Баал Шем Тов не назначил себе преемника. Вместо этого он велел своим хасидим искать учителя на стороне.
- Но как мы его узнаем? - спросили ученики.
- Задавайте всем один и тот же вопрос, - сказал наставник. - "Как освободиться от тщеславия?"
- Но как мы его узнаем? - спросили ученики.
- Задавайте всем один и тот же вопрос, - сказал наставник. - "Как освободиться от тщеславия?"
- И тот, кто даст ответ, станет нашим учителем?
- Наоборот, - сказал Бешт. - Всякий, кто утверждает, будто знает ответ на этот вопрос, - лжец. Тщеславие приходит вместе с ощущением собственного "я". А разве можно освободиться от себя самого? Думать иначе - вершина тщеславия.
- Но ведь, - заметил один из учеников, - разве мы не созданы по подобию Божиему? Разве мы не отражаем в себе образ Бога? Он не тщеславен, как же можем быть тщеславными мы?
Бешт ответил:
- В псалмах написано: "Господи, Ты облечен славой и величием"(1). Божье "величие" в действительности являяется смирением. Бесконечный Бог облачен в бесконечное смирение. Это правда, что Бог отражается в людях, но, как зеркало перевертывает все, что в нем отражается, так же и божественное нередко перевертывается в человеческом мире. Поэтому если смирение Господа безмерно, то безмерна и людская гордыня.
После того как Баал Шем Тов умер и время скорби по умершему прошло, ученики отправились на поиски его преемника. Они обращались ко многим великим учителям и праведникам, вопрошая, как изгнать тщеславие из сердца. Каждый цадик давал им какой-нибудь мудрый совет. В конце концов они обратились со своим вопросом к ребе Пинхасу из Корца. Цадик грустно покачал головой и сказал:
- Я тоже боюсь тщеславия и не знаю, как от него избавиться.
- Вот наш новый ребе! - воскликнули ученики.
1. Псалом 103:1.
Как понимать, что величие Бога есть на самом деле Смирение? Слово "величие" подразумевает силу и великолепие: величие царя или царицы предполагает их почитание, величие никто и не думает скрывать; величие заката столь неотразимо, что у нас дух захватывает. Может ли быть иным Божье величие?
Да, может. Наш мир отражает Бога подобно зеркалу, а при отражении в зеркале все нередко оказывается перевернутым, как бы перелицованным - слева направо и справа налево. Нам кажется, будто Божье величие над нами, хотя на самом деле все наоборот. В книге Бытия 1:2 сказано, что Бог "носился над водами", - но разве вода не стремится вниз? Бог - не могущественный царь, повелевающий людьми с высот; Он - смиренный проводник, поддерживающий нас снизу.
Когда мы воображаем, что Бог находится наверху, нам кажется, что духовная практика должна быть направлена на то, чтобы при помощи усилия воли взбираться на высочайшие вершины. Но когда мы открываем Бога в нижайших местах, духовная практика превращается просто в подчинение законам гравитации, - она становится непринужденной и естественной. Все, что от нас требуется, - это смирение. Можно ли гордиться тем, что ты катишься по склону горы? Можно ли гордиться тем, что ты сдался? Победы нет, гордиться нечем, - именно на это обращает наше внимание Бешт. Тот, кто утверждает, будто он победил тщеславие, заблуждается; его "я" все еще карабкается вверх по склону в стремлении установить свой флаг на вершине. Но ребе, знающий о своем тщеславии и сознающий, что уберечься от него невозможно, готов смириться с тем, что человеку не суждено сравняться с Богом, - можно лишь сдаться Ему.
- Наоборот, - сказал Бешт. - Всякий, кто утверждает, будто знает ответ на этот вопрос, - лжец. Тщеславие приходит вместе с ощущением собственного "я". А разве можно освободиться от себя самого? Думать иначе - вершина тщеславия.
- Но ведь, - заметил один из учеников, - разве мы не созданы по подобию Божиему? Разве мы не отражаем в себе образ Бога? Он не тщеславен, как же можем быть тщеславными мы?
Бешт ответил:
- В псалмах написано: "Господи, Ты облечен славой и величием"(1). Божье "величие" в действительности являяется смирением. Бесконечный Бог облачен в бесконечное смирение. Это правда, что Бог отражается в людях, но, как зеркало перевертывает все, что в нем отражается, так же и божественное нередко перевертывается в человеческом мире. Поэтому если смирение Господа безмерно, то безмерна и людская гордыня.
После того как Баал Шем Тов умер и время скорби по умершему прошло, ученики отправились на поиски его преемника. Они обращались ко многим великим учителям и праведникам, вопрошая, как изгнать тщеславие из сердца. Каждый цадик давал им какой-нибудь мудрый совет. В конце концов они обратились со своим вопросом к ребе Пинхасу из Корца. Цадик грустно покачал головой и сказал:
- Я тоже боюсь тщеславия и не знаю, как от него избавиться.
- Вот наш новый ребе! - воскликнули ученики.
1. Псалом 103:1.
Как понимать, что величие Бога есть на самом деле Смирение? Слово "величие" подразумевает силу и великолепие: величие царя или царицы предполагает их почитание, величие никто и не думает скрывать; величие заката столь неотразимо, что у нас дух захватывает. Может ли быть иным Божье величие?
Да, может. Наш мир отражает Бога подобно зеркалу, а при отражении в зеркале все нередко оказывается перевернутым, как бы перелицованным - слева направо и справа налево. Нам кажется, будто Божье величие над нами, хотя на самом деле все наоборот. В книге Бытия 1:2 сказано, что Бог "носился над водами", - но разве вода не стремится вниз? Бог - не могущественный царь, повелевающий людьми с высот; Он - смиренный проводник, поддерживающий нас снизу.
Когда мы воображаем, что Бог находится наверху, нам кажется, что духовная практика должна быть направлена на то, чтобы при помощи усилия воли взбираться на высочайшие вершины. Но когда мы открываем Бога в нижайших местах, духовная практика превращается просто в подчинение законам гравитации, - она становится непринужденной и естественной. Все, что от нас требуется, - это смирение. Можно ли гордиться тем, что ты катишься по склону горы? Можно ли гордиться тем, что ты сдался? Победы нет, гордиться нечем, - именно на это обращает наше внимание Бешт. Тот, кто утверждает, будто он победил тщеславие, заблуждается; его "я" все еще карабкается вверх по склону в стремлении установить свой флаг на вершине. Но ребе, знающий о своем тщеславии и сознающий, что уберечься от него невозможно, готов смириться с тем, что человеку не суждено сравняться с Богом, - можно лишь сдаться Ему.
Обсуждения Преемник