Глава 8. Вертолетная экскурсия
Вертолетная площадка представляла большую поляну, которая ничем не отличалась от многих других. С таким же успехом все соседние поляны могли бы называться вертолетными площадками, потому что и на них мог ли бы садиться вертолеты. Но не садились...
Вы спросите: почему? Да потому что рядом с поляной, на которую садились вертолеты, стоял домик, каких не было больше в городе. Впрочем, дело скорее не в самом домике, поскольку как домик он тоже ничем не выделялся. Отличался он только вывеской, на которой большими буквами было написано:
СТРОИТЕЛЬНО-РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НОМЕР 1
Как вы догадываетесь, никакого второго, ни тем более третьего аналогичного управления в Кукушкино не имелось. Вполне хватало и одного. А если бы и не хватало, то можно было бы набрать новых сотрудников, в крайнем случае, занять еще один домик. Например, школа занимает четыре домика, но все это одна школа.
Так что второе управление для небольшого городка было бы явно излишним. Это очевидно. Сейчас очевидно. Но может быть, мы еще дойдем до одной истории, после которой это действительно стало очевидно кукушкинцам.
А пока вас, наверное, интересует, почему поляна, именуемая в народе вертолетной площадкой, расположена рядом со строительно-разрушительным управлением, а не с мэрией или каким-то другим более важным учреждением. Дело в том, что именно работникам управления, инженерам, строителям, разрушителям, приходилось летать на объекты, расположенные далеко от города. А остальные жители, как правило, проводили всю жизнь в городе, и ездить им было некуда. Впрочем, если кому-то могло понадобиться отбыть в дальние края, например, работникам мэрии, то им не составляло труда прийти к строительно-разрушительному управлению, благо мэрия находилась практически рядом с управлением. Да и весь город был не столь велик, чтобы его трудно было пройти из конца в конец, да еще несколько раз.
Вот и теперь на поляне перед управлением толпилось непривычно много народу, среди которого, в отличие от обычного, сновало немало детей. Впрочем, далеко не все они собирались лететь на вертолете. Например, мама Кати и Андрея зашла сюда, чтобы проводить детей. Хотя ее собственная работа имела самое прямое отношение к строительно-разрушительным работам, но на объекты она обычно не вылетала. Мы еще узнаем, чем занималась мама наших героев.
А вот папа Кати и Андрея работал оператором строительно-разрушительной техники и действительно отправлялся на новый объект. То есть это для него объект был новым. А для тех его коллег, которые уже находились на объекте, этот объект, конечно, не был новым. Если же говорить о самом объекте, с которым мы еще познакомимся, то о его новизне и вовсе нет смысла говорить.
В небе послышался грохот.
- Дети, дети, все отошли под деревья, быстрее, быстрее! - Распоряжалась Мария Ивановна.
Поляна освободилась, и на нее медленно опустилась большая винтокрылая машина. Открылась дверь, выдвинулся трап. Одни взрослые принялись что-то выносить, другие что-то вносить. Дети все это время стояли в стороне, с удивлением взирая на непривычную картину. Рядом кудахтали кое-кто из родителей.
- За мной! Парами! - Наконец скомандовала учительница.
Лавируя среди ящиков, которые еще не успели убрать с поляны, процессия успешно достигла вертолета и стала медленно вливаться в темный проем.
Впрочем, в салоне оказалось светло и уютно. Дети немедленно приложили носы к иллюминаторам и увидели ту же поляну, но в другом ракурсе, с родителями, которые принялись махать руками на прощание.
Машина загудела и не спеша оторвалась от земли. Поляна стала уменьшаться, а деревья превратились в зеленый ковер, в котором из-за густой листвы совершенно невозможно было разобрать, где кончается одно дерево и начинается другое.
- Почему ничего не видно? - Спросили некоторые.
Учительница глянула в окно, дабы убедиться, что лес не пропал, и они случайно не оказались в космосе. Но лес оказался на месте. Потом она проверила другие иллюминаторы, но все было в порядке, по крайней мере, с ее точки зрения.
Зеленое море внизу не кончалась, и Мария Ивановна поняла, что собственно смотреть пока не на что. Но вдруг внизу сверкнули голубые блюдца с неровными краями.
- Что это? Что это? - Сразу возник неподдельный интерес.
- Это болото. - Важно объяснила учительница. - Между прочим, это предмет гордости нашего города. Мало, какой город может похвастаться хотя бы своим озером. А мы сумели довести наше озеро аж до стадии болота! Правда, несколько чистых окон еще осталось. Но скоро и они зарастут.
Дети совсем не знали, что такое болото или озеро, а уж тем более не разделяли гордость горожан. Но приняли к сведению. Раз гордятся взрослые, то, наверное, всем положено гордиться. Только непонятно, почему...
Но спрашивать было некогда, так как внизу показалась ровная блестящая линия, и прямо на нее стал снижаться вертолет.
- Это один из объектов нашего управления. - Пояснила учительница. - Здесь выйдут рабочие и операторы, а мы потом полетим дальше.
Папа Кати и Андрея прошагал мимо кресел, потрепал своих по головам и направился к выходу.
- Мы тоже, тоже хотим посмотреть объект! - Закричали все хором.
- Конечно, конечно. На то и экскурсия. - Вовсе не возражала учительница, чего дети ожидали менее всего.
Всей гурьбой высыпали наружу. Под ногами было что-то темное, чуть размякшее на солнцепеке.
- Это - асфальт. - Объяснила Мария Ивановна. - Здесь единственное место в окрестностях нашего города, где его еще можно увидеть... А вот трогать не обязательно!
Но дети уже успели приложить свои ручонки.
- Немедленно уберите руки!
Кое-кто принялся разглядывать грязные следы, оставшиеся на ладонях.
- Прилипает. - То ли спрашивали, то ли просто сообщали результаты наблюдений юные исследователи.
- Какой кошмар! - Раскричалась учительница. - Я и глазом моргнуть не успела, а вы уже все вывозились.
Впрочем, это было явным преувеличением, но спорить предусмотрительно никто не стал. Да и некогда было спорить. Оказалось, что по этому асфальту здорово бегать, хоть он иногда и прилипает.
- Ну, куда же вы все разбежались-то! - Учительница в изнеможении опустила руки.
Впрочем, ловить детей ей не пришлось. Добежав до конца асфальта, они разом остановились перед большой урчащей машиной. Сразу эту машину было не видно, так как ее верх располагался почти вровень с поверхностью.
Машина медленно вгрызалась в асфальт и... поедала его.
Ничего подобно детям в жизни видеть не приходилось.
- Отличная техника! - Послышался мужской голос, в котором Катя и Андрей сразу узнали папин.
Тут они разглядели еще несколько взрослых, которые копошились рядом.
Удивление не сходило с детских лиц, но экскурсанты даже не знали что спросить.
- Здесь происходит ликвидация скоростного шоссе. - Наконец объяснила подошедшая учительница. - Больше от меня не убегайте! Здесь вам не спортплощадка, а промышленное производство. Я на себя такую ответственность взвалила, а вы ничего не понимаете в ответственности!
- Да. - Подтвердил папа наших героев. - Наше управление уже выполнило здесь огромный объем разрушительных работ. И если бы было другое управление и если бы мы с ним соревновались, то наверняка его обогнали бы! Но и так видно, сколько за нами свежих саженцев. Вон, до горизонта! Это все наша работа. А дороге скоро придет конец. Ну ее к лешему!
- Куда девается земля, которую съела машина? - Догадался спросить Кацман.
- Земля размельчается и уходит вот по тому трубопроводу.
- А куда уходит трубопровод? - Уже хором спросили дети, только сейчас разглядев слегка пульсирующую трубу, выходящую из другого конца машины.
- Грунт и асфальт направляются в глубокие шахты, которые остались с прежних времен в десяти километрах отсюда.
- А что такое шахты?
- Это такие подземные выработки.
- А что такое подземные выработки?
- Не задавайте слишком много вопросов. - Подключилась учительница. - Людям работать надо. Я потом на уроках вам все расскажу. А если вы все тут узнаете, то что же я потом буду рассказывать?
Дети хотели подойти поближе, даже пощупать невиданный урчащий агрегат, но взрослые совместными усилиями сумели остановить их на безопасном расстоянии, и постепенно интерес к агрегату угас.
- Садитесь все в вертолет. - Командовала учительница. - Нас ждет еще много интересного.
И дети с визгом помчались к воздушному судну.
Вертолет взмыл вверх, и строители помахали ему вслед.
Глава 9. Урок над облаками
Довольно долго внизу ничего не менялось. А может быть, потому и кажется, что долго, из-за того, что ничего не меняется?
- Зачем они деревья садят, когда леса и так навалом? - Поинтересовалась Леля. - Я еще понимаю, если бы разные деревья, для красоты, для разнообразия. А они втыкают совершенно одинаковые ветки.
- Интересный вопрос. - Оживилась учительница. - Скажите, дети, кто-нибудь знает, зачем нужен лес?
- В нем ягоды растут! И бананы. И финики. И арбузы... - Послышались разные голоса.
- А еще? - Загадочно улыбнулась учительница.
- Я знаю. - Шепнул Андрей девочке, которая не выпускала из рук зеркальца. - Он дает то, чем мы дышим.
- Неужели никто не знает?
- Это же элементарно. - Сказал Кацман. - Он вырабатывает кислород.
- Молодец. - Сказала учительница.
А Кацман сделал вид, что ему все равно, и может быть, он даже сам справился бы с обязанностями экскурсовода.
- Что же ты не сказал? - Поинтересовалась у Андрея девочка с зеркальцем.
- Вот еще! - Объяснил Андрей. - Больно надо!
- Правильно. - Принялась проповедовать учительница. - Все мы с вами дышим кислородом, который нам дают деревья.
- Неужели мы успеваем столько вдохнуть? - Удивилась Леля.
- Видишь ли... - Замялась учительница. - Им дышат еще птицы и звери, но большая часть кислорода летает просто так...
- Без всякой пользы? - Не унималась Леля.
- От него еще костер горит. - Влез Сидоров и оглядел всех торжествующим взглядом.
- И пожары от него. - Добавил Кацман.
- Тем более! - Сказала Леля. - Надо выдать каждому по порции и не заниматься таким безобразным расточительством!
Учительница захлопала глазами. Но дети за словом в карман не полезли.
- Во что тебе порцию наливать? В карман или в портфель? В скафандре жить захотела? Не удобно будет бегать в скафандре-то. И ягоды лопать неудобно будет...
- Все равно, я не поняла, зачем так много кислорода. Его что, не хватает?
Но учительница уже успела сориентироваться:
- Да, дети! На нашей планете катастрофически не хватает кислорода. От деревьев поступает только малая часть кислорода. А в основном он вырабатывается на больших заводах из воды.
- Тем более! - Влезла Леля. - Если можно из воды, то зачем столько деревьев.
- Видите ли, дети! На нашей планете воды тоже катастрофически не хватает.
- А океаны? - Спросили сразу несколько человек.
- Видите ли, дети. Вода в океанах отравлена. Она настолько ядовита, что даже одной ее капли достаточно, чтобы убить человека. Чтобы получить из нее хотя бы кислород, воду сначала надо очистить, а это очень трудоемкое занятие, требующее большого количества энергии.
- Разве энергии не достаточно? - Спросил Кацман.
- Энергии, к счастью, достаточно. Но именно из-за нее в прежние века произошел перегрев планеты. Поэтому проблема не в энергии, а наоборот, задача в том, чтобы использовать как можно меньше энергии... Ну, это для вас пока слишком сложно...
- Что вы, что вы. - Сказал Кацман. - В самый раз. А кто не хочет, может не слушать.
- Тогда скажу еще самым грамотным, что есть и другая причина, по которой нельзя вырабатывать слишком много кислорода. Чем больше кислорода в атмосфере, тем сильнее разгораются пожары в Антарктиде и многих других местах планеты. Как раз для тушения пожаров хорошо было бы полностью изъять кислород из воздуха. Но этого, конечно, нельзя делать, так как погибнет почти все живое и радоваться потушенным пожарам будет некому.
- Очень интересно. - Сказала Леля. - Прямо за душу берет.
- Должна сказать, - продолжила учительница, - что уровень кислорода сейчас намного ниже, чем в прошлые века, но наши организмы уже привыкли. Часть кислорода мы получаем через специально выведенные для нас фрукты и ягоды. Но если бы люди прошлых веков случайно попали к нам, то они неминуемо задохнулись бы.
- А если бы мы к ним попали? - Не удержался Андрей. - Ну в прошлые века...
- Э-э-э... Я как-то не задавалась таким вопросом. Но думаю, что ничего страшного не произошло бы. Это в отношении кислорода. Но в те времена мир был наводнен страшными микробами. Боюсь, что наши организмы не смогли бы долго продержаться в тех условиях.
- Значит, раньше хуже было?
- Да как вам сказать... Есть разные точки зрения...
- Ой, смотрите! - Раздались голоса. - Лес кончился. Смотрите, какая желтая земля...
- Это пустыня. - Объяснила Мария Ивановна. - Пустыни занимают значительную часть земной поверхности. Но это еще не самое худшее... Скоро сюда завезут плодородную почву и тоже посадят лес.
- Какой унылый пейзаж. А куда мы летим, Марьванна?
- Мы летим к установкам по искусственному регулированию климата.
- Они такие же урчащие, как на шоссе?
- Нет, они находятся глубоко под землей. И сами машины вы не увидите. Но вы увидите, как они работают, результат их деятельности. Потрясающее зрелище!
- Но мы ничего не видим.
- Еще рано. В ту сторону смотрите. Скоро увидите.
- Там какие-то волны и круги в небе... И облака как будто кипят..
- Вот-вот. Мы почти у цели.
- Ой, как красиво... А что это такое?
- Это всего лишь воздушные потоки. Установки работают в двух режимах: либо втягивают в себя воздух, либо, наоборот, выпускают, но уже нужной температуры и влажности. Люди пока не могут регулировать климат целиком на планете, но все подобные установки позволяют преградить путь нежелательным явлениям в атмосфере. А в отдельных районах удается создавать благоприятные условия независимо от любых природных катаклизмов.
- А почему мы повернули в сторону? Мы не полетим к тем пушистым облакам?
- Там летать небезопасно из-за сильных воздушных потоков.
- Значит, дальше никто не летает?
- Отчего же? Установки можно временно отключить, да и вообще подняться повыше. Но с детьми подлетать ближе категорически запрещено.
- Опять запрещено... А что там дальше за этой стеной?
- Через сто километров отсюда есть еще длинная цепь установок, потом еще... И так вплоть до Ледовитого океана.
- Там тоже лес? Или пустыня?
- Кажется, пустыня. - Неуверенно сказала учительница.
- А мы можем хотя бы здесь подняться повыше? Может быть, что-нибудь разглядим за этой стеной?
- Подождите, я спрошу у пилотов.
Учительница ушла к кабине пилотов. Но не успела она возвратиться, как к великой радости детей земля внизу стала быстро удаляться.
- Там какие-то огромные кучи. - Возвестил кто-то глазастый.
- Там нет леса. - Сообщили другие. - Но там нет и пустыни.
- Это горы из металла и мусора. - Без энтузиазма сообщила учительница.
- Там никто не живет?
- Постоянно нет. Но регулярно осматривают. Чтобы не загорелось.
- Разве само может загореться?
- Да, может само. Для профилактики эти горы обрабатывают разными составами, но все равно иногда они загораются. Когда-нибудь и там расцветут леса, но до этого еще далеко...
- Разве металл горит?
- Еще как! Лучше вам этого никогда не видеть.
- В Антарктиде тоже металл горит?
- Нет. В Антарктиде горят месторождения каменного угля. И в Сибири тоже. В результате неразумной деятельности человека произошла катастрофическая подвижка континентов, и многие полезные ископаемые оказались на земной поверхности...
- Ой, мы уже снижаемся. А как здорово на высоте! Я никогда не была раньше выше облаков...
- Теперь мы направляемся к городу, но посетим еще один объект строительно-разрушительного управления. Заодно прихватим рабочих и отвезем их в Кукушкино. - Важно объяснила учительница, как будто почувствовала себя начальником управления. Но спохватилась и добавила: - То есть правильнее будет сказать, что это нас прихватили. Не забудьте потом поблагодарить хотя бы пилотов.
Вертолетная площадка представляла большую поляну, которая ничем не отличалась от многих других. С таким же успехом все соседние поляны могли бы называться вертолетными площадками, потому что и на них мог ли бы садиться вертолеты. Но не садились...
Вы спросите: почему? Да потому что рядом с поляной, на которую садились вертолеты, стоял домик, каких не было больше в городе. Впрочем, дело скорее не в самом домике, поскольку как домик он тоже ничем не выделялся. Отличался он только вывеской, на которой большими буквами было написано:
СТРОИТЕЛЬНО-РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НОМЕР 1
Как вы догадываетесь, никакого второго, ни тем более третьего аналогичного управления в Кукушкино не имелось. Вполне хватало и одного. А если бы и не хватало, то можно было бы набрать новых сотрудников, в крайнем случае, занять еще один домик. Например, школа занимает четыре домика, но все это одна школа.
Так что второе управление для небольшого городка было бы явно излишним. Это очевидно. Сейчас очевидно. Но может быть, мы еще дойдем до одной истории, после которой это действительно стало очевидно кукушкинцам.
А пока вас, наверное, интересует, почему поляна, именуемая в народе вертолетной площадкой, расположена рядом со строительно-разрушительным управлением, а не с мэрией или каким-то другим более важным учреждением. Дело в том, что именно работникам управления, инженерам, строителям, разрушителям, приходилось летать на объекты, расположенные далеко от города. А остальные жители, как правило, проводили всю жизнь в городе, и ездить им было некуда. Впрочем, если кому-то могло понадобиться отбыть в дальние края, например, работникам мэрии, то им не составляло труда прийти к строительно-разрушительному управлению, благо мэрия находилась практически рядом с управлением. Да и весь город был не столь велик, чтобы его трудно было пройти из конца в конец, да еще несколько раз.
Вот и теперь на поляне перед управлением толпилось непривычно много народу, среди которого, в отличие от обычного, сновало немало детей. Впрочем, далеко не все они собирались лететь на вертолете. Например, мама Кати и Андрея зашла сюда, чтобы проводить детей. Хотя ее собственная работа имела самое прямое отношение к строительно-разрушительным работам, но на объекты она обычно не вылетала. Мы еще узнаем, чем занималась мама наших героев.
А вот папа Кати и Андрея работал оператором строительно-разрушительной техники и действительно отправлялся на новый объект. То есть это для него объект был новым. А для тех его коллег, которые уже находились на объекте, этот объект, конечно, не был новым. Если же говорить о самом объекте, с которым мы еще познакомимся, то о его новизне и вовсе нет смысла говорить.
В небе послышался грохот.
- Дети, дети, все отошли под деревья, быстрее, быстрее! - Распоряжалась Мария Ивановна.
Поляна освободилась, и на нее медленно опустилась большая винтокрылая машина. Открылась дверь, выдвинулся трап. Одни взрослые принялись что-то выносить, другие что-то вносить. Дети все это время стояли в стороне, с удивлением взирая на непривычную картину. Рядом кудахтали кое-кто из родителей.
- За мной! Парами! - Наконец скомандовала учительница.
Лавируя среди ящиков, которые еще не успели убрать с поляны, процессия успешно достигла вертолета и стала медленно вливаться в темный проем.
Впрочем, в салоне оказалось светло и уютно. Дети немедленно приложили носы к иллюминаторам и увидели ту же поляну, но в другом ракурсе, с родителями, которые принялись махать руками на прощание.
Машина загудела и не спеша оторвалась от земли. Поляна стала уменьшаться, а деревья превратились в зеленый ковер, в котором из-за густой листвы совершенно невозможно было разобрать, где кончается одно дерево и начинается другое.
- Почему ничего не видно? - Спросили некоторые.
Учительница глянула в окно, дабы убедиться, что лес не пропал, и они случайно не оказались в космосе. Но лес оказался на месте. Потом она проверила другие иллюминаторы, но все было в порядке, по крайней мере, с ее точки зрения.
Зеленое море внизу не кончалась, и Мария Ивановна поняла, что собственно смотреть пока не на что. Но вдруг внизу сверкнули голубые блюдца с неровными краями.
- Что это? Что это? - Сразу возник неподдельный интерес.
- Это болото. - Важно объяснила учительница. - Между прочим, это предмет гордости нашего города. Мало, какой город может похвастаться хотя бы своим озером. А мы сумели довести наше озеро аж до стадии болота! Правда, несколько чистых окон еще осталось. Но скоро и они зарастут.
Дети совсем не знали, что такое болото или озеро, а уж тем более не разделяли гордость горожан. Но приняли к сведению. Раз гордятся взрослые, то, наверное, всем положено гордиться. Только непонятно, почему...
Но спрашивать было некогда, так как внизу показалась ровная блестящая линия, и прямо на нее стал снижаться вертолет.
- Это один из объектов нашего управления. - Пояснила учительница. - Здесь выйдут рабочие и операторы, а мы потом полетим дальше.
Папа Кати и Андрея прошагал мимо кресел, потрепал своих по головам и направился к выходу.
- Мы тоже, тоже хотим посмотреть объект! - Закричали все хором.
- Конечно, конечно. На то и экскурсия. - Вовсе не возражала учительница, чего дети ожидали менее всего.
Всей гурьбой высыпали наружу. Под ногами было что-то темное, чуть размякшее на солнцепеке.
- Это - асфальт. - Объяснила Мария Ивановна. - Здесь единственное место в окрестностях нашего города, где его еще можно увидеть... А вот трогать не обязательно!
Но дети уже успели приложить свои ручонки.
- Немедленно уберите руки!
Кое-кто принялся разглядывать грязные следы, оставшиеся на ладонях.
- Прилипает. - То ли спрашивали, то ли просто сообщали результаты наблюдений юные исследователи.
- Какой кошмар! - Раскричалась учительница. - Я и глазом моргнуть не успела, а вы уже все вывозились.
Впрочем, это было явным преувеличением, но спорить предусмотрительно никто не стал. Да и некогда было спорить. Оказалось, что по этому асфальту здорово бегать, хоть он иногда и прилипает.
- Ну, куда же вы все разбежались-то! - Учительница в изнеможении опустила руки.
Впрочем, ловить детей ей не пришлось. Добежав до конца асфальта, они разом остановились перед большой урчащей машиной. Сразу эту машину было не видно, так как ее верх располагался почти вровень с поверхностью.
Машина медленно вгрызалась в асфальт и... поедала его.
Ничего подобно детям в жизни видеть не приходилось.
- Отличная техника! - Послышался мужской голос, в котором Катя и Андрей сразу узнали папин.
Тут они разглядели еще несколько взрослых, которые копошились рядом.
Удивление не сходило с детских лиц, но экскурсанты даже не знали что спросить.
- Здесь происходит ликвидация скоростного шоссе. - Наконец объяснила подошедшая учительница. - Больше от меня не убегайте! Здесь вам не спортплощадка, а промышленное производство. Я на себя такую ответственность взвалила, а вы ничего не понимаете в ответственности!
- Да. - Подтвердил папа наших героев. - Наше управление уже выполнило здесь огромный объем разрушительных работ. И если бы было другое управление и если бы мы с ним соревновались, то наверняка его обогнали бы! Но и так видно, сколько за нами свежих саженцев. Вон, до горизонта! Это все наша работа. А дороге скоро придет конец. Ну ее к лешему!
- Куда девается земля, которую съела машина? - Догадался спросить Кацман.
- Земля размельчается и уходит вот по тому трубопроводу.
- А куда уходит трубопровод? - Уже хором спросили дети, только сейчас разглядев слегка пульсирующую трубу, выходящую из другого конца машины.
- Грунт и асфальт направляются в глубокие шахты, которые остались с прежних времен в десяти километрах отсюда.
- А что такое шахты?
- Это такие подземные выработки.
- А что такое подземные выработки?
- Не задавайте слишком много вопросов. - Подключилась учительница. - Людям работать надо. Я потом на уроках вам все расскажу. А если вы все тут узнаете, то что же я потом буду рассказывать?
Дети хотели подойти поближе, даже пощупать невиданный урчащий агрегат, но взрослые совместными усилиями сумели остановить их на безопасном расстоянии, и постепенно интерес к агрегату угас.
- Садитесь все в вертолет. - Командовала учительница. - Нас ждет еще много интересного.
И дети с визгом помчались к воздушному судну.
Вертолет взмыл вверх, и строители помахали ему вслед.
Глава 9. Урок над облаками
Довольно долго внизу ничего не менялось. А может быть, потому и кажется, что долго, из-за того, что ничего не меняется?
- Зачем они деревья садят, когда леса и так навалом? - Поинтересовалась Леля. - Я еще понимаю, если бы разные деревья, для красоты, для разнообразия. А они втыкают совершенно одинаковые ветки.
- Интересный вопрос. - Оживилась учительница. - Скажите, дети, кто-нибудь знает, зачем нужен лес?
- В нем ягоды растут! И бананы. И финики. И арбузы... - Послышались разные голоса.
- А еще? - Загадочно улыбнулась учительница.
- Я знаю. - Шепнул Андрей девочке, которая не выпускала из рук зеркальца. - Он дает то, чем мы дышим.
- Неужели никто не знает?
- Это же элементарно. - Сказал Кацман. - Он вырабатывает кислород.
- Молодец. - Сказала учительница.
А Кацман сделал вид, что ему все равно, и может быть, он даже сам справился бы с обязанностями экскурсовода.
- Что же ты не сказал? - Поинтересовалась у Андрея девочка с зеркальцем.
- Вот еще! - Объяснил Андрей. - Больно надо!
- Правильно. - Принялась проповедовать учительница. - Все мы с вами дышим кислородом, который нам дают деревья.
- Неужели мы успеваем столько вдохнуть? - Удивилась Леля.
- Видишь ли... - Замялась учительница. - Им дышат еще птицы и звери, но большая часть кислорода летает просто так...
- Без всякой пользы? - Не унималась Леля.
- От него еще костер горит. - Влез Сидоров и оглядел всех торжествующим взглядом.
- И пожары от него. - Добавил Кацман.
- Тем более! - Сказала Леля. - Надо выдать каждому по порции и не заниматься таким безобразным расточительством!
Учительница захлопала глазами. Но дети за словом в карман не полезли.
- Во что тебе порцию наливать? В карман или в портфель? В скафандре жить захотела? Не удобно будет бегать в скафандре-то. И ягоды лопать неудобно будет...
- Все равно, я не поняла, зачем так много кислорода. Его что, не хватает?
Но учительница уже успела сориентироваться:
- Да, дети! На нашей планете катастрофически не хватает кислорода. От деревьев поступает только малая часть кислорода. А в основном он вырабатывается на больших заводах из воды.
- Тем более! - Влезла Леля. - Если можно из воды, то зачем столько деревьев.
- Видите ли, дети! На нашей планете воды тоже катастрофически не хватает.
- А океаны? - Спросили сразу несколько человек.
- Видите ли, дети. Вода в океанах отравлена. Она настолько ядовита, что даже одной ее капли достаточно, чтобы убить человека. Чтобы получить из нее хотя бы кислород, воду сначала надо очистить, а это очень трудоемкое занятие, требующее большого количества энергии.
- Разве энергии не достаточно? - Спросил Кацман.
- Энергии, к счастью, достаточно. Но именно из-за нее в прежние века произошел перегрев планеты. Поэтому проблема не в энергии, а наоборот, задача в том, чтобы использовать как можно меньше энергии... Ну, это для вас пока слишком сложно...
- Что вы, что вы. - Сказал Кацман. - В самый раз. А кто не хочет, может не слушать.
- Тогда скажу еще самым грамотным, что есть и другая причина, по которой нельзя вырабатывать слишком много кислорода. Чем больше кислорода в атмосфере, тем сильнее разгораются пожары в Антарктиде и многих других местах планеты. Как раз для тушения пожаров хорошо было бы полностью изъять кислород из воздуха. Но этого, конечно, нельзя делать, так как погибнет почти все живое и радоваться потушенным пожарам будет некому.
- Очень интересно. - Сказала Леля. - Прямо за душу берет.
- Должна сказать, - продолжила учительница, - что уровень кислорода сейчас намного ниже, чем в прошлые века, но наши организмы уже привыкли. Часть кислорода мы получаем через специально выведенные для нас фрукты и ягоды. Но если бы люди прошлых веков случайно попали к нам, то они неминуемо задохнулись бы.
- А если бы мы к ним попали? - Не удержался Андрей. - Ну в прошлые века...
- Э-э-э... Я как-то не задавалась таким вопросом. Но думаю, что ничего страшного не произошло бы. Это в отношении кислорода. Но в те времена мир был наводнен страшными микробами. Боюсь, что наши организмы не смогли бы долго продержаться в тех условиях.
- Значит, раньше хуже было?
- Да как вам сказать... Есть разные точки зрения...
- Ой, смотрите! - Раздались голоса. - Лес кончился. Смотрите, какая желтая земля...
- Это пустыня. - Объяснила Мария Ивановна. - Пустыни занимают значительную часть земной поверхности. Но это еще не самое худшее... Скоро сюда завезут плодородную почву и тоже посадят лес.
- Какой унылый пейзаж. А куда мы летим, Марьванна?
- Мы летим к установкам по искусственному регулированию климата.
- Они такие же урчащие, как на шоссе?
- Нет, они находятся глубоко под землей. И сами машины вы не увидите. Но вы увидите, как они работают, результат их деятельности. Потрясающее зрелище!
- Но мы ничего не видим.
- Еще рано. В ту сторону смотрите. Скоро увидите.
- Там какие-то волны и круги в небе... И облака как будто кипят..
- Вот-вот. Мы почти у цели.
- Ой, как красиво... А что это такое?
- Это всего лишь воздушные потоки. Установки работают в двух режимах: либо втягивают в себя воздух, либо, наоборот, выпускают, но уже нужной температуры и влажности. Люди пока не могут регулировать климат целиком на планете, но все подобные установки позволяют преградить путь нежелательным явлениям в атмосфере. А в отдельных районах удается создавать благоприятные условия независимо от любых природных катаклизмов.
- А почему мы повернули в сторону? Мы не полетим к тем пушистым облакам?
- Там летать небезопасно из-за сильных воздушных потоков.
- Значит, дальше никто не летает?
- Отчего же? Установки можно временно отключить, да и вообще подняться повыше. Но с детьми подлетать ближе категорически запрещено.
- Опять запрещено... А что там дальше за этой стеной?
- Через сто километров отсюда есть еще длинная цепь установок, потом еще... И так вплоть до Ледовитого океана.
- Там тоже лес? Или пустыня?
- Кажется, пустыня. - Неуверенно сказала учительница.
- А мы можем хотя бы здесь подняться повыше? Может быть, что-нибудь разглядим за этой стеной?
- Подождите, я спрошу у пилотов.
Учительница ушла к кабине пилотов. Но не успела она возвратиться, как к великой радости детей земля внизу стала быстро удаляться.
- Там какие-то огромные кучи. - Возвестил кто-то глазастый.
- Там нет леса. - Сообщили другие. - Но там нет и пустыни.
- Это горы из металла и мусора. - Без энтузиазма сообщила учительница.
- Там никто не живет?
- Постоянно нет. Но регулярно осматривают. Чтобы не загорелось.
- Разве само может загореться?
- Да, может само. Для профилактики эти горы обрабатывают разными составами, но все равно иногда они загораются. Когда-нибудь и там расцветут леса, но до этого еще далеко...
- Разве металл горит?
- Еще как! Лучше вам этого никогда не видеть.
- В Антарктиде тоже металл горит?
- Нет. В Антарктиде горят месторождения каменного угля. И в Сибири тоже. В результате неразумной деятельности человека произошла катастрофическая подвижка континентов, и многие полезные ископаемые оказались на земной поверхности...
- Ой, мы уже снижаемся. А как здорово на высоте! Я никогда не была раньше выше облаков...
- Теперь мы направляемся к городу, но посетим еще один объект строительно-разрушительного управления. Заодно прихватим рабочих и отвезем их в Кукушкино. - Важно объяснила учительница, как будто почувствовала себя начальником управления. Но спохватилась и добавила: - То есть правильнее будет сказать, что это нас прихватили. Не забудьте потом поблагодарить хотя бы пилотов.
Обсуждения Сказка будущего. Гл.8,9