Ребе Екиль Меир из Гостинина поехал как-то в канун святой недели Шавуос(1) к своему ребе-наставнику Мена-хему Мендлю из Коцка. По возвращении Меира тесть спросил у него:
- И что же ты узнал за время своего пребывания в Коцке?
- И что же ты узнал за время своего пребывания в Коцке?
- Был Шавуос, - ответил ребе Екиль, - и мы изучали Десять Заповедей(2) .
- Какое совпадение! - иронически заметил тесть. - У нас здесь тоже, представляешь, был Шавуос, и мы тоже изучали Десять Заповедей. Или, может, в Коцке другие Заповеди, и ты отправился в такую даль, чтобы познакомиться с ними?
- А ведь и вправду! - воскликнул Екиль Меир. - Коцкие Заповеди отличаются от здешних.
- Как это? - недоверчиво спросил тесть.
- Что, например, вы узнали из заповеди "Не укради"?
- То, чему она и учит, - продолжал недоумевать тесть: - не забирай у другого то, что не твое.
- В этом-то и разница. В Коцке я узнал, что нельзя воровать не только у других, но и у себя самого.
1. Шавуос (ИЛИ Шавуот, "недели") - праздник, название которого происходит от повеления Торы отсчитывать семь недель от пасхального урожая ячменя до второго урожая. В историческом аспекте Шавуос представляет собой годовщину откровения Десяти Заповедей на горе Синай. Мистики готовились к празднику посредством особого ритуала - Тиккун Лейл Шавуос (исправление в канун Шавуос) - всенощного чтения священных текстов, призванных настроить сознание каббалиста на личное переживание откровения ко времени утренней зари.
2. Десять Заповедей (Асерет ха-Диброт- "Десять повелений") - заповеди, данные Господом на горе Синай семь недель спустя после исхода евреев из Египта. Десять заповедей упоминаются в Торе дважды: впервые в книге Исход 20:1-14, а затем, с небольшими отличиями, в книге Второзаконие 5:6-18. Моисей велел евреям повторять эти заповеди дважды в день (Второзаконие 6:6-7), и они читали их утром и вечером. Впоследствии раввины заменили этот ритуал двукратным чтением Шма: "Слушай, Израиль, Господь - Бог наш, Господь наш Един". Однако адепты некоторых сектантских ответвлений иудаизма продолжают настаивать, что Бог явил народу только лишь Десять Заповедей и потому они выше всех последующих нововведений и других законов Торы.
Что человек ворует у себя самого? То, что ему наиболее желанно. А каким образом он это у себя ворует? В слепом желании заполучить. Например, ты жаждешь уверенности в чем бы то ни было, и для того ищешь Истину с большой буквы. Но чем ближе ты к ней, тем яснее: абсолютно ни в чем нельзя быть уверенным. Само вожделение получить чаемое стоит преградой на пути к нему.
То, чего ты так жаждешь, самолично взять невозможно - можно лишь получить. И не воображай, что путь к нему - восхождение на заоблачную вершину. Напротив, нужно стоять у подножья горы и ждать, когда чаемое само скатится вниз. "Победитель" в жизни - не тот, кто одолевает вершины, но тот, кто умеет ждать у подножия.
- Какое совпадение! - иронически заметил тесть. - У нас здесь тоже, представляешь, был Шавуос, и мы тоже изучали Десять Заповедей. Или, может, в Коцке другие Заповеди, и ты отправился в такую даль, чтобы познакомиться с ними?
- А ведь и вправду! - воскликнул Екиль Меир. - Коцкие Заповеди отличаются от здешних.
- Как это? - недоверчиво спросил тесть.
- Что, например, вы узнали из заповеди "Не укради"?
- То, чему она и учит, - продолжал недоумевать тесть: - не забирай у другого то, что не твое.
- В этом-то и разница. В Коцке я узнал, что нельзя воровать не только у других, но и у себя самого.
1. Шавуос (ИЛИ Шавуот, "недели") - праздник, название которого происходит от повеления Торы отсчитывать семь недель от пасхального урожая ячменя до второго урожая. В историческом аспекте Шавуос представляет собой годовщину откровения Десяти Заповедей на горе Синай. Мистики готовились к празднику посредством особого ритуала - Тиккун Лейл Шавуос (исправление в канун Шавуос) - всенощного чтения священных текстов, призванных настроить сознание каббалиста на личное переживание откровения ко времени утренней зари.
2. Десять Заповедей (Асерет ха-Диброт- "Десять повелений") - заповеди, данные Господом на горе Синай семь недель спустя после исхода евреев из Египта. Десять заповедей упоминаются в Торе дважды: впервые в книге Исход 20:1-14, а затем, с небольшими отличиями, в книге Второзаконие 5:6-18. Моисей велел евреям повторять эти заповеди дважды в день (Второзаконие 6:6-7), и они читали их утром и вечером. Впоследствии раввины заменили этот ритуал двукратным чтением Шма: "Слушай, Израиль, Господь - Бог наш, Господь наш Един". Однако адепты некоторых сектантских ответвлений иудаизма продолжают настаивать, что Бог явил народу только лишь Десять Заповедей и потому они выше всех последующих нововведений и других законов Торы.
Что человек ворует у себя самого? То, что ему наиболее желанно. А каким образом он это у себя ворует? В слепом желании заполучить. Например, ты жаждешь уверенности в чем бы то ни было, и для того ищешь Истину с большой буквы. Но чем ближе ты к ней, тем яснее: абсолютно ни в чем нельзя быть уверенным. Само вожделение получить чаемое стоит преградой на пути к нему.
То, чего ты так жаждешь, самолично взять невозможно - можно лишь получить. И не воображай, что путь к нему - восхождение на заоблачную вершину. Напротив, нужно стоять у подножья горы и ждать, когда чаемое само скатится вниз. "Победитель" в жизни - не тот, кто одолевает вершины, но тот, кто умеет ждать у подножия.
Обсуждения Ограбление