Глава 7. Вечерняя беседа
- Ну что ж, дети, вы хотели иметь беседу со взрослыми, тогда извольте. Только сначала, Андрей доложи папе, чем ты на уроках занимался.
Папа, видимо уставший от работы, уставился на детей полуотсутствующим взглядом, а мама принялась поровнее усаживать детей, которые были поглощены совсем другими творческими планами.
- Да-да! Расскажи папе. Все честно и прямо, ничего не скрывая.
- А что? Ничего особенного.
- Как это ничего особенного! Первый раз в школе...
- Да заглядывали мы туда не раз. Так что не в первый.
- Тогда сделайте для нас одолжение, удовлетворите хотя бы наше любопытство. Расскажите, что нового появилось, например, по сравнению с тем, что было в наше время.
- Откуда же мы знаем, что было в ваше время? Вы сначала расскажите, что было в ваше время, тогда мы сможем определить, что появилось нового по сравнению с вашим временем. А иначе мы ничего определить не сможем. Верно, Катюха!
- Верно! - Важно согласилась девочка.
- М-да. - Не проявил энтузиазма папа. - Логично.
- Не морочьте нам голову! - Не согласилась мама. - Ловко вы увиливать научились. И в кого вы такие? Вон папа, весь день пахал. Мамы первоклашек, правда, выходной взяли, но тоже трудовые люди.
- А может, все-таки расскажешь им, какой была школа в наше время? - С опаской обратился папа.
- Да что, что рассказывать? Я и не помню ничего... - Не проявила энтузиазма мама.
- Да расскажем мы все. - Смилостивился Андрей. - Не переживайте так. Все расскажем. Нам ведь не жалко рассказывать. Это другой кто-нибудь обязательно пожалел бы для своих родителей. А нам для родителей совсем даже не жалко. Верно, Катюха?
- Верно! - И она хлопнула маленьким кулачком по столу.
- Сначала было... - Андрей затаил голос, - сначала было спортивное соревнование!
- Какое соревнование? - Удивилась мама. - Разве не было уроков?
- Были уроки. Но первый урок начался со спортивного соревнования.
- Странный какой-то урок. - Пробурчал папа.
- Да. - Продолжил Андрей. - Цель соревнования заключалась в том, чтобы занять места на партах в крайнем ряду.
- И в чем же здесь сложность? - Проявил некоторый интерес папа.
- А в том, - расплылся в улыбке до ушей Андрей, - что мест там было намного меньше, чем желающих занять эти места.
- Надеюсь, ты не подкачал, сынок? - Заволновался папа.
- Ни капельки! - Привстал Андрей. - Ты можешь гордиться своим сыном. Катюха, правда, не так удачно выступила. Но для своей категории совсем даже неплохо. Во всяком случае, проявила бойцовские качества. Даже мне по уху залимонила...
Мама разинула рот. А папа остался вполне доволен началом беседы.
- Ну, дальше. - По-отечески подбодрил папа. - Какие давали призы?
- Э-э... - замялся Андрей, - призов почему-то не было. Мне кажется, что это явная педагогическая недоработка. Вы когда будете в школе, то подскажите учителям. А нам как-то не удобно для себя призы выпрашивать. Вот если за кого другого, то мы бы даже с удовольствием попросили, а для себя неудобно. Вы же понимаете? Вот если вам на работе понадобится, что бы мы за вас попросили, то вы смело говорите, не стесняйтесь. Мы обязательно за вас попросим. Нам для родителей ничего не жалко...
- Значит, не было призов? - С ехидством и угрозой спросила мама.
- Не-ет. Точно не было. А если бы были, то разве мы стали их скрывать. Мы бы сразу их достали и сказали: вот, дорогие родители, мы завоевали эти призы в нелегкой упорной борьбе, и нам не стыдно перед своими родителями...
- Значит, вам не стыдно? - Совсем нерадостно спросила мама.
- Да и зачем нам призы? - Продолжил Андрей. - Главное ведь не призы, а участие. Верно, Катюха?
- Да, главное это участие! - Гордо сообщила сестра.
- А ты вообще помалкивай!
- Зачем ты так на нее? - Удивился папа.
- А затем, что они тут нам лапшу вешают, а ты и уши развесил!
- Да? - Удивился папа и почесал ухо, как будто проверяя, не попала ли на него лапша. - Ну, тогда у них очень складно получается. Может быть, послушаем дальше?
- Хватит с меня этого бреда!
- Не хочешь - не слушай. А мне даже очень интересно, чем это все кончится.
- Кончится тем, что их придется выпороть. Хорошо, что еще из школы не поступили жалобы. Но скоро, несомненно, поступят.
- Когда поступят, тогда и накажем.
- Тогда уже поздно будет наказывать. Раньше это надо делать, пока они не успели нас опозорить с ног до головы.
- Хорошо, хорошо. Но слово-то для защиты им можно предоставить? Мы же сами просили рассказать...
- Ладно, рассказывайте, что там еще случилось?
- Зачем же мы будем рассказывать, если за каждое слово чистейшей правды вы собираетесь нас наказывать!
- Ну не будем, не будем, рассказывай дальше.
- А дальше развернулась научная дискуссия...
- Дискуссия? Научная? - Заинтересовался папа. - Не рановато ли? Так о чем дискуссия?
- О равноправности направлений в пространстве.
- Чего-чего?
- Вы не беспокойтесь, главное. Учительница старалась избегать слишком умных терминов. Но один из мальчиков, кажется, назвал это свойство изотропностью. Так самое интересное - это то, что в нашем классе этот закон не действует.
- Как это может быть? - Удивился папа. - Значит, в других классах действует, а только в вашем не действует?
- Нет. Про другие классы она ничего не говорила. Но в нашем классе, она точно сказала, что не действует. Мы бы, конечно, и про другие классы спросили, но не успели, так как учительница пересадила нас по другим партам и неожиданно прекратила дискуссию.
- Странно, странно. - Проговорил папа. - Что-то здесь не так. Не может быть, чтобы в одной комнате так сильно нарушались физические законы, если эта комната, конечно, не в ускорителе элементарных частиц.
- Вот видишь, если наши дети не врут, то тебе придется отречься от законов физики, либо признать некомпетентность преподавательского состава.
- И какие выводы вы сделали из этой дискуссии? - С недоверием спросил папа.
- Вывод мы сделали простой: что с учительницей лучше не спорить. Ее все равно не переспоришь, как и всех остальных взрослых.
- Я же говорила, говорила! - Вскипела мама. - Это же ведь сплошное вранье. Они над нами просто издеваются. Ты лучше расскажи, Андрей, как ты бумажку все уроки пинал. Днем ты мне все по-другому рассказывал. И это вполне походило на правду. Я все ждала, когда ты дойдешь до этой бумажки и честно сам во всем признаешься папе. Но видно, я уже никогда этого не дождусь, потому что вместо того, чтобы признаться в такой мелочи, ты нагородил кучу вранья, и еще больше усугубил свою участь.
- Какая еще бумажка? - Удивился папа.
- Я как раз дошел до этого места, папа, но мама не дала мне ничего рассказать.
- Конечно, как раз дошел! Ты бы еще десять историй рассказал и потом тоже заявил, что как раз дошел.
- Тогда давай Катерину послушаем. - Предложил папа.
- Чего ее слушать! Ясно, что они сговорились. Их надо было по отдельности слушать, а потом им очную ставку сделать!
- Ну, зачем такие строгости? Расскажи, Катя, что ты видела в классе?
- Ничего я не видела. Там пусто, хоть шаром покати.
- Ну, на стенах какие плакаты, портреты ученых и писателей, какие карты мира висят? Что там сегодня в моде?
- Сегодня в моде голые стены! - Радостно сообщила Катя.
- Да это просто возмутительно! - Не выдержала мама. - Если бы там были голые стены, то зачем вообще нужна школа? С таким же успехом можно заниматься в лесу или в пещере. Все! Я иду звонить Кацманам. Их мальчик врать не будет. Во всяком случае, они наверняка еще не успели сговориться. Сейчас я выведу вас на чистую воду. Думали, меня так легко провести? Ничего подобного! Будете знать, как врать в следующий раз.
Дети обиженно захлопали глазами, а мама принялась тыкать в пульт.
- Это дом Кацманов? Ах, да, уже вижу вас на экране... Извините, что вас беспокою, но вопрос не терпит отлагательства. Да, да, мы с вами теперь одноклассники и, может быть, даже друзья по несчастью... Вот тут наши детишки всякие небылицы рассказывают, например, что в классе стены абсолютно голые. Так вы спросите у своего, так ли это на самом деле? Что, что он сказал? Действительно, голые?
Мама повернулась к папе:
- Ну, ясно, они все сговорились! Надо же какая неблагодарность!
- Давай я спрошу! - Подошел папа. - Ты же неправильно вопрос поставила. И их сынок сразу догадался, как надо ответить, чтобы наших оболтусов не подвести. А спросить надо аккуратно... Я знаю как. Э-э... Это папа теперь на проводе. Тут говорят, соревнование в школе было, так вы спросите у своего, кто там победил. Да-да, я на связи. Жду-жду. Да это очень важно. Что он сказал? Повторите...
И папа медленно положил трубку, а на экране что-то продолжали без звука говорить Кацманы.
- Что, что он сказал? - Не терпелось узнать маме.
- Он сказал... Он сказал, что победила дружба!
Мама так и села.
- Болван! Какой же ты болван! А еще говорил, что умеешь правильно вопросы ставить!
- Дорогая, можно хотя бы не при детях?
- Можно.
- Вот видите. - Оживился Андрей. - Мы рассказали чистейшую правду. А если что не дорассказали, так вы сами нам не дали. Вот! Верно, Катюха?
- Верно, Андрюха! - И они хлопнули друг друга по рукам.
- Ишь как спелись. - Продолжала ворчать мама. - И все на мою голову. У меня ведь завтра ответственный день на работе. До моих забот никому дела нет. Меня-то кто-нибудь пожалеет?
- Не расстраивайся, мама. - Катя прижала к щеке мамину руку. - Мы совсем не такие плохие, как ты думаешь.
- А я не говорю, что вы плохие. Просто хотелось, чтобы были еще лучше.
- Будем, обязательно будем! - Заверил Андрей и тоже прижался к маме.
Так закончился первый день нашей сказочной истории. Вы спросите, что же тут было сказочного. И все, и ничего. Сказки ведь бывают разные. Одни сразу засыпают чудесами и волшебством, в других волшебство как тонкий росток пробивается через привычную, а иногда и непривычную действительность. Даже в самой унылой действительности человек ищет необычное, стремится к сказочному, но не всякий находит. Не всякий замечает волшебство, которое оказалось у него перед носом. А кто замечает, у того вся жизнь становится сказкой.
- Ну что ж, дети, вы хотели иметь беседу со взрослыми, тогда извольте. Только сначала, Андрей доложи папе, чем ты на уроках занимался.
Папа, видимо уставший от работы, уставился на детей полуотсутствующим взглядом, а мама принялась поровнее усаживать детей, которые были поглощены совсем другими творческими планами.
- Да-да! Расскажи папе. Все честно и прямо, ничего не скрывая.
- А что? Ничего особенного.
- Как это ничего особенного! Первый раз в школе...
- Да заглядывали мы туда не раз. Так что не в первый.
- Тогда сделайте для нас одолжение, удовлетворите хотя бы наше любопытство. Расскажите, что нового появилось, например, по сравнению с тем, что было в наше время.
- Откуда же мы знаем, что было в ваше время? Вы сначала расскажите, что было в ваше время, тогда мы сможем определить, что появилось нового по сравнению с вашим временем. А иначе мы ничего определить не сможем. Верно, Катюха!
- Верно! - Важно согласилась девочка.
- М-да. - Не проявил энтузиазма папа. - Логично.
- Не морочьте нам голову! - Не согласилась мама. - Ловко вы увиливать научились. И в кого вы такие? Вон папа, весь день пахал. Мамы первоклашек, правда, выходной взяли, но тоже трудовые люди.
- А может, все-таки расскажешь им, какой была школа в наше время? - С опаской обратился папа.
- Да что, что рассказывать? Я и не помню ничего... - Не проявила энтузиазма мама.
- Да расскажем мы все. - Смилостивился Андрей. - Не переживайте так. Все расскажем. Нам ведь не жалко рассказывать. Это другой кто-нибудь обязательно пожалел бы для своих родителей. А нам для родителей совсем даже не жалко. Верно, Катюха?
- Верно! - И она хлопнула маленьким кулачком по столу.
- Сначала было... - Андрей затаил голос, - сначала было спортивное соревнование!
- Какое соревнование? - Удивилась мама. - Разве не было уроков?
- Были уроки. Но первый урок начался со спортивного соревнования.
- Странный какой-то урок. - Пробурчал папа.
- Да. - Продолжил Андрей. - Цель соревнования заключалась в том, чтобы занять места на партах в крайнем ряду.
- И в чем же здесь сложность? - Проявил некоторый интерес папа.
- А в том, - расплылся в улыбке до ушей Андрей, - что мест там было намного меньше, чем желающих занять эти места.
- Надеюсь, ты не подкачал, сынок? - Заволновался папа.
- Ни капельки! - Привстал Андрей. - Ты можешь гордиться своим сыном. Катюха, правда, не так удачно выступила. Но для своей категории совсем даже неплохо. Во всяком случае, проявила бойцовские качества. Даже мне по уху залимонила...
Мама разинула рот. А папа остался вполне доволен началом беседы.
- Ну, дальше. - По-отечески подбодрил папа. - Какие давали призы?
- Э-э... - замялся Андрей, - призов почему-то не было. Мне кажется, что это явная педагогическая недоработка. Вы когда будете в школе, то подскажите учителям. А нам как-то не удобно для себя призы выпрашивать. Вот если за кого другого, то мы бы даже с удовольствием попросили, а для себя неудобно. Вы же понимаете? Вот если вам на работе понадобится, что бы мы за вас попросили, то вы смело говорите, не стесняйтесь. Мы обязательно за вас попросим. Нам для родителей ничего не жалко...
- Значит, не было призов? - С ехидством и угрозой спросила мама.
- Не-ет. Точно не было. А если бы были, то разве мы стали их скрывать. Мы бы сразу их достали и сказали: вот, дорогие родители, мы завоевали эти призы в нелегкой упорной борьбе, и нам не стыдно перед своими родителями...
- Значит, вам не стыдно? - Совсем нерадостно спросила мама.
- Да и зачем нам призы? - Продолжил Андрей. - Главное ведь не призы, а участие. Верно, Катюха?
- Да, главное это участие! - Гордо сообщила сестра.
- А ты вообще помалкивай!
- Зачем ты так на нее? - Удивился папа.
- А затем, что они тут нам лапшу вешают, а ты и уши развесил!
- Да? - Удивился папа и почесал ухо, как будто проверяя, не попала ли на него лапша. - Ну, тогда у них очень складно получается. Может быть, послушаем дальше?
- Хватит с меня этого бреда!
- Не хочешь - не слушай. А мне даже очень интересно, чем это все кончится.
- Кончится тем, что их придется выпороть. Хорошо, что еще из школы не поступили жалобы. Но скоро, несомненно, поступят.
- Когда поступят, тогда и накажем.
- Тогда уже поздно будет наказывать. Раньше это надо делать, пока они не успели нас опозорить с ног до головы.
- Хорошо, хорошо. Но слово-то для защиты им можно предоставить? Мы же сами просили рассказать...
- Ладно, рассказывайте, что там еще случилось?
- Зачем же мы будем рассказывать, если за каждое слово чистейшей правды вы собираетесь нас наказывать!
- Ну не будем, не будем, рассказывай дальше.
- А дальше развернулась научная дискуссия...
- Дискуссия? Научная? - Заинтересовался папа. - Не рановато ли? Так о чем дискуссия?
- О равноправности направлений в пространстве.
- Чего-чего?
- Вы не беспокойтесь, главное. Учительница старалась избегать слишком умных терминов. Но один из мальчиков, кажется, назвал это свойство изотропностью. Так самое интересное - это то, что в нашем классе этот закон не действует.
- Как это может быть? - Удивился папа. - Значит, в других классах действует, а только в вашем не действует?
- Нет. Про другие классы она ничего не говорила. Но в нашем классе, она точно сказала, что не действует. Мы бы, конечно, и про другие классы спросили, но не успели, так как учительница пересадила нас по другим партам и неожиданно прекратила дискуссию.
- Странно, странно. - Проговорил папа. - Что-то здесь не так. Не может быть, чтобы в одной комнате так сильно нарушались физические законы, если эта комната, конечно, не в ускорителе элементарных частиц.
- Вот видишь, если наши дети не врут, то тебе придется отречься от законов физики, либо признать некомпетентность преподавательского состава.
- И какие выводы вы сделали из этой дискуссии? - С недоверием спросил папа.
- Вывод мы сделали простой: что с учительницей лучше не спорить. Ее все равно не переспоришь, как и всех остальных взрослых.
- Я же говорила, говорила! - Вскипела мама. - Это же ведь сплошное вранье. Они над нами просто издеваются. Ты лучше расскажи, Андрей, как ты бумажку все уроки пинал. Днем ты мне все по-другому рассказывал. И это вполне походило на правду. Я все ждала, когда ты дойдешь до этой бумажки и честно сам во всем признаешься папе. Но видно, я уже никогда этого не дождусь, потому что вместо того, чтобы признаться в такой мелочи, ты нагородил кучу вранья, и еще больше усугубил свою участь.
- Какая еще бумажка? - Удивился папа.
- Я как раз дошел до этого места, папа, но мама не дала мне ничего рассказать.
- Конечно, как раз дошел! Ты бы еще десять историй рассказал и потом тоже заявил, что как раз дошел.
- Тогда давай Катерину послушаем. - Предложил папа.
- Чего ее слушать! Ясно, что они сговорились. Их надо было по отдельности слушать, а потом им очную ставку сделать!
- Ну, зачем такие строгости? Расскажи, Катя, что ты видела в классе?
- Ничего я не видела. Там пусто, хоть шаром покати.
- Ну, на стенах какие плакаты, портреты ученых и писателей, какие карты мира висят? Что там сегодня в моде?
- Сегодня в моде голые стены! - Радостно сообщила Катя.
- Да это просто возмутительно! - Не выдержала мама. - Если бы там были голые стены, то зачем вообще нужна школа? С таким же успехом можно заниматься в лесу или в пещере. Все! Я иду звонить Кацманам. Их мальчик врать не будет. Во всяком случае, они наверняка еще не успели сговориться. Сейчас я выведу вас на чистую воду. Думали, меня так легко провести? Ничего подобного! Будете знать, как врать в следующий раз.
Дети обиженно захлопали глазами, а мама принялась тыкать в пульт.
- Это дом Кацманов? Ах, да, уже вижу вас на экране... Извините, что вас беспокою, но вопрос не терпит отлагательства. Да, да, мы с вами теперь одноклассники и, может быть, даже друзья по несчастью... Вот тут наши детишки всякие небылицы рассказывают, например, что в классе стены абсолютно голые. Так вы спросите у своего, так ли это на самом деле? Что, что он сказал? Действительно, голые?
Мама повернулась к папе:
- Ну, ясно, они все сговорились! Надо же какая неблагодарность!
- Давай я спрошу! - Подошел папа. - Ты же неправильно вопрос поставила. И их сынок сразу догадался, как надо ответить, чтобы наших оболтусов не подвести. А спросить надо аккуратно... Я знаю как. Э-э... Это папа теперь на проводе. Тут говорят, соревнование в школе было, так вы спросите у своего, кто там победил. Да-да, я на связи. Жду-жду. Да это очень важно. Что он сказал? Повторите...
И папа медленно положил трубку, а на экране что-то продолжали без звука говорить Кацманы.
- Что, что он сказал? - Не терпелось узнать маме.
- Он сказал... Он сказал, что победила дружба!
Мама так и села.
- Болван! Какой же ты болван! А еще говорил, что умеешь правильно вопросы ставить!
- Дорогая, можно хотя бы не при детях?
- Можно.
- Вот видите. - Оживился Андрей. - Мы рассказали чистейшую правду. А если что не дорассказали, так вы сами нам не дали. Вот! Верно, Катюха?
- Верно, Андрюха! - И они хлопнули друг друга по рукам.
- Ишь как спелись. - Продолжала ворчать мама. - И все на мою голову. У меня ведь завтра ответственный день на работе. До моих забот никому дела нет. Меня-то кто-нибудь пожалеет?
- Не расстраивайся, мама. - Катя прижала к щеке мамину руку. - Мы совсем не такие плохие, как ты думаешь.
- А я не говорю, что вы плохие. Просто хотелось, чтобы были еще лучше.
- Будем, обязательно будем! - Заверил Андрей и тоже прижался к маме.
Так закончился первый день нашей сказочной истории. Вы спросите, что же тут было сказочного. И все, и ничего. Сказки ведь бывают разные. Одни сразу засыпают чудесами и волшебством, в других волшебство как тонкий росток пробивается через привычную, а иногда и непривычную действительность. Даже в самой унылой действительности человек ищет необычное, стремится к сказочному, но не всякий находит. Не всякий замечает волшебство, которое оказалось у него перед носом. А кто замечает, у того вся жизнь становится сказкой.
Обсуждения Сказка будущего. Гл.7
Кто знает...
Надеюсь, что дальше будет интереснее, ведь основные сюжетные линии еще даже не закрутились. Николай
Это к тому, что сказка - чудо, понравилась, вместе с автором-чудотворцем))
С уважением, ваш друг.