Как-то весной ребе Шалом Бер из Любавичей увез семью на загородную дачу. Прогуливаясь с сыном и будущим преемником, ребе Иосифом Ицхаком, Шалом Бер указал на ростки пшеницы, взошедшие на окрестных полях, и сказал:
- Вот - лицезрение божественного! Каждый стебелек, каждое его движение на ветру есть проявление разума Божьего.
- Вот - лицезрение божественного! Каждый стебелек, каждое его движение на ветру есть проявление разума Божьего.
Творение есть мысль Господня, явленная в материальных формах мира.
Внезапно Иосиф Ицхак осознал, что в какой-то момент слова отца породили в нем странное и совершенно отчетливое чувство. Он ощутил, что его тело, другие тела, вообще весь мир - проявление Бога. Походя он сорвал с дерева лист и начал рассеянно его теребить, все глубже погружаясь в радостное переживание единства с бытием.
- Иосиф Ицхак! - сурово обратился к нему отец. - Мы толкуем с тобой о том, как Господь проявляет Себя в творении, и именно в этот момент ты, оторвав листок от ветки, уничтожаешь его без малейшей надобности. Неужели ты полагаешь, что у этого листка не было иного предназначения в мире, кроме как служить твоей бездумной прихоти? Неужели его "я" менее ценно, чем твое? Да, вы различны, но кто тебе сказал, что ты выше? Каждая вещь имеет свое предназначение от Бога, а ты помешал этому листочку исполнить его предназначение, раскрыть миру смысл его бытия.
Иосиф Ицхак устыдился своего легкомыслия, и ребе сказал:
- Раскаяние - это хорошо. Извлеки же урок из этого случая. Наши мудрецы учат: спит ли человек, бодрствует ли - так и жди от него какого-нибудь вреда.
Ты спишь - или бодрствуешь? И - самое главное - осознаешь ли вред, причиняемый тобой в том и в другом состоянии? Есть три типа людей: спящие, пробуждающиеся и пробужденные. Спящие уверены: Бог отделен от мира, Один - вне множества. Творец и творение, полагают они, "две большие разницы". Пробуждающиеся видят Одного в ущерб многим. Для них Бог реален, а творение иллюзорно. Такие люди сомнамбулами бродят по лесу, не замечая неповторимой красоты каждого дерева. Пробужденные осознают Единого во множественности. Для них Бог - и все живое, и сам Исток жизни. Различие меж Ним и творением скорее количественное, чем качественное. Каждое дерево - часть леса, но ни одно из них не есть лес.
Ребе Шалом Бер напоминает: спящие или пробужденные, мы можем причинить немалый вред. Какой вред от спящего? Обычно он приносит в жертву единство множеству. Какой вред от пробуждающегося? Он, возможно, станет жертвовать множеством ради единства. Какой вред от пробужденного? То, что он не может предотвратить вред от первых двух.
Ребе Шалом Бер призывает сына пробудиться от кошмара двойственности, не угодив при этом в ловушку монизма. Побуждает увидеть и лес, и деревья. Понять, что Один и множество - суть проявления Единого Бога.
Внезапно Иосиф Ицхак осознал, что в какой-то момент слова отца породили в нем странное и совершенно отчетливое чувство. Он ощутил, что его тело, другие тела, вообще весь мир - проявление Бога. Походя он сорвал с дерева лист и начал рассеянно его теребить, все глубже погружаясь в радостное переживание единства с бытием.
- Иосиф Ицхак! - сурово обратился к нему отец. - Мы толкуем с тобой о том, как Господь проявляет Себя в творении, и именно в этот момент ты, оторвав листок от ветки, уничтожаешь его без малейшей надобности. Неужели ты полагаешь, что у этого листка не было иного предназначения в мире, кроме как служить твоей бездумной прихоти? Неужели его "я" менее ценно, чем твое? Да, вы различны, но кто тебе сказал, что ты выше? Каждая вещь имеет свое предназначение от Бога, а ты помешал этому листочку исполнить его предназначение, раскрыть миру смысл его бытия.
Иосиф Ицхак устыдился своего легкомыслия, и ребе сказал:
- Раскаяние - это хорошо. Извлеки же урок из этого случая. Наши мудрецы учат: спит ли человек, бодрствует ли - так и жди от него какого-нибудь вреда.
Ты спишь - или бодрствуешь? И - самое главное - осознаешь ли вред, причиняемый тобой в том и в другом состоянии? Есть три типа людей: спящие, пробуждающиеся и пробужденные. Спящие уверены: Бог отделен от мира, Один - вне множества. Творец и творение, полагают они, "две большие разницы". Пробуждающиеся видят Одного в ущерб многим. Для них Бог реален, а творение иллюзорно. Такие люди сомнамбулами бродят по лесу, не замечая неповторимой красоты каждого дерева. Пробужденные осознают Единого во множественности. Для них Бог - и все живое, и сам Исток жизни. Различие меж Ним и творением скорее количественное, чем качественное. Каждое дерево - часть леса, но ни одно из них не есть лес.
Ребе Шалом Бер напоминает: спящие или пробужденные, мы можем причинить немалый вред. Какой вред от спящего? Обычно он приносит в жертву единство множеству. Какой вред от пробуждающегося? Он, возможно, станет жертвовать множеством ради единства. Какой вред от пробужденного? То, что он не может предотвратить вред от первых двух.
Ребе Шалом Бер призывает сына пробудиться от кошмара двойственности, не угодив при этом в ловушку монизма. Побуждает увидеть и лес, и деревья. Понять, что Один и множество - суть проявления Единого Бога.
Обсуждения Притчи про листок