Взрослая, грустная женщина заходит в книжный магазин и оказывается в отделе детской литературы. Случайно. Потому что продавцы что-то успели поменять в огромном магазине, и она невольно натыкается на огромную витрину, заполненную сказками.
И среди сотен книг, смотрит и не может оторвать своего взора от одной.
«Сказочная страна» - называется этот сборник. Его невозможно не заметить, и не взять в руки, не полистать. Хотя разум твердит: «Какие сказки, тут и готический роман уже не поможет».
Готический роман точно не поможет. Но если бы у меня не было денег в кармане, я, как читатель Михаила Веллера, вероятно бы совершила уголовное преступление и украла эту книгу. А если бы все-таки не решилась украсть или не смогла этого сделать, то вернулась бы через час и купила, потому что жизни своей без нее уже не представляла.
Это было самое странное посещение книжного магазина, потому что в тот день впервые я не просто обратила внимание на иллюстрации этой поразительной книги, но с первого взгляда влюбилась в работу художника-иллюстратора. Не знаю, как у Вас, но у меня никогда такого не бывала. Иллюстрации к детским книжкам, и к любимым сказкам, всегда почти не дотягивают, часто остаются незаметными, и уж точно не соответствуют моему представлению о том, что несет в себе любимая с детства сказка. Меньше всего повезло, на мой взгляд, русским народным сказкам, не могу даже назвать книжку, которую бы хотелось все время держать рядом и не только читать, но еще разглядывать. Не удается художникам передать удивительный мир наших предков, только отдельные иллюстрации.
Такое случилось впервые. В книге только самые известные сказки Перро, братьев Гримм, Гауфа, Андерсена - золотой набор, таких сборников еще дюжина и ничего подобного не чувствуется. Да и дома их у меня уже несколько, один от другого мало чем отличается. Любят наши издатели такой беспроигрышный вариант.
Чудо произошло в Смоленском издательстве «Русич», которое я давно и очень люблю, потому что эту свою книгу и сборник сказок братьев Гримм они доверили иллюстрировать Виктору Чайчуку.
Надо видеть всех его героев, от кота в сапогах, до гусеницы, пчелы и стрекозы. У каждого из персонажей своя роль и свое выражение лица в иллюстрации. А его любовь к детали просто уникальна. У кота бантик на шее, и такой же на хвосте. У волка из Красной шапочки перевязано одно ухо, а на втором сидит пчела и сигналит героине, что он не бабушка, а совсем другой тип, но девочка, так мила и наивна, что верит волку, да и как ему не поверить, если он такой несчастный , большой и забавный. Уж сколько их рисовали разных, но все волки должны быть благодарны именно этому художнику, нет больше таких ни у кого.
Кот в сапогах сидит на троне, в полосатых носках, а мышка чистит ему те самые сапоги. Пес вместе с Белоснежкой подметает снег и грустит, веселые лягушата, каждый из которых веселится по-своему, у каждого свой характер. Я уж не говорю о людях и животных. Так хотелось бы, чтобы совершилось еще одно чудо, и сами сказочники смогли бы полюбоваться на эти иллюстрации. Лучшего подарка для них и быть не может.
Мы привыкли к тому, что сказки все-таки довольно жестоки и прямолинейны, но здесь и следа не остается от тех ужастиков, которые были первоначально. И вспоминается другая старая песня.
Человек был тише ночи, человек был проще неба,
Только был он добрым очень, никогда жестоким не был.
Он ходил от цветка к цветку, зажигал от цветка цветок,
У людей забирал тоску, чтобы ты тосковать не мог.
- и это видно в каждой работе, в каждой иллюстрации художника. Талант у него по-настоящему волшебный и удивительный. А юмор - искрометный и неповторимый.
От страницы к странице мы передвигаемся по сказкам, и это и на самом деле сказочная страна, созданная на моей памяти впервые самым удивительным из всех наших художников- иллюстраторов. Любимые персонажи там вороны, какие они удивительные и восхитительные и такое участие прямое принимают в действии, что перед нами на глазах рождается совершенно другая сказка.
Благодаря лучистому таланту этого художника лягушек и летучих мышей, и всю остальную мелкую живность я полюбила до самозабвения, хотя прежде и внимания особенного на нее не обращала. Но какие там забавные мышки, какие деятельные лягушата.
А уж Змей Горыныч, наш национальный Дракон с розовыми пятками и булавой наперевес и очень озадаченным видом, он несется на меня и с экрана монитора, и выглядывает отовсюду, и предупреждает о той реальной опасности, которая исходит не из сказочного , а нашего мира, потому что страшнее зверя, чем человек, нет. Здесь вспоминаются строчки В.Высоцкого «В уголку лежало бедное животное, все главы свои склонившее в фонтан».
Но у Виктора Андреевича, оно не бедное, а очень энергичное и боевое, с какой прытью разлетаются от него в разные стороны лягушки и вороны, только перья порхают на лету.
Подкупает любовь его к национальной одежде и знание тончайших ее деталей. Сказки получаются и славянскими и , что самое главное, очень добрыми - такая вот метаморфоза неожиданно произошла с наследием нашим. Может быть , благодаря ему , впервые мы по-праву может повторить знаменитое: «Там русский дух, там Русью пахнет». Как его можно не любить после этого?
И впервые я не только улыбалась, и забыла обо всех огорчениях, но и захотелось написать свои сказки в таком контексте с такими персонажами.
- Так не бывает, - говорила я своему любимому художнику, когда мы говорили о ВИКТОРЕ ЧАЙЧУКЕ, я конечно, понимала значение иллюстрации, хотя художники далеко не всегда хотят быть просто помощниками писателей и создают нечто свое. Изумрудного города мы не представляем без великолепных работ Владимирского, порой писатели сами иллюстрируют свои произведения, и рождается нечто особенно , целостное. Но чтобы художник для нас создал «Сказочную страну» да еще на знакомом с детства каждому материале, я такого прежде никогда не встречала. И искренне завидую тем, кто только откроет для себя и его Русские народные сказки, правда издательства Минск, и они не всегда до нас доходят, по бескрайним просторам России, и «Бабу Ягу», и «Сказочную страну» издательства «Русич».
Существуют ли живые волшебники сегодня? Мы так привыкли к киношным чародеям. Но где-то в Минске ( на сколько я могу судить по информации в Интернете) живет настоящий волшебник, который берет чистый лист бумаги, карандаш и рождается чудо для всех нас, новая удивительная сказка. И он дарит нам мгновения настоящего счастья. С книгами, над которыми он работал, расстаться невозможно.
Я захожу теперь в отдел детской литературы и ищу новые его книги. И если нужно выбрать между знаменитым романом, выхода которого долго ждали и старой сказкой, которую иллюстрировал на этот раз Виктор Чайчук, то для меня лично выбора не существует, потому что роман можно купить завтра, а если исчезнет эта книга с прилавка, я уже не смогу жить спокойно, и лишу себя чуда.
И старая песня, которую помнят мои ровесники:
Почему дружок, а потому, что я жизнь учил не по учебникам,
Просто я работаю, да, да просто я работаю волшебником - это именно о нем.
И всем, кто пишет и мечтает издать свои творения, хотелось бы пожелать, чтобы иллюстрации были именно такими.
А самого художника хочется поблагодарить за то чудо, которое он для нас творит.
Р.С.
КОГДА К НЕМУ СПЕШУ(ВОЛШЕБНИК)
Виктору Чайчуку
Пошли с тобой по сказочной стране,
Которую он нам нарисовал.
Мы взрослые, серьезные вполне,
И музыки и чувств моих провал,
Забудем, улыбнемся, кот шипит,
И филин все поведает шутя,
И если дева дальняя грустит,
Художник, словно дивное дитя,
Один способен боль ее унять,
Не ведая о том, что он творит,
И вот она, воскресшая опять,
Волшебника за все благодарит.
И бродит в этой сказочной стране,
В реальность не желая возвращаться,
И если снова он придет ко мне,
В метели, и в сомненье и в ненастья,
То я ему навстречу побегу,
И позабуду все твои упреки,
И снова там, на дивном берегу,
Забуду боль. Мужчины так жестоки,
Но хорошо, что есть средь них один,
Далекий и неведомый художник,
И что мне грубость всех других мужчин,
Лишь он, таланта дивного заложник,
Опять пришлет мне этот дивный свет,
И вороненок снова рассмешит,
Среди потерь, и всех моих побед
Художник, мне неведомый царит.
И вот Горыныч счастлив, хоть и бит.
И никаких не будет оправданий,
За то, что ты покинут и забыт,
Когда к нему спешу я на свиданье
«Сказочная страна» - называется этот сборник. Его невозможно не заметить, и не взять в руки, не полистать. Хотя разум твердит: «Какие сказки, тут и готический роман уже не поможет».
Готический роман точно не поможет. Но если бы у меня не было денег в кармане, я, как читатель Михаила Веллера, вероятно бы совершила уголовное преступление и украла эту книгу. А если бы все-таки не решилась украсть или не смогла этого сделать, то вернулась бы через час и купила, потому что жизни своей без нее уже не представляла.
Это было самое странное посещение книжного магазина, потому что в тот день впервые я не просто обратила внимание на иллюстрации этой поразительной книги, но с первого взгляда влюбилась в работу художника-иллюстратора. Не знаю, как у Вас, но у меня никогда такого не бывала. Иллюстрации к детским книжкам, и к любимым сказкам, всегда почти не дотягивают, часто остаются незаметными, и уж точно не соответствуют моему представлению о том, что несет в себе любимая с детства сказка. Меньше всего повезло, на мой взгляд, русским народным сказкам, не могу даже назвать книжку, которую бы хотелось все время держать рядом и не только читать, но еще разглядывать. Не удается художникам передать удивительный мир наших предков, только отдельные иллюстрации.
Такое случилось впервые. В книге только самые известные сказки Перро, братьев Гримм, Гауфа, Андерсена - золотой набор, таких сборников еще дюжина и ничего подобного не чувствуется. Да и дома их у меня уже несколько, один от другого мало чем отличается. Любят наши издатели такой беспроигрышный вариант.
Чудо произошло в Смоленском издательстве «Русич», которое я давно и очень люблю, потому что эту свою книгу и сборник сказок братьев Гримм они доверили иллюстрировать Виктору Чайчуку.
Надо видеть всех его героев, от кота в сапогах, до гусеницы, пчелы и стрекозы. У каждого из персонажей своя роль и свое выражение лица в иллюстрации. А его любовь к детали просто уникальна. У кота бантик на шее, и такой же на хвосте. У волка из Красной шапочки перевязано одно ухо, а на втором сидит пчела и сигналит героине, что он не бабушка, а совсем другой тип, но девочка, так мила и наивна, что верит волку, да и как ему не поверить, если он такой несчастный , большой и забавный. Уж сколько их рисовали разных, но все волки должны быть благодарны именно этому художнику, нет больше таких ни у кого.
Кот в сапогах сидит на троне, в полосатых носках, а мышка чистит ему те самые сапоги. Пес вместе с Белоснежкой подметает снег и грустит, веселые лягушата, каждый из которых веселится по-своему, у каждого свой характер. Я уж не говорю о людях и животных. Так хотелось бы, чтобы совершилось еще одно чудо, и сами сказочники смогли бы полюбоваться на эти иллюстрации. Лучшего подарка для них и быть не может.
Мы привыкли к тому, что сказки все-таки довольно жестоки и прямолинейны, но здесь и следа не остается от тех ужастиков, которые были первоначально. И вспоминается другая старая песня.
Человек был тише ночи, человек был проще неба,
Только был он добрым очень, никогда жестоким не был.
Он ходил от цветка к цветку, зажигал от цветка цветок,
У людей забирал тоску, чтобы ты тосковать не мог.
- и это видно в каждой работе, в каждой иллюстрации художника. Талант у него по-настоящему волшебный и удивительный. А юмор - искрометный и неповторимый.
От страницы к странице мы передвигаемся по сказкам, и это и на самом деле сказочная страна, созданная на моей памяти впервые самым удивительным из всех наших художников- иллюстраторов. Любимые персонажи там вороны, какие они удивительные и восхитительные и такое участие прямое принимают в действии, что перед нами на глазах рождается совершенно другая сказка.
Благодаря лучистому таланту этого художника лягушек и летучих мышей, и всю остальную мелкую живность я полюбила до самозабвения, хотя прежде и внимания особенного на нее не обращала. Но какие там забавные мышки, какие деятельные лягушата.
А уж Змей Горыныч, наш национальный Дракон с розовыми пятками и булавой наперевес и очень озадаченным видом, он несется на меня и с экрана монитора, и выглядывает отовсюду, и предупреждает о той реальной опасности, которая исходит не из сказочного , а нашего мира, потому что страшнее зверя, чем человек, нет. Здесь вспоминаются строчки В.Высоцкого «В уголку лежало бедное животное, все главы свои склонившее в фонтан».
Но у Виктора Андреевича, оно не бедное, а очень энергичное и боевое, с какой прытью разлетаются от него в разные стороны лягушки и вороны, только перья порхают на лету.
Подкупает любовь его к национальной одежде и знание тончайших ее деталей. Сказки получаются и славянскими и , что самое главное, очень добрыми - такая вот метаморфоза неожиданно произошла с наследием нашим. Может быть , благодаря ему , впервые мы по-праву может повторить знаменитое: «Там русский дух, там Русью пахнет». Как его можно не любить после этого?
И впервые я не только улыбалась, и забыла обо всех огорчениях, но и захотелось написать свои сказки в таком контексте с такими персонажами.
- Так не бывает, - говорила я своему любимому художнику, когда мы говорили о ВИКТОРЕ ЧАЙЧУКЕ, я конечно, понимала значение иллюстрации, хотя художники далеко не всегда хотят быть просто помощниками писателей и создают нечто свое. Изумрудного города мы не представляем без великолепных работ Владимирского, порой писатели сами иллюстрируют свои произведения, и рождается нечто особенно , целостное. Но чтобы художник для нас создал «Сказочную страну» да еще на знакомом с детства каждому материале, я такого прежде никогда не встречала. И искренне завидую тем, кто только откроет для себя и его Русские народные сказки, правда издательства Минск, и они не всегда до нас доходят, по бескрайним просторам России, и «Бабу Ягу», и «Сказочную страну» издательства «Русич».
Существуют ли живые волшебники сегодня? Мы так привыкли к киношным чародеям. Но где-то в Минске ( на сколько я могу судить по информации в Интернете) живет настоящий волшебник, который берет чистый лист бумаги, карандаш и рождается чудо для всех нас, новая удивительная сказка. И он дарит нам мгновения настоящего счастья. С книгами, над которыми он работал, расстаться невозможно.
Я захожу теперь в отдел детской литературы и ищу новые его книги. И если нужно выбрать между знаменитым романом, выхода которого долго ждали и старой сказкой, которую иллюстрировал на этот раз Виктор Чайчук, то для меня лично выбора не существует, потому что роман можно купить завтра, а если исчезнет эта книга с прилавка, я уже не смогу жить спокойно, и лишу себя чуда.
И старая песня, которую помнят мои ровесники:
Почему дружок, а потому, что я жизнь учил не по учебникам,
Просто я работаю, да, да просто я работаю волшебником - это именно о нем.
И всем, кто пишет и мечтает издать свои творения, хотелось бы пожелать, чтобы иллюстрации были именно такими.
А самого художника хочется поблагодарить за то чудо, которое он для нас творит.
Р.С.
КОГДА К НЕМУ СПЕШУ(ВОЛШЕБНИК)
Виктору Чайчуку
Пошли с тобой по сказочной стране,
Которую он нам нарисовал.
Мы взрослые, серьезные вполне,
И музыки и чувств моих провал,
Забудем, улыбнемся, кот шипит,
И филин все поведает шутя,
И если дева дальняя грустит,
Художник, словно дивное дитя,
Один способен боль ее унять,
Не ведая о том, что он творит,
И вот она, воскресшая опять,
Волшебника за все благодарит.
И бродит в этой сказочной стране,
В реальность не желая возвращаться,
И если снова он придет ко мне,
В метели, и в сомненье и в ненастья,
То я ему навстречу побегу,
И позабуду все твои упреки,
И снова там, на дивном берегу,
Забуду боль. Мужчины так жестоки,
Но хорошо, что есть средь них один,
Далекий и неведомый художник,
И что мне грубость всех других мужчин,
Лишь он, таланта дивного заложник,
Опять пришлет мне этот дивный свет,
И вороненок снова рассмешит,
Среди потерь, и всех моих побед
Художник, мне неведомый царит.
И вот Горыныч счастлив, хоть и бит.
И никаких не будет оправданий,
За то, что ты покинут и забыт,
Когда к нему спешу я на свиданье
Обсуждения Просто я работаю волшебником
Художник видел недавно, хотя написано пару лет назад.
Но Минск от нас страшно далеко. Спасибо "Русичу" Смоленск, они подарили нам удивительные книги сказок с его иллюстрациями.
Написан настолько хорошо, что невольно видишь и эти чудные иллюстрации, и как, наверняка, загораются глазёнки детей, расправляются насупленные лица взрослых, при их виде!
И мне будет жаль, если этого рассказа не увидит замечательный художник!
ТАК-ТАК