Глава 43. Обсуждение в школе
- Петр Петрович! На вас вся надежда! Вы один из самых опытных и самых образованных людей в городе. Ничем не хуже Семен Семеныча. Вы уже слышали правительственное сообщение? Вот и отлично. Что вы скажете по этому поводу?
Директору совсем не понравилось сравнение с мэром, который к тому же надолго вышел из строя. Петр Петрович в душе считал мэра конторской крысой, но держал свое мнение при себе.
- Вы ко мне? - С деланным безразличием спросил директор. - Разве вам к школьным директорам обращаться советовали?
- Петр Петрович! Вы прекрасно знаете, что в нашем сплоченном педагогическом коллективе состоят либо те, кто еще не замужем, либо старые девы, которые уже никогда не выйдут замуж. Есть, правда, незначительные досадные исключения. Но даже они решили не отрываться от коллектива. В том смысле, конечно, что собрались все вместе в школе, так как больше всего доверяют вашему личному опыту.
- Что ж, если доверяют, тогда другое дело. А то я уж подумал...
- Нет-нет, вы не думайте, а, главное, говорите!
- Собственно сказать я могу немногое. То есть, конечно, я умею долго говорить на любые темы... Но сейчас вы ждете объяснений по очень конкретному вопросу. Даже всего-то по одной фразе. Я полагаю, вам не так важно, где в ней подлежащее и сказуемое, а также есть вообще в ней подлежащее. Поэтому я перейду к более общим понятиям.
- Правильно, правильно! Надо сразу переходить к общим понятиям!
- Так вот, вас, наверное, удивляет, почему сообщение оказалось настолько коротким, что из него практически ничего невозможно понять.
- Да, да! Это очень нас удивляет!
- Тогда поясняю. Все вы знаете, что сложное появляется из простого. Не могут сложные вещи появиться просто так, минуя более простые и промежуточные варианты. Но задавались ли вы вопросом: откуда появляется простое?
- Наверное, из еще более простого. - Предположили наиболее сообразительные.
- Да. - Согласился директор. - Но не только. Простое еще получается из распада сложного. Например, был дом, а потом его разобрали на кирпичи. Я не имею в виду, конечно, нашу славную школу. Так вот, уверяю вас, что все очень краткие правительственные сообщения появляются из очень длинных после отсечения из них всего лишнего.
- А как они определяют, что лишнее?
- Очень просто. Каждый член правительства и их многочисленные советники начинают обмозговывать каждое слово из первоначального длинного текста и пытаются найти в нем некий посторонний смысл или нежелательные последствия, которые может произвести это слово. Например, в сообщении нет даже никакого обращения к адресату, скажем, дорогие кукушкинцы.
- Да. Почему нет?
- Это признак огромной важности сообщения и соответственно жесточайшей его цензуры.
- Вы в этом уверены, Петр Петрович?
- Как в самом себе! Например, слово "дорогие" означало бы похвалу, которой скорее всего мы не достойны, и это слово сразу же настроило бы адресат на добродушный лад, не соответствующий важности сообщения. С другой стороны, любое недружественное к нам обращение вызвало бы негативную реакцию, и правительство не получило бы от нас нужного ответа.
- А какой им нужен от нас ответ?
- Ответ совершенно однозначно подсказан в сообщении. От нас ждут разрешения.
- А если мы не дадим разрешения?
- Тогда возможны варианты. Во-первых, они могут высказать свою просьбу повторно. И даже в третий раз. Сколько хватит терпения. Во-вторых, они могут сделать все, что им надо и без нашего разрешения. Если мы заупорствуем, то скорее всего так и получится. Особенно, если решать надо безотлагательно. А чтобы мы не слишком упорствовали, нам сделают какую-нибудь пакость. Возможно, именно поэтому отключили энергию.
- Значит, эти события взаимосвязаны?
- Я не могу знать этой связи наверняка. Но вероятность совпадения во времени столь крупных для нас событий ничтожна, если одно прямо не вытекает из другого. Либо все они вытекают из одного общего источника, который нам пока неизвестен.
- Петр Петрович, зачем нас правительство спрашивает, если и без нас имеет полную возможность поступить так, как ему заблагорассудится? Ведь от нас, кажется, не просят содействия...
- Видите ли, дорогие мои, сейчас не рабовладельческий строй. Но надо сказать, что даже при рабовладельческом строе к рабам относились в основном бережно. Хотя бы как к собственности. Ведь даже скот надо беречь и хорошо кормить, иначе из него ничего не выжмешь даже палками. А уж тем более попорченную вещь выгодно не продашь. Не случайно поэтому в Древнем Риме рабов было в десять раз больше, чем свободных граждан. Такая армия рабов не представляла существенной опасности, так как многие из них жили ничуть не хуже, чем их родственники, оставшиеся в лесах за границами империи. А многие рабы стали чуть ли не членами семьи, причем не менее значимыми, чем обычно становятся кошка или собака.
- Причем тут кошки и собаки?
- Да притом, что небольшого пряника, то есть небольшого уважения к подчиненным достаточно для того, чтобы держать власть над миром.
- Значит, сообщение - всего лишь пряник, и наше решение ни на что не повлияет?
- Нет. И это не совсем верно. В принципе есть возможность заставить правительство поступить так, как мы захотим. Но для этого совершенно не достаточно ограничиться таким же кратким "не разрешаем". А надо заручиться поддержкой других регионов и ответить примерно так: если нам то-то, то мы вам такое устроим, что всю жизнь помнить будете.
- Это обнадеживает. - Воспрянули некоторые преподаватели. - И все же, почему сообщение такое краткое? Что из него было вырезано? Что вы можете предположить?
- Предположить мне нетрудно. Там были первоначально изложены обстоятельства события, которое и породило это сообщение. Возможно, произошла какая-то авария, грозящая очень серьезными последствиями для планеты. Либо где-то сменилась власть, и она тут же затеяла новое грандиозное преобразование мира, которое, как всегда, ни к чему хорошему не приведет.
- Но в сообщении нет ничего про смену власти.
- Значит, нам незачем это знать. По их мнению, разумеется. Раз власть сменилась, то больше ее менять не надо! Понятно? И значит, незачем людей беспокоить. Что же это получится, если все начнут обсуждать власть?
- И что получится?
- Ясно, что получится: кому-то она не понравится. А когда ничего не знаешь, то, как известно, крепче спишь. Если ничего не знаешь, то и вопросов не возникает: нравится или нет.
- Спасибо. Вы очень складно рассказываете. Но почему в сообщение залез арктический воздух?
- Отлично! Теперь мы подошли к более конкретному. Слово арктический, я полагаю, надо ассоциировать со словом холодный. То есть попросту нам хотят напустить холоду.
- Почему бы так прямо и не сказать, что нас хотят заморозить?
- Ну, как вы не понимаете! Прямо нельзя. Ясно, что люди перепугаются и не захотят себя замораживать.
- Это смотря насколько. При такой жаре очень не помешал бы холодок!
- Уважаемые! Ясно, что речь идет не о холодке. Тогда и говорить нечего. Речь идет о настоящих морозах!
- А что это такое?
- Кто не знает, потом спросит у тех, кто знает. Вообще стыдно не знать, учителя ведь... Но в двух словах объясняю, что тогда вода превратится в лед.
- А что это такое?
- Тьфу! Отстаньте, пожалуйста. В общем, ничего хорошего. Вся растительность может погибнуть.
- А люди?
- Вопрос, конечно, интересный. Я полагаю, что для людей опасности нет. Если бы нас хотели прикончить, то для этого спрашивать наше согласие излишне. Но думаю, что при морозах и нам придется несладко, особенно если не возобновится подача энергии.
- А откуда взялся этот арктический воздух, и почему именно через нашу территорию?
- Взяли его, понятно, из Арктики. А вот чем не угодила наша территория, не могу сказать. Возможно, аналогичные сообщения получены и нашими соседями. А может быть, холодный воздушный вихрь сформировался стихийно и прет именно на нас.
- Так надо остановить его, и всех делов-то!
- Я думаю, что остановить его - не проблема, хотя имеются слухи о выходе из строя некоторых установок по регулированию климата. Во всяком случае, если остановить арктический вихрь не представляется возможным, то сообщение выглядело бы иначе. Дескать, доводим до вашего сведения и просим своевременно подготовиться. Понятно?
- Понятно. Только не понятно, что делать.
- Ну, если бы все было понятно, то нечего и обсуждать. А непонятно из-за того, что мы не владеем всей информацией. Нам явно чего-то не договаривают, пытаясь всеми способами склонить нас к согласию. Во всяком случае, от нас преднамеренно скрывают возможные последствия прохождения арктического воздуха.
- Но почему бы тем из правительства не объяснить нам все толком? Чай, не в каменном веке живем. Люди грамотные.
- Возможно, правительство тоже не владеет всей информацией и не хочет брать на себя лишнюю ответственность. Скажем, напишет оно нам подробную инструкцию, а потом все пойдет прахом. Сразу будет видно, что писали неквалифицированные люди. А нет объяснений - значит, нет и лишних ошибок. Во всех наших бедах потом мы сами же окажемся виноваты, и жаловаться сможем только на себя.
- И что же вы предлагаете?
- Ну, вы знаете мой обычный подход к сложным проблемам. Надо изучить ситуацию.
- А что ее изучать, когда мы ничего не знаем. Вот и вся ситуация!
- Да, не знаем. Таковы все сложные проблемы. Они тем и выделяются, что нет информации, и не ясно, что делать.
- Значит надо добыть информацию!
- Полностью с вами согласен! Не сомневаюсь, что работа в этом направлении ведется. Все пытаются дозвониться в другие города, в разные службы, хотя связь очень плоха. Возможно, когда вы вернетесь к управлению, уже многое прояснится.
- Тогда вперед! К управлению! Все пойдем. Как один! А вас, Петр Петрович, все равно не возьмем.
- Что ж, спасибо за доверие. - Директор криво улыбнулся и повернулся спиной к удаляющемуся коллективу.
- Петр Петрович! На вас вся надежда! Вы один из самых опытных и самых образованных людей в городе. Ничем не хуже Семен Семеныча. Вы уже слышали правительственное сообщение? Вот и отлично. Что вы скажете по этому поводу?
Директору совсем не понравилось сравнение с мэром, который к тому же надолго вышел из строя. Петр Петрович в душе считал мэра конторской крысой, но держал свое мнение при себе.
- Вы ко мне? - С деланным безразличием спросил директор. - Разве вам к школьным директорам обращаться советовали?
- Петр Петрович! Вы прекрасно знаете, что в нашем сплоченном педагогическом коллективе состоят либо те, кто еще не замужем, либо старые девы, которые уже никогда не выйдут замуж. Есть, правда, незначительные досадные исключения. Но даже они решили не отрываться от коллектива. В том смысле, конечно, что собрались все вместе в школе, так как больше всего доверяют вашему личному опыту.
- Что ж, если доверяют, тогда другое дело. А то я уж подумал...
- Нет-нет, вы не думайте, а, главное, говорите!
- Собственно сказать я могу немногое. То есть, конечно, я умею долго говорить на любые темы... Но сейчас вы ждете объяснений по очень конкретному вопросу. Даже всего-то по одной фразе. Я полагаю, вам не так важно, где в ней подлежащее и сказуемое, а также есть вообще в ней подлежащее. Поэтому я перейду к более общим понятиям.
- Правильно, правильно! Надо сразу переходить к общим понятиям!
- Так вот, вас, наверное, удивляет, почему сообщение оказалось настолько коротким, что из него практически ничего невозможно понять.
- Да, да! Это очень нас удивляет!
- Тогда поясняю. Все вы знаете, что сложное появляется из простого. Не могут сложные вещи появиться просто так, минуя более простые и промежуточные варианты. Но задавались ли вы вопросом: откуда появляется простое?
- Наверное, из еще более простого. - Предположили наиболее сообразительные.
- Да. - Согласился директор. - Но не только. Простое еще получается из распада сложного. Например, был дом, а потом его разобрали на кирпичи. Я не имею в виду, конечно, нашу славную школу. Так вот, уверяю вас, что все очень краткие правительственные сообщения появляются из очень длинных после отсечения из них всего лишнего.
- А как они определяют, что лишнее?
- Очень просто. Каждый член правительства и их многочисленные советники начинают обмозговывать каждое слово из первоначального длинного текста и пытаются найти в нем некий посторонний смысл или нежелательные последствия, которые может произвести это слово. Например, в сообщении нет даже никакого обращения к адресату, скажем, дорогие кукушкинцы.
- Да. Почему нет?
- Это признак огромной важности сообщения и соответственно жесточайшей его цензуры.
- Вы в этом уверены, Петр Петрович?
- Как в самом себе! Например, слово "дорогие" означало бы похвалу, которой скорее всего мы не достойны, и это слово сразу же настроило бы адресат на добродушный лад, не соответствующий важности сообщения. С другой стороны, любое недружественное к нам обращение вызвало бы негативную реакцию, и правительство не получило бы от нас нужного ответа.
- А какой им нужен от нас ответ?
- Ответ совершенно однозначно подсказан в сообщении. От нас ждут разрешения.
- А если мы не дадим разрешения?
- Тогда возможны варианты. Во-первых, они могут высказать свою просьбу повторно. И даже в третий раз. Сколько хватит терпения. Во-вторых, они могут сделать все, что им надо и без нашего разрешения. Если мы заупорствуем, то скорее всего так и получится. Особенно, если решать надо безотлагательно. А чтобы мы не слишком упорствовали, нам сделают какую-нибудь пакость. Возможно, именно поэтому отключили энергию.
- Значит, эти события взаимосвязаны?
- Я не могу знать этой связи наверняка. Но вероятность совпадения во времени столь крупных для нас событий ничтожна, если одно прямо не вытекает из другого. Либо все они вытекают из одного общего источника, который нам пока неизвестен.
- Петр Петрович, зачем нас правительство спрашивает, если и без нас имеет полную возможность поступить так, как ему заблагорассудится? Ведь от нас, кажется, не просят содействия...
- Видите ли, дорогие мои, сейчас не рабовладельческий строй. Но надо сказать, что даже при рабовладельческом строе к рабам относились в основном бережно. Хотя бы как к собственности. Ведь даже скот надо беречь и хорошо кормить, иначе из него ничего не выжмешь даже палками. А уж тем более попорченную вещь выгодно не продашь. Не случайно поэтому в Древнем Риме рабов было в десять раз больше, чем свободных граждан. Такая армия рабов не представляла существенной опасности, так как многие из них жили ничуть не хуже, чем их родственники, оставшиеся в лесах за границами империи. А многие рабы стали чуть ли не членами семьи, причем не менее значимыми, чем обычно становятся кошка или собака.
- Причем тут кошки и собаки?
- Да притом, что небольшого пряника, то есть небольшого уважения к подчиненным достаточно для того, чтобы держать власть над миром.
- Значит, сообщение - всего лишь пряник, и наше решение ни на что не повлияет?
- Нет. И это не совсем верно. В принципе есть возможность заставить правительство поступить так, как мы захотим. Но для этого совершенно не достаточно ограничиться таким же кратким "не разрешаем". А надо заручиться поддержкой других регионов и ответить примерно так: если нам то-то, то мы вам такое устроим, что всю жизнь помнить будете.
- Это обнадеживает. - Воспрянули некоторые преподаватели. - И все же, почему сообщение такое краткое? Что из него было вырезано? Что вы можете предположить?
- Предположить мне нетрудно. Там были первоначально изложены обстоятельства события, которое и породило это сообщение. Возможно, произошла какая-то авария, грозящая очень серьезными последствиями для планеты. Либо где-то сменилась власть, и она тут же затеяла новое грандиозное преобразование мира, которое, как всегда, ни к чему хорошему не приведет.
- Но в сообщении нет ничего про смену власти.
- Значит, нам незачем это знать. По их мнению, разумеется. Раз власть сменилась, то больше ее менять не надо! Понятно? И значит, незачем людей беспокоить. Что же это получится, если все начнут обсуждать власть?
- И что получится?
- Ясно, что получится: кому-то она не понравится. А когда ничего не знаешь, то, как известно, крепче спишь. Если ничего не знаешь, то и вопросов не возникает: нравится или нет.
- Спасибо. Вы очень складно рассказываете. Но почему в сообщение залез арктический воздух?
- Отлично! Теперь мы подошли к более конкретному. Слово арктический, я полагаю, надо ассоциировать со словом холодный. То есть попросту нам хотят напустить холоду.
- Почему бы так прямо и не сказать, что нас хотят заморозить?
- Ну, как вы не понимаете! Прямо нельзя. Ясно, что люди перепугаются и не захотят себя замораживать.
- Это смотря насколько. При такой жаре очень не помешал бы холодок!
- Уважаемые! Ясно, что речь идет не о холодке. Тогда и говорить нечего. Речь идет о настоящих морозах!
- А что это такое?
- Кто не знает, потом спросит у тех, кто знает. Вообще стыдно не знать, учителя ведь... Но в двух словах объясняю, что тогда вода превратится в лед.
- А что это такое?
- Тьфу! Отстаньте, пожалуйста. В общем, ничего хорошего. Вся растительность может погибнуть.
- А люди?
- Вопрос, конечно, интересный. Я полагаю, что для людей опасности нет. Если бы нас хотели прикончить, то для этого спрашивать наше согласие излишне. Но думаю, что при морозах и нам придется несладко, особенно если не возобновится подача энергии.
- А откуда взялся этот арктический воздух, и почему именно через нашу территорию?
- Взяли его, понятно, из Арктики. А вот чем не угодила наша территория, не могу сказать. Возможно, аналогичные сообщения получены и нашими соседями. А может быть, холодный воздушный вихрь сформировался стихийно и прет именно на нас.
- Так надо остановить его, и всех делов-то!
- Я думаю, что остановить его - не проблема, хотя имеются слухи о выходе из строя некоторых установок по регулированию климата. Во всяком случае, если остановить арктический вихрь не представляется возможным, то сообщение выглядело бы иначе. Дескать, доводим до вашего сведения и просим своевременно подготовиться. Понятно?
- Понятно. Только не понятно, что делать.
- Ну, если бы все было понятно, то нечего и обсуждать. А непонятно из-за того, что мы не владеем всей информацией. Нам явно чего-то не договаривают, пытаясь всеми способами склонить нас к согласию. Во всяком случае, от нас преднамеренно скрывают возможные последствия прохождения арктического воздуха.
- Но почему бы тем из правительства не объяснить нам все толком? Чай, не в каменном веке живем. Люди грамотные.
- Возможно, правительство тоже не владеет всей информацией и не хочет брать на себя лишнюю ответственность. Скажем, напишет оно нам подробную инструкцию, а потом все пойдет прахом. Сразу будет видно, что писали неквалифицированные люди. А нет объяснений - значит, нет и лишних ошибок. Во всех наших бедах потом мы сами же окажемся виноваты, и жаловаться сможем только на себя.
- И что же вы предлагаете?
- Ну, вы знаете мой обычный подход к сложным проблемам. Надо изучить ситуацию.
- А что ее изучать, когда мы ничего не знаем. Вот и вся ситуация!
- Да, не знаем. Таковы все сложные проблемы. Они тем и выделяются, что нет информации, и не ясно, что делать.
- Значит надо добыть информацию!
- Полностью с вами согласен! Не сомневаюсь, что работа в этом направлении ведется. Все пытаются дозвониться в другие города, в разные службы, хотя связь очень плоха. Возможно, когда вы вернетесь к управлению, уже многое прояснится.
- Тогда вперед! К управлению! Все пойдем. Как один! А вас, Петр Петрович, все равно не возьмем.
- Что ж, спасибо за доверие. - Директор криво улыбнулся и повернулся спиной к удаляющемуся коллективу.
Обсуждения Сказка будущего. Гл.43