Глава 2. Первый раз в первый класс
Наконец-то показались наши главные герои. Вместе с мамой они идут по тропинке. Их зовут Катя и Андрей. За плечами у них - ранцы, в руках - букеты цветов.
Герои они не в том смысле, что совершили что-то героическое, а в том, что мы будем рядом с ними, будем их видеть, слышать, и одновременно будем видеть и слышать то, что увидят Катя и Андрей.
Как раз ничего примечательного в своей жизни эти девочка и мальчик еще не сделали. Может быть, потому что не успели. А может быть, потому что все великие дела уже успели совершить другие, взрослые люди?
Во всяком случае, Катя и Андрей не помышляли ни о каких великих делах. Может быть, в этом возрасте вообще трудно отличить великое от повседневного? Так, сломанная любимая игрушка кажется невосполнимой утратой и вызывает безудержные рыдания. Зато развалы государств, крушения политических систем не вызывают никаких эмоций.
Может быть, сказочные персонажи выбрали Катю и Андрея именно из-за их, не то чтобы сказать, заурядности, а лучше сказать, скромности, если вообще имеет смысл говорить о скромности среди маленьких детей. Ведь если сказочные силы попадут в руки не в меру идейных людей, то что тогда будет? Уж сколько раз добрейшие и образованнейшие люди, дорвавшись до власти, становились страшными извергами...
Итак, сегодня большой праздник. Катя и Андрей первый раз идут в школу. Но, кажется, они чем-то недовольны...
- И кто придумал эту ужасную школьную форму! - Возмущалась Катя. - Это что, спецодежда для грязной работы?
- И эти ужасные черные ботинки! - Вторил сестре Андрей. - Они же твердые, как каменные.
Маме уже надоело целое утро отвечать возмущенным детишкам и говорила она скорее уже не им, а себе:
- Эх, дети, дети! Не понимаете вы своего счастья. Это же взрослые люди специально для вас старались.
- Лучше бы они постарались в чем-нибудь другом. - Продолжал свою линию Андрей.
А мама продолжала разговаривать с собой:
- Вот в наше время не было никакой школьной формы. Каждый ходил в чем пришлось...
- Прекрасное было время! - Размечтался Андрей.
- Время было трудное, тяжелое... - Настаивала на своем мама. - Так пусть хоть у вас все будет без забот.
- И это называется без забот! - Возмутилась Катя. - Да я целый час разбиралась с этим, как его, передником. И зачем он только нужен?
- Скоро вы все узнаете, сами все поймете. И еще меня благодарить будете.
- Ну что, что тут можно понять? Вон все старшеклассники без формы идут. И портфелей у них нет. Вот как им легко! А нам словно кирпичи нагрузили...
- Эх вы, неблагодарные! - Решила повозмущаться мама. - Рано вам еще легкие пути искать. Запомните, что легкими путями в жизни далеко не уедешь! А школьная форма - это нововведение...
- Чего-чего? - Заинтересовалась Катя.
- То есть с этого учебного года впервые вводится. И книжки теперь положено с собой носить.
- Зачем их носить, когда ими и так вся школа завалена? Мы же сами видели, когда с Катькой в окна заглядывали.
- А затем, чтобы вы почувствовали весомость знаний.
- Почему тогда старшие не тащат эти чемоданы? Значит, они без чемоданов почувствовали весомость знаний?
- Ну, я не педагог, не могу судить. Но, наверное, старшие дети недостаточно ее прочувствовали. Вот вам и пошли навстречу, так сказать, для повышения качества обучения.
- Мама, мама! - вдруг встрепенулась Катя, - а если завтра я возьму с собой еще и лопату, то это повысит качество обучения?
- Лопату?! - Мама остановилась от удивления.
- А я тогда возьму тачку. - Нашелся Андрей. - Заодно и погрузим на нее эти портфели с кирпичами...
- Нет. - Определенно сказала мама. - Тачка точно не повысит. Это что же получится, если все в школу приедут с тачками! Там же повернуться негде будет. Не-не, ни в коем случае! А вот с лопатой... - Мама призадумалась и медленно двинулась дальше.
Неожиданно с диким воем дорогу перебежала черная кошка. Мама остановилась как вкопанная, дети принялись тащить ее за руки.
- Идем же, мама! Опоздаем.
- Подождите, подождите!
- Да что случилось-то?
- Да, собственно, ничего не случилось. Я потом вам объясню. Хотя зачем вам это знать... Идемте скорее.
Тут где-то рядом раздалось громкое "ку-ку", и все трое опять остановились.
- Ну, скорее! - Первыми встрепенулись дети. И все побежали. А кукушка продолжила им вслед свои напутствия.
Глава 3. Торжественная линейка
Школа располагалась не в одном, а в четырех стоящих по углам квадрата домиках. Если другие строения в Кукушкино были белыми с темными крышами, то школьные сооружения были красными, явно сложенными из кирпича. Никакого забора вокруг школы не наблюдалось, но ворота красовались, а на них - вывеска: 1-я кукушкинская школа.
Впрочем, ни второй, ни третьей, никакой другой школы в городе не было. И почему она называлась первой - никто толком объяснить не мог. Возможно, когда-то предполагалось построить вторую школу, и чтобы ее не путать с первой, первую назвали "первой". А может быть, кукушкинцам просто нравилось слово "первый". Ведь в городе были "1-я больница", "1-й дворец спорта" и даже "1-я мэрия", хотя ни второй больницы, ни второго дворца, ни второй мэрии не было и в помине. Эта единственная больница почти всегда пустовала из-за отсутствия больных. Так что не могло быть и речи о строительстве новых оздоровительных учреждений в столь благодатном месте при столь прекрасном и здоровом климате. И уж совсем непонятно, зачем одному городу, да еще маленькому, могла бы понадобиться вторая мэрия.
Школьный двор напоминал муравейник.
Кто-то кого-то искал, но никак не мог найти. А кто-то уже нашел и взахлеб делился впечатлениями, приобретенными за время недолгого расставания. А кто-то вообще не понимал, надо ли им кого-то искать, или же, наоборот, их кто-то должен найти.
Казалось, что этому беспорядку не будет конца. Но, вероятно, кто-то точно знал законы движения в этом муравейнике и мог управлять этим движением, потому что постепенно шум стих, а все присутствующие выстроились вокруг большой площадки, посыпанной свежим желтым песком.
Вперед вышла важная дама.
- Вас будет приветствовать директор Первой кукушкинской школы Петр Петрович! - И дама скрылась в толпе.
Вышел грузный мужчина с большой лысиной и сказал:
- Дорогие дети и их родители! Дорогие учителя, а также весь дорогой обслуживающий персонал! Здравствуйте!
- Здравствуйте!.. - Разнеслось в ответ.
Пока стихало эхо от громкого приветствия, и чуть умерили свой гомон птицы, всполошенные неожиданным шумом, в это время директор достал из широкого кармана большой платок, приложил его к глазам, а потом промокнул им вспотевшую лысину.
- Знаете ли вы, мои дорогие, о чем я сейчас думаю? - Мягким голосом вопросил директор.
Родители растерянно переглянулись. Возможно, им почудилось, что их вызвали к доске, а они не выучили урок.
- Знаете? - Повторил вопрос Петр Петрович.
Некоторым родителям стало не по себе, и они судорожно принялись оглядывать себя и своих чад.
- Знаем, знаем! - Раздалось со стороны старшеклассников. - Вы всегда об одном и том же думаете!
У родителей на душе сразу отлегло.
А директор, ничуть не возмутившись, продолжил:
- Верно, дети! Я всегда думаю об одном и том же. И не грех каждый год в этот день думать об одном и том же, если это одно - хорошее. Это о плохом вредно много думать, потому что тогда можно забыть обо всем хорошем. А о хорошем надо думать всегда. И чем больше, тем лучше. И не беда, если это хорошее повторяется.
- Ну, опять развел философию. - Зашушукались между собой старшеклассники.
- Представьте себе земледельца, который бросил зерно в землю и терпеливо ждет всходов. - И директор принялся размахивать руками, возможно, для наглядности.
Физиономии у родителей вытянулись. Старшеклассники перешли к обсуждению собственных проблем. А первоклашки никак не реагировали, они еще не знали как вести себя в разных ситуациях и просто стояли относительно смирно, как наказали им родители.
- И, наконец, проклюнулся робкий росток! - Директор высоко поднял руки, так что можно было подумать, будто речь идет о ростке высотой до неба. - Представьте себе радость земледельца. - Петр Петрович потряс сжатыми кулаками. - Так вот такую же радость испытываю я каждый год первого сентября.
Родители облегченно вздохнули.
- Да-да! Всегда я думаю, каким будет этот день и наступит ли он вообще. - Продолжил директор и вновь приложил платок к глазам, потом к лысине. - И вот этот замечательный день наступил! Значит, жива и будет жить наша школа, жив и будет жить наш любимый город, жива и будет жить наша прекрасная планета Земля!
Директор махнул рукой и неожиданно скрылся в толпе. Вдогонку ему раздались аплодисменты.
На площадку вновь вышла важная дама.
- Меня зовут Аглая Никифоровна. Как всегда, Петр Петрович забыл меня представить... Но это неважно. Я и сама могу себя представить. Я заведую учебной частью и сообщу вам о некоторых новшествах в учебном процессе.
- Знаем мы ваши новшества. - Раздалось со стороны старшеклассников. - Опять все учебники заново переписали.
- Вот и не знаете! - Обрадовалась дама. - Кроме небольших изменений в учебниках, как вы можете наблюдать, вводится школьная форма. Пока только для первоклассников. А дальше будет видно.
- Опять эксперименты. - Негромко прокомментировали старшеклассники. - И все на детях, и все на детях!
- И это еще не все. - Радостно продолжила заведующая учебной частью. - У первоклассников вместо столов будут парты.
- А что это такое? - Изумились старшеклассники.
Но женщина не сочла нужным объяснять.
- Сами потом все увидите. Еще должна сказать, что с первого класса вводится новая учебная программа, гораздо более сложная, так как из нее полностью исключено изучение компьютеров.
- Вот повезло! - Оживились старшеклассники. - И зачем только нас мучили этим никому не нужным металлоломом.
- Не радуйтесь! - Обрадовалась дама. - Старшие классы по-прежнему будут работать с компьютерами.
- Фи! - Сказали старшеклассники.
- Вот собственно и все, дорогие дети. Вопросы есть?
- Почему учебники каждый год переписывают?
- Я же вам уже объясняла. Чего вы все время одно и то же спрашиваете!
- Тогда нам объясните. - Послышалось со стороны родителей.
Старшеклассники сразу встрепенулись, почуяв неожиданную поддержку и предвкушая удовольствие от совершенно бесполезной, но зато от очень веселой дискуссии.
Дама смутилась, как обычно четко предчувствуя неприятности, но принялась за объяснения.
- Видите ли, все, как вы знаете, течет и все, как вы тоже знаете, изменяется.
Родители стали внимательно вслушиваться, а Аглая Никифоровна со все возрастающей уверенностью продолжала:
- В последнее время открыты новые вещества, новые технологии, новые законы природы. То есть для природы эти законы всегда были старыми, но для ищущего человечества они оказались новыми... пока. А завтра и они станут старыми, так как наука пойдет все дальше и дальше. Так что нет ничего удивительного в том, что учебники физики и химии кардинально меняются каждый год. Наоборот, было бы гораздо удивительнее, если бы мы продолжали учить детей по учебникам столетней давности. То же самое можно сказать и про другие предметы. Например, астрономы беспрерывно открывают новые объекты в космосе. В биологии, как вы знаете, время генетических революций прошло, и сейчас человечество занято расхлебыванием их тяжелейших последствий. Естественно, все это находит своевременное отражение в школьных учебниках.
Аглая Никифоровна обвела присутствующих торжествующим взглядом, а родители понимающе закивали головами. Катя и Андрей, как и другие первоклашки, еще не успели прочитать никаких учебников, а тем более сравнить учебники разных годов издания. Им вообще непонятна причина спора. Поэтому они предусмотрительно не решались высказывать свои претензии. Но старшие школьники вовсе не собирались так легко сдаваться:
- А что, в русском языке тоже новые законы открыли? Почему каждый год новые правила грамматики?
Родители вновь повернули головы к Аглае Никифоровне, а один из них даже подлил масла в огонь:
- То-то я, как ни возьму какую книгу, так чувствую себя совершенно безграмотным, а ведь в свое время отличником был.
Заведующая учебной частью судорожно поправила платье и уже несколько раздраженно объяснила:
- Уважаемые родители, в конце концов, не школа новые правила придумывает, а министерство образования. Нам тоже нелегко от постоянных смен учебников. А если изменились правила правописания, значит, были на то веские причины. Вряд ли сейчас время их обсуждать. Желающие могут заняться этим на уроках. Во всяком случае, все изменения делаются вовсе не для того, чтобы нас запутать, а совсем даже наоборот.
- Куда уж наоборот! - Донеслось от школьников. - А историю почему каждый год переписывают до полной неузнаваемости?
- Видите ли, дорогие мои, история - это самая непредсказуемая вещь и самая сложная, во всех планах. Да мы должны быть благодарны, что нашлись последние, может быть, из историков, которые рискнули изложить события прошлого. Вы же знаете, что историк - это самая опасная профессия. Сколько их в прошлые века перестреляли, перевешали, сожгли на костре! Сейчас, конечно, совсем не те варварские времена, но чем черт не шутит... Может быть, завтра этих людей уже не будет в живых. Так отнеситесь с уважением хотя бы к их труду.
- А почему историю Древнего Мира опять переписали? Что, Атлантиду откопали или второго Александра Македонского?
- Насчет гражданина Македонского ничего не скажу, а вот на раскопки Атлантиды действительно мобилизованы крупные силы. Только пока не решили, где начать раскопки.
Школьники заметно повеселели и задали следующий вопрос:
- А географию зачем опять переписали? Что, новый материк открыли?
- Ну уж географию вы мне не трогайте. - Возмутилась женщина. - Это святое! Большинство взрослых работает именно над географией окрестностей Кукушкино. А если вы имеете в виду более крупные масштабы, то вам уже пора бы знать, что на Земле еще остались многие районы и целые континенты, куда не ступала нога современного человека. Из-за бушующих там пожаров и высокого уровня радиации проникнуть туда могут только машины с огнеупорным покрытием. А из космоса не удается ничего разглядеть по причине сплошного дыма. К счастью, все такие части планеты надежно локализованы и со временем их удастся превратить в такие же райские уголки, в каких вы живете. Может быть, именно вам предстоит стать первопроходцами, новыми колумбами.
- Так что, уже готовить скафандры?
- Да, нам всем очень жаль, что не в космосе, а на родной планете вместо каравелл путешественникам приходится готовить скафандры. Но именно вам предстоит довести до конца дело, начатое предыдущими поколениями.
- Это какое дело? - Поспешили уточнить детишки. - По разжиганию пожара или по его тушению?
- А вы сами-то как думаете? - Назидательно ответила вопросом дама. - Все! Дискуссия закончена. Тихо, тихо! Сейчас для вас прозвучит первый звонок! Тихо!
Из леса послышалось веселое "ку-ку". Кто-то из школьников тоже решил покуковать. И все рассмеялись.
- Да нет же! - Раздосадованно воскликнула Аглая Никифоровна. - Тише, тише!
И тут маленькая девочка с колокольчиком пробежали по периметру площадки.
- Уф! - Облегченно вздохнула заведующая учебной частью. - А теперь вперед! По классам!
И она широко взмахнула рукой, как будто призывала на баррикады.
Наконец-то показались наши главные герои. Вместе с мамой они идут по тропинке. Их зовут Катя и Андрей. За плечами у них - ранцы, в руках - букеты цветов.
Герои они не в том смысле, что совершили что-то героическое, а в том, что мы будем рядом с ними, будем их видеть, слышать, и одновременно будем видеть и слышать то, что увидят Катя и Андрей.
Как раз ничего примечательного в своей жизни эти девочка и мальчик еще не сделали. Может быть, потому что не успели. А может быть, потому что все великие дела уже успели совершить другие, взрослые люди?
Во всяком случае, Катя и Андрей не помышляли ни о каких великих делах. Может быть, в этом возрасте вообще трудно отличить великое от повседневного? Так, сломанная любимая игрушка кажется невосполнимой утратой и вызывает безудержные рыдания. Зато развалы государств, крушения политических систем не вызывают никаких эмоций.
Может быть, сказочные персонажи выбрали Катю и Андрея именно из-за их, не то чтобы сказать, заурядности, а лучше сказать, скромности, если вообще имеет смысл говорить о скромности среди маленьких детей. Ведь если сказочные силы попадут в руки не в меру идейных людей, то что тогда будет? Уж сколько раз добрейшие и образованнейшие люди, дорвавшись до власти, становились страшными извергами...
Итак, сегодня большой праздник. Катя и Андрей первый раз идут в школу. Но, кажется, они чем-то недовольны...
- И кто придумал эту ужасную школьную форму! - Возмущалась Катя. - Это что, спецодежда для грязной работы?
- И эти ужасные черные ботинки! - Вторил сестре Андрей. - Они же твердые, как каменные.
Маме уже надоело целое утро отвечать возмущенным детишкам и говорила она скорее уже не им, а себе:
- Эх, дети, дети! Не понимаете вы своего счастья. Это же взрослые люди специально для вас старались.
- Лучше бы они постарались в чем-нибудь другом. - Продолжал свою линию Андрей.
А мама продолжала разговаривать с собой:
- Вот в наше время не было никакой школьной формы. Каждый ходил в чем пришлось...
- Прекрасное было время! - Размечтался Андрей.
- Время было трудное, тяжелое... - Настаивала на своем мама. - Так пусть хоть у вас все будет без забот.
- И это называется без забот! - Возмутилась Катя. - Да я целый час разбиралась с этим, как его, передником. И зачем он только нужен?
- Скоро вы все узнаете, сами все поймете. И еще меня благодарить будете.
- Ну что, что тут можно понять? Вон все старшеклассники без формы идут. И портфелей у них нет. Вот как им легко! А нам словно кирпичи нагрузили...
- Эх вы, неблагодарные! - Решила повозмущаться мама. - Рано вам еще легкие пути искать. Запомните, что легкими путями в жизни далеко не уедешь! А школьная форма - это нововведение...
- Чего-чего? - Заинтересовалась Катя.
- То есть с этого учебного года впервые вводится. И книжки теперь положено с собой носить.
- Зачем их носить, когда ими и так вся школа завалена? Мы же сами видели, когда с Катькой в окна заглядывали.
- А затем, чтобы вы почувствовали весомость знаний.
- Почему тогда старшие не тащат эти чемоданы? Значит, они без чемоданов почувствовали весомость знаний?
- Ну, я не педагог, не могу судить. Но, наверное, старшие дети недостаточно ее прочувствовали. Вот вам и пошли навстречу, так сказать, для повышения качества обучения.
- Мама, мама! - вдруг встрепенулась Катя, - а если завтра я возьму с собой еще и лопату, то это повысит качество обучения?
- Лопату?! - Мама остановилась от удивления.
- А я тогда возьму тачку. - Нашелся Андрей. - Заодно и погрузим на нее эти портфели с кирпичами...
- Нет. - Определенно сказала мама. - Тачка точно не повысит. Это что же получится, если все в школу приедут с тачками! Там же повернуться негде будет. Не-не, ни в коем случае! А вот с лопатой... - Мама призадумалась и медленно двинулась дальше.
Неожиданно с диким воем дорогу перебежала черная кошка. Мама остановилась как вкопанная, дети принялись тащить ее за руки.
- Идем же, мама! Опоздаем.
- Подождите, подождите!
- Да что случилось-то?
- Да, собственно, ничего не случилось. Я потом вам объясню. Хотя зачем вам это знать... Идемте скорее.
Тут где-то рядом раздалось громкое "ку-ку", и все трое опять остановились.
- Ну, скорее! - Первыми встрепенулись дети. И все побежали. А кукушка продолжила им вслед свои напутствия.
Глава 3. Торжественная линейка
Школа располагалась не в одном, а в четырех стоящих по углам квадрата домиках. Если другие строения в Кукушкино были белыми с темными крышами, то школьные сооружения были красными, явно сложенными из кирпича. Никакого забора вокруг школы не наблюдалось, но ворота красовались, а на них - вывеска: 1-я кукушкинская школа.
Впрочем, ни второй, ни третьей, никакой другой школы в городе не было. И почему она называлась первой - никто толком объяснить не мог. Возможно, когда-то предполагалось построить вторую школу, и чтобы ее не путать с первой, первую назвали "первой". А может быть, кукушкинцам просто нравилось слово "первый". Ведь в городе были "1-я больница", "1-й дворец спорта" и даже "1-я мэрия", хотя ни второй больницы, ни второго дворца, ни второй мэрии не было и в помине. Эта единственная больница почти всегда пустовала из-за отсутствия больных. Так что не могло быть и речи о строительстве новых оздоровительных учреждений в столь благодатном месте при столь прекрасном и здоровом климате. И уж совсем непонятно, зачем одному городу, да еще маленькому, могла бы понадобиться вторая мэрия.
Школьный двор напоминал муравейник.
Кто-то кого-то искал, но никак не мог найти. А кто-то уже нашел и взахлеб делился впечатлениями, приобретенными за время недолгого расставания. А кто-то вообще не понимал, надо ли им кого-то искать, или же, наоборот, их кто-то должен найти.
Казалось, что этому беспорядку не будет конца. Но, вероятно, кто-то точно знал законы движения в этом муравейнике и мог управлять этим движением, потому что постепенно шум стих, а все присутствующие выстроились вокруг большой площадки, посыпанной свежим желтым песком.
Вперед вышла важная дама.
- Вас будет приветствовать директор Первой кукушкинской школы Петр Петрович! - И дама скрылась в толпе.
Вышел грузный мужчина с большой лысиной и сказал:
- Дорогие дети и их родители! Дорогие учителя, а также весь дорогой обслуживающий персонал! Здравствуйте!
- Здравствуйте!.. - Разнеслось в ответ.
Пока стихало эхо от громкого приветствия, и чуть умерили свой гомон птицы, всполошенные неожиданным шумом, в это время директор достал из широкого кармана большой платок, приложил его к глазам, а потом промокнул им вспотевшую лысину.
- Знаете ли вы, мои дорогие, о чем я сейчас думаю? - Мягким голосом вопросил директор.
Родители растерянно переглянулись. Возможно, им почудилось, что их вызвали к доске, а они не выучили урок.
- Знаете? - Повторил вопрос Петр Петрович.
Некоторым родителям стало не по себе, и они судорожно принялись оглядывать себя и своих чад.
- Знаем, знаем! - Раздалось со стороны старшеклассников. - Вы всегда об одном и том же думаете!
У родителей на душе сразу отлегло.
А директор, ничуть не возмутившись, продолжил:
- Верно, дети! Я всегда думаю об одном и том же. И не грех каждый год в этот день думать об одном и том же, если это одно - хорошее. Это о плохом вредно много думать, потому что тогда можно забыть обо всем хорошем. А о хорошем надо думать всегда. И чем больше, тем лучше. И не беда, если это хорошее повторяется.
- Ну, опять развел философию. - Зашушукались между собой старшеклассники.
- Представьте себе земледельца, который бросил зерно в землю и терпеливо ждет всходов. - И директор принялся размахивать руками, возможно, для наглядности.
Физиономии у родителей вытянулись. Старшеклассники перешли к обсуждению собственных проблем. А первоклашки никак не реагировали, они еще не знали как вести себя в разных ситуациях и просто стояли относительно смирно, как наказали им родители.
- И, наконец, проклюнулся робкий росток! - Директор высоко поднял руки, так что можно было подумать, будто речь идет о ростке высотой до неба. - Представьте себе радость земледельца. - Петр Петрович потряс сжатыми кулаками. - Так вот такую же радость испытываю я каждый год первого сентября.
Родители облегченно вздохнули.
- Да-да! Всегда я думаю, каким будет этот день и наступит ли он вообще. - Продолжил директор и вновь приложил платок к глазам, потом к лысине. - И вот этот замечательный день наступил! Значит, жива и будет жить наша школа, жив и будет жить наш любимый город, жива и будет жить наша прекрасная планета Земля!
Директор махнул рукой и неожиданно скрылся в толпе. Вдогонку ему раздались аплодисменты.
На площадку вновь вышла важная дама.
- Меня зовут Аглая Никифоровна. Как всегда, Петр Петрович забыл меня представить... Но это неважно. Я и сама могу себя представить. Я заведую учебной частью и сообщу вам о некоторых новшествах в учебном процессе.
- Знаем мы ваши новшества. - Раздалось со стороны старшеклассников. - Опять все учебники заново переписали.
- Вот и не знаете! - Обрадовалась дама. - Кроме небольших изменений в учебниках, как вы можете наблюдать, вводится школьная форма. Пока только для первоклассников. А дальше будет видно.
- Опять эксперименты. - Негромко прокомментировали старшеклассники. - И все на детях, и все на детях!
- И это еще не все. - Радостно продолжила заведующая учебной частью. - У первоклассников вместо столов будут парты.
- А что это такое? - Изумились старшеклассники.
Но женщина не сочла нужным объяснять.
- Сами потом все увидите. Еще должна сказать, что с первого класса вводится новая учебная программа, гораздо более сложная, так как из нее полностью исключено изучение компьютеров.
- Вот повезло! - Оживились старшеклассники. - И зачем только нас мучили этим никому не нужным металлоломом.
- Не радуйтесь! - Обрадовалась дама. - Старшие классы по-прежнему будут работать с компьютерами.
- Фи! - Сказали старшеклассники.
- Вот собственно и все, дорогие дети. Вопросы есть?
- Почему учебники каждый год переписывают?
- Я же вам уже объясняла. Чего вы все время одно и то же спрашиваете!
- Тогда нам объясните. - Послышалось со стороны родителей.
Старшеклассники сразу встрепенулись, почуяв неожиданную поддержку и предвкушая удовольствие от совершенно бесполезной, но зато от очень веселой дискуссии.
Дама смутилась, как обычно четко предчувствуя неприятности, но принялась за объяснения.
- Видите ли, все, как вы знаете, течет и все, как вы тоже знаете, изменяется.
Родители стали внимательно вслушиваться, а Аглая Никифоровна со все возрастающей уверенностью продолжала:
- В последнее время открыты новые вещества, новые технологии, новые законы природы. То есть для природы эти законы всегда были старыми, но для ищущего человечества они оказались новыми... пока. А завтра и они станут старыми, так как наука пойдет все дальше и дальше. Так что нет ничего удивительного в том, что учебники физики и химии кардинально меняются каждый год. Наоборот, было бы гораздо удивительнее, если бы мы продолжали учить детей по учебникам столетней давности. То же самое можно сказать и про другие предметы. Например, астрономы беспрерывно открывают новые объекты в космосе. В биологии, как вы знаете, время генетических революций прошло, и сейчас человечество занято расхлебыванием их тяжелейших последствий. Естественно, все это находит своевременное отражение в школьных учебниках.
Аглая Никифоровна обвела присутствующих торжествующим взглядом, а родители понимающе закивали головами. Катя и Андрей, как и другие первоклашки, еще не успели прочитать никаких учебников, а тем более сравнить учебники разных годов издания. Им вообще непонятна причина спора. Поэтому они предусмотрительно не решались высказывать свои претензии. Но старшие школьники вовсе не собирались так легко сдаваться:
- А что, в русском языке тоже новые законы открыли? Почему каждый год новые правила грамматики?
Родители вновь повернули головы к Аглае Никифоровне, а один из них даже подлил масла в огонь:
- То-то я, как ни возьму какую книгу, так чувствую себя совершенно безграмотным, а ведь в свое время отличником был.
Заведующая учебной частью судорожно поправила платье и уже несколько раздраженно объяснила:
- Уважаемые родители, в конце концов, не школа новые правила придумывает, а министерство образования. Нам тоже нелегко от постоянных смен учебников. А если изменились правила правописания, значит, были на то веские причины. Вряд ли сейчас время их обсуждать. Желающие могут заняться этим на уроках. Во всяком случае, все изменения делаются вовсе не для того, чтобы нас запутать, а совсем даже наоборот.
- Куда уж наоборот! - Донеслось от школьников. - А историю почему каждый год переписывают до полной неузнаваемости?
- Видите ли, дорогие мои, история - это самая непредсказуемая вещь и самая сложная, во всех планах. Да мы должны быть благодарны, что нашлись последние, может быть, из историков, которые рискнули изложить события прошлого. Вы же знаете, что историк - это самая опасная профессия. Сколько их в прошлые века перестреляли, перевешали, сожгли на костре! Сейчас, конечно, совсем не те варварские времена, но чем черт не шутит... Может быть, завтра этих людей уже не будет в живых. Так отнеситесь с уважением хотя бы к их труду.
- А почему историю Древнего Мира опять переписали? Что, Атлантиду откопали или второго Александра Македонского?
- Насчет гражданина Македонского ничего не скажу, а вот на раскопки Атлантиды действительно мобилизованы крупные силы. Только пока не решили, где начать раскопки.
Школьники заметно повеселели и задали следующий вопрос:
- А географию зачем опять переписали? Что, новый материк открыли?
- Ну уж географию вы мне не трогайте. - Возмутилась женщина. - Это святое! Большинство взрослых работает именно над географией окрестностей Кукушкино. А если вы имеете в виду более крупные масштабы, то вам уже пора бы знать, что на Земле еще остались многие районы и целые континенты, куда не ступала нога современного человека. Из-за бушующих там пожаров и высокого уровня радиации проникнуть туда могут только машины с огнеупорным покрытием. А из космоса не удается ничего разглядеть по причине сплошного дыма. К счастью, все такие части планеты надежно локализованы и со временем их удастся превратить в такие же райские уголки, в каких вы живете. Может быть, именно вам предстоит стать первопроходцами, новыми колумбами.
- Так что, уже готовить скафандры?
- Да, нам всем очень жаль, что не в космосе, а на родной планете вместо каравелл путешественникам приходится готовить скафандры. Но именно вам предстоит довести до конца дело, начатое предыдущими поколениями.
- Это какое дело? - Поспешили уточнить детишки. - По разжиганию пожара или по его тушению?
- А вы сами-то как думаете? - Назидательно ответила вопросом дама. - Все! Дискуссия закончена. Тихо, тихо! Сейчас для вас прозвучит первый звонок! Тихо!
Из леса послышалось веселое "ку-ку". Кто-то из школьников тоже решил покуковать. И все рассмеялись.
- Да нет же! - Раздосадованно воскликнула Аглая Никифоровна. - Тише, тише!
И тут маленькая девочка с колокольчиком пробежали по периметру площадки.
- Уф! - Облегченно вздохнула заведующая учебной частью. - А теперь вперед! По классам!
И она широко взмахнула рукой, как будто призывала на баррикады.
Обсуждения Сказка будущего. Гл.2,3