Моления хасидов нередко сопровождаются громкими выкриками и восклицаниями. Однако ребе Пинхас из Корца молился очень тихо. Он пребывал в недвижности, и его голос никогда не поднимался выше шепота. Пытаясь понять путь молитвы своего ребе, старшие ученики спросили его, чем объясняется такое поведение.
- В чем суть молитвы? - спросил он в ответ.
- Двейкус(1), - отвечали ученики. - Единение с Единым.
- Правильно, - сказал ребе Пинхас, - а суть двейкус - Гиспаштус ха-гашимиус(2), то есть прекращение восприятия себя как обособленного "я", ума и тела. То же самое естественным образом происходит, когда человек умирает. Наши мудрецы говорили: для некоторых
смерть подобна попытке протянуть корабельный канат сквозь узкое отверстие : приходится изо всех сил дергать и тянуть; канат неистово извивается и словно корчится от мук. Для других же людей смерть подобна поцелую - все происходит так легко и незаметно, будто кто-то снимает с поверхности молока случайно упавший волосок.
- То же самое касается молитвы, - закончил ребе. - Для некоторых временная смерть "я" в молитве подобна протягиванию толстого каната через узкое отверстие. Человек надрывается, скрежещет зубами, его тело корчится и извивается. А для других молитва - словно Божий поцелуй, когда тело и ум исчезают тихо и незаметно, сами собой. Вы, друзья мои, надо думать, крепкие канаты. А я - всего лишь волосок.
1. Двейкус (букв, "единение с Богом"). - Поскольку "вся земля полна славы Его" (Исайя 6:3), мы всегда едины с Богом.
Поэтому следует стремиться не к единению как таковому (которого достичь невозможно, ибо оно дано изначально), а к даат двейкус - осознанию единства. Все, что нужно, - избавиться от иллюзии своей обособленности.
2. Гиспаштус ха-гашимиус - оставление уз материи.
Кто ты: канат или волос?
На ранних этапах духовной практики мы - канаты. Мы подчиняем себя дисциплине, требуем от себя смирения, изо всех сил стараемся контролировать свои мысли, слова и действия, чтобы они соответствовали строгим образцам, установленным учителями и мудрецами. Со временем к самодисциплине привыкаешь, она дается много легче, - однако не следует воспринимать это как знак того, что канат превращается в волос.
Человек не может превращаться в волос постепенно, он просто в определенный момент перестает быть канатом. Мы перестаем быть канатами тогда, когда осознаем, что наши усилия ни к чему не ведут; когда открывается истина, что нет никакого "где-то", куда нужно стремиться. Бог всегда присутствует здесь и сейчас. И мы вечно в единстве с Ним, ибо Он есть всё. Нужно лишь осознать это.
Такое осознание не требует- ни малейшего труда. Стараясь вспомнить забытое имя или решить какую-то задачу, ты пытаешься мобилизовать ум. Хмурясь и морщась, трешь лоб, сдвигаешь брови к переносице, закусываешь губы - но расшевелить мышление этим не удается. Наоборот, мысли становятся еще более вязкими и тяжелыми. Но стоит только расслабиться и пе рестать думать о проблеме, как само собой приходит готовое решение. Ты ничего не сделал для того, чтобы оно пришло к тебе, ты просто перестал мешать ему прийти. Канат всегда напряжен. Волос порвется даже при малейшем натяжении.
- Двейкус(1), - отвечали ученики. - Единение с Единым.
- Правильно, - сказал ребе Пинхас, - а суть двейкус - Гиспаштус ха-гашимиус(2), то есть прекращение восприятия себя как обособленного "я", ума и тела. То же самое естественным образом происходит, когда человек умирает. Наши мудрецы говорили: для некоторых
смерть подобна попытке протянуть корабельный канат сквозь узкое отверстие : приходится изо всех сил дергать и тянуть; канат неистово извивается и словно корчится от мук. Для других же людей смерть подобна поцелую - все происходит так легко и незаметно, будто кто-то снимает с поверхности молока случайно упавший волосок.
- То же самое касается молитвы, - закончил ребе. - Для некоторых временная смерть "я" в молитве подобна протягиванию толстого каната через узкое отверстие. Человек надрывается, скрежещет зубами, его тело корчится и извивается. А для других молитва - словно Божий поцелуй, когда тело и ум исчезают тихо и незаметно, сами собой. Вы, друзья мои, надо думать, крепкие канаты. А я - всего лишь волосок.
1. Двейкус (букв, "единение с Богом"). - Поскольку "вся земля полна славы Его" (Исайя 6:3), мы всегда едины с Богом.
Поэтому следует стремиться не к единению как таковому (которого достичь невозможно, ибо оно дано изначально), а к даат двейкус - осознанию единства. Все, что нужно, - избавиться от иллюзии своей обособленности.
2. Гиспаштус ха-гашимиус - оставление уз материи.
Кто ты: канат или волос?
На ранних этапах духовной практики мы - канаты. Мы подчиняем себя дисциплине, требуем от себя смирения, изо всех сил стараемся контролировать свои мысли, слова и действия, чтобы они соответствовали строгим образцам, установленным учителями и мудрецами. Со временем к самодисциплине привыкаешь, она дается много легче, - однако не следует воспринимать это как знак того, что канат превращается в волос.
Человек не может превращаться в волос постепенно, он просто в определенный момент перестает быть канатом. Мы перестаем быть канатами тогда, когда осознаем, что наши усилия ни к чему не ведут; когда открывается истина, что нет никакого "где-то", куда нужно стремиться. Бог всегда присутствует здесь и сейчас. И мы вечно в единстве с Ним, ибо Он есть всё. Нужно лишь осознать это.
Такое осознание не требует- ни малейшего труда. Стараясь вспомнить забытое имя или решить какую-то задачу, ты пытаешься мобилизовать ум. Хмурясь и морщась, трешь лоб, сдвигаешь брови к переносице, закусываешь губы - но расшевелить мышление этим не удается. Наоборот, мысли становятся еще более вязкими и тяжелыми. Но стоит только расслабиться и пе рестать думать о проблеме, как само собой приходит готовое решение. Ты ничего не сделал для того, чтобы оно пришло к тебе, ты просто перестал мешать ему прийти. Канат всегда напряжен. Волос порвется даже при малейшем натяжении.
Обсуждения Прощальный поцелуй