Глава 20. В директорском кабинете
Хотя уроки в школе подходили к концу, но мама позвонила директору и сообщила, что сейчас приведет своих сорванцов. На другом конце провода (как говорят наши современники, но который уже давно не нужен) не выразили радости, а скорее выразили удивление.
Но мама была тверда в своих намерениях, по-видимому, так понимая свой материнский долг. Она снарядила детей по полной форме и вывела из дома. Все как первого сентября, только без цветов. И настроение немного другое. Ничего праздничного. Хотя недовольства ровно столько же.
- Ну, зачем опять эти книги! - Возмущался Андрей.
- Потом поймешь!
- Когда потом?
- Не задавай глупых вопросов. Вы два дня прогуляли, и думаете, что все с рук сойдет? Не выйдет. Будете отрабатывать!
Правда, как отрабатывать, - мама не очень представляла. Не устраивать же учителям дополнительный рабочий день! Не слишком ли жирно будет для двух или трех прогульщиков?
Процессия подошла к школе точно к окончанию уроков. А может быть, она и не торопилась подойти раньше, во всяком случае, двое из этой процессии явно не торопились.
Из школы вывалила шумная ватага. Кто-то не обратил внимания на идущих против течения. Но одноклассники по большей части останавливались, глазея во все глаза.
- И как это вам удалось? - Спрашивали некоторые.
Вновь прибывшие только слегка наклоняли головы в сторону мамы, как бы показывая, что без ее разрешения не могут раскрыть тайну своего спасения. Катя и Андрей не обращали особого внимания на нестройные возгласы и вопросы. Но слова двух одноклассников почему-то врезались им в память. Возможно, потому что сильно отличались от остальных. Так Сидоров сказал:
- Я знаю, как вы спаслись.
И сразу пошел, ни капельки не объясняя, что же он такое знает.
А Кацман добавил:
- Это же элементарно.
И тоже сразу пошел.
Расспрашивать их было некогда и нереально, так как мама крепко держала детей за руки. В школе она направилась не в класс, а прямиком в директорский кабинет.
Надо сказать, что в кабинете у директора разворачивался странный разговор еще за несколько минут до появления мамы с детьми в школе.
- Неужели, Петр Петрович, вы не переживаете за судьбы детей.
- Я? Это вы не переживаете, Аглая Никифоровна.
- Неправда, это я как раз переживаю за судьбы детей всей школы, а вы не переживаете.
- Неверно! - Нашел зацепку директор. - Если вы переживаете за всех, то почему не переживаете за этих троих?
- За этих троих я тоже переживаю, но за них надо переживать по-другому!
- То есть изолировать их? Так вы хотите?
- Нет. Я так не говорила. Но разумная осторожность была бы очень кстати.
- В чем же состоит ваша осторожность? Не пускать их в школу?
- Я не знаю. Потому и пришла с вами посоветоваться. А вы пускаете такое важное дело на самотек.
- Тогда скажите, что я должен делать, чтобы не пускать его на самотек.
- В том-то и дело, что я не знаю что делать. Это первый случай в моей практике.
- А что говорят эксперты?
- Они говорят, что родители не позволили им провести полное исследование. Но уверена, что если бы они и провели полное исследование, то их мнения разделились бы и заполнили все варианты до всевозможных крайностей. Пока они исследуют какую-то корягу, под которой якобы спаслись дети. Но это исследование, как всегда, может затянуться на месяцы и годы, а в итоге ничего не дать.
- Тяжелый случай. - Согласился директор.
- Вот именно! - Обрадовалась заведующая учебной частью. - Тем более необходимы экстренные меры.
- Тогда, на мой взгляд, эти экстренные меры должны состоять в том, чтобы не принимать никаких мер!
- Ну, вы знаете!
- Да! Надо как можно меньше внимания привлекать к этой истории, чтобы не травмировать психику детей и не разжигать совершенно ненужный ажиотаж.
- Вот всегда вы так! Чтобы я ни предложила, вы тут же отвергаете.
- Ну, пока вы ничего не предложили. А когда не знаешь что делать, то лучше не делать ничего, чтобы не наломать дров. Особенно это касается педагогики. А то взяли моду: каждый год учебники меняем, каждый год новые программы. Остановиться на чем-нибудь никак не можем. В головах же каша остается, или вообще ничего не остается. Хватит нововведений!
- Значит, ничего не делать? Значит, так вы понимаете свой долг?
- В данном случае именно так. А насчет остальных будем разбираться отдельно.
- А я понимаю свой долг так, что надо немедленно что-то делать, поскольку всегда есть решение, но не всегда мы его видим. Может быть, экспертов дополнительных выписать? Может, психологическую беседу провести? Ну, не знаю...
- Вот сейчас к нам мамаша пожалует, и попробуйте провести с ней психологическую беседу. Я уж не мечтаю о высоких материях. Сделайте хотя бы так, чтобы она не разгромила школу и не испортила нам надолго настроение.
- Вот они! Легки на помине...
В дверь постучали. Не успели хозяева ответить, как в кабинете уже стояла мама с детьми.
- Я, конечно, извиняюсь... Вот мои оболтусы. Прямо не знаю, что с ними делать. Поздоровайтесь, дети!
- Здрасьте!..
Тут мама, что-то вспомнив, быстро подошла к завучу и схватила ее за руку своими двумя и принялась трясти. Возможно, так она захотела поприветствовать школьную деятельницу или даже выразить ей особую признательность.
Аглая Никифоровна никак не ожидала такого изъявления чувств. Она в испуге отпрянула. Но стоящий позади мощный стол громко крякнул и отрезал ей пути к отступлению. Ровная бледность покрыла ее учительское лицо, а руки продолжали беспорядочно дергаться.
- Надеюсь, вы меня поймете как женщина женщину. - Начала мама.
- Кон-нечно. - Еле выдавила работница образования.
- Тогда посоветуйте, ну что мне с ними делать? Совсем выбилась из сил. Может быть, им нужны дополнительные занятия? Я так надеюсь на школу...
- Нет, им не нужны дополнительные занятия...
- Тогда что им нужно дополнительное?..
- Им уже ничего не нужно. Дополнительного.
- Ну вот, кажется, все в порядке. - Поспешил подвести итог Петр Петрович. - Как мило вы уже побеседовали. Я тоже не сомневался, что женщина всегда найдет общий язык с женщиной.
- Видите ли, я еще не...
- Нет, вы уже, - делая весомое ударение на слове "уже", обратился директор к коллеге, - вы уже побеседовали.
- Да-да. - Согласилась завуч. - Наша беседа прошла в теплой дружеской обстановке. И мы будем рады еще раз увидеть вас у себя.
- Да? Значит, если я сегодня попозже подойду, то вы тоже будете рады?
- Нет. Сегодня лучше не надо. - Процедил директор.
- Да-да, у нас еще важное совещание. - Аглая Никифоровна наконец обошла стол и встала за ним как за каменной стеной.
- Значит, все в порядке? - Не унималась мама.
- В самом наиполнейшем. - Подтвердил директор.
- Да-да. - Согласилась коллега и принялась вытаскивать платок.
- Тогда мы пойдем? - Спросила разрешения мама.
- Конечно, вы можете идти. - Не возражал директор.
- И если я понадоблюсь, то вы немедленно мне сообщите?
- Конечно. Мы немедленно сообщим.
- И тогда я немедленно приду в школу?
- Это уже как у вас получится. Можно немедленно. Но не обязательно.
- Но я все-таки немедленно приду.
- Мы не сомневаемся...
Пятясь назад и толкая собой детей, мама осторожно закрыла дверь.
- Уф! - Принялся обмахивать себя директор.
Аглая Никифоровна начала усердно вытирать руки платком.
- А ведь я так люблю детей! - Заявила она неожиданно.
- В этом никто не сомневается, уважаемая.
- Вот когда вы говорите мне "уважаемая", мне так и кажется, что вы имеете в виду совершенно противоположное.
- Ничего подобного. Я всегда говорю то, что думаю. Хоть и не всем это нравится.
- Нам не нравится совсем не это.
- А что?
- А именно то, о чем вы думаете.
- Ну, это дело вкуса.
- Мы с вами не ягоды лопаем, а детей воспитываем. Так что просьба относиться с подобающей ответственностью.
- А мне не за что отвечать, по крайней мере, в данном вопросе. Я же ничего не сделал и вас уберег.
- За неделанье тоже отвечать надо.
- Вот и отвечайте, если хотите. А я не хочу. Больше у нас в городе отвечать некому. Единственный и последний отвечающий лежит без задних ног. Доотвечался...
Глава 21. Совещание с гномами
- Странно. - Сказала мама, выходя из школы. - Оказывается, к вам никаких претензий. А я уже думала, что вас собираются выгонять.
- А ты думала! - Андрей гордо выпятил грудь. - Да мы, можно сказать, самые примерные ученики. Другие за эти два дня, поди, столько набедокурили, что про наши безобидные грехи нечего даже вспоминать.
- Ладно уж. - Снизошла мама. - Можете сегодня отдыхать. Да и мне бы не мешало ото всех вас отдохнуть. Не вздумайте снимать с шеи телефоны. Я буду периодически вам названивать. Если что заподозрю, то мы с папой немедленно весь город поднимем. Вы меня знаете! Так что лучше не нарывайтесь. Еще один проступок, и я вас за руки к себе привяжу. И в школу буду вас таскать, и на уроках сидеть буду, и на работе со мной будете рядом.
Правда, мама не уточнила, как она собирается присутствовать одновременно в разных местах. Дети тоже предпочли не уточнять, так как были несказанно рады вновь вернувшейся свободе. Даже не верилось. А раз не верилось, то глаза разбегались: как распорядиться таким подарком?
Как только мама чуть отошла, Катя затащила брата в ближайшие кусты и заявила:
- Надо посоветоваться с гномами!
- Отличная мысль. А то все так перепуталось. А что мы у них спросим?
- Я думала, ты знаешь что спрашивать.
- Видишь ли, оно все так перепуталось, что теперь я даже не знаю что спрашивать. По крайней мере, теперь мне ясно, что у взрослых спрашивать нечего. А ведь такие надежды были на школу...
- А! Вспомнила! Мы обещали найти замену Семену Семенычу.
- Это ты обещала, а не я.
- Но ты и не возражал. Значит, тоже обещал.
- Ты так думаешь?
- Не отлынивай! Кто ему еще поможет?
- Ну, валяй!
Катя для верности отыскала черничную ягоду и позвала:
- Евсей! Евсеюшка!
- Да тише ты! А то услышат те, кому не надо. А кому надо, так те почему-то никогда не слышат.
- Да слышу я, слышу! - Раздалось снизу.
Дети осторожно раздвинули траву. Радости не было конца. Дети с удовольствием запрыгали бы, но не сделали этого только потому, чтобы случайно не наступить на Черничного человечка. Он, может быть, даже не обидится. Но все равно, самому неловко, когда наступаешь на хороших друзей.
- Мороженого опять захотели? - Спросил человечек.
- Я бы не отказался. - Обрадовался Андрей.
- Нет. - Решительно отстранила брата Катя. - Мороженое потом. У нас важное дело.
- О! - Сказал человечек. - Это уже плоды начального школьного образования?
- Нет. Еще не совсем. - Уточнила Катя. - Дело вот в чем. Мы пообещали одному человеку, что найдем ему замену, а то он весь перегорел на работе.
- Сей момент! - Сказал человечек. - Ваш папа подойдет?
- Ой! Что ты! Что ты! - Дети замахали руками.
- Тогда мама.
- Ой! Ни в коем случае. Она нам еще пригодится. А что мы с ней будем делать, если она тоже перегорит на работе?
- Может, наша учительница подойдет? Марьванна...
- Ты что! Кто же нас учить тогда будет?
- Ну, другую найдут. - Неопределенно высказался Андрей.
- Нет, мне другую не надо!
- Тогда директора.
- И директор тоже на своем месте. Он мне нравится.
- Ну, тебе никто не подходит. Иди тогда сама на замену!
- А тебе не жалко меня будет?
- Жалко, конечно. Но чего не сделаешь ради процветания города!
- Молчи уж лучше.
- Сама молчи, раз ничего не понимаешь. Надо выбрать совершенно незнакомого нам человека.
- А ты думаешь, он справится?
- А почему бы нет?
- Как ты можешь знать, что он справится, если он нам совершенно незнакомый?
- Ну что ты пристала? Выбирай кого хочешь!
- Я не знаю!
- Зачем же ты вообще взялась за это дело, если ты ничего не знаешь!
- Хм. Вот и взрослые все такие! Ничего от них не добьешься. Ты когда вырастешь, наверное, будешь очень скучным взрослым.
- Неправда. - Андрей насупился.
- Просто к этому вопросу надо подходить ответственно. У нас в городе все говорят про ответственность, а подходят всегда безответственно. Надо чтобы у человека способности были. И желание.
- Ишь чего захотела. Тебе же Семен Семеныч сказал: таких в городе нет. Поэтому надо этого человека насильно наделить нужными способностями и отменным желанием. Так можно? - Обратился Андрей к гному.
- Можно. - Заверил гном. - Только советую сначала хорошо подумать, если вы не хотите неприятностей всему городу.
- Какие же тут могут быть неприятности, если человек даже знать не будет, что это не его личное желание, а чужое. Ему уже все будет по барабану.
- Да как ты можешь так на людей плевать! - Возмутилась Катя. - У него, наверное, жена есть и дети. Что они скажут, когда их папа полностью поменяет все свои желания. Это будет уже не их папа.
- М-да. - О чем-то вспомнил Андрей. - Его вообще могут принять за не совсем здорового человека и отправят не в мэрию, а к Спиридон Спиридонычу.
- Вот именно! Хорошо еще, что мы вовремя одумались.
- Так какие будут указания? - Расплылся в улыбке гном.
- Эх! - Махнула с горя рукой Катя. - Давай тогда мороженое.
И мороженое было налицо.
- Вот это совсем другое дело. - Обрадовался Андрей. - И мозгами раскидывать приятнее будет.
Через некоторое время, достаточное для поглощения достаточного количества порций мороженого, Катю посетила новая мысль:
- Евсей, а ты сам что посоветуешь?
- Мое дело маленькое. Игрушечное. Что же это получится, если каждая игрушка начнет советы давать? Или вам в школе учителей не достает? Могу посоветовать одно: подумать вам самим.
- А может, Архип что-то знает? Давай, Андрюха, зови своего.
- Да я уже наелся. - Заявил Андрей. - Хватит пока, а то лопнем.
- Эх ты! Как ты можешь! Я совсем не для этого.
- Ну ладно. Архипушка, будь добр, если не трудно...
- Нам нетрудно. - Раздался еще один голос. - В нашем мире все легко. Так легко, что даже неинтересно. А у вас все так сложно...
- Нам бы посоветоваться... - Начал Андрей.
- Я уже в курсе. - Опередил его Земляничный человечек.
- Все-то вы знаете. И не хотите нам помочь?
- А что вы хотите, дети? Еще мороженого?
- Это мы тоже хотим, но это сейчас не главное. Мы хотим помочь одному человеку. У него непосильная ноша.
- Тогда возьмите часть ноши на себя.
- Так мы не можем.
- Значит, вы хотите помочь так, чтобы самим палец о палец не ударить?
- Наверное, так. - Тяжело вздохнула Катя.
- Тогда это в самом деле очень трудная задача. - Согласились гномы. - Пожалуй, и нам не по силам. Мы еще не умеем делать то, не знаю что.
- Но вы же все можете!
- Да, из того, что можно определенно описать. Хотите, мы вообще ликвидируем мэрию? А может быть, из человеческих понятий вообще удалить такую сомнительную вещь как ответственность? Это сложновато, но в принципе можно.
- Зачем же все отнимать? Отнимать не надо. Надо, чтобы всем было хорошо.
- А конкретнее? Засыпать всех мороженым?
- Это уже лучше. - Поддержал идею Андрей. - Но мало, слишком мало. Чего-то здесь не хватает. Но не пойму чего.
- Вот именно, дети. Мы всегда рады вам помочь, но не просите, чтобы мы вложили в вас чужие мысли и знания, которые вы никак не осмыслили. Они не принесут вам пользы. Мы сможем сделать только то чудо, к которому вы готовы, а еще лучше то, которое хотя бы чуть-чуть вы уже сделали сами. Мы спасли вас из огня, потому что вы и сами могли бы спастись, если бы взрослые не постарались на славу.
- Значит, вы не стали бы нас спасать совсем безграмотных?
- Стали бы. Потому что попасть в такое место не мог бы безграмотный человек. Но самое главное - эта цель, с которой вы пришли в огонь. Сами того не подозревая, вы выдержали сложнейшее испытание, которое не по силам многим взрослым. Незаметно для себя вы выросли, очень выросли, хоть внешне это незаметно. Вас волнуют другие, сложные проблемы, а не только мороженое. И это очень здорово. Но вы еще не прошли всех испытаний...
- Как, еще не все?
- Все только начинается. У вас огромные возможности. Но самое трудное - это воспользоваться ими. Не думайте, что теперь всю вашу жизнь мы будем следовать вашим прихотям. Настоящая дружба - не для того, чтобы как можно больше брать, а для того, чтобы как можно больше давать. Дружбу и великую силу очень трудно завоевать. Но их очень легко потерять. Знайте, что вы - одни из немногих, кому довелось познакомиться с другими, сказочными мирами. Но если не оправдаете надежд тех, кто нас послал, то больше нас не увидят не только вы, но и другие дети.
- И кто же вас послал? - Заволновался Андрей.
- Нас послали мальчики и девочки, живущие очень, очень далеко отсюда, которые вместе со взрослыми сделали нас, чтобы как-то изменить вашу жизнь. Ведь вы хотите жить иначе?
- Хотим! Хотим! Но не знаем как!
- И мы тоже не знаем. Но вы можете узнать. Мы верим в вас. Вас никто не торопит. Но и ваше бездействие в конце концов может привести к тому, что в один не очень прекрасный день мы исчезнем навсегда как не оправдавшие надежд наших создателей. Мы даже сами не будем знать об этом. Нас просто не станет здесь, и все.
- Ой! Как будет жалко! Тогда подскажите нам хоть немного, хоть капельку. Что нам делать? Мы бы рады, но не знаем, что...
- Что ж думайте, ищите, читайте книги...
- Это ж сколько надо прочитать, пока что-нибудь поймешь?
- Может быть, всю жизнь. - Поведали гномы.
- Ну, хоть что-нибудь! Хоть одно словечко!
- Вряд ли вам поможет одно словечко. Да и сто не поможет, если вы не выстрадаете их сами. Впрочем, если вы уж так просите... Нам пришла на ум одна древняя пословица. Она вам не поможет, но хотя бы в качестве загадки заставит вас чуток поломать голову.
- Ой! Говорите же, говорите!
- Одно дерево в пустыне не растет. - Сказали хором гномы и исчезли.
Хотя уроки в школе подходили к концу, но мама позвонила директору и сообщила, что сейчас приведет своих сорванцов. На другом конце провода (как говорят наши современники, но который уже давно не нужен) не выразили радости, а скорее выразили удивление.
Но мама была тверда в своих намерениях, по-видимому, так понимая свой материнский долг. Она снарядила детей по полной форме и вывела из дома. Все как первого сентября, только без цветов. И настроение немного другое. Ничего праздничного. Хотя недовольства ровно столько же.
- Ну, зачем опять эти книги! - Возмущался Андрей.
- Потом поймешь!
- Когда потом?
- Не задавай глупых вопросов. Вы два дня прогуляли, и думаете, что все с рук сойдет? Не выйдет. Будете отрабатывать!
Правда, как отрабатывать, - мама не очень представляла. Не устраивать же учителям дополнительный рабочий день! Не слишком ли жирно будет для двух или трех прогульщиков?
Процессия подошла к школе точно к окончанию уроков. А может быть, она и не торопилась подойти раньше, во всяком случае, двое из этой процессии явно не торопились.
Из школы вывалила шумная ватага. Кто-то не обратил внимания на идущих против течения. Но одноклассники по большей части останавливались, глазея во все глаза.
- И как это вам удалось? - Спрашивали некоторые.
Вновь прибывшие только слегка наклоняли головы в сторону мамы, как бы показывая, что без ее разрешения не могут раскрыть тайну своего спасения. Катя и Андрей не обращали особого внимания на нестройные возгласы и вопросы. Но слова двух одноклассников почему-то врезались им в память. Возможно, потому что сильно отличались от остальных. Так Сидоров сказал:
- Я знаю, как вы спаслись.
И сразу пошел, ни капельки не объясняя, что же он такое знает.
А Кацман добавил:
- Это же элементарно.
И тоже сразу пошел.
Расспрашивать их было некогда и нереально, так как мама крепко держала детей за руки. В школе она направилась не в класс, а прямиком в директорский кабинет.
Надо сказать, что в кабинете у директора разворачивался странный разговор еще за несколько минут до появления мамы с детьми в школе.
- Неужели, Петр Петрович, вы не переживаете за судьбы детей.
- Я? Это вы не переживаете, Аглая Никифоровна.
- Неправда, это я как раз переживаю за судьбы детей всей школы, а вы не переживаете.
- Неверно! - Нашел зацепку директор. - Если вы переживаете за всех, то почему не переживаете за этих троих?
- За этих троих я тоже переживаю, но за них надо переживать по-другому!
- То есть изолировать их? Так вы хотите?
- Нет. Я так не говорила. Но разумная осторожность была бы очень кстати.
- В чем же состоит ваша осторожность? Не пускать их в школу?
- Я не знаю. Потому и пришла с вами посоветоваться. А вы пускаете такое важное дело на самотек.
- Тогда скажите, что я должен делать, чтобы не пускать его на самотек.
- В том-то и дело, что я не знаю что делать. Это первый случай в моей практике.
- А что говорят эксперты?
- Они говорят, что родители не позволили им провести полное исследование. Но уверена, что если бы они и провели полное исследование, то их мнения разделились бы и заполнили все варианты до всевозможных крайностей. Пока они исследуют какую-то корягу, под которой якобы спаслись дети. Но это исследование, как всегда, может затянуться на месяцы и годы, а в итоге ничего не дать.
- Тяжелый случай. - Согласился директор.
- Вот именно! - Обрадовалась заведующая учебной частью. - Тем более необходимы экстренные меры.
- Тогда, на мой взгляд, эти экстренные меры должны состоять в том, чтобы не принимать никаких мер!
- Ну, вы знаете!
- Да! Надо как можно меньше внимания привлекать к этой истории, чтобы не травмировать психику детей и не разжигать совершенно ненужный ажиотаж.
- Вот всегда вы так! Чтобы я ни предложила, вы тут же отвергаете.
- Ну, пока вы ничего не предложили. А когда не знаешь что делать, то лучше не делать ничего, чтобы не наломать дров. Особенно это касается педагогики. А то взяли моду: каждый год учебники меняем, каждый год новые программы. Остановиться на чем-нибудь никак не можем. В головах же каша остается, или вообще ничего не остается. Хватит нововведений!
- Значит, ничего не делать? Значит, так вы понимаете свой долг?
- В данном случае именно так. А насчет остальных будем разбираться отдельно.
- А я понимаю свой долг так, что надо немедленно что-то делать, поскольку всегда есть решение, но не всегда мы его видим. Может быть, экспертов дополнительных выписать? Может, психологическую беседу провести? Ну, не знаю...
- Вот сейчас к нам мамаша пожалует, и попробуйте провести с ней психологическую беседу. Я уж не мечтаю о высоких материях. Сделайте хотя бы так, чтобы она не разгромила школу и не испортила нам надолго настроение.
- Вот они! Легки на помине...
В дверь постучали. Не успели хозяева ответить, как в кабинете уже стояла мама с детьми.
- Я, конечно, извиняюсь... Вот мои оболтусы. Прямо не знаю, что с ними делать. Поздоровайтесь, дети!
- Здрасьте!..
Тут мама, что-то вспомнив, быстро подошла к завучу и схватила ее за руку своими двумя и принялась трясти. Возможно, так она захотела поприветствовать школьную деятельницу или даже выразить ей особую признательность.
Аглая Никифоровна никак не ожидала такого изъявления чувств. Она в испуге отпрянула. Но стоящий позади мощный стол громко крякнул и отрезал ей пути к отступлению. Ровная бледность покрыла ее учительское лицо, а руки продолжали беспорядочно дергаться.
- Надеюсь, вы меня поймете как женщина женщину. - Начала мама.
- Кон-нечно. - Еле выдавила работница образования.
- Тогда посоветуйте, ну что мне с ними делать? Совсем выбилась из сил. Может быть, им нужны дополнительные занятия? Я так надеюсь на школу...
- Нет, им не нужны дополнительные занятия...
- Тогда что им нужно дополнительное?..
- Им уже ничего не нужно. Дополнительного.
- Ну вот, кажется, все в порядке. - Поспешил подвести итог Петр Петрович. - Как мило вы уже побеседовали. Я тоже не сомневался, что женщина всегда найдет общий язык с женщиной.
- Видите ли, я еще не...
- Нет, вы уже, - делая весомое ударение на слове "уже", обратился директор к коллеге, - вы уже побеседовали.
- Да-да. - Согласилась завуч. - Наша беседа прошла в теплой дружеской обстановке. И мы будем рады еще раз увидеть вас у себя.
- Да? Значит, если я сегодня попозже подойду, то вы тоже будете рады?
- Нет. Сегодня лучше не надо. - Процедил директор.
- Да-да, у нас еще важное совещание. - Аглая Никифоровна наконец обошла стол и встала за ним как за каменной стеной.
- Значит, все в порядке? - Не унималась мама.
- В самом наиполнейшем. - Подтвердил директор.
- Да-да. - Согласилась коллега и принялась вытаскивать платок.
- Тогда мы пойдем? - Спросила разрешения мама.
- Конечно, вы можете идти. - Не возражал директор.
- И если я понадоблюсь, то вы немедленно мне сообщите?
- Конечно. Мы немедленно сообщим.
- И тогда я немедленно приду в школу?
- Это уже как у вас получится. Можно немедленно. Но не обязательно.
- Но я все-таки немедленно приду.
- Мы не сомневаемся...
Пятясь назад и толкая собой детей, мама осторожно закрыла дверь.
- Уф! - Принялся обмахивать себя директор.
Аглая Никифоровна начала усердно вытирать руки платком.
- А ведь я так люблю детей! - Заявила она неожиданно.
- В этом никто не сомневается, уважаемая.
- Вот когда вы говорите мне "уважаемая", мне так и кажется, что вы имеете в виду совершенно противоположное.
- Ничего подобного. Я всегда говорю то, что думаю. Хоть и не всем это нравится.
- Нам не нравится совсем не это.
- А что?
- А именно то, о чем вы думаете.
- Ну, это дело вкуса.
- Мы с вами не ягоды лопаем, а детей воспитываем. Так что просьба относиться с подобающей ответственностью.
- А мне не за что отвечать, по крайней мере, в данном вопросе. Я же ничего не сделал и вас уберег.
- За неделанье тоже отвечать надо.
- Вот и отвечайте, если хотите. А я не хочу. Больше у нас в городе отвечать некому. Единственный и последний отвечающий лежит без задних ног. Доотвечался...
Глава 21. Совещание с гномами
- Странно. - Сказала мама, выходя из школы. - Оказывается, к вам никаких претензий. А я уже думала, что вас собираются выгонять.
- А ты думала! - Андрей гордо выпятил грудь. - Да мы, можно сказать, самые примерные ученики. Другие за эти два дня, поди, столько набедокурили, что про наши безобидные грехи нечего даже вспоминать.
- Ладно уж. - Снизошла мама. - Можете сегодня отдыхать. Да и мне бы не мешало ото всех вас отдохнуть. Не вздумайте снимать с шеи телефоны. Я буду периодически вам названивать. Если что заподозрю, то мы с папой немедленно весь город поднимем. Вы меня знаете! Так что лучше не нарывайтесь. Еще один проступок, и я вас за руки к себе привяжу. И в школу буду вас таскать, и на уроках сидеть буду, и на работе со мной будете рядом.
Правда, мама не уточнила, как она собирается присутствовать одновременно в разных местах. Дети тоже предпочли не уточнять, так как были несказанно рады вновь вернувшейся свободе. Даже не верилось. А раз не верилось, то глаза разбегались: как распорядиться таким подарком?
Как только мама чуть отошла, Катя затащила брата в ближайшие кусты и заявила:
- Надо посоветоваться с гномами!
- Отличная мысль. А то все так перепуталось. А что мы у них спросим?
- Я думала, ты знаешь что спрашивать.
- Видишь ли, оно все так перепуталось, что теперь я даже не знаю что спрашивать. По крайней мере, теперь мне ясно, что у взрослых спрашивать нечего. А ведь такие надежды были на школу...
- А! Вспомнила! Мы обещали найти замену Семену Семенычу.
- Это ты обещала, а не я.
- Но ты и не возражал. Значит, тоже обещал.
- Ты так думаешь?
- Не отлынивай! Кто ему еще поможет?
- Ну, валяй!
Катя для верности отыскала черничную ягоду и позвала:
- Евсей! Евсеюшка!
- Да тише ты! А то услышат те, кому не надо. А кому надо, так те почему-то никогда не слышат.
- Да слышу я, слышу! - Раздалось снизу.
Дети осторожно раздвинули траву. Радости не было конца. Дети с удовольствием запрыгали бы, но не сделали этого только потому, чтобы случайно не наступить на Черничного человечка. Он, может быть, даже не обидится. Но все равно, самому неловко, когда наступаешь на хороших друзей.
- Мороженого опять захотели? - Спросил человечек.
- Я бы не отказался. - Обрадовался Андрей.
- Нет. - Решительно отстранила брата Катя. - Мороженое потом. У нас важное дело.
- О! - Сказал человечек. - Это уже плоды начального школьного образования?
- Нет. Еще не совсем. - Уточнила Катя. - Дело вот в чем. Мы пообещали одному человеку, что найдем ему замену, а то он весь перегорел на работе.
- Сей момент! - Сказал человечек. - Ваш папа подойдет?
- Ой! Что ты! Что ты! - Дети замахали руками.
- Тогда мама.
- Ой! Ни в коем случае. Она нам еще пригодится. А что мы с ней будем делать, если она тоже перегорит на работе?
- Может, наша учительница подойдет? Марьванна...
- Ты что! Кто же нас учить тогда будет?
- Ну, другую найдут. - Неопределенно высказался Андрей.
- Нет, мне другую не надо!
- Тогда директора.
- И директор тоже на своем месте. Он мне нравится.
- Ну, тебе никто не подходит. Иди тогда сама на замену!
- А тебе не жалко меня будет?
- Жалко, конечно. Но чего не сделаешь ради процветания города!
- Молчи уж лучше.
- Сама молчи, раз ничего не понимаешь. Надо выбрать совершенно незнакомого нам человека.
- А ты думаешь, он справится?
- А почему бы нет?
- Как ты можешь знать, что он справится, если он нам совершенно незнакомый?
- Ну что ты пристала? Выбирай кого хочешь!
- Я не знаю!
- Зачем же ты вообще взялась за это дело, если ты ничего не знаешь!
- Хм. Вот и взрослые все такие! Ничего от них не добьешься. Ты когда вырастешь, наверное, будешь очень скучным взрослым.
- Неправда. - Андрей насупился.
- Просто к этому вопросу надо подходить ответственно. У нас в городе все говорят про ответственность, а подходят всегда безответственно. Надо чтобы у человека способности были. И желание.
- Ишь чего захотела. Тебе же Семен Семеныч сказал: таких в городе нет. Поэтому надо этого человека насильно наделить нужными способностями и отменным желанием. Так можно? - Обратился Андрей к гному.
- Можно. - Заверил гном. - Только советую сначала хорошо подумать, если вы не хотите неприятностей всему городу.
- Какие же тут могут быть неприятности, если человек даже знать не будет, что это не его личное желание, а чужое. Ему уже все будет по барабану.
- Да как ты можешь так на людей плевать! - Возмутилась Катя. - У него, наверное, жена есть и дети. Что они скажут, когда их папа полностью поменяет все свои желания. Это будет уже не их папа.
- М-да. - О чем-то вспомнил Андрей. - Его вообще могут принять за не совсем здорового человека и отправят не в мэрию, а к Спиридон Спиридонычу.
- Вот именно! Хорошо еще, что мы вовремя одумались.
- Так какие будут указания? - Расплылся в улыбке гном.
- Эх! - Махнула с горя рукой Катя. - Давай тогда мороженое.
И мороженое было налицо.
- Вот это совсем другое дело. - Обрадовался Андрей. - И мозгами раскидывать приятнее будет.
Через некоторое время, достаточное для поглощения достаточного количества порций мороженого, Катю посетила новая мысль:
- Евсей, а ты сам что посоветуешь?
- Мое дело маленькое. Игрушечное. Что же это получится, если каждая игрушка начнет советы давать? Или вам в школе учителей не достает? Могу посоветовать одно: подумать вам самим.
- А может, Архип что-то знает? Давай, Андрюха, зови своего.
- Да я уже наелся. - Заявил Андрей. - Хватит пока, а то лопнем.
- Эх ты! Как ты можешь! Я совсем не для этого.
- Ну ладно. Архипушка, будь добр, если не трудно...
- Нам нетрудно. - Раздался еще один голос. - В нашем мире все легко. Так легко, что даже неинтересно. А у вас все так сложно...
- Нам бы посоветоваться... - Начал Андрей.
- Я уже в курсе. - Опередил его Земляничный человечек.
- Все-то вы знаете. И не хотите нам помочь?
- А что вы хотите, дети? Еще мороженого?
- Это мы тоже хотим, но это сейчас не главное. Мы хотим помочь одному человеку. У него непосильная ноша.
- Тогда возьмите часть ноши на себя.
- Так мы не можем.
- Значит, вы хотите помочь так, чтобы самим палец о палец не ударить?
- Наверное, так. - Тяжело вздохнула Катя.
- Тогда это в самом деле очень трудная задача. - Согласились гномы. - Пожалуй, и нам не по силам. Мы еще не умеем делать то, не знаю что.
- Но вы же все можете!
- Да, из того, что можно определенно описать. Хотите, мы вообще ликвидируем мэрию? А может быть, из человеческих понятий вообще удалить такую сомнительную вещь как ответственность? Это сложновато, но в принципе можно.
- Зачем же все отнимать? Отнимать не надо. Надо, чтобы всем было хорошо.
- А конкретнее? Засыпать всех мороженым?
- Это уже лучше. - Поддержал идею Андрей. - Но мало, слишком мало. Чего-то здесь не хватает. Но не пойму чего.
- Вот именно, дети. Мы всегда рады вам помочь, но не просите, чтобы мы вложили в вас чужие мысли и знания, которые вы никак не осмыслили. Они не принесут вам пользы. Мы сможем сделать только то чудо, к которому вы готовы, а еще лучше то, которое хотя бы чуть-чуть вы уже сделали сами. Мы спасли вас из огня, потому что вы и сами могли бы спастись, если бы взрослые не постарались на славу.
- Значит, вы не стали бы нас спасать совсем безграмотных?
- Стали бы. Потому что попасть в такое место не мог бы безграмотный человек. Но самое главное - эта цель, с которой вы пришли в огонь. Сами того не подозревая, вы выдержали сложнейшее испытание, которое не по силам многим взрослым. Незаметно для себя вы выросли, очень выросли, хоть внешне это незаметно. Вас волнуют другие, сложные проблемы, а не только мороженое. И это очень здорово. Но вы еще не прошли всех испытаний...
- Как, еще не все?
- Все только начинается. У вас огромные возможности. Но самое трудное - это воспользоваться ими. Не думайте, что теперь всю вашу жизнь мы будем следовать вашим прихотям. Настоящая дружба - не для того, чтобы как можно больше брать, а для того, чтобы как можно больше давать. Дружбу и великую силу очень трудно завоевать. Но их очень легко потерять. Знайте, что вы - одни из немногих, кому довелось познакомиться с другими, сказочными мирами. Но если не оправдаете надежд тех, кто нас послал, то больше нас не увидят не только вы, но и другие дети.
- И кто же вас послал? - Заволновался Андрей.
- Нас послали мальчики и девочки, живущие очень, очень далеко отсюда, которые вместе со взрослыми сделали нас, чтобы как-то изменить вашу жизнь. Ведь вы хотите жить иначе?
- Хотим! Хотим! Но не знаем как!
- И мы тоже не знаем. Но вы можете узнать. Мы верим в вас. Вас никто не торопит. Но и ваше бездействие в конце концов может привести к тому, что в один не очень прекрасный день мы исчезнем навсегда как не оправдавшие надежд наших создателей. Мы даже сами не будем знать об этом. Нас просто не станет здесь, и все.
- Ой! Как будет жалко! Тогда подскажите нам хоть немного, хоть капельку. Что нам делать? Мы бы рады, но не знаем, что...
- Что ж думайте, ищите, читайте книги...
- Это ж сколько надо прочитать, пока что-нибудь поймешь?
- Может быть, всю жизнь. - Поведали гномы.
- Ну, хоть что-нибудь! Хоть одно словечко!
- Вряд ли вам поможет одно словечко. Да и сто не поможет, если вы не выстрадаете их сами. Впрочем, если вы уж так просите... Нам пришла на ум одна древняя пословица. Она вам не поможет, но хотя бы в качестве загадки заставит вас чуток поломать голову.
- Ой! Говорите же, говорите!
- Одно дерево в пустыне не растет. - Сказали хором гномы и исчезли.
Обсуждения Сказка будущего. Гл.20,21