Развитие языка всегда сопутствует развитию общества. Если у нас появляется новое понятие, мы должны либо придумать новое слово, либо использовать старое в новом значении. В русском языке слово "духовное" имеет два основных значения.
Первое - духовное, связанное с религией, второе - культурное явление, не связанное с религиозными отправлениями - тоже называют духовным действием. Но в последние годы это слово приобрело еще одно значение, о котором мы и хотим поговорить.
Отход от религиозного мышления в последнее столетие вызвал новое отношение к духовному. Если для религиозного человека понятие Творца абсолютно непостигаемо и принимается как данность, то человек науки, технического прогресса не согласен принимать информацию без проверки. Он сам открывает, сам хочет быть творцом. Именно поэтому произошло смещение смысла понятия "духовное" с религиозных отправлений на культурное творчество.
В советские времена мы привыкли, что люди, несущие нам духовное, не одеваются в ритуальные одежды и не совершают обрядов, а выступают перед нами с подмостков театра и экранов телевизоров. С падением советского режима церковь была восстановлена в своих правах, однако лишь часть населения бывшего СССР вернулась к духовному в религиозном смысле, а остальные до сих пор находятся в поиске источников, которые могли бы дать ответ на вопрос о цели и смысле жизни - о том, что ждет нас завтра. В моду вошли разнообразные экзотические формы "духовного": буддизм, даосизм, шаманизм. Нередко за духовное принимают даже гадание или магию.
Кроме известных нам духовных явлений, все больше набирает силу духовный поиск, основанный на постижении высших основ мироздания. Нам известны законы природы, уже открытые учеными. Однако наука постоянно развивается и открывает все новые, нередко вступающие в конфликт с уже известными.
В природе существует огромное количество духовных сил и взаимосвязей, для постижения которых недостаточно чисто материалистического подхода. И современная наука уже начинает формировать новую систему взглядов, которая признает объектами научного исследования явления информационной, или "духовной" природы. По мере углубления в "недра" материи становится очевидно, что источник сил, управляющих ею, находится на более высоком уровне, называемом теперь духовным.
Выводы современных ученых согласуются с мнением каббалистов: законы, управляющие природой, и сила, создавшая человека и ведущая его тропами истории, - это одно и то же духовное явление. Каббала предлагает рассматривать все природные процессы и развитие человечества во взаимосвязи друг с другом, как духовные явления, исходящие из одного духовного источника и объединенные общей духовной целью. Она говорит, что нет случайностей, а есть последовательная система развития: от простого начального состояния к состоянию подобия высшей духовной силе. Эта система постепенно открывает человечеству все новые этапы духовного постижения частных законов нашего мира. И каждый следующий этап постижения, еще не познанный нами, каббалисты называют "духовным".
Таким образом, духовное в каббале - это не заоблачный Господь Бог и не министр культуры в телевизоре. Это наше завтрашнее более совершенное состояние, к которому мы неизбежно вынуждены прийти, привлекаемые будущим наслаждением и толкаемые сегодняшним страданием. Вся история человечества - это история отношения человека к духовному, к тому, каким он представляет свое будущее.
Бесконечные освободительные войны и революции, сотрясающие общество уже несколько тысяч лет - это лишь вершина айсберга под названием "стремление к лучшему духовному состоянию". Так мы устроены: постоянно недовольны тем, что имеем, и пытаемся это улучшить, изменив "под себя" окружающие условия, и каждому изменению предшествует смена духовных идеалов. Но можно действовать и в противоположном направлении: определив, в чем заключается неизменный духовный идеал, постоянно совершенствовать себя, чтобы достичь соответствия этому идеалу.
В таком случае духовным станет, в первую очередь, качество отношений между людьми и их стремление к познанию единого источника. Мы поймем, что духовное - это не ритуал, не храм и не секта. Духовное - это любовь, открытие мира новых отношений между людьми в бесконечном совершенстве без времени и пространства.
Отход от религиозного мышления в последнее столетие вызвал новое отношение к духовному. Если для религиозного человека понятие Творца абсолютно непостигаемо и принимается как данность, то человек науки, технического прогресса не согласен принимать информацию без проверки. Он сам открывает, сам хочет быть творцом. Именно поэтому произошло смещение смысла понятия "духовное" с религиозных отправлений на культурное творчество.
В советские времена мы привыкли, что люди, несущие нам духовное, не одеваются в ритуальные одежды и не совершают обрядов, а выступают перед нами с подмостков театра и экранов телевизоров. С падением советского режима церковь была восстановлена в своих правах, однако лишь часть населения бывшего СССР вернулась к духовному в религиозном смысле, а остальные до сих пор находятся в поиске источников, которые могли бы дать ответ на вопрос о цели и смысле жизни - о том, что ждет нас завтра. В моду вошли разнообразные экзотические формы "духовного": буддизм, даосизм, шаманизм. Нередко за духовное принимают даже гадание или магию.
Кроме известных нам духовных явлений, все больше набирает силу духовный поиск, основанный на постижении высших основ мироздания. Нам известны законы природы, уже открытые учеными. Однако наука постоянно развивается и открывает все новые, нередко вступающие в конфликт с уже известными.
В природе существует огромное количество духовных сил и взаимосвязей, для постижения которых недостаточно чисто материалистического подхода. И современная наука уже начинает формировать новую систему взглядов, которая признает объектами научного исследования явления информационной, или "духовной" природы. По мере углубления в "недра" материи становится очевидно, что источник сил, управляющих ею, находится на более высоком уровне, называемом теперь духовным.
Выводы современных ученых согласуются с мнением каббалистов: законы, управляющие природой, и сила, создавшая человека и ведущая его тропами истории, - это одно и то же духовное явление. Каббала предлагает рассматривать все природные процессы и развитие человечества во взаимосвязи друг с другом, как духовные явления, исходящие из одного духовного источника и объединенные общей духовной целью. Она говорит, что нет случайностей, а есть последовательная система развития: от простого начального состояния к состоянию подобия высшей духовной силе. Эта система постепенно открывает человечеству все новые этапы духовного постижения частных законов нашего мира. И каждый следующий этап постижения, еще не познанный нами, каббалисты называют "духовным".
Таким образом, духовное в каббале - это не заоблачный Господь Бог и не министр культуры в телевизоре. Это наше завтрашнее более совершенное состояние, к которому мы неизбежно вынуждены прийти, привлекаемые будущим наслаждением и толкаемые сегодняшним страданием. Вся история человечества - это история отношения человека к духовному, к тому, каким он представляет свое будущее.
Бесконечные освободительные войны и революции, сотрясающие общество уже несколько тысяч лет - это лишь вершина айсберга под названием "стремление к лучшему духовному состоянию". Так мы устроены: постоянно недовольны тем, что имеем, и пытаемся это улучшить, изменив "под себя" окружающие условия, и каждому изменению предшествует смена духовных идеалов. Но можно действовать и в противоположном направлении: определив, в чем заключается неизменный духовный идеал, постоянно совершенствовать себя, чтобы достичь соответствия этому идеалу.
В таком случае духовным станет, в первую очередь, качество отношений между людьми и их стремление к познанию единого источника. Мы поймем, что духовное - это не ритуал, не храм и не секта. Духовное - это любовь, открытие мира новых отношений между людьми в бесконечном совершенстве без времени и пространства.
Обсуждения Роскошь идеальных отношений