Это случилось в канун зимнего солнцестояния, когда индейцы празднуют День Возрождения. Специально к католическому Рождеству в агентство по делам индейцев, которое находилось в резервации Пайн-Ридж, доставили одежду и еду.
Тёплая одежда была просто необходима для жителей резервации, поскольку зима в тот год выдалась очень холодная. Управляющий Чёрный Васичу хотел было сразу же раздать половину из гуманитарной помощи индейцам, а остальное оставить про запас, так, на всякий случай. Однако от такого поступка его отговорил миссионер Чёрный Плащ. Он предложил раздать всю еду и одежду, как рождественские подарки, а заодно и сагитировать в лоно церкви ещё несколько индейских кланов.
Чёрный Васичу посмеялся над словами миссионера и ответил, что если святой отец будет их так рьяно обращать в католичество, то индейцы – ортодоксы скорее сами распнут себя на крестах, чем будут молиться в его соборе. Чёрный Плащ обиделся и намекнул чиновнику, что тот богохульствует, и что в его благом поступке – всё раздать – нет и доли корысти, он лишь пытается хоть этим порадовать краснокожих, которые просто замерзают этой зимой.
В конечном счете, управляющий и миссионер не пришли к общему мнению и решили собрать на совет вождей племён и кланов. Чёрный Плащ предложил пригласить на это собрание Серебряную Росу, так как та прекрасно улаживала споры, и хорошо знала обычаи и нравы индейцев. Чёрный Васичу не возражал, потому что побаивался эту индианку, он знал, что она занимается знахарством, и считал её ведьмой.
На следующий день вожди кланов и племён собрались на совет, который проходил в помещении, где находилась кантора агентства по делам индейцев. Пришли немногие, так как большинство жителей Пайн-Риджа находились в местном лазарете. Пришёл и Красное Облако, и Ма-то-то-па, и конечно же, вместе с Ма-то-то-пой пришла его жена – Серебряная Роса.
Первым выступил Чёрный Плащ. Он говорил быстро, постоянно перескакивая с одной темы на другую. Он говорил о том, что Господь столь милостив, что уготовил им – индейцам, как и всем людям на земле, жизнь вечную, и о том, что Христос, чьё рождество празднуют все христиане, он – спаситель Мира, и что специально к Рождеству Христову президент США выделил для своих сограждан подарки. Поскольку не все индейцы понимали англоязычного миссионера, Серебряной Росе пришлось вкратце перевести речь святого отца.
Вожди обрадовались такому щедрому жесту со стороны Большого Отца и сказали, что все они хотят поскорее получить то, что им причитается. Чёрный плащ ответил, что через несколько дней будет ночная служба в соборе, а потом будет раздача рождественских подарков. Ма-то-то-па возмутился и сказал проповеднику, что тот хочет в очередной раз заменить их в ловушку и обратить в христианство. Однако Серебряная Роса перебила мужа и попросила рассказать подробности проведения этого праздника. Чёрный Плащ поинтересовался, зачем ей это надо знать, ведь индейцы всё равно ничего не поймут. А Серебряная Роса пояснила ему, что намедни был День Возрождения – священный праздник индейцев, но она и многие собравшиеся мужи никогда не слышали про Рождество.
Чёрный Плащ пояснил, что во время литургии поют рождественские песни, а потом принято дарить рождественские подарки. А Чёрный Васичу добавил, что детям рассказывают историю про Санта Клауса – доброго, седовласого старичка, который летает по небу, и поздравляет всех с Новым годом. Серебряной Росе очень понравилась эта добрая сказка про волшебного старичка, который раздаёт подарки, и она предложила Чёрному Плащу внести кое какие поправки, и совместить Рождество с празднованием Дня Возрождения. Чёрный Плащ начал было возмущаться, а Серебряная Роса его успокоила и сказала, что даже в самом названии эти праздники похожи: рождество – рождение и возрождение. Чёрный плащ задумался и согласился, что в таком совмещении праздников есть что-то особенное. На том и порешили. И началась подготовка к празднику.
Времени оставалось мало, поэтому две старых индианки – прихожанки собора – принялись за изготовление костюма Санта Клауса. Серебряная Роса подсказала им, как разместить на красном кафтане магические знаки и символы индейцев. Из бизоньей шерсти женщины смастерили усы и бороду, которые затем покрасили в белый цвет.
Ма-то-то-па долго не соглашался быть в роли Санта Клауса, потому что презирает усы и бороду. Но Серебряная роса уговорила своего мужа, что, мол в этом нет никакого унижения, потому что он – Санта Клаус – будет раздавать подарки детям, и помимо этого усы и борода сделаны из бизоньей шерсти, а белый цвет – это цвет Белой Бизонихи. Ма-то-то-па любил детей, поэтому он согласился, а аргумент в пользу Белой Бизонихи окончательно убедил его. Однако вся затея празднования Рождества – Возрождения чуть было не провалилась, потому что разыгралась непогода, всюду намело сугробы снега. Но положение разрешил Чёрный Васичу, он предложил собраться всем в лазарете, тем более что большинство индейцев уже там находилось.
Празднование удалось на славу. Всех детей усадили на мягкие покрывала, а взрослые отошли в сторону. Вначале выступил Чёрный Васичу, он поблагодарил президента и Господа бога и сказал, что он рад тому, что все кто смог пришли на праздник Святого рождества. Потом Чёрный Плащ очень долго зачитывал строчки из Библии и играл на фортепиано, распевая при этом псалмы.
Вслед за этим выступил хор индейцев, которые исполнили несколько священных песен, под аккомпонимент барабанов и погремушек. Под ритм тамтамов появился Ма-то-то-па в костюме Санта Клауса. Он немного поплясал, чем очень рассмешил индейских детей, но когда пришла пора ему говорить, то вождь перепутал слова, которые разучивал бессонными ночами под диктовку Серебряной Росы. Но потом Ма-то-то-па собрался и сделал так, как велела ему жена. Он окурил детей шалфеем, пропел для них песню силы и начал раздавать скромные подарки. Ма-то-то-па старался сделать это как можно быстрее, потому что, глядя в глаза этих ребятишек, он видел то недоумение, то радость, то горе, то печаль. Он мог бы отдать всё, что имеет, но детей было много, а подарков было мало.
А потом случилось что-то необыкновенное. Чёрный Плащ заиграл на фортепиано рождественскую мелодию, хор индейских мужчин и женщин подхватил мотив и начал петь Песнь Возрождения, а барабанщики подхватили ритм песни, и всё слилось в единый ансамбль.
Серебряная Роса стояла и, глядя на такую картину, улетела в своих мыслях куда-то туда, где все равны. Она думала, что все, кто собрались под крышей лазарета, стоят и не осознают, что если бы жизнь людей на Земле была такой как эта Рождественская Песня, то тогда бы люди снова научились бы понимать язык зверей и птиц, а главное, не причинять друг другу зло. Она улетела в своих мыслях куда-то далеко, а потом резко вернулась в лазарет Пайн-Риджа с мыслью, что всё-таки мир и гармония могут прийти в мир людей. Но только в том случае, если люди сами этого захотят, как в эту Рождественскую ночь.
® & © Mefissto “Дети Вакан-Танки” книга вторая “Серебряная Роса и другие жители земли”
Чёрный Васичу посмеялся над словами миссионера и ответил, что если святой отец будет их так рьяно обращать в католичество, то индейцы – ортодоксы скорее сами распнут себя на крестах, чем будут молиться в его соборе. Чёрный Плащ обиделся и намекнул чиновнику, что тот богохульствует, и что в его благом поступке – всё раздать – нет и доли корысти, он лишь пытается хоть этим порадовать краснокожих, которые просто замерзают этой зимой.
В конечном счете, управляющий и миссионер не пришли к общему мнению и решили собрать на совет вождей племён и кланов. Чёрный Плащ предложил пригласить на это собрание Серебряную Росу, так как та прекрасно улаживала споры, и хорошо знала обычаи и нравы индейцев. Чёрный Васичу не возражал, потому что побаивался эту индианку, он знал, что она занимается знахарством, и считал её ведьмой.
На следующий день вожди кланов и племён собрались на совет, который проходил в помещении, где находилась кантора агентства по делам индейцев. Пришли немногие, так как большинство жителей Пайн-Риджа находились в местном лазарете. Пришёл и Красное Облако, и Ма-то-то-па, и конечно же, вместе с Ма-то-то-пой пришла его жена – Серебряная Роса.
Первым выступил Чёрный Плащ. Он говорил быстро, постоянно перескакивая с одной темы на другую. Он говорил о том, что Господь столь милостив, что уготовил им – индейцам, как и всем людям на земле, жизнь вечную, и о том, что Христос, чьё рождество празднуют все христиане, он – спаситель Мира, и что специально к Рождеству Христову президент США выделил для своих сограждан подарки. Поскольку не все индейцы понимали англоязычного миссионера, Серебряной Росе пришлось вкратце перевести речь святого отца.
Вожди обрадовались такому щедрому жесту со стороны Большого Отца и сказали, что все они хотят поскорее получить то, что им причитается. Чёрный плащ ответил, что через несколько дней будет ночная служба в соборе, а потом будет раздача рождественских подарков. Ма-то-то-па возмутился и сказал проповеднику, что тот хочет в очередной раз заменить их в ловушку и обратить в христианство. Однако Серебряная Роса перебила мужа и попросила рассказать подробности проведения этого праздника. Чёрный Плащ поинтересовался, зачем ей это надо знать, ведь индейцы всё равно ничего не поймут. А Серебряная Роса пояснила ему, что намедни был День Возрождения – священный праздник индейцев, но она и многие собравшиеся мужи никогда не слышали про Рождество.
Чёрный Плащ пояснил, что во время литургии поют рождественские песни, а потом принято дарить рождественские подарки. А Чёрный Васичу добавил, что детям рассказывают историю про Санта Клауса – доброго, седовласого старичка, который летает по небу, и поздравляет всех с Новым годом. Серебряной Росе очень понравилась эта добрая сказка про волшебного старичка, который раздаёт подарки, и она предложила Чёрному Плащу внести кое какие поправки, и совместить Рождество с празднованием Дня Возрождения. Чёрный Плащ начал было возмущаться, а Серебряная Роса его успокоила и сказала, что даже в самом названии эти праздники похожи: рождество – рождение и возрождение. Чёрный плащ задумался и согласился, что в таком совмещении праздников есть что-то особенное. На том и порешили. И началась подготовка к празднику.
Времени оставалось мало, поэтому две старых индианки – прихожанки собора – принялись за изготовление костюма Санта Клауса. Серебряная Роса подсказала им, как разместить на красном кафтане магические знаки и символы индейцев. Из бизоньей шерсти женщины смастерили усы и бороду, которые затем покрасили в белый цвет.
Ма-то-то-па долго не соглашался быть в роли Санта Клауса, потому что презирает усы и бороду. Но Серебряная роса уговорила своего мужа, что, мол в этом нет никакого унижения, потому что он – Санта Клаус – будет раздавать подарки детям, и помимо этого усы и борода сделаны из бизоньей шерсти, а белый цвет – это цвет Белой Бизонихи. Ма-то-то-па любил детей, поэтому он согласился, а аргумент в пользу Белой Бизонихи окончательно убедил его. Однако вся затея празднования Рождества – Возрождения чуть было не провалилась, потому что разыгралась непогода, всюду намело сугробы снега. Но положение разрешил Чёрный Васичу, он предложил собраться всем в лазарете, тем более что большинство индейцев уже там находилось.
Празднование удалось на славу. Всех детей усадили на мягкие покрывала, а взрослые отошли в сторону. Вначале выступил Чёрный Васичу, он поблагодарил президента и Господа бога и сказал, что он рад тому, что все кто смог пришли на праздник Святого рождества. Потом Чёрный Плащ очень долго зачитывал строчки из Библии и играл на фортепиано, распевая при этом псалмы.
Вслед за этим выступил хор индейцев, которые исполнили несколько священных песен, под аккомпонимент барабанов и погремушек. Под ритм тамтамов появился Ма-то-то-па в костюме Санта Клауса. Он немного поплясал, чем очень рассмешил индейских детей, но когда пришла пора ему говорить, то вождь перепутал слова, которые разучивал бессонными ночами под диктовку Серебряной Росы. Но потом Ма-то-то-па собрался и сделал так, как велела ему жена. Он окурил детей шалфеем, пропел для них песню силы и начал раздавать скромные подарки. Ма-то-то-па старался сделать это как можно быстрее, потому что, глядя в глаза этих ребятишек, он видел то недоумение, то радость, то горе, то печаль. Он мог бы отдать всё, что имеет, но детей было много, а подарков было мало.
А потом случилось что-то необыкновенное. Чёрный Плащ заиграл на фортепиано рождественскую мелодию, хор индейских мужчин и женщин подхватил мотив и начал петь Песнь Возрождения, а барабанщики подхватили ритм песни, и всё слилось в единый ансамбль.
Серебряная Роса стояла и, глядя на такую картину, улетела в своих мыслях куда-то туда, где все равны. Она думала, что все, кто собрались под крышей лазарета, стоят и не осознают, что если бы жизнь людей на Земле была такой как эта Рождественская Песня, то тогда бы люди снова научились бы понимать язык зверей и птиц, а главное, не причинять друг другу зло. Она улетела в своих мыслях куда-то далеко, а потом резко вернулась в лазарет Пайн-Риджа с мыслью, что всё-таки мир и гармония могут прийти в мир людей. Но только в том случае, если люди сами этого захотят, как в эту Рождественскую ночь.
® & © Mefissto “Дети Вакан-Танки” книга вторая “Серебряная Роса и другие жители земли”
Обсуждения Рождество в Пайн-Ридже