Сказка о сложноподчиненном предложении

Сказка о сложноподчиненном предложении.

Как-то раз, в одном небольшом городке, под названием Переделкино, произошел один необычный случай. Мальчик, слывший лентяем и никогда не получавший оценки выше тройки (По-русскому языку)стал вдруг учится лучше отличника Коли Пятеркина -самого умного ученика во всей параллели 9-ых классов. Так как же все это произошло? Интересно? А вот как! Одним солнечным сентябрьским деньком, по дороге от школы до дома медленно брел мальчик, совершенно обыкновенной наружности: рыжие взъерошенные волосы, худенькое лицо, сплошь покрытое веснушками, и зеленые глаза. Вроде бы ничего необычного. Вот мимо мальчишки, весело болтая и смеясь, прошли две его одноклассницы - Оля и Юля. Обогнал его и Димка Колесов с Васькой Горелкиным - своим закадычным другом.

- Эй, Федька! - дружно окликнули они неторопливо бредущего по дороге, рыжего мальчишку. - Ты чего так медленно идешь?

Федя вздохнул и обратив на друзей грустные глаза, ответил:

- Да две двойки по-русскому получил. Домой как-то не хочется.

Ребята засмеялись.
- Так ты хоть чуть-чуть побольше бы на уроках слушал, да правила учил- и не было бы двоек! - заметил кто-то из них.

Федя опять вздохнул и ничего не ответив, засунул руки в джинсы и продолжил свое путешествие до дома.

«Да…по русскому-то ведь у меня совсем дело плохо. Только две недели прошло с начала учебного года, а у меня уже 3 двойки»- уныло думал мальчик-«Так ведь и за четверть можно двойку получить!»- Федя со злостью пнул ногой гальку-«Ну что мне делать, если я ничего не могу понять! Особенно эти сложноподчиненные предложения - кто вообще придумал всю эту ерунду! И без этих глупых правил можно жить!»- едва Федя произнес последнюю фразу, как что-то очень сильно ударило его по голове.

- Ай!- вскрикнул мальчик, схватившись рукой за ушибленное место- Кто это сделал!- крикнул он и быстро оглянулся по сторонам. Но, к его удивлению, никого на улице не было, только где-то вдалеке в песочнице играли дети. Еще больше удивился он, когда взгляну на дорогу он увидел учебник Русского языка, который судя по всему и ударил его по голове.

«Хм…Странно»-задумался он, и прекратив тереть затылок, поднял книгу с земли. Она вдруг раскрылась перед ним как раз на той странице, где были указаны правила написания сложноподчиненных предложений. Секунд 10 он удивленно разглядывал его страницы, но потом, вспомнив что именно за незнание этих самых правил он получил сегодня 2 двойки, Федя со злостью подкинул и пнул учебник.

«Ненавижу!»-почти прорычал он и еще раз пнул книгу.

-Ты так сильно не любишь русский язык? - вдруг негромко раздался рядом с Федей чей-то голос. От неожиданности он даже перестал злиться и оглянулся. Совсем рядом с ним стоял маленький, чуть-чуть сгорбленный старичок с длинной седой бородой и яркими синими глазами. Феде даже сначала показалось, что глаза эти вовсе не старичка, а какого-то ребенка, невероятным образом попавшие к нему.

- Так почему ты не любишь русский язык?- поблескивая своими странными глазами повторил дедушка, глядя прямо на Федю.

-Ну почему не люблю…-замялся тот.
-Как почему? - усмехнулся старичок, -учебник-то вон пинаешь!

-Так…-начал было Федя, но замолк, не зная что ответить и покраснел.

Старичок с укором взглянул на него.
-Пойдем-ка, дружок на лавочку сядем -сказал он и добавил -Там ты мне все и расскажешь.

Сам не зная почему, Федя пошел вслед за дедушкой к деревянной лавке под большим развесистым деревом.

- Ну так что?- вновь пристал старичок к нему, усаживаясь на скамейку- Расскажи, почему учебник-то пинаешь?

Федя тяжело вздохнул.
- Не могу выучить Русский язык, не понимаю я все эти правила…

- Вот значит как?- удивленно вскинув брови, воскликнул дедушка -Русский язык и не понимаешь?

- Да русский язык-то я понимаю!- нетерпеливо добавил Федя.- Я вот с правилами не могу разобраться, а эти сложноподчиненные предложения- ужас просто! Зачем они вообще нужны? Лучше бы их совсем не было!- горячо говорил мальчик, а дедушка внимательно слушал его и с каждым Фединым словом становился все грустнее и грустнее, а когда тот наконец закончил говорить, стал совсем печальным.

- Значит сложноподчиненные предложения терпеть не можешь, да? -мрачновато переспросил дедушка, после небольшой паузы.

- Получается, что да!- согласился Федя.
- И не хочешь, значит, чтоб они вообще были?
- Ну да!
Старичок печально вздохнул.

- А знаешь ли ты, что даже в обычной жизни без сложноподчиненных предложений не обойтись?

Федя засмеялся.
- Ну как же! Да я если захочу, вообще смогу без них прожить, они мне не нужны!

Старичок несколько испуганно взглянул на Федю и потом, снова помрачнев, сказал:

- Ну что ж Федя. Ты так захотел сам, никто тебя не заставлял, никто не принуждал. Пусть будет по-твоему. Отныне, я тебя заклинаю, ни произносить, ни писать сложноподчиненные предложения ты не будешь, и даже если захочешь- то все равно не сможешь. Попробуй-ка пожить без сложноподчиненных предложений!

Федя удивленно моргал, глядя на старика, не совсем понимая что и почему он говорит.

- А об уроках русского языка не беспокойся- продолжал он- никто тебя учить правила по сложноподчиненным предложениям заставлять не будет. Радуйся -ты ведь этого хотел.- прибавил старичок и отвернулся.

Федя уставился на него.
- Так вы что это, вы волшебник что- ли? Да?
Дедушка беззвучно кивнул.
Федя от радости не знал что и сказать. Надо же! Настоящий волшебник! И он выполнил его, Федькино желание!

- Спасибо!- крикнул мальчик старичку вскочив со скамейки- Спасибо!- и радостно засмеявшись Федя почти вприпрыжку помчался домой. Какое счастье! Больше никаких мучений! Никаких правил! Урра!

В миг Федя домчался до дома, а на следующий день с прекрасным настроением отправился в школу. Первым уроком у него был русский язык. Совершенно не волнуясь зашел Федя в класс- старичок сказал, что его не спросят и поэтому когда прозвенел звонок на урок, на парте у Феди не было даже учебника. «Зачем он мне?»- думал мальчик- «Мне теперь и учить то ничего не надо!». И вправду, на уроке его не спросили. Но вот прошел один день, следующие, и оптимизма у Феди поубавилось. Обычно он целыми переменами разговаривал с одноклассниками, обсуждал разные интересные вещи. Вчера Федя посмотрел новый фильм и конечно торопился поделиться впечатлениями с друзьями.

- Привет, ребята!- весело улыбнулся Федя, подходя к группе одноклассников, кучкой сидевших у окна.- А я вчера новый фильм посмотрел!

- Правда?- оживились мальчишки- и как тебе? Спецэффектов много? А сюжет какой?- затараторили они перебивая друг друга. Всем было интересно узнать, что же происходило в новом фильме.

- Супер!- отозвался Федя- А сюжет очень интересный! Хотите расскажу?

- Конечно! Давай скорее!- нетерпеливо загалдели ребята.

- Ну так вот…- и раскрыв рот, чтобы начать свой рассказ, Федя вдруг неожиданно замолк. В голове крутилась фраза: «Один молодой парень, который служил в армии, заболел при загадочных обстоятельствах…»

- Но как им силился Федя произнести это предложение- он ничего не мог сказать, только рот разевал.

- Что с тобой?- удивились мальчишки.
И тут Федя вспомнил, что сложноподчиненное предложение он ни произносить, ни писать не может.

«Хм… Ладно!»- подумал он- «Объясню по-другому!» И успокоив друзей, что с ним все в порядке, начал снова, но уже не употребляя сложноподчиненное предложение в своей речи.

- Молодой парень служил в армии. Стал чем-то болеть. Его никто не мог вылечить. Тогда он сбежал с оружием. Он хотел отомстить доктору. Парень считал его виноватым…- продолжая в том же духе Федя через некоторое время заметил, что друзья-то его вовсе не слушают, а некоторые и совсем отвернулись.

«Почему им неинтересно?»- удивлялся Федя, но продолжал рассказывать. И вот, на самом, как казалось Феде интересном месте, один из его одноклассников сказал:

- Ладно Федя, дальше не рассказывай. Что-то не очень интересный фильм.

- Как? –воскликнул Федя- он очень интересный!
- Но по-твоему рассказу, мне он показался совсем неинтересным. – И поднявшись со своего места, мальчишки разбрелись по классу.

«Ну и пусть!» - Обидчиво хмыкнул носом Федя- «не хотите слушать и не надо!»

И сначала он не придал этому большого значения, но когда такая же история стала повторятся изо дня в день, он приуныл. Друзья уже не хотели слушать его рассказы о фильмах, новостях, играх. Девочки тоже перестали с ним разговаривать. Всем стало неинтересно общаться с Федей, который на все вопросы, просьбы рассказать что-то, объяснить, отвечал монотонно, короткими, словно рубленными предложениями, а иногда и не отвечал совсем. Загрустил Федя, но старался приободрить себя тем, что ему хотя бы не нужно ничего учить и никто его на уроках русского языка, никогда не спрашивает. Утешал он себя так неделю, вторую, месяц. Но вот наступил октябрь. На улице немного похолодало, и солнышко уже не выглядывало так часто как раньше. Федя жил как обычно за исключением лишь того, что друзей у него не стало и он почти все время был один. Но теперь его больше заботило другое – совсем скоро должна была начаться олимпиада по истории, общешкольная. Победителю вручалась поездка в Москву, с посещением всех культурных и исторических памятников этого города. Как же Федя мечтал заполучить этот приз! К счастью, историю Федя любил и хорошо в ней разбирался. История была единственным предметом по которому у него всегда стояла твердая четверка и даже пару раз выходила пять. И вот назначенный день настал. Федя тщательно готовился перечитывал все учебники по истории, энциклопедии и теперь ему предстояло применить все свои знания на практике. В олимпиаде участвовало человек 20. Все они сидели за партами поодиночке и решали тесты. Тщательно обдумывая каждый вопрос, проверяя все по нескольку раз Федя закончил решение и сдал бланк с заполненными ответами. В течении двух дней, пока проверяли тесты, он ходил сам не свой. Безумно волновался и переживал: получит он приз или нет? Больше всех шансов было конечно у Коли Пятеркина, но Федя не оставлял надежду. К середине второго дня всех участников олимпиады пригласили в класс для объявления результатов. Федю даже немного трясло, когда директор зачитывал результаты:

- Кошкина Лена- 3 место, Солнцев Дима- 2 место, ну и победителям стал, вернее стали Федя Уткин и Коля Пятеркин!

Федя сначала чуть с ума от радости не сошел, но услышав имя Коли Пятеркина, недоуменно уставился на директора.

- Понимаете- объяснял тот- Федя и Коля набрали одинаковое количество баллов и определить победителя мы не смогли, хотя…-директор задумался. К нему на цыпочках подошел заместитель и что-то тихо шепнул. Лицо директора просияло.

- Хотя нет! Я знаю как определить победителя!- воскликнул он- Коля и Федя подойдите ко мне!

Федя поднялся со стула и на ватных ногах подошел к директору. Так же к директору подошел и Коля Пятеркин.

- Ребята!- обратился директор ко всем ученикам- согласны ли вы, что тот кто будет победителем нашей олимпиады должен знать на отлично не только историю?

- А что еще?- спросил кто-то из класса
-А какой предмет теснейшим образом связан с историей?- лукаво улыбаясь, спросил директор и через секунду сам же ответил- Русский язык!А значит мы определим победителя так: зададим вопрос из области русского языка нашим претендентам на победу. Кто быстрее и правильней ответит- тот и победитель!

Ребята одобрительно зашумели, Коля самодовольно улыбнулся, а Федя словно окаменел. Стоял как столб с остекленевшими глазами, и не шевелился.

«Я проиграл…»- вертелось у него в голове- «Я ничего не знаю о русском языке, ничегошеньки…А особенно о сложноподчиненных предложениях. Только бы вопрос не был связан с ними!»

- Ну, начнем!- радостно заявил директор- Вопрос будет по теме «сложноподчиненные предложения…»

Федя едва удержался на ногах. «Нет,нет…Этого не может быть! Это просто проклятье! Я проиграл…»

- Итак- продолжал директор- скажите где в предложении «над долиной, где мы ехали,спустились тучи» находится придаточная часть? Ответ озвучте.

- Я знаю ответ!- почти сразу выкрикнул Коля Пятеркин, а Федя невидящими глазами смотрел на все, что происходит вокруг. Он ничего не знает, потому что ничего не хотел учить. Он проиграл…

- И какой же ответ?- поинтересовался директор у Коли

- Придаточная часть, выделяющаяся с двух сторон запятыми- «где мы ехали»

- Правильно!- радостно воскликнул директор- Итак победитель Коля Пятеркин! И он получает главный приз! Поаплодируем ему!

Все захлопали и весело зашумев, окружили Колю, осыпая поздравлениями и похвалами, а Федя, едва сдерживая слезы, выбежал из школы. Он даже не видел куда бежал, да и ему было все равно. Набегавшие слезы застилали глаза, но Федя тут же вытирал их. Обида душила его- ведь он так хотел получить главный приз! – но мальчишка заставлял себя проглатывать ее. Однако как ни старался он перетерпеть все это, все равно не смог. Опустившись на какую то лавочку Федя тихо заплакал, закрыв лицо руками. И плакал он уже не только из-за потерянного приза, а из-за всего. Из-за того, что ребята с ним не общаются, из-за того, что он не может ничего рассказать и еще он плакал из-за своей глупости, которую осознал только сйчас.

- Ведь пренебрегая русским языком, он не только не стал жить легче, а совсем наоборот – испортил себе всю жизнь, и проиграл тоже только по собственной глупости.

-Почему ты плачешь, Федя, ведь твое желание исполнилось.

Федя поднял покрасневшие глаза и увидел …..Волшебника! Да-да!Того самого старичка с яркими синими глазами, который встретился ему в сентябре.

-Это вы! – не веря своим глазам, прошептал Федя. –Простите, простите меня пожалуйста! Я только сейчас понял какую ошибку совершил, когда просил вас избавить меня от сложноподчиненного предложения . Я обещаю, -искренне раскаивался он,- честно- честно обещаю учить все правила и делать все упражнения по русскому языку! Только умоляю вас- верните все обратно.Старичок улыбнулся и добрым взглядом посмотрел на Федю, совсем не так как тогда в сентябре.

-Я вижу , что ты все понял, Федя – заговорил он мягкими спокойным голосом- А это самое главное. Теперь я точно знаю – ты никогда не станешь тем лентяем, каким был прежде. Я сниму с тебя заклятие. Федя радостно затрепетал и впервые за долгое время почувствовал себя счастливым.

-Спасибо! – тихо сказал он и его зеленые глаза также засияли благодарностью. Я запомню этот урок на всю жизнь! Волшебник опять улыбнулся и хлопнув в ладони, растворился в воздухе, Федя же вдохнув полной грудью, спокойно и уверенно зашагал по дороге домой. А на следующий год, выиграл олимпиаду по истории и троек по русскому, и по другим предметам, больше не имел.
×

По теме Сказка о сложноподчиненном предложении

Сказка решившая сбыться Начало

Что делает женщина, когда у неё на сердце грусть – тоска? А когда радость? Да ещё и на карточке полное счастье в виде поступившей зарплаты с солидной премией? Правильно! Устраивает...

Сказка о Плохом скрипаче и поросенке

- Вроде никого, подумал Плохой Скрипач, вслушиваясь в окружающую его ночную тишину, и легкий ветер с едва заметными вкрапинками пошевеливающихся листьев в причудливо расплывчатых...

Сказка о печальном волшебнике или как тоскливо одному

Знаете ли Вы, почему сказки рассказывают только старики? Потому что сказка – это самое мудрое в мире! Ведь все проходит, и только истинные сказки остаются… Сказка – это мудрость...

Сказка про лешего, который смог стать человеком

В одном страшном до жути Заколдованном лесу, где водилась всякая нечисть, жила-была злющая-презлющая, вредная-превредная кикимора. Однажды она познакомилась с одним лешим в надежде...

Сказка из Книги о домовёнке Гришане

Сквозь дремоту девочка почувствовала лёгкое прикосновение. Она приоткрыла глаза и увидела возле себя искристое облачко. Оно едва дотронулось до её руки и отплыло в сторону. Девочка...

Сказка про бутылку, которая сумела вместить в себя цело

Сказка про бутылку, которая сумела вместить в себя целое море – Расскажи мне сказку, папа. – Уже поздно, Артур. Тебе пора спать. – Ты же сам говорил, что для сказки никогда не...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты