Похлебка

Однажды к Дов Беру, Маггиду из Межирича(1), приехал богатый купец. Ребе как раз вкушал скромную трапезу вместе с учениками, и купец присоединился к ним.

- Скажи мне, - спросил Маггид, - вот ты - человек богатый и благочестивый. Чем ты питаешься?
Похлебка
Купцу польстило то, что Маггид упомянул не только его богатство, но и религиозное рвение. Ведь, действительно, он трудился в поте лица своего и в делах коммерции, и на ниве веры.

- Видишь ли, ребе, - заговорил гость, явно довольный собой, - я мог бы позволить себе самые изысканные яства, но боюсь, как бы они не совратили меня с пути праведного. Поэтому и ограничиваюсь пищей беднейших: кусочком хлеба да щепоткой соли.

- Какое кощунственное пренебрежение к Создателю! - воскликнул Маггид. - Он благословил тебя богатством и могуществом, а ты отказываешься от тех радостей, которые им сопутствуют. Это оскорбляет Бога, даровавшего тебе такие блага. Отныне ежедневно вкушай

мясо и пей хорошие вина!
Гость был потрясен. Ученики Маггида тоже пребывали в смятении. Когда купец ушел, они стали просить ребе

объяснить эти слова. Ведь очевидно - купец искренне старался избежать мирских соблазнов, а Маггид упрекнул его именно за это.

- Может, и так, - ответил Дов Бер. - Но вот что я скажу: если этот богач станет вкушать мясо и пить вино, то несомненно поймет, что беднякам нужны по меньшей мере хлеб с солью. Если же сам он будет обходиться хлебом и солью, то скоро придет к выводу, будто бедняку достаточно воды и камней.

1. Ребе Дов Бер из Межирича (1704 [?]-1772) - преемник Бешта. Переосмыслил опыт хасидов в виде законченной теологической доктрины, основанной на учении каббалистов. Прозванный Маг-гидом (Проповедником), Дов Бер обращался главным образом к узкому кругу хасидов, затрагивая вопросы, недоступные пониманию среднего человека. Основой теологии Дов Бера является представление о том, что Бог - единственная реальность и что все вещи суть проявления Бога во времени.

Какая добродетель лежит в основе глубочайшей веры? Самоуничижение? Смирение? Доскональное исполнение ритуалов своей религии? Для Дов Бера эта добродетель - щедрость. Богатый и набожный купец воспринимал свое богатство как искушение, испытание воли. Он мог наслаждаться богатством, но не делал этого, ибо боялся выказать недостаток благочестивого смирения. Потому жил по-нищенски, чем и гордился. Этот купец совершил целый ряд ошибок. Во-первых, не пользовался дарами, которые получал от жизни, и значит, вел себя неблагодарно. Во-вторых, не делился богатством с другими, и значит, проявлял скупость. В-третьих, не понимал истинную природу человеческого служения Богу: делать добро другим. И значит, не мог возлюбить ближнего как самого себя. Или мог? Наверное, он все-таки любил ближнего как самого себя. Но проблема заключалась в том, что себя-то как раз он любил недостаточно. Ребе Дов Бер хотел, чтобы этот человек полюбил себя - тогда он смог бы полюбить Бога и ближнего. Ты здесь для того, чтобы служить Богу, поступая по-божески по отношению к тем, кто тебя окружает, и в конечном счете по отношению к самой жизни. Дарами Творца делись с другими.

Тот, кто по-настоящему любит Бога, любит жизнь и все живое. Принимай дары, приносимые жизнью, радуйся им и используй их наилучшим образом. Тогда обнаружишь в себе щедрость духа, которая раскроет сердце твое и твои ладони, чтобы поделился ты дарами с миром.
×

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты