Припомнилась мне недавно одна поучительная (по крайней мере, я ее частенько вспоминаю) история. Происходило все это, примерно вначале 80-ых, в моем родном и, до боли любимом, городе Питере. Был я тогда молод, и работал в автобусном парке, на «Петроградке». Работал я там слесарем. Работали, как все нормальные люди, не «парились» Т.е. делали что то, если другого выхода не было. Загонит водитель в парк машину с «линии», деваться некуда, надо чинить. Сделаешь, кое-как, лишь бы за ворота парка выгнать. Все так работали. Оплата почасовая, зачем напрягаться. Поговорка даже в парке была, по зтому поводу: "Что я в "траншее" (ремонтная яма) не видел, я на окладе". Больше, все равно не заработаешь. Так было, и, наверное, так будет, в любом парке. Если водитель свою машину любит (вернее сказать, если работать и зарабатывать хочет), то за хорошую работу платил. Деньги то, все равно «халявные». Из кассы все брали, «на обед». В общем, когда платили, делали хорошо.
Но вот, однажды, появился в парке новый главный инженер. Хороший такой мужик, «головастый». На всю жизнь его запомнил. «Душманом» его прозвали. Нет не со зла, он к слесарям очень хорошо относился. И мы его уважали. По национальности он был грек. Ираклием его звали. А «душман», наверное, из-за того, что смуглый был. Да еще война в Афганистане была в полном разгаре. Да это уже, сейчас, и не важно. Посмотрел он на все то, что в парке тогда творилось. Да пошел к директору парка с предложением. Не знаю уж, как он его убеждал (директора), но систему оплаты нам решили изменить. Придумали они с главным бухгалтером прогрессивную систему оплаты. У власти тогда был Горбачев, «новое мышление», «ускорение», и все такое. В общем, их предложение «на верху» одобрили.
Придумка «душмана» заключалась в том, что, чем меньше машин за смену возвращалось, из-за поломок, в парк, тем больше мы получали. Постепенно мы поняли, что при хорошем подходе, заработать можно намного больше. Бригада у нас была дружная, полные «раздолбаи» не задерживались. В общем, работать стали на совесть. Возвраты машин с «линии» уменьшились втрое. Водителям он тоже, какую то «завлекуху» придумал. Они стали за машиной следить. Дошло до того, что вечером мы сами (очуметь!) просили водителей загонять машины на «яму». Так сказать в порядке профилактики. Сами по колоннам проходили, осматривали машины. Бригада так сплотилась, что, до сих пор, вспоминать приятно. Получали в полтора-два раза больше, чем в других парках. Парк тоже денег сэкономил не мало. Простоев почти не было. Запчастей тоже меньше стало требоваться.
В дневную смену, свободное время появилось. Все машины на «линии», вот что значит профилактика. Ну а мы, что? Зная, что работа на совесть сделана, со спокойной совестью, в курилке в «козла» режемся. Это директору парка и не понравилось. Раз слесарям, нечем заняться, он решил несколько человек сократить. Сократили, в основном, самых молодых. Я, сейчас, ему только благодарен за это. При другом раскладе, еще не известно, как бы моя жизнь сложилась. Может всю жизнь слесарем бы проработал. Да и не об этом, разговор.
В общем, ушли мы из парка. Следом и Ираклий - «душман» уволился. Заглядывал я, конечно, изредка в парк. Через пару месяцев, в парке началась полная разруха. Еще хуже стало, чем до «душмана» было. Вот какая история. Спустя много лет, я узнал, что в Германии подобная система оплаты труда, кое-где тоже практикуется. Но в отличие от нас, руководство понимает, что если у слесаря нет работы, значит, он ее хорошо выполняет.
А вспомнилась мне, в очередной раз, эта история, когда по телевизору рассказывали о том, сколько денег в этом году выделили нашему здравоохранению на лечение. Я вспомнил «душмана», и подумал, что был бы такой «душман» министром здравоохранения, тогда бы денег выделили не на лечение, а на профилактику, и на пропаганду здорового образа жизни. И здоровье бы людям сохранили, и денег бы сэкономили. Так нет. Нет Ираклия. Нет «душмана». Нет профилактики.
Но вот, однажды, появился в парке новый главный инженер. Хороший такой мужик, «головастый». На всю жизнь его запомнил. «Душманом» его прозвали. Нет не со зла, он к слесарям очень хорошо относился. И мы его уважали. По национальности он был грек. Ираклием его звали. А «душман», наверное, из-за того, что смуглый был. Да еще война в Афганистане была в полном разгаре. Да это уже, сейчас, и не важно. Посмотрел он на все то, что в парке тогда творилось. Да пошел к директору парка с предложением. Не знаю уж, как он его убеждал (директора), но систему оплаты нам решили изменить. Придумали они с главным бухгалтером прогрессивную систему оплаты. У власти тогда был Горбачев, «новое мышление», «ускорение», и все такое. В общем, их предложение «на верху» одобрили.
Придумка «душмана» заключалась в том, что, чем меньше машин за смену возвращалось, из-за поломок, в парк, тем больше мы получали. Постепенно мы поняли, что при хорошем подходе, заработать можно намного больше. Бригада у нас была дружная, полные «раздолбаи» не задерживались. В общем, работать стали на совесть. Возвраты машин с «линии» уменьшились втрое. Водителям он тоже, какую то «завлекуху» придумал. Они стали за машиной следить. Дошло до того, что вечером мы сами (очуметь!) просили водителей загонять машины на «яму». Так сказать в порядке профилактики. Сами по колоннам проходили, осматривали машины. Бригада так сплотилась, что, до сих пор, вспоминать приятно. Получали в полтора-два раза больше, чем в других парках. Парк тоже денег сэкономил не мало. Простоев почти не было. Запчастей тоже меньше стало требоваться.
В дневную смену, свободное время появилось. Все машины на «линии», вот что значит профилактика. Ну а мы, что? Зная, что работа на совесть сделана, со спокойной совестью, в курилке в «козла» режемся. Это директору парка и не понравилось. Раз слесарям, нечем заняться, он решил несколько человек сократить. Сократили, в основном, самых молодых. Я, сейчас, ему только благодарен за это. При другом раскладе, еще не известно, как бы моя жизнь сложилась. Может всю жизнь слесарем бы проработал. Да и не об этом, разговор.
В общем, ушли мы из парка. Следом и Ираклий - «душман» уволился. Заглядывал я, конечно, изредка в парк. Через пару месяцев, в парке началась полная разруха. Еще хуже стало, чем до «душмана» было. Вот какая история. Спустя много лет, я узнал, что в Германии подобная система оплаты труда, кое-где тоже практикуется. Но в отличие от нас, руководство понимает, что если у слесаря нет работы, значит, он ее хорошо выполняет.
А вспомнилась мне, в очередной раз, эта история, когда по телевизору рассказывали о том, сколько денег в этом году выделили нашему здравоохранению на лечение. Я вспомнил «душмана», и подумал, что был бы такой «душман» министром здравоохранения, тогда бы денег выделили не на лечение, а на профилактику, и на пропаганду здорового образа жизни. И здоровье бы людям сохранили, и денег бы сэкономили. Так нет. Нет Ираклия. Нет «душмана». Нет профилактики.
Обсуждения Про ускорение и новое мышление