Эти слова были сказаны много тысяч лет назад и относились к строительству великого города Вавилона. Вавилон находился на когда-то плодородных равнинах Сеннаара в Месопотамии. Это был огромный город, в котором люди строили необычную башню, предназначенную для религиозных целей. Но Вавилон и его башня бросали дерзкий вызов Богу. Согласно Библии религиозным амбициям вавилонян пришел конец, когда Бог вмешался и смешал язык
строителей. Бог «рассеял их … оттуда по всей земле».
21 век. Люди забыли урок Вавилона. Они снова принялись строить города, бросающие вызов Богу.
И начались проблемы, которые как ненасытный молох пожирают несметные финансовые, материальные, человеческие и природные ресурсы. Хотя средства массовой информации (особенно местные и городские) не устают убеждать горожан, как хорошо им живется в их городе, как он красив, чист и зелен, стоит задуматься, а так ли это на самом деле. Ведь со многими бедами городской жизни мы просто смирились.
Противоречий много, но основных четыре:
Первый тупик или городская ДОРОГА в НИКУДА
Городская транспортная система, в основе которой лежит использование транспорта с низкой и средней пассажировместимостью на органическом топливе (автомобиль, автобус) уже давно вошла в жесткое противоречие с хаотической структурой застройки города. Это выражается в известных всем проблемах:
1) Первое и очень важное обстоятельство. Дороги (в особенности наши) приносят смерть.
Так, например, только за 9 первых месяцев 2003 года в России по данным Интерфакса зарегистрировано 146200 дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель 24897 и ранения 176708 человек. 25-30 тысяч человек ежегодно! Это больше или сравнимо с потерями в локальных войнах (Афганистан, Чечня).
2) Центральные транспортные магистрали почти любого крупного города, особенно в часы пик, не обладают необходимой пропускной способностью, проще говоря - перегружены. Это обстоятельство приводит к так называемым «пробкам» и, как следствие, передвижению высокоскоростных транспортных средств со скоростью не более 15-20 км/час. Часто ситуация дополнительно усугубляется сложной пересеченностью улиц, светофорами, наличием пешеходных перекрестков и переходов.
3) Транспорт на органическом топливе (автомобиль, автобус) является одним из основных загрязнителей воздуха в городах. Это положение во многом вызвано тем, что практически весь городской автотранспорт перемещается на самом для себя не выгодном режиме - так называемом городском цикле (разгон-торможение). Как следствие это приводит к повышению удельного расхода топлива (на 1 км), а не оптимальный режим двигателя существенно снижает его ресурс и обуславливает ухудшение и без того неудовлетворительных экологических характеристик.
4) Проблема дорог, особенно в период гололеда, не имеет приемлемого решения.
Летом дороги пылят и в воздух поднимается истертый шинами асфальт. Осенью и весной гололед на дорогах собирает свою дань в виде ДТП и травм. В целом для борьбы с гололедом, снегопадом и другими неблагоприятными погодными условиями затрачиваются коллосальные материальные и трудовые ресурсы.
5) Отсутствие места хранения автомобиля рядом с местом проживания. Как правило, это так и это вызывает массу вторичных проблем. В поисках парковки гаражи размещаются в лесном (иногда парковом) пригороде. Создаются гигантские стоянки в центре города (что, бесспорно, не является наилучшим архитектурным решением). Даже детские площадки или зеленые зоны иногда заменяются стихийными стоянками, а порой и просто рядами уродливых железных коробок
С развитием транспортной системы (а это в первую очередь означает увеличение количества автомашин) положение по пунктам 1) - 5) будет только ухудшаться. Что и наблюдает сейчас обычный рядовой горожанин: дороги пытаются расширить за счет газонов, автозаправки устанавливаются в центре города, каждый клочек земли покрывают асфальтом (для удобства проезда машин), чистый центр города (потому что следят) выплескивает автомобильную грязь на окраины и в пригороды
Энергетический КОЛЛАПС или топливный молох ЖКХ
В условиях холодного климата проблемой номер один для любого города является теплоснабжение. Решение этой задачи, как известно, состоит как минимум из трех частей:
- эффективного производства и доставки тепла;
- снижения теплоизлучения через ограждающие конструкции;
- снижения потерь тепла при воздухообмене в жилых помещениях.
Вместе с тем вряд ли кто отличит по внешнему виду дом в Сочи и дом в Мурманске, а с птичьего полета любой город выглядит как теплорадиатор, всеми законами физики нацеленный на излучение тепла, а не его сохранение. О снижении потерь тепла при нормальном воздухообмене (вентиляции) вообще предпочитают не говорить. Хотя нетрудно подсчитать что, например, город с населением в 1 миллион человек (200 000 квартир) в час выбрасывает с вентиляционным воздухом 150-500 Мвт-час тепла, что в пересчете на рубли выливается в очень круглую сумму.
Экологический крах или купите воздух
Незаметно, исподволь вокруг городов цветущие луга заменяются изрытыми полями с мусором. В радиусе 100 км от крупных мегаполисов исчезают лесные птицы и звери. Некоторые виды животных и очень многие виды растений исчезают вообще. Собирать лесные грибы становится опасно. Купаться в пригородной речке - тоже. Чистую воду человек уже давно не может получить даже из-под крана городского водопровода. Взамен ему предлагают установить фильтры или пользоваться бутилированной водой. Квартира, в которой он живет, наполнена вредными испарениями от современной пластиковой мебели, застойным воздухом из-за нарушенного герметичными окнами воздухообмена.
Рафинированные, то есть очищенные от всего, что быстро портится, его продукты питания насыщены консервантами и прочими химическими добавками и, чаще всего, невкусные. Иначе их не сохранишь, а значит и не продашь. Остатки пестицидов и избыточных удобрений, которые высыпают на поле в погоне за повышенным урожаем, незаметно расстраивают иммунную систему. СПИД, грипп (в том числе и птичий), рак, прочие инфекционно-вирусные болезни ложатся на уже подготовленную почву.
В рамках рыночной экономики на трагедии людей расцветают целые отрасли промышленности.
Вас лишили нормального полноценного питания – теперь платите за пищевые добавки.
Вас лишили нормальной воды – платите за бутилированную воду.
Вас лишили здоровья – платите за лекарства. Еще чуть-чуть и можно будет дописать:
вас лишили чистого воздуха – купите воздух.
Социальная пропасть
Характерна фраза - «бандитские кварталы». Здесь следует выделить слово «кварталы», то есть кварталы города. В то же время глупо звучит выражение – «бандитская деревня» (может быть за редким исключением). Труд на земле дает пропитание и занимает ум созиданием, а не разрушением.
Напротив, социальная среда города, в особенности в районах проживания беднейших слоев населения провоцирует человека на криминальное поведение. Недостаточность средств к существованию, очень часто даже для обеспечения нормального питания, отсутствие возможности приложить свои умелые руки, чтобы исправить это положение – это реальность человека, проживающего в современной городской квартире. Огород-сад за 100 км – это не лекарство данной болезни, а скорее средство загнать ее поглубже.
Новые концепции экологических поселений 22 века
Понимание, что необходимо сменить концепции, а не заниматься реконструкцией отдельных элементов городского хозяйства постепенно приходит ко многим. Достаточно привести следующее эмоциональное высказывание:
«Для нас издевательством звучит и сам термин "энергосбережение", сколько бы его не произносили на совещаниях или в СМИ. И знаете почему? В стране, где большая часть экономики строится на добыче и транспортировке топлива, никто не заинтересован в том, чтобы отказаться от расточительства. Нынешний подход выгоден и добывающим отраслям, и тем, кто транспортирует энергию и топливо, и тем муниципальным чиновникам, что ведают ЖКХ, и самим коммунальщикам... Устранение каждой аварии (в системе ЖКХ) обходится в 3-5 раз дороже, чем прокладка новых сетей. Дешевле создать новое ЖКХ С.Веремеенко, докт.техн.наук, член совета директоров Межпромбанка, статья "Свой дом для каждого - это и есть реформа ЖКХ" (газета Известия 23 сентября 2003 года).
Как это обычно было в истории человечества, если был социальный заказ, наука и техника находили решение. Должно произойти так и теперь. Разумеется это не возврат к старому домострою, отдельным деревенькам и пыльной проселочной дороге. Новые концепции человеческих поселений и должны базироваться на новых современных технологиях:
1. Скоростной экономичный электротранспорт с рекуперацией энергии;
2. Дешевые высокоэффективные строительные и теплоизоляционные материалы;
3. Новые архитектурно-строительные решения с повторным использованием вторичного тепла,
доступностью собственного земельного участка и органичным вплетением жилища человека в естественную природную среду.
Такие технологии или уже существуют или могут быть созданы в короткие сроки и относительно недорого. Нужно только одно. Понимание и социальный заказ.
строителей. Бог «рассеял их … оттуда по всей земле».
21 век. Люди забыли урок Вавилона. Они снова принялись строить города, бросающие вызов Богу.
И начались проблемы, которые как ненасытный молох пожирают несметные финансовые, материальные, человеческие и природные ресурсы. Хотя средства массовой информации (особенно местные и городские) не устают убеждать горожан, как хорошо им живется в их городе, как он красив, чист и зелен, стоит задуматься, а так ли это на самом деле. Ведь со многими бедами городской жизни мы просто смирились.
Противоречий много, но основных четыре:
Первый тупик или городская ДОРОГА в НИКУДА
Городская транспортная система, в основе которой лежит использование транспорта с низкой и средней пассажировместимостью на органическом топливе (автомобиль, автобус) уже давно вошла в жесткое противоречие с хаотической структурой застройки города. Это выражается в известных всем проблемах:
1) Первое и очень важное обстоятельство. Дороги (в особенности наши) приносят смерть.
Так, например, только за 9 первых месяцев 2003 года в России по данным Интерфакса зарегистрировано 146200 дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель 24897 и ранения 176708 человек. 25-30 тысяч человек ежегодно! Это больше или сравнимо с потерями в локальных войнах (Афганистан, Чечня).
2) Центральные транспортные магистрали почти любого крупного города, особенно в часы пик, не обладают необходимой пропускной способностью, проще говоря - перегружены. Это обстоятельство приводит к так называемым «пробкам» и, как следствие, передвижению высокоскоростных транспортных средств со скоростью не более 15-20 км/час. Часто ситуация дополнительно усугубляется сложной пересеченностью улиц, светофорами, наличием пешеходных перекрестков и переходов.
3) Транспорт на органическом топливе (автомобиль, автобус) является одним из основных загрязнителей воздуха в городах. Это положение во многом вызвано тем, что практически весь городской автотранспорт перемещается на самом для себя не выгодном режиме - так называемом городском цикле (разгон-торможение). Как следствие это приводит к повышению удельного расхода топлива (на 1 км), а не оптимальный режим двигателя существенно снижает его ресурс и обуславливает ухудшение и без того неудовлетворительных экологических характеристик.
4) Проблема дорог, особенно в период гололеда, не имеет приемлемого решения.
Летом дороги пылят и в воздух поднимается истертый шинами асфальт. Осенью и весной гололед на дорогах собирает свою дань в виде ДТП и травм. В целом для борьбы с гололедом, снегопадом и другими неблагоприятными погодными условиями затрачиваются коллосальные материальные и трудовые ресурсы.
5) Отсутствие места хранения автомобиля рядом с местом проживания. Как правило, это так и это вызывает массу вторичных проблем. В поисках парковки гаражи размещаются в лесном (иногда парковом) пригороде. Создаются гигантские стоянки в центре города (что, бесспорно, не является наилучшим архитектурным решением). Даже детские площадки или зеленые зоны иногда заменяются стихийными стоянками, а порой и просто рядами уродливых железных коробок
С развитием транспортной системы (а это в первую очередь означает увеличение количества автомашин) положение по пунктам 1) - 5) будет только ухудшаться. Что и наблюдает сейчас обычный рядовой горожанин: дороги пытаются расширить за счет газонов, автозаправки устанавливаются в центре города, каждый клочек земли покрывают асфальтом (для удобства проезда машин), чистый центр города (потому что следят) выплескивает автомобильную грязь на окраины и в пригороды
Энергетический КОЛЛАПС или топливный молох ЖКХ
В условиях холодного климата проблемой номер один для любого города является теплоснабжение. Решение этой задачи, как известно, состоит как минимум из трех частей:
- эффективного производства и доставки тепла;
- снижения теплоизлучения через ограждающие конструкции;
- снижения потерь тепла при воздухообмене в жилых помещениях.
Вместе с тем вряд ли кто отличит по внешнему виду дом в Сочи и дом в Мурманске, а с птичьего полета любой город выглядит как теплорадиатор, всеми законами физики нацеленный на излучение тепла, а не его сохранение. О снижении потерь тепла при нормальном воздухообмене (вентиляции) вообще предпочитают не говорить. Хотя нетрудно подсчитать что, например, город с населением в 1 миллион человек (200 000 квартир) в час выбрасывает с вентиляционным воздухом 150-500 Мвт-час тепла, что в пересчете на рубли выливается в очень круглую сумму.
Экологический крах или купите воздух
Незаметно, исподволь вокруг городов цветущие луга заменяются изрытыми полями с мусором. В радиусе 100 км от крупных мегаполисов исчезают лесные птицы и звери. Некоторые виды животных и очень многие виды растений исчезают вообще. Собирать лесные грибы становится опасно. Купаться в пригородной речке - тоже. Чистую воду человек уже давно не может получить даже из-под крана городского водопровода. Взамен ему предлагают установить фильтры или пользоваться бутилированной водой. Квартира, в которой он живет, наполнена вредными испарениями от современной пластиковой мебели, застойным воздухом из-за нарушенного герметичными окнами воздухообмена.
Рафинированные, то есть очищенные от всего, что быстро портится, его продукты питания насыщены консервантами и прочими химическими добавками и, чаще всего, невкусные. Иначе их не сохранишь, а значит и не продашь. Остатки пестицидов и избыточных удобрений, которые высыпают на поле в погоне за повышенным урожаем, незаметно расстраивают иммунную систему. СПИД, грипп (в том числе и птичий), рак, прочие инфекционно-вирусные болезни ложатся на уже подготовленную почву.
В рамках рыночной экономики на трагедии людей расцветают целые отрасли промышленности.
Вас лишили нормального полноценного питания – теперь платите за пищевые добавки.
Вас лишили нормальной воды – платите за бутилированную воду.
Вас лишили здоровья – платите за лекарства. Еще чуть-чуть и можно будет дописать:
вас лишили чистого воздуха – купите воздух.
Социальная пропасть
Характерна фраза - «бандитские кварталы». Здесь следует выделить слово «кварталы», то есть кварталы города. В то же время глупо звучит выражение – «бандитская деревня» (может быть за редким исключением). Труд на земле дает пропитание и занимает ум созиданием, а не разрушением.
Напротив, социальная среда города, в особенности в районах проживания беднейших слоев населения провоцирует человека на криминальное поведение. Недостаточность средств к существованию, очень часто даже для обеспечения нормального питания, отсутствие возможности приложить свои умелые руки, чтобы исправить это положение – это реальность человека, проживающего в современной городской квартире. Огород-сад за 100 км – это не лекарство данной болезни, а скорее средство загнать ее поглубже.
Новые концепции экологических поселений 22 века
Понимание, что необходимо сменить концепции, а не заниматься реконструкцией отдельных элементов городского хозяйства постепенно приходит ко многим. Достаточно привести следующее эмоциональное высказывание:
«Для нас издевательством звучит и сам термин "энергосбережение", сколько бы его не произносили на совещаниях или в СМИ. И знаете почему? В стране, где большая часть экономики строится на добыче и транспортировке топлива, никто не заинтересован в том, чтобы отказаться от расточительства. Нынешний подход выгоден и добывающим отраслям, и тем, кто транспортирует энергию и топливо, и тем муниципальным чиновникам, что ведают ЖКХ, и самим коммунальщикам... Устранение каждой аварии (в системе ЖКХ) обходится в 3-5 раз дороже, чем прокладка новых сетей. Дешевле создать новое ЖКХ С.Веремеенко, докт.техн.наук, член совета директоров Межпромбанка, статья "Свой дом для каждого - это и есть реформа ЖКХ" (газета Известия 23 сентября 2003 года).
Как это обычно было в истории человечества, если был социальный заказ, наука и техника находили решение. Должно произойти так и теперь. Разумеется это не возврат к старому домострою, отдельным деревенькам и пыльной проселочной дороге. Новые концепции человеческих поселений и должны базироваться на новых современных технологиях:
1. Скоростной экономичный электротранспорт с рекуперацией энергии;
2. Дешевые высокоэффективные строительные и теплоизоляционные материалы;
3. Новые архитектурно-строительные решения с повторным использованием вторичного тепла,
доступностью собственного земельного участка и органичным вплетением жилища человека в естественную природную среду.
Такие технологии или уже существуют или могут быть созданы в короткие сроки и относительно недорого. Нужно только одно. Понимание и социальный заказ.
Обсуждения Самый главный тупик или эко-город без ЖКХ