точке времени и пространства, так и ты являешь собой Бога в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, ты - не весь Бог; но весь ты - Бог. Ты - то, как Бог растит детей, выгуливает собаку, гладит кота или выносит мусор. Ты - то, как Он смеется и плачет, торжествует и страдает. Если Бог есть всё, значит, Он - сам ты. И если Бог - это ты, который ведает в своей жизни и радость, и боль, стало быть, Он тоже - через тебя - испытывает то и другое. Ребе Фишль знает это и старается действовать соответственно. Он стремится доставить Богу удовольствие, делая что-то приятное другим людям. Какая замечательная духовная практика! Только представь себе: все твои действия доставляют Творцу Вселенной либо удовольствие, либо боль. Разве не должно тогда делать все возможное, чтобы удовольствие довести до максимума, а боль - до минимума? Разве не нужно стараться, чтобы все твои действия были истинно благими, а не просто разумными и полезными?
Возьми пример с ребе Фишля и придумай какое-нибудь приятное Богу ежедневное приношение, доставляющее Ему чистую радость. Тем самым ты приумножишь радость во всем мире, ибо чем больше удовольствия мир приносит Богу, тем больше удовольствия Он возвращает в мир.
Когда об этом в городе стали повсюду судачить, ученики попросили своего ребе объяснить им смысл этих странных действий. Ребе Фишль спросил у них:
- Разделяет ли Бог человеческие страдания?
- Да, - ответили хасидим,- нас учили, что Бог страдает страданиями людей.
- А раз так, - продолжил ребе, - значит, Он и радостями нашими радуется? И если б мир получал от страданий своих передышку на ночь, то и Бог мог бы обрести ночной покой, верно?
- Верно, - подтвердили ученики.
- Ну вот, я и желаю Творцу спокойной ночи, помогая Ему отойти ко сну. А Он, в свою очередь, дает отдых всем страждущим мира сего!
1. Ле Хаим - "За жизнь!" Традиционный еврейский тост.
2. Рибоно шел Олам - Господин Вселенной. Обращение к Богу, распространенное у евреев Восточной Европы.
Может ли Бог страдать или радоваться? Не превыше ли Он всего этого? Ответ будет зависеть от того, каким мы Бога видим. Если Он есть Единство всего и вся - а именно так считают хасиды, - тогда Он не чужд радостей и страданий. Фактически, Он испытывает радость и страдание посредством человека, через нас. Как волна есть проявление океана в данной точке времени и пространства, так и ты являешь собой Бога в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, ты - не весь Бог; но весь ты - Бог. Ты - то, как Бог растит детей, выгуливает собаку, гладит кота или выносит мусор. Ты - то, как Он смеется и плачет, торжествует и страдает. Если Бог есть всё, значит, Он - сам ты. И если Бог - это ты, который ведает в своей жизни и радость, и боль, стало быть, Он тоже - через тебя - испытывает то и другое. Ребе Фишль знает это и старается действовать соответственно. Он стремится доставить Богу удовольствие, делая что-то приятное другим людям. Какая замечательная духовная практика! Только представь себе: все твои действия доставляют Творцу Вселенной либо удовольствие, либо боль. Разве не должно тогда делать все возможное, чтобы удовольствие довести до максимума, а боль - до минимума? Разве не нужно стараться, чтобы все твои действия были истинно благими, а не просто разумными и полезными?
Возьми пример с ребе Фишля и придумай какое-нибудь приятное Богу ежедневное приношение, доставляющее Ему чистую радость. Тем самым ты приумножишь радость во всем мире, ибо чем больше удовольствия мир приносит Богу, тем больше удовольствия Он возвращает в мир.
Обсуждения Спокойной ночи