На протяжении многих тысячелетий каждому человеку на протяжении всей его жизни трудно было заметить существенные изменения в обществе. Тем более, неизменным представлялся животный мир и астрономические объекты. Поэтому отдельные догадки Платона, Гераклита и других мыслителей древности не поколебали более распространенных представлений о неизменности, цикличности или даже постепенном разрушении всего сущего.
Можно было наблюдать превращение семени в росток, а затем в дерево, но ничего, кроме божественного усердия, в этом трудно было усмотреть. Зато любая вещь, оставленная без присмотра и ухода, постепенно приходит в негодность.
Тем более, догматические религиозные учения оставляли мало места развитию.
Работы И.Канта (о происхождении Солнечной системы), Ж.Л.Бюффона, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина, Г.Гегеля, К.Маркса и Ф.Энгельса, а также промышленная революция XIX века привели к тому, что во 2-й половине XIX века идея развития получила широкое распространение. Давались разные определения понятию развития, но все крутилось, как правило, и до сих пор крутится в не слишком научных источниках типа Википедии вокруг движения от простого к сложному.
Наиболее складной и разработанной казалась и далеко зашла в своей реализации марксистская модель с идеалом в виде коммунизма.
В XX веке выявились существенные просчеты дарвиновского эволюционизма. В частности, развитие в живой природе оказалось столь многонаправленным, включая упрощения и деградацию, что реальное развитие сильно разошлось с теоретическим и желаемым движением от простого к сложному. Но самый сильный удар по прежним понятиям развития, эволюции и прогресса был нанесен в результате краха коммунистической системы. Куда идем и зачем живем - стало не понятно и оживило множество подзабытых религиозных подходов.
И вот официальный итог из энциклопедического словаря от 2004 года:
"Попытки создать универсальную теорию развития, описывающую механизм развития, в любой произвольно взятой области, начиная с эволюции живых существ и кончая эволюцией времени и Вселенной, на сегодняшний день окончились безрезультатно".
Вся развитость и недоразвитость остались лишь литературно-художественными образами.
Но как же так? Неужели вообще ничего не осталось от понятия "развития", кроме как просто изменение? Разве перестали из семян получаться деревья? Разве не растет человек духовно и профессионально на протяжении своей жизни?
А ведь как бравурно те же теоретики вещали:
"Развитие - высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому." (Философская энциклопедия в 5 томах от 1960-1970 гг.) Правда, здесь уже отреклись от движения от простого к сложному.
А вот уточнение от 1983 г.:
"Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений." (Философский энциклопедический словарь.) Именно: "только" так! И никаких гвоздей.
Зато после признания безнадежности уже в 2010 г. вдруг вновь читаем знакомое:
"Развитие, также эволюция, генезис - закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство". (Философский энциклопедический словарь.)
Живо, значит, развитие! Хотя бы в тех умах, которым хочется, чтобы жило, потому что кроме красивых слов в свежем определении трудно что-либо обнаружить.
Можно еще долго перечислять разные метания и бесконечно критиковать неудачные определения. И вряд ли сейчас можно что-то решить и поставить точку в многовековых мудрствованиях. Но среди отрицательных результатов попробую выделить пару положительных моментов, представляющихся мне наиболее важными.
По-моему, из множества неудач давно пора сделать вывод, что не может быть одного достаточно точного и исчерпывающего определения для развития, потому как и в реальности все, похожее на развитие, тесно переплетается с непохожим. Но можно и нужно выделить ряд процессов в природе, обществе и познании, которые следует считать развитием, в частности, с полюбившимся многим признаком движения от простого к сложному.
Таковы, например, развитие семян в дерево, физическое и духовное развитие человека, познание и освоение окружающего мира человечеством. Правда, росло дерево, росло, человек тоже развивался, совершенствовался, а в итоге смерть. Как-то не вяжется совершенствование с закономерным итогом.
Но ведь есть образец совершенства: Бог! Для одних в натуре, для других в теории. Беда в том, что наблюдаемые цепочки совершенствования обрываются задолго до идеала, а потому не совсем ясна связь с этим идеалом. Но всегда ли так будет?
Развитие общества принципиально отличается от цикличности в живой природе тем, что знания о мире накапливаются, и разрушительные воздействия медленно, но неуклонно нейтрализуются. Разгадка биологических механизмов должна когда-то победить старение и смерть, а это значит, что совершенствование каждого человека не будет завершаться невосполнимой утратой, и обрывающиеся ныне цепочки будут удлиняться и когда-нибудь дойдут до всезнания и всемогущества.
Таким образом, при всей спорности и неоднозначности изменений в мире можно выделить и уверенно считать развитием те из них, что в большей или меньшей степени ведут к божественному идеалу. Все, что способствует накоплению знаний и росту жизнеспособности человечества, - должно быть отнесено к развитию.
Тем более, догматические религиозные учения оставляли мало места развитию.
Работы И.Канта (о происхождении Солнечной системы), Ж.Л.Бюффона, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина, Г.Гегеля, К.Маркса и Ф.Энгельса, а также промышленная революция XIX века привели к тому, что во 2-й половине XIX века идея развития получила широкое распространение. Давались разные определения понятию развития, но все крутилось, как правило, и до сих пор крутится в не слишком научных источниках типа Википедии вокруг движения от простого к сложному.
Наиболее складной и разработанной казалась и далеко зашла в своей реализации марксистская модель с идеалом в виде коммунизма.
В XX веке выявились существенные просчеты дарвиновского эволюционизма. В частности, развитие в живой природе оказалось столь многонаправленным, включая упрощения и деградацию, что реальное развитие сильно разошлось с теоретическим и желаемым движением от простого к сложному. Но самый сильный удар по прежним понятиям развития, эволюции и прогресса был нанесен в результате краха коммунистической системы. Куда идем и зачем живем - стало не понятно и оживило множество подзабытых религиозных подходов.
И вот официальный итог из энциклопедического словаря от 2004 года:
"Попытки создать универсальную теорию развития, описывающую механизм развития, в любой произвольно взятой области, начиная с эволюции живых существ и кончая эволюцией времени и Вселенной, на сегодняшний день окончились безрезультатно".
Вся развитость и недоразвитость остались лишь литературно-художественными образами.
Но как же так? Неужели вообще ничего не осталось от понятия "развития", кроме как просто изменение? Разве перестали из семян получаться деревья? Разве не растет человек духовно и профессионально на протяжении своей жизни?
А ведь как бравурно те же теоретики вещали:
"Развитие - высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому." (Философская энциклопедия в 5 томах от 1960-1970 гг.) Правда, здесь уже отреклись от движения от простого к сложному.
А вот уточнение от 1983 г.:
"Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений." (Философский энциклопедический словарь.) Именно: "только" так! И никаких гвоздей.
Зато после признания безнадежности уже в 2010 г. вдруг вновь читаем знакомое:
"Развитие, также эволюция, генезис - закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство". (Философский энциклопедический словарь.)
Живо, значит, развитие! Хотя бы в тех умах, которым хочется, чтобы жило, потому что кроме красивых слов в свежем определении трудно что-либо обнаружить.
Можно еще долго перечислять разные метания и бесконечно критиковать неудачные определения. И вряд ли сейчас можно что-то решить и поставить точку в многовековых мудрствованиях. Но среди отрицательных результатов попробую выделить пару положительных моментов, представляющихся мне наиболее важными.
По-моему, из множества неудач давно пора сделать вывод, что не может быть одного достаточно точного и исчерпывающего определения для развития, потому как и в реальности все, похожее на развитие, тесно переплетается с непохожим. Но можно и нужно выделить ряд процессов в природе, обществе и познании, которые следует считать развитием, в частности, с полюбившимся многим признаком движения от простого к сложному.
Таковы, например, развитие семян в дерево, физическое и духовное развитие человека, познание и освоение окружающего мира человечеством. Правда, росло дерево, росло, человек тоже развивался, совершенствовался, а в итоге смерть. Как-то не вяжется совершенствование с закономерным итогом.
Но ведь есть образец совершенства: Бог! Для одних в натуре, для других в теории. Беда в том, что наблюдаемые цепочки совершенствования обрываются задолго до идеала, а потому не совсем ясна связь с этим идеалом. Но всегда ли так будет?
Развитие общества принципиально отличается от цикличности в живой природе тем, что знания о мире накапливаются, и разрушительные воздействия медленно, но неуклонно нейтрализуются. Разгадка биологических механизмов должна когда-то победить старение и смерть, а это значит, что совершенствование каждого человека не будет завершаться невосполнимой утратой, и обрывающиеся ныне цепочки будут удлиняться и когда-нибудь дойдут до всезнания и всемогущества.
Таким образом, при всей спорности и неоднозначности изменений в мире можно выделить и уверенно считать развитием те из них, что в большей или меньшей степени ведут к божественному идеалу. Все, что способствует накоплению знаний и росту жизнеспособности человечества, - должно быть отнесено к развитию.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № L108-19141.
Обсуждения Развитие
Вирус иммунодефицита мутирует так быстро и ловко, что за ним не может угнаться весь научный мир с его лекарствами. Поэтому возможности мутаций огромны.
Путь от мухи к стрекозе лежит, конечно, не через одну мутацию, если он вообще есть. От мухи сначала должны пойти тысячи или миллионы видов насекомых, огромное генеалогическое древо, на котором где-то далеко, возможно, примостится стрекоза.
Тем не менее, исторически сложилось, что эволюцией называют масштабные и длительные процессы, например: эволюция жизни на Земле, эволюция Солнечной системы, эволюция Вселенной.
РАЗВИТИЯ. Наверно нужно начинать диалог с искусственного понятия
ЭВОЛЮЦИЯ. Как его понимает официальная наука. Как понимаешь это ты. И что я понимаю под понятием искусственная эволюция.