«Верую, ибо абсурдно» - что ещё может вызвать это изречение, как не смех? И это отнюдь не скептическая усмешка, вовсе это не осмеяние знаменитого апологета! Этот смех – выражение глубинного удовлетворения, тихой радости; смех от переживания того неизречённого, что есть в этой краткой формуле. Вот она – свобода, здесь можно её постичь, настоящую. И вовсе не на баррикадах являет она себя, не в громогласных выступлениях, призывах к восстанию душ, внезапно почуявших острую необходимость красноречивого обнажения своих древних пороков! Свобода постигается в смирении, которое, приходя на смену сумбуру и борьбе, приносит с собой ясность, проницательное постижение.
Что такое вера? Столь привычный для нас поверхностный взгляд на вещи заставляет определять веру через её противопоставление знанию, причём совершенно упускается из виду определение веры как качества. Логично будет просто сказать: я не знаю, но принимаю ту или иную гипотезу – значит, верю, что она окажется верна. Но вера как качество подразумевает совершенно иное. Как качество её уже нельзя определить через противопоставление знанию. С такой позиции она сама по себе становится чем-то самодостаточным. Верующий человек, как известно, отличается от неверующего прежде всего своим внутренним состоянием, которое позволяет ему совершенно по-другому относится ко многим вещам. Вера, как качество, меняет человека, его сознание; она является как бы особым настроем души. Верующий человек не может отрицать, принятие является для него основной характеристикой и опорным пунктом всего его существа. Что бы ни произошло, какой бы ни был вынесен приговор – на всё верующий скажет: «Да будет так». И скажет он это спокойно, без вызова.
Таким образом, вера не есть предпочтение одного другому. Не является она и внешним следованием ритуалу (хотя последний, безусловно, так же имеет свой смысл), это – именно внутреннее состояние. Если я верю, это не значит, что я верю во что-то. Моя вера, если упрощать, есть глубокое убеждение в том, что ничего не происходит просто так; но это не подразумевает, что из всего, что со мной происходит, я потом извлеку какую-то пользу или получу за это награду – нет, это означает, что моя жизнь здесь и сейчас является служением. И это служение приносит верующему человеку искреннюю радость, ибо в этом служении – его свобода. Безусловно, под служением здесь не понимается нечто формальное, поверхностное, конкретное; это служение несёт в себе сакральный смысл. В служении человека человеку проявляется высшее Служение – служение Богу. Однако вопрос о служении сам по себе требует отдельного рассмотрения; здесь же важно было обратить внимание на связь служения и веры. Именно последняя придаёт служению сакральный характер.
Важно иметь ввиду, что всё вышесказанное относится к такой вере, которую принято называть религиозной. Нет никакого смысла в рассмотрении таких вопросов, как, например, «вера в лучшее», или «вера в светлое будущее». Тем более абсурдной формулировкой, которая, однако же, пользуется популярностью, является «вера в себя». Истинная вера в самой своей основе имеет постулат о том, что человек чаще всего сам себе оказывается врагом, что уже исключает из категории «объектов веры» всякие человеческие максимы. В «себе самом» не может быть прочной основы, на этом уровне всё изменчиво, и такая вера не крепка, даже безнадёжна. Отсюда – связь веры с ритуалом, с догмой, с Откровением.
Вера не стоит ни в каком отношении к действительности. Иными словами, она именно потому не нуждается в обоснованиях и доказательствах, что не утверждает, что есть нечто такое, во что непременно надо поверить. Это уже было отмечено вначале, но следует ещё добавить, что вера – понятие исключительно «этическое». Через веру человек достигает определённого состояния, он очищается, вера трансформирует его сознание, мироощущение; т.е. можно сказать, что вера исключительно функциональна и, гипотетически, по достижении человеком определённого уровня, она становится уже ненужной, или же само собой разумеющейся данностью.
Что такое вера? Столь привычный для нас поверхностный взгляд на вещи заставляет определять веру через её противопоставление знанию, причём совершенно упускается из виду определение веры как качества. Логично будет просто сказать: я не знаю, но принимаю ту или иную гипотезу – значит, верю, что она окажется верна. Но вера как качество подразумевает совершенно иное. Как качество её уже нельзя определить через противопоставление знанию. С такой позиции она сама по себе становится чем-то самодостаточным. Верующий человек, как известно, отличается от неверующего прежде всего своим внутренним состоянием, которое позволяет ему совершенно по-другому относится ко многим вещам. Вера, как качество, меняет человека, его сознание; она является как бы особым настроем души. Верующий человек не может отрицать, принятие является для него основной характеристикой и опорным пунктом всего его существа. Что бы ни произошло, какой бы ни был вынесен приговор – на всё верующий скажет: «Да будет так». И скажет он это спокойно, без вызова.
Таким образом, вера не есть предпочтение одного другому. Не является она и внешним следованием ритуалу (хотя последний, безусловно, так же имеет свой смысл), это – именно внутреннее состояние. Если я верю, это не значит, что я верю во что-то. Моя вера, если упрощать, есть глубокое убеждение в том, что ничего не происходит просто так; но это не подразумевает, что из всего, что со мной происходит, я потом извлеку какую-то пользу или получу за это награду – нет, это означает, что моя жизнь здесь и сейчас является служением. И это служение приносит верующему человеку искреннюю радость, ибо в этом служении – его свобода. Безусловно, под служением здесь не понимается нечто формальное, поверхностное, конкретное; это служение несёт в себе сакральный смысл. В служении человека человеку проявляется высшее Служение – служение Богу. Однако вопрос о служении сам по себе требует отдельного рассмотрения; здесь же важно было обратить внимание на связь служения и веры. Именно последняя придаёт служению сакральный характер.
Важно иметь ввиду, что всё вышесказанное относится к такой вере, которую принято называть религиозной. Нет никакого смысла в рассмотрении таких вопросов, как, например, «вера в лучшее», или «вера в светлое будущее». Тем более абсурдной формулировкой, которая, однако же, пользуется популярностью, является «вера в себя». Истинная вера в самой своей основе имеет постулат о том, что человек чаще всего сам себе оказывается врагом, что уже исключает из категории «объектов веры» всякие человеческие максимы. В «себе самом» не может быть прочной основы, на этом уровне всё изменчиво, и такая вера не крепка, даже безнадёжна. Отсюда – связь веры с ритуалом, с догмой, с Откровением.
Вера не стоит ни в каком отношении к действительности. Иными словами, она именно потому не нуждается в обоснованиях и доказательствах, что не утверждает, что есть нечто такое, во что непременно надо поверить. Это уже было отмечено вначале, но следует ещё добавить, что вера – понятие исключительно «этическое». Через веру человек достигает определённого состояния, он очищается, вера трансформирует его сознание, мироощущение; т.е. можно сказать, что вера исключительно функциональна и, гипотетически, по достижении человеком определённого уровня, она становится уже ненужной, или же само собой разумеющейся данностью.
Обсуждения Рассуждение о вопросе веры
То, что Вы написали про суеверия в корне противоречит тому, о чём я уже предупредил в тексте: вера здесь понималась не как слепое следование чему бы там ни было, а как переживание, как опыт, как состояние.
Жаль, но, по всей видимости, мне не удалось передать того, что так передать хотелось. Видимо уж, действительно - слова тут бессильны.
> (В «себе самом» не может быть прочной основы)
А какже быть с таким утверждением, "познай себя" и ты познаешь Бога. А «вера в себя», подразумевает веру в свои силы, которая идёт от осознания своего единства с Абсолютом, от осознания того, что твоя душа, есть частица "искра Божья". Кроме того Вера, должна основываться на Знании, а иначе она легко превращается в суеверие и фанатизм.
> «Верую, ибо абсурдно», стало флагом современных "вер", "веруюшие" которых не имея Знания, не ведая Единой Целостной Картины Мироздания и Своего Источника Творения верят во всякие абсурды.