Начну с того, что я технику не люблю с детства. В любом её виде. Собирать фигуры из детского конструктора мне было неинтересно. Вот сочинять, бегать, смотреть спортивные передачи по телевизору да, а мастерить своими руками нет. Позже, в юношестве, меня никак не интересовали мопеды. Если велосипед у меня был непродолжительное время, то аппараты на бензиновом двигателе меня оставляли равнодушным. Непродолжительно время потому, что я свалился в речку на велосипеде. Задумался, и вовремя не затормозил. А поскольку в этом месте был разобран мост, то я свалился в речку с небольшой высоты, достаточной для того, чтобы рама изогнулась в дугу. Больше велосипедов мне не покупали.
Местные парни предлагали мне прокатиться на мопеде, чтобы я ощутил прилив адреналина, но это было именно то, чего мне испытывать совсем не хотелось. Я плохо переношу как большую скорость, так и большую высоту. В конце концом с предложениями прокатиться от меня отстали.
Другое дело автомобиль. В нашей семье обладателем автомобиля был мой дядя, мамин старший брат. Купил он его в тысяча девятьсот семьдесят втором году. Это была, как говорят в народе, «копейка», первая модель ВАЗа, вышедшая годом ранее с конвейера. Для того времени это было весьма престижно. Собственно говоря, я сколько помню себя, столько помнил и эту машину. И для меня она была не транспортным средством, а семейной реликвией. Поэтому, когда дядя умер, и машина досталась нам в наследство, получить водительские права я был просто обязан.
В автошколу ходил я не один, а со своим приятелем по институту. Он сам выбрал школу, и отнёс туда наши документы. И даже заплатил за медосмотр. Дело в том, что я оказывал приятелю разные мелкие услуги, за которые он таким образом и расплачивался. Например, писал стихи, которыми он покорял сердце своей любимой женщине. Мне это не стоило никакого труда, а им обоим было очень приятно.
Учился водить машину я на пятой модели ВАЗа. Для меня это было важно, так как, если бы я научился водить машину другой модели, то не факт, что я быстро бы разобрался с «копейкой». Мой инструктор оказался забывчивым парнем, часто во время работы мотался домой за вещами. Поэтому я уже на четвёртом занятии перешёл на четвёртую скорость. Мало того, он меня ещё и заставил перестроиться в крайний левый ряд. Когда машина разогналась до восьмидесяти километров в час, у меня чуть сердце из груди не выскочило. При этом сзади иномарка громко сигналила и мигала фарами.
- Не обращай внимания на него, - махнул рукой инструктор Серёга – это он ко мне на самом деле обращается.
- А что он хочет? – недоумевал я.
- Или скорость прибавить, или полосу уступить – Серёга не спеша прикурил сигарету.
- Куда больше прибавлять? Ведь по городу можно только до шестидесяти, а мы восемьдесят держим? – не понимал я сути происходившего.
- У, как всё сильно запущено – Серёга выпустил струю дыма в потолок, - ничего, я тебя научу, как правильно по городу гонять.
И научил. Как правильно парковаться, как сдавать задним ходом, как правильно трогаться с места на экзамене, и другим мелким хитростям вождения в городской черте. Одного только Серёга не смог предусмотреть – в какую погоду мы будем сдавать экзамен в автошколе.
В тот день на город обрушился проливной ливень. Находясь в машине, у меня возникло ощущение, что я нахожусь в подводной лодке. Видимость упала до двух метров, и то на тот момент, пока дворники очищали лобовое стекло. И это в середине дня. А поскольку на одной машине училось водить несколько желающих получить права, то было принято решение, что сначала сдадут все парни, а потом все девушки.
Я сдавал последним из парней. С моим почти двухметровым ростом приходилось отодвигать водительское сидение назад до упора. При этом я всё равно не мог поставить ноги на педали прямо, только под углом. Но во время экзамена за водительским креслом находились люди. И я не смог сесть за руль нормально. Пришлось двум проверяющим покинуть машину в момент моей сдачи экзамена. Так что вымокли они знатно. Одним из них был Серёга. Во-вторых, когда я медленно, но верно, без ошибок, выполнил все требования проверяющих, и освободил место водителя, выяснилось, что его заклинило. Бедный Серёга, стоя на коленях в луже, с помощью силы рук и мата всё-таки поставил сидение на место.
- Всё, Андрюха, решено, - зло выкрикнул он мне сквозь завесу дождя, - в ГАИ будешь сдавать самым последним.
Возможно, он и не был таким злым, как мне показалось в тот момент, однако в ГАИ я действительно сдавал самым последним. Причём теорию я сдал самым первым. Как сейчас помню, из семидесяти одного билета я знал ответы полностью на пятьдесят восемь. Так что шансы сдать сразу были велики, чем я и воспользовался. Было это около девяти утра. А вот вождения я сдавал около четырёх часов дня. Всё это время мы ездили за машинами, на которых проходила сдача экзамена. К двум часам дня у меня распухла голова и стало темнеть в глазах. Дело в том, что я приехал на экзамен совершенно голодным и не выспавшимся. Вдобавок стоял душный летний месяц июнь. Короче говоря, вождение с первого раза я не сдал. Мне было так плохо, что не было сил расстраиваться. Сильно расстроился мой институтский приятель. Он завал вождение в ГАИ дважды, причём машина у него уже была куплена.
Через месяц я сдал экзамены в ГАИ на другой машине. Инструктор мне сам посоветовал на ней сдавать, так как было на ней одно преимущество, а именно сломанная педаль сцепления. Сломалась она крайне удачно, так как её можно было бросить сразу после того, как переключалась скорость, а не плавно, как нас учили в автошколе. Именно на переключении скоростей я и погорел на первой сдаче. Не смог плавно перейти с третьей скорости на вторую. Здесь всё прошло на ура, и я стал обладателем водительского удостоверения.
Не знаю, как учили в других автошколах, но нас обучали правилам движения и управления транспортным средством. Внутреннее устройство автомобиля один раз показали мельком на картинках. И всё. Так что случись какая-нибудь поломка, я понятия не имел, что и где произошло. Кроме прокола колеса. Однажды во время практики вождения у нас лопнуло колесо, и Серёга показал мне как его меняют. Это было всё, на что я был способен, когда получил права. И с таким багажом знаний я со своим товарищем по работе поехал на дядиной машине из Питера в Москву за товаром.
Точнее, нам надо было затовариться в Зеленограде. Но до Москвы нам всё равно пришлось добираться, так как родственники, у которых мы должны были остановиться, живут в Долгопрудном. Мой двоюродный дядя, его жена и моя троюродная сестра. Мама записала мне адрес, время прибытия мы обговорили заранее по телефону, так что нас ждали. Оставалось приехать вовремя и по дороге не попасть в неприятную ситуацию.
Выезжали мы в восемь часов утра. Юра, так звали моего товарища по работе, просил меня сильно не разгоняться.
- Больше восьмидесяти километров скорость не увеличивай, у тебя же опыта нет никакого, - наставлял он меня перед поездкой.
Я не возражал. Понятное дело, что, не имея опыта вождения, нечего лихачить. Но в глубине души я понимал и другое. Нам надо было добраться до места около десяти часов вечера. И с предложенной Юрой скоростью мы никак не успевали к этому времени. Потому что нам предстояло по пути несколько раз останавливаться. Необходимо было заправиться и поесть. К тому же дорога шла через населённый пункты, в которых помимо ограничения скорости есть ещё и светофоры. Мобильных телефонов ещё не было, дело происходило в прошлом веке. Так что связаться с родственниками можно было только из дома. Поэтому я и предполагал, что чем ближе мы будем подъезжать к Москве, тем больше будет скорость.
Выехали мы в воскресенье, чтобы в понедельник прибыть в Зеленоград. Оказалось, что машин на дороге много. Меня это сильно расстроило, так как я люблю исключительно пустые дороги. Но выбора не было.
С предложенной Юрием скоростью мы добрались до Тосно. Объездная дорога не была ещё готова в то время, поэтому пришлось проехать весь город. Юра посмотрел на часы и разрешил мне разогнаться до девяносто километров в час.
- А то что-то слишком долго мы добирались до Тосно. Я думал, что будем здесь значительно раньше.
В Новгородской области машин стало меньше, как и полос движения. С четырёх до трёх. Одновременно с констатацией этого факта пошёл дождь. Не сильный, но очень плотный. Видимость резко упала, и Юра забеспокоился.
- Может, ты всё-таки сбросишь скорость, а то я что-то волнуюсь.
Но я не сбросил. Мы проехали только четверть пути, а меня наше путешествие уже стало раздражать. Во-первых, нельзя было насладиться местными пейзажами из-за плотной дождевой пелены. Во-вторых, нас постоянно обгоняли, и забрызгивали лобовое стекло грязью. Дворники работали исправно, но сам процесс попадания грязи вызывал у меня отвращение. В-третьих, мне самому хотелось обгонять, но из-за плохой видимости я не решался это делать. Поэтому продолжал ругаться матом и держать скорость на отметке спидометра девяносто.
Дождь закончился, как только мы покинули Новгородскую область. Дорожное полотно Тверской области выгодно отличалось от Новгородской. Оно было ровной, без ям и заплаток. Где-то на её территории мы и сделали первую техническую остановку. Освободили организм от нехороших излишеств, заправили машину бензином и перекусили. Юра с аппетитом съел половину того, что положила ему в дорогу его девушка, а я только съел пару бутербродов. Когда я занят каким-то важным делом, то мне есть совсем не хочется. Зато потом могу съесть раза в два больше.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № L108-22201.
Обсуждения По дороге на Москву часть первая