Вечером Дина вместе с Главой и его вездесущим замом по всем вопросом Матвеем Александровичем пошла ужинать в самый крутой Новорожский кабак «У Султана». Внутри все было устлано коврами, а посередине зала, прямо из пола рос огромный разлапистый дуб.
- Этот дуб, между прочим, одна из наших Новорожских достопримечательностей. Сколько ему лет – сейчас точно не скажу, но, вполне возможно, он еще набеги татар помнит, - принялся хвалиться Дине Матвей Александрович, - Раньше у нас здесь площадь была и он, дуб этот, посреди нее стоял. А потом, значит, как решили этот кабак строить – дуб-то спиливать жалко, да и народ бы запротестовал, вот и решили – пускай, значит, этот дуб так себе и растет, прямо посреди кабака… А теперь тут каждый вечер – развлекательная программа. По понедельникам – лекции, по вторникам и средам – концерты, по четвергам – рыбный день, ха-ха, рыбаки всякие истории рассказывают, небывальщину всякую, ну а в пятницу и выходные – танцы со стриптизом. В общем – все по полной программе, гуляй – не хочу!
Матвей Александрович расплылся в довольной улыбке.
Подошел официант – чрезвычайно эффектный брюнет в ярком восточном халате. Почтительно поздоровавшись с главой и его гостями, он каждому из них вручил меню. Пробежав глазами список блюд и напитков, Дина обнаружила в самом конце описание развлекательной программы.
«Приглашаем вас стать гостями и участниками нашей ежевечерней программы «У Дуба».
Понедельник – «Кот ученый». Лекции на научные темы.
Вторник и среда – «Под пенье нежное сирен». Концертная программа.
Четверг – «Емелино счастье». Встречи Клуба рыбаков.
Пятница, суббота, воскресенье – «Выводи, Разбойник, девок!». Стриптиз».
Когда напитки и блюда были заказаны, в кабак шумно ввалилась тетка, весьма странного вида. Видавшая виды телогрейка, тяжелые, похожие на армейские сапоги будили воспоминания то ли о первопроходцах БАМа, то ли о женщинах-трактористках-героях труда. Лохматая шапка-ушанка с торчащими в разные стороны ушами делала ее похожей на огромную собаку, к чему-то удивленно прислушивающуюся. «Сейчас выпроводят», - с некоторым сочувствиям подумала Дина. Но странную тетку не только не выпроводили, но, напротив, галантно приняли у нее шапку и телогрейку и проводили к столику Главы и его гостей.
Пока тетка приближалась к их столику, громко стуча сапогами и лениво приглаживая короткую шевелюру, Дина уже начала сомневаться… в том, что это вообще тетка. Диковинное существо могло быть с равным успехом хоть теткой, хоть мужиком.
-Добренького всем вечера!, - сказало существо, грузно опускаясь на свободный стул. Тембр его голоса ясности не прибавил. Низкий и слегка хрипловатый, он, так же как и все черты внешнего облика, могли принадлежать хоть женщине, хоть мужчине.
-А вот кого давненько не видели! Как жизнь ваша, как здоровьечко? – засуетился Матвей Александрович.
-Благодарствую. На здоровьечко не жалуемся. А что давненько не виделись – так ведь вы меня частыми визитами не балуете, да и у меня тут у вас интересов никаких не наличествует.
Глава слушал беседу молча, поприветствовав странное существо только лишь кивком головы. Дина пыталась сохранять маску безразличного благодушия, которая полагалась в подобных случаях, однако, существо видимо заметило в ее взгляде неподдельный интерес.
- А что же вы нас не познакомите? – укоризненно произнесло оно. И, не дожидаясь когда это произойдет, представилось само: Ба-Яга, местный привратник Великих Врат, проводник между мирами.
Глава осуждающе крякнул.
-Да ладно вам, ей можно, она же и так все знает, - успокоило его существо и сразу же повернулось к Дине, - Только ты, видимо, думала, что я – этакая старая карга с помелом и в длинной цыганской юбке. Ха-ха-ха! – Существо раскатисто заржало, - Не, я, конечно, могу и так, только на фига? Я ведь вообще-то – андрогин.
Глава тяжело вздохнул, а Матвей Александрович подозрительно посерьезнел.
Не обращая на них внимания, существо горделиво посмотрело на Дину, а потом залпом осушило стопку водки и стало смотреть еще горделивее.
- Извините, а что вы имеете в виду, говоря, что вы – андрогин?, - Вежливо поинтересовалась Дина, - вы не могли бы пояснить.
Существо захихикало.
- Ну если ты думаешь, что я – мутант, чудом выживший после Чернобыльской катастрофы – сильно заблуждаешься. Мы – андрогинны – существа древние. Про нас еще в одном старинном манускрипте писали…
Существо поднялось над столом и торжественно полуприкрыв глаза процитировало:
«А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский – от Земли, а совмещавший оба этих – от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала»…
- Это написано в собрании сочинений Платона, в диалоге «Пир», - Дина скептически смерила взглядом существо, - Но если уж говорить об этом мифе, то все андрогинны были рассечены на две половины, потому что прогневили богов своим дерзким поведением…
- Да, были рассечены. Но не все. И вовсе не мечом. Уж не думаешь ли ты, что Зевс подходил к каждому из андрогинов и собственноручно его рассекал? Это был удар молнии о тысячи языков, которые и рассекали андрогинов. Разумеется, некоторые из них уцелели, но не спешили трубить об этом повсюду. Они научились мимикрировать под обычных людей. Каждый из них выбрал себе одну из своих половин, которую показывал окружающим, а вторую – скрывал. Это достаточно легко на самом деле… Хотя, вторая их половина все равно дает о себе знать. Такие мужчины всегда чем-то похожи на женщин, а женщины – на мужчин… А еще, бывают случаи, что кому-то из рассеченных андрогинов повезет встретить свою отсеченную половину и тогда они вдвоем тоже становятся целостным существом. Даже если жизнь после этого разлучает их и они находятся за тысячу километров друг от друга…
- Так значит вы – один из тех уцелевших андрогинов?
- Точно! Я – один из них.
Между тем, официанты принесли закуски, водку и две больших бутыли с минеральной водой. Глава и Матвей Александрович принялись нахваливать местную кухню, явно обрадованные возможностью сменить тему разговора. Дина, между тем, продолжала с любопытством поглядывать на Ба-Ягу.
- А почему такое имя? Оно ведь что-то означает, да?
- А сама-то как думаешь?
- Я думаю, «Ба» - это что-то похожее на уважительное обращение «Ма», как принято обращаться к женщинам в Индии. Возможно, «Ба» - это обращение к особенно… эээ.. взрослым и мудрым женщинам…
- Ну вот, а вы беспокоились, - Ба-Яге явно польстило такое объяснение, - Девушка-то умная у вас. Она и так все прекрасно знает. Только пока не всегда понимает, чему можно верить, а чему – нет. Ну ничего, скоро научится.
После того, как ужин подошел к завершению и на столе появился ароматный чай в изящных фарфоровых чашечках, внимание Ба-Яги снова было обращено к Дине.
- Да, я ведь чего еще-то хочу сказать. Тебе уже рассказали про две наши деревеньки, в которые завтра поедете?
- Только в общих чертах. Я знаю, что называются они Нижнее Чоа и Верхнее Чоа. Одна из них расположена в низине – та, которая Нижняя, а другая – наоборот на холмах. Там, вроде, какие-то сектанты живут. Мы ведь к ним едем так… просто чтобы не обидеть. Они ведь на выборы все равно не пойдут…
- Ээээ, так, да не так, - и без того небольшие глаза Ба-Яги хитро прищурились, - Они, хоть и сектанты, но – не отшельники. Свои политические интересы у них тоже имеются. Ну хотя бы – чтобы никто из нынешних бизнесменов не вздумал построить там какой-нибудь свечной заводик или шашлычную с варьете. Хе-хе… А насчет «сектантов»… Так ведь их вера – она во всем нашем краю свои отголоски имеет. Вот, например, почему, думаешь в этом «Султане» растет посреди зала дуб?
- Матвей Александрович сказал – местная достопримечательность.
- Правильно Матвей Александрович сказал. Но – не только достопримечательность. Но еще и главный культовый символ, наша святыня, так сказать. Правда, большинство наших людей давно уже о нем позабыли. У нас ведь тут кто только не живет – и христиане, и мусульмане, и иудеи… Кто из других земель к нам переехал, кто сам в другую веру перешел. Про Дуб давно уже никто ничего толком и не помнит, но все равно понимают, каким-то внутренним чутьем, что трогать его нельзя. А те кто помнят – живут в этих двух деревнях. Правда, они там между собой враждуют, потому что какой была эта вера изначально – никто уже не помнит. Но на ее основе сложились два более поздних культа. Разумеется, каждая из этих сект считает, что ее вера – истинная, а другие – великие грешники и отщепенцы.
- А почему именно Дубу они поклоняются? Это – что-то вроде Мирового Древа?
- А вот давай все по порядку. Прежде всего, запомни, что в этих деревнях принято особая форма приветствия – «чоа!». Смотри не перепутай с «чао» - так здороваются итальянцы, что вообще-то означает «раб твой», ну да не важно… А «чоа» - это приветствие по имени бога, которому они поклоняются. Примерно так же, как христиане говорят «Христос Воскрес!», или мусульмане – «Аллах Акбар!». Только те это говорят в особо торжественных случаях, а чоамисты – постоянно, потому что полагают, что их бог растворен во всей живой и неживой природе, в том числе – и в людях. Поэтому, здороваясь, они обращаются к частичке Великого Чоа в своем собеседнике, выражая ему таким образом свою любовь и уважение.
- Но в чем причина вражды между этими двумя сектами?
- А вот как раз Дубе-то и причина! Да нет, не конкретно в этом, конечно. Просто у нас все дубы – это священные растения. У нас их никогда не спиливают, не царапают на их стволе нецензурные ругательства и даже не развешивают листовки с предвыборной агитацией! Ха-ха-ха! Но в одном из лесов есть один дуб – особенно древний и могучий. Вот рядом с ним и построена деревня Нижняя Чоа. Люди там живут тем, что грибы-ягоды собирают, да еще в своих садах что-то выращивают иногда. А основную часть времени они проводят сидя возле Великого Дуба, крона которого уходит за небесный свод, а корни соединяются с центром Земли. Некоторые из них просто сидят под его кроной, а другие поют песни, восхваляющие Великого Чоа-Му. «Му» - это означает «мудрый», сокращение такое. По преданию, Великий Чоа-Му еще в древние времена жил на самой верхушке этого Дуба, питался небесной росой и пел, подобно птице. Но его прекрасная песнь сильно досаждала демонам и вот однажды они, сговорившись, раскачали Великий Дуб, и тогда наступил Критический момент - Великий Чоа-Му с Дуба рухнул. Предки людей тогда были совсем дикими, бегали по лесу без одежды на четырех ногах и питались падалью. Рухнувший с Дуба Чоа-Му распался на мелкие кусочки, которые были тут же обнаружены дикими людьми и ими съедены. Так они стали разумными существами, научились готовить пищу и разговаривать. В своих песнях они стремились приблизиться к Великому Чоа-Му, уловив гармонию небесного свода. Иногда отдельные смельчаки снаряжали экспедиции и карабкались на Великий Дуб, пытаясь добраться до Небесного Свода и вкусить небесной росы. Некоторые из них с позором падали вниз, другие возвращались по собственной воле, решив, что еще недостойны прикоснуться к святыням. Но были и те, кто вообще не возвращался и не падал. Никто не мог сказать определенно - добрались ли они до Свода и там поселились, или просто запутались в лабиринте ветвей, где и нашли свой конец. На всякий случай их причисляют к категории Великих Сводных и воспевают в песнопениях.
- А что жители другой деревни?
- А те, кто живет в другой деревне, живут на холмах и принципиально не приближаются ни к одному дереву, считая это святотатством. Они называют себя Великими Ждущими и утверждают, что Критический Момент еще не наступил, Великий Чоа-Му все еще живет на Великом Дубе. По их мнению, сколько бы демоны не раскачивали Великий Дуб, Великий Чоа-Му не мог с него упасть, поскольку он еще не созрел. Когда же наконец он созреет, то станет настолько тяжел, что Великий Дуб рухнет и раздавит собой весь лес, а потому спасутся лишь те, кто живет вдали от леса, на холмах. И если в нижней Чоа не едят животных, поскольку считают, что животные – это более высокая ступень воплощения Великого Чоа-Му, то в Верхней Чоа наоборот не едят растений, поскольку растения – родственники Великого Дуба и есть их – святотатство. На своих холмах они пасут стада коров и овец и питаются их молоком и мясом. Так что завтра, когда поедите их агитировать, не вздумайте в Верхней Чоа говорить о земледелии, а в Нижней – про скотоводство.
Когда рассказ Ба-Яги был завершен, все какое-то время молчали, неспешно потягивая травяной чай и слушая негромкую мелодичную музыку – нечто восточное, насквозь пропитанное светлой грустью и негой. Молчание нарушила Дина:
- Скажите, Ба, а можно задать вам личный вопрос?
- Валяй, - был благодушный ответ.
- А вы сами в какого-то бога верите?
- Эх, да ты все никак не поймешь! Какая разница – в какого бога верить? Главное – что ты делаешь ради своей веры. Каким еще образом может быть явлен бог в этом мире, как не через наши поступки? Я не только про сугубо материальные действия говорю. К поступкам относятся и наши мысли, и наши чувства. Какие они у тебя – такой и твой бог, в которого ты веришь… Ну да ладно, ты и сама скоро поймешь, как со всяким разным народом нашим пообщаешься…
На улице густой морозный мрак был разбавлен лишь светом редких фонарей, да летящими с неба снежными хлопьями, вспыхивающими в их лучах. Мороз был повсюду – кусал за нос и за щеки, упруго хрустел под ногами, звенел в заснеженных сосульках, свисавших с крыши кабака…
Увидев возле крыльца машину с верным Кирилычем за рулем, Дина наградила Матвея Александровича благодарным взглядом. Ясно же, что это он догадался позвонить – Глава и не вспомнил бы – сам он жил совсем рядом и сразу же направился к себе домой. Дина торопливо забралась в машину, на заднее сиденье, на переднем разместился Матвей Александрович.
- Ну что, по домам? – Улыбнулся Кирилыч и машина неспешно двинулась по улице, освещая себе дорогу светом фар.
- Подождите, а как же Ба-Яга? – Забеспокоилась Дина.
Кирилыч только усмехнулся в ответ, а Матвей Александрович сделал какой-то неопределенный жест рукой:
- Да вы не беспокойтесь, и без нас доберется…
- А далеко добираться-то?
- Да кто ж его знает? Где ее дом – никому не известно. Где-то в лесу…
- Так все-таки это – «она»? Или «он»?
- Не знаю даже… Для меня – «она». А для некоторых других «он». Кто как хочет, тот так и называет, она не обижается.
- И она значит живет в лесу, одна?
- Ну да, одна. Во всяком случае – так она говорит. Я у нее однажды спрашивал – как мол одной-то – не скучно? А она мне: «Мы, андрогинны - существа самодостаточные, меня же и так все время двое – чего мне скучать?». Не знаю – может, шутит, а может – и правда так…
Каким образом Ба-Яга добирается ночью из города в лес – Дина спрашивать не стала. Ее бы не удивила ни телепортация, ни летающая тарелка, ни ступа с помелом… «Да не важно, - думала она, - главное – что она пришла, рассказала про Нижнюю и Верхнюю Чоа, про Великий Дуб…Интересно, знал ли об этом Глава? Если и знал – хорошо, что сегодня еще раз вспомнил. Завтра будет легче его настраивать на встречу, пока будем ехать».
В подъезде царил тихий и слегка сырой полумрак. Лампочки горели не во всех пролетах лестницы. Подъезд спал и вокруг него носились сновидения, заглядывая в чужие окна и души. Все, что они там видели становилось частью их самих, а они сами – частью друг друга… Дина осторожно, чтобы их не спугнуть, поднялась по ступенькам на свой этаж и открыла дверь. Девочки уже спали, а в ее комнате почему-то горел свет…
- Этот дуб, между прочим, одна из наших Новорожских достопримечательностей. Сколько ему лет – сейчас точно не скажу, но, вполне возможно, он еще набеги татар помнит, - принялся хвалиться Дине Матвей Александрович, - Раньше у нас здесь площадь была и он, дуб этот, посреди нее стоял. А потом, значит, как решили этот кабак строить – дуб-то спиливать жалко, да и народ бы запротестовал, вот и решили – пускай, значит, этот дуб так себе и растет, прямо посреди кабака… А теперь тут каждый вечер – развлекательная программа. По понедельникам – лекции, по вторникам и средам – концерты, по четвергам – рыбный день, ха-ха, рыбаки всякие истории рассказывают, небывальщину всякую, ну а в пятницу и выходные – танцы со стриптизом. В общем – все по полной программе, гуляй – не хочу!
Матвей Александрович расплылся в довольной улыбке.
Подошел официант – чрезвычайно эффектный брюнет в ярком восточном халате. Почтительно поздоровавшись с главой и его гостями, он каждому из них вручил меню. Пробежав глазами список блюд и напитков, Дина обнаружила в самом конце описание развлекательной программы.
«Приглашаем вас стать гостями и участниками нашей ежевечерней программы «У Дуба».
Понедельник – «Кот ученый». Лекции на научные темы.
Вторник и среда – «Под пенье нежное сирен». Концертная программа.
Четверг – «Емелино счастье». Встречи Клуба рыбаков.
Пятница, суббота, воскресенье – «Выводи, Разбойник, девок!». Стриптиз».
Когда напитки и блюда были заказаны, в кабак шумно ввалилась тетка, весьма странного вида. Видавшая виды телогрейка, тяжелые, похожие на армейские сапоги будили воспоминания то ли о первопроходцах БАМа, то ли о женщинах-трактористках-героях труда. Лохматая шапка-ушанка с торчащими в разные стороны ушами делала ее похожей на огромную собаку, к чему-то удивленно прислушивающуюся. «Сейчас выпроводят», - с некоторым сочувствиям подумала Дина. Но странную тетку не только не выпроводили, но, напротив, галантно приняли у нее шапку и телогрейку и проводили к столику Главы и его гостей.
Пока тетка приближалась к их столику, громко стуча сапогами и лениво приглаживая короткую шевелюру, Дина уже начала сомневаться… в том, что это вообще тетка. Диковинное существо могло быть с равным успехом хоть теткой, хоть мужиком.
-Добренького всем вечера!, - сказало существо, грузно опускаясь на свободный стул. Тембр его голоса ясности не прибавил. Низкий и слегка хрипловатый, он, так же как и все черты внешнего облика, могли принадлежать хоть женщине, хоть мужчине.
-А вот кого давненько не видели! Как жизнь ваша, как здоровьечко? – засуетился Матвей Александрович.
-Благодарствую. На здоровьечко не жалуемся. А что давненько не виделись – так ведь вы меня частыми визитами не балуете, да и у меня тут у вас интересов никаких не наличествует.
Глава слушал беседу молча, поприветствовав странное существо только лишь кивком головы. Дина пыталась сохранять маску безразличного благодушия, которая полагалась в подобных случаях, однако, существо видимо заметило в ее взгляде неподдельный интерес.
- А что же вы нас не познакомите? – укоризненно произнесло оно. И, не дожидаясь когда это произойдет, представилось само: Ба-Яга, местный привратник Великих Врат, проводник между мирами.
Глава осуждающе крякнул.
-Да ладно вам, ей можно, она же и так все знает, - успокоило его существо и сразу же повернулось к Дине, - Только ты, видимо, думала, что я – этакая старая карга с помелом и в длинной цыганской юбке. Ха-ха-ха! – Существо раскатисто заржало, - Не, я, конечно, могу и так, только на фига? Я ведь вообще-то – андрогин.
Глава тяжело вздохнул, а Матвей Александрович подозрительно посерьезнел.
Не обращая на них внимания, существо горделиво посмотрело на Дину, а потом залпом осушило стопку водки и стало смотреть еще горделивее.
- Извините, а что вы имеете в виду, говоря, что вы – андрогин?, - Вежливо поинтересовалась Дина, - вы не могли бы пояснить.
Существо захихикало.
- Ну если ты думаешь, что я – мутант, чудом выживший после Чернобыльской катастрофы – сильно заблуждаешься. Мы – андрогинны – существа древние. Про нас еще в одном старинном манускрипте писали…
Существо поднялось над столом и торжественно полуприкрыв глаза процитировало:
«А было этих полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский – от Земли, а совмещавший оба этих – от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала»…
- Это написано в собрании сочинений Платона, в диалоге «Пир», - Дина скептически смерила взглядом существо, - Но если уж говорить об этом мифе, то все андрогинны были рассечены на две половины, потому что прогневили богов своим дерзким поведением…
- Да, были рассечены. Но не все. И вовсе не мечом. Уж не думаешь ли ты, что Зевс подходил к каждому из андрогинов и собственноручно его рассекал? Это был удар молнии о тысячи языков, которые и рассекали андрогинов. Разумеется, некоторые из них уцелели, но не спешили трубить об этом повсюду. Они научились мимикрировать под обычных людей. Каждый из них выбрал себе одну из своих половин, которую показывал окружающим, а вторую – скрывал. Это достаточно легко на самом деле… Хотя, вторая их половина все равно дает о себе знать. Такие мужчины всегда чем-то похожи на женщин, а женщины – на мужчин… А еще, бывают случаи, что кому-то из рассеченных андрогинов повезет встретить свою отсеченную половину и тогда они вдвоем тоже становятся целостным существом. Даже если жизнь после этого разлучает их и они находятся за тысячу километров друг от друга…
- Так значит вы – один из тех уцелевших андрогинов?
- Точно! Я – один из них.
Между тем, официанты принесли закуски, водку и две больших бутыли с минеральной водой. Глава и Матвей Александрович принялись нахваливать местную кухню, явно обрадованные возможностью сменить тему разговора. Дина, между тем, продолжала с любопытством поглядывать на Ба-Ягу.
- А почему такое имя? Оно ведь что-то означает, да?
- А сама-то как думаешь?
- Я думаю, «Ба» - это что-то похожее на уважительное обращение «Ма», как принято обращаться к женщинам в Индии. Возможно, «Ба» - это обращение к особенно… эээ.. взрослым и мудрым женщинам…
- Ну вот, а вы беспокоились, - Ба-Яге явно польстило такое объяснение, - Девушка-то умная у вас. Она и так все прекрасно знает. Только пока не всегда понимает, чему можно верить, а чему – нет. Ну ничего, скоро научится.
После того, как ужин подошел к завершению и на столе появился ароматный чай в изящных фарфоровых чашечках, внимание Ба-Яги снова было обращено к Дине.
- Да, я ведь чего еще-то хочу сказать. Тебе уже рассказали про две наши деревеньки, в которые завтра поедете?
- Только в общих чертах. Я знаю, что называются они Нижнее Чоа и Верхнее Чоа. Одна из них расположена в низине – та, которая Нижняя, а другая – наоборот на холмах. Там, вроде, какие-то сектанты живут. Мы ведь к ним едем так… просто чтобы не обидеть. Они ведь на выборы все равно не пойдут…
- Ээээ, так, да не так, - и без того небольшие глаза Ба-Яги хитро прищурились, - Они, хоть и сектанты, но – не отшельники. Свои политические интересы у них тоже имеются. Ну хотя бы – чтобы никто из нынешних бизнесменов не вздумал построить там какой-нибудь свечной заводик или шашлычную с варьете. Хе-хе… А насчет «сектантов»… Так ведь их вера – она во всем нашем краю свои отголоски имеет. Вот, например, почему, думаешь в этом «Султане» растет посреди зала дуб?
- Матвей Александрович сказал – местная достопримечательность.
- Правильно Матвей Александрович сказал. Но – не только достопримечательность. Но еще и главный культовый символ, наша святыня, так сказать. Правда, большинство наших людей давно уже о нем позабыли. У нас ведь тут кто только не живет – и христиане, и мусульмане, и иудеи… Кто из других земель к нам переехал, кто сам в другую веру перешел. Про Дуб давно уже никто ничего толком и не помнит, но все равно понимают, каким-то внутренним чутьем, что трогать его нельзя. А те кто помнят – живут в этих двух деревнях. Правда, они там между собой враждуют, потому что какой была эта вера изначально – никто уже не помнит. Но на ее основе сложились два более поздних культа. Разумеется, каждая из этих сект считает, что ее вера – истинная, а другие – великие грешники и отщепенцы.
- А почему именно Дубу они поклоняются? Это – что-то вроде Мирового Древа?
- А вот давай все по порядку. Прежде всего, запомни, что в этих деревнях принято особая форма приветствия – «чоа!». Смотри не перепутай с «чао» - так здороваются итальянцы, что вообще-то означает «раб твой», ну да не важно… А «чоа» - это приветствие по имени бога, которому они поклоняются. Примерно так же, как христиане говорят «Христос Воскрес!», или мусульмане – «Аллах Акбар!». Только те это говорят в особо торжественных случаях, а чоамисты – постоянно, потому что полагают, что их бог растворен во всей живой и неживой природе, в том числе – и в людях. Поэтому, здороваясь, они обращаются к частичке Великого Чоа в своем собеседнике, выражая ему таким образом свою любовь и уважение.
- Но в чем причина вражды между этими двумя сектами?
- А вот как раз Дубе-то и причина! Да нет, не конкретно в этом, конечно. Просто у нас все дубы – это священные растения. У нас их никогда не спиливают, не царапают на их стволе нецензурные ругательства и даже не развешивают листовки с предвыборной агитацией! Ха-ха-ха! Но в одном из лесов есть один дуб – особенно древний и могучий. Вот рядом с ним и построена деревня Нижняя Чоа. Люди там живут тем, что грибы-ягоды собирают, да еще в своих садах что-то выращивают иногда. А основную часть времени они проводят сидя возле Великого Дуба, крона которого уходит за небесный свод, а корни соединяются с центром Земли. Некоторые из них просто сидят под его кроной, а другие поют песни, восхваляющие Великого Чоа-Му. «Му» - это означает «мудрый», сокращение такое. По преданию, Великий Чоа-Му еще в древние времена жил на самой верхушке этого Дуба, питался небесной росой и пел, подобно птице. Но его прекрасная песнь сильно досаждала демонам и вот однажды они, сговорившись, раскачали Великий Дуб, и тогда наступил Критический момент - Великий Чоа-Му с Дуба рухнул. Предки людей тогда были совсем дикими, бегали по лесу без одежды на четырех ногах и питались падалью. Рухнувший с Дуба Чоа-Му распался на мелкие кусочки, которые были тут же обнаружены дикими людьми и ими съедены. Так они стали разумными существами, научились готовить пищу и разговаривать. В своих песнях они стремились приблизиться к Великому Чоа-Му, уловив гармонию небесного свода. Иногда отдельные смельчаки снаряжали экспедиции и карабкались на Великий Дуб, пытаясь добраться до Небесного Свода и вкусить небесной росы. Некоторые из них с позором падали вниз, другие возвращались по собственной воле, решив, что еще недостойны прикоснуться к святыням. Но были и те, кто вообще не возвращался и не падал. Никто не мог сказать определенно - добрались ли они до Свода и там поселились, или просто запутались в лабиринте ветвей, где и нашли свой конец. На всякий случай их причисляют к категории Великих Сводных и воспевают в песнопениях.
- А что жители другой деревни?
- А те, кто живет в другой деревне, живут на холмах и принципиально не приближаются ни к одному дереву, считая это святотатством. Они называют себя Великими Ждущими и утверждают, что Критический Момент еще не наступил, Великий Чоа-Му все еще живет на Великом Дубе. По их мнению, сколько бы демоны не раскачивали Великий Дуб, Великий Чоа-Му не мог с него упасть, поскольку он еще не созрел. Когда же наконец он созреет, то станет настолько тяжел, что Великий Дуб рухнет и раздавит собой весь лес, а потому спасутся лишь те, кто живет вдали от леса, на холмах. И если в нижней Чоа не едят животных, поскольку считают, что животные – это более высокая ступень воплощения Великого Чоа-Му, то в Верхней Чоа наоборот не едят растений, поскольку растения – родственники Великого Дуба и есть их – святотатство. На своих холмах они пасут стада коров и овец и питаются их молоком и мясом. Так что завтра, когда поедите их агитировать, не вздумайте в Верхней Чоа говорить о земледелии, а в Нижней – про скотоводство.
Когда рассказ Ба-Яги был завершен, все какое-то время молчали, неспешно потягивая травяной чай и слушая негромкую мелодичную музыку – нечто восточное, насквозь пропитанное светлой грустью и негой. Молчание нарушила Дина:
- Скажите, Ба, а можно задать вам личный вопрос?
- Валяй, - был благодушный ответ.
- А вы сами в какого-то бога верите?
- Эх, да ты все никак не поймешь! Какая разница – в какого бога верить? Главное – что ты делаешь ради своей веры. Каким еще образом может быть явлен бог в этом мире, как не через наши поступки? Я не только про сугубо материальные действия говорю. К поступкам относятся и наши мысли, и наши чувства. Какие они у тебя – такой и твой бог, в которого ты веришь… Ну да ладно, ты и сама скоро поймешь, как со всяким разным народом нашим пообщаешься…
На улице густой морозный мрак был разбавлен лишь светом редких фонарей, да летящими с неба снежными хлопьями, вспыхивающими в их лучах. Мороз был повсюду – кусал за нос и за щеки, упруго хрустел под ногами, звенел в заснеженных сосульках, свисавших с крыши кабака…
Увидев возле крыльца машину с верным Кирилычем за рулем, Дина наградила Матвея Александровича благодарным взглядом. Ясно же, что это он догадался позвонить – Глава и не вспомнил бы – сам он жил совсем рядом и сразу же направился к себе домой. Дина торопливо забралась в машину, на заднее сиденье, на переднем разместился Матвей Александрович.
- Ну что, по домам? – Улыбнулся Кирилыч и машина неспешно двинулась по улице, освещая себе дорогу светом фар.
- Подождите, а как же Ба-Яга? – Забеспокоилась Дина.
Кирилыч только усмехнулся в ответ, а Матвей Александрович сделал какой-то неопределенный жест рукой:
- Да вы не беспокойтесь, и без нас доберется…
- А далеко добираться-то?
- Да кто ж его знает? Где ее дом – никому не известно. Где-то в лесу…
- Так все-таки это – «она»? Или «он»?
- Не знаю даже… Для меня – «она». А для некоторых других «он». Кто как хочет, тот так и называет, она не обижается.
- И она значит живет в лесу, одна?
- Ну да, одна. Во всяком случае – так она говорит. Я у нее однажды спрашивал – как мол одной-то – не скучно? А она мне: «Мы, андрогинны - существа самодостаточные, меня же и так все время двое – чего мне скучать?». Не знаю – может, шутит, а может – и правда так…
Каким образом Ба-Яга добирается ночью из города в лес – Дина спрашивать не стала. Ее бы не удивила ни телепортация, ни летающая тарелка, ни ступа с помелом… «Да не важно, - думала она, - главное – что она пришла, рассказала про Нижнюю и Верхнюю Чоа, про Великий Дуб…Интересно, знал ли об этом Глава? Если и знал – хорошо, что сегодня еще раз вспомнил. Завтра будет легче его настраивать на встречу, пока будем ехать».
В подъезде царил тихий и слегка сырой полумрак. Лампочки горели не во всех пролетах лестницы. Подъезд спал и вокруг него носились сновидения, заглядывая в чужие окна и души. Все, что они там видели становилось частью их самих, а они сами – частью друг друга… Дина осторожно, чтобы их не спугнуть, поднялась по ступенькам на свой этаж и открыла дверь. Девочки уже спали, а в ее комнате почему-то горел свет…
Обсуждения Привратник всех врат и великий Чоа-Му