Обряд
Один человек, собираясь совершать полное омовение в Акшехирском озере,
спросил у находившегося там ходжи: "В какую сторону повернуться мне во
время омовения?" - "Где твоя одежда, в ту сторону и обернись", - сказал
ему ходжа.
Минарет
Пришел ходжа с товарищем в Конью для учебы; товарищ, увидев минареты
(а до того он их никогда не видел), в удивлении спросил: "Как это их
делают?" - "А ты и не знаешь? Эх, ты! - заметил ходжа. - Очень просто:
выворачивают наружу внутренность колодцев".
Гостеприимство
Однажды ходжа, будучи софтой, отправился в деревню для сборов. Во
время проповеди в мечети зашла речь об Иисусе - да будет над ним мир!
- и ходжа заметил, что он находится на четвертом небе. Когда он выходил
из мечети, к нему подошла старушка и сказала: "В твоей проповеди меня
очень заинтересовало одно место. Ты сказал, что Иисус - да будет над
ним мир! - находится на четвертом небе. Голубчик мой! что же он там
кушает и что пьет?" Ходжа рассердился и закричал: "Ах ты, дерзкая!
Вот уж месяц, как я в вашей деревне, ты бы лучше спросила, что кушает
и что пьет бедняжка ходжа. А ты вздумала спрашивать меня о великом
угоднике, залитом сиянием милостей на предвечном пиршестве на четвертом
небе".
Гнев
Вздумал ходжа заняться торговлей солеными овощами. Накупил он все, что
нужно для этого, и даже осла. Когда они подходили к домам, где у них
брали соленья, или попадали на бойкие улицы, осел, не давая ходже
выговорить слово: "Соленья", - начинал по привычке реветь по-ослиному,
и у ходжи слова застревали в горле. Вот только ходжа собрался на
бойком месте громко закричать: "Соленья, соленья!" - осел опять
упредил его и заревел. Ходжа рассердился и сказал: "Послушай, товарищ,
ты будешь продавать соленья или я?"
Диспут
Когда Тимурленг был в Акшехире, пришел в город дехри (философ-материалист)
и объявил: "Я хочу предложить вопросы. Если есть у вас искусные ученые,
давайте устроим состязание". Тимурленг собрал именитых граждан города
и сказал: "К нам пришел со стороны ученый и хочет состязаться с вами
в науках естественных и материалистических. Он странствует, ходит по
всему свету. И если вы не выставите против него человека, ум которого
постиг различные науки, он повсюду расславит, что в Руме ученый люд
иссяк и исчез, а это поведет к умалению нашего достоинства среди
государств и народов".
Старейшины города устроили совещание и сперва хотели было с сожалением
признаться, что, действительно, у них ученых нет, но потом подумали:
"Нет, так не годится, нужно найти выход из положения и спровадить
эту погань". Они решили вызвать ученых из Коньи, Кайсери, но кто-то
заметил: "Звать ученых со стороны, - на это потребуется много времени,
и этим мы только обнаружим собственное ничтожество, да это и унизит
нас среди жителей нашего города. Говорят ведь: "Умный совет идет от
дураков". Давайте узнаем, как смотрит на это наш ученый ходжа. Может
быть, он что-нибудь придумает, и мы сплавим этого чужака, который
нашего языка не знает".
Все нашли это предложение удачным и, позвав ходжу, рассказали ему, в
чем дело. "Ладно, - заметил ходжа, - вы предоставьте это мне. Если я
утихомирю его метким ответом, - ну великолепно; а нет, так вы скажете:
"Это - человек тронувшийся, дувана, и сам залез сюда на собрание". И
вы выставите против него другого, ученого человека. Только, если будет
мне удача, - от всех вас я желаю подарочек. Благоволение государя в
счет нейдет". - "Голубчик ходжа, - закричали старейшины, - ты только
не посрами нас, а уж там, что пожелаешь - все для тебя сделаем".
В назначенный день на площади города были разбиты палатки, и эмир
Тимурленг со свитой, все одетые в золото, разукрашенные, величавые,
предстали в военных доспехах и оружии. Потом явился и дехри,
растрепанный весь, чудной, и уселся около Тимурленга. Когда все
собравшиеся расселись, стали поджидать ходжу. Вот, каконец, пришел и
ходжа с громадным сарыком на голове; на нем надет был биниш с широкими
рукавами; позади шли Хаммад и другие его ученики. Ходжу посадили по
правую руку государя.
Выпили шербет, и, когда передохнули, выступил вперед дехри и
торжественно очертил круг, потом, как бы требуя от ходжи ответа,
взглянул ему в лицо. Ходжа поднялся и, проведя как раз по середине
круга черту, разделил таким образом круг на две части и тоже посмотрел
на дехри. Потом провел еще черту, перпендикулярно к первой, и разделил
круг на четыре равные части. Делая знак рукой, он три раза как бы
тянул к себе, а одну часть как бы отталкивал в сторону дехри и опять
посмотрел на него. Дехри знаком одобрил решение ходжи, давая понять,
что он знает эту задачу. Потом дехри сложил руку в виде распустившегося
тюльпана и несколько раз поднял пальцы кверху. А ходжа сделал наоборот
и, держа ладонь книзу, опустил пальцы; дехри опять согласился. Наконец
дехри указал на себя и, изображая пальцами, как будто это ходит зверь
по земле, провел себе по животу, как будто оттуда что-то выходит.
А ходжа достал из кармана яйцо и, показав его, начал махать руками,
изображая, что он летит. Дехри одобрительно закивал. Он встал и,
склонив почтительно перед ходжой голову, поцеловал ему руку и
поздравил государя и вельможей города, что среди них находится
такое "чудо времени".
Присутствовавшие на собрании были очень обрадованы исходом и со своей
стороны тоже поздравили ходжу, избавившего их от срама. Все начали
подносить ему в подарок деньги, заранее приготовленные на всякий
случай, а кто пообещал дать после; Тимурленг тоже осыпал ходжу
драгоценными дарами.
Когда все разошлись, падишах, приближенные и вельможи города отозвали
дехри в сторону и через переводчика сказали ему: "Из ваших знаков мы
ничего не поняли. Что вы говорили ходже, и что он такое вам ответил,
что вы признали это соответствующим истине?" Дехри объяснил: "Между
учеными греческими и учеными еврейскими существует разногласие о
сотворении мира. Так как мнение мусульманских ученых об этом мне
не известно, я очень хотел узнать истину. Я поэтому изобразил
шаровидность земли. Ходжа мало того, что подтвердил это, - он еще
линиями, проведенными им, разделил землю на северное полушарие и на
южное полушарие. Потом он провел еще линию, перпендикулярно к первой,
и три части потянул в свою сторону, а четвертую - ко мне, - он хотел
сказать, что три части земного шара - вода, а одна четверть - суша:
так он объяснил "семь климатов" земли. Потом, чтобы обследовать тайны
создания и творения, я поднял пальцы кверху, указывая на растения,
деревья, источники, рудники. А ходжа, наоборот, опустил пальцы книзу и
тем, согласно последним изысканиям ученых, правильно объяснил мне, что
все это - благодаря дождям, изливающимся с неба от действия солнечного
света и прочих высших небесных тел, и что так рождаются и произрастают
на земле творения. Тогда, показывая на себя, я говорил, что творения,
возникающие на земле, размножаются путем дифференциации частей; при
этом я, по-видимому, о значительной части одушевленных предметов
выразился неясно. А ходжа достал из кармана яйцо и, делая рукой
движения, как будто он летит, намекнул на летающих тварей. Таким
образом, кратко, но вразумительно он высказался о создании мира и о
многочисленности человеческого рода. Из этого я понял, что ваш ученый
действительно гений, обладающий знанием наук небесных и земных, или,
иными словами, наук осязаемых и реальных. И вы можете гордиться, вы,
его земляки и соотечественники, таким ученым знатоком естественных
наук".
Проводив дехри с почестями и подарками, все окружили теперь ходжу и
стали расспрашивать также его. Ходжа сказал: "Ну что там говорить!
Это человек больной, жадный, голодный, как собака. Вы-то наговорили
мне про него, что он - ученый, и только напрасно взволновали меня. Я
пришел; как вы видели, он очертил рукой круг, - он подумал: "Ах, вот
если бы был поднос с пирожками!" Я сперва разделил поднос надвое,
по-братски; смотрю, а он и в ус не дует. Тогда я разделил на четыре
части: три части взял себе, а одну часть дал ему. Бедняжка согласился
и закивал головой, как бы говоря: "Мне и этого довольно", - хотя, на
самом деле, он хотел больше. Потом он сказал: "Вот если бы изготовили
плов, мы бы покушали!" А я прибавил: "Да, но нужно сверху посыпать
сольцы, положить перцу, фисташек, изюму и так далее". Так мы разрешили
и этот вопрос. Потом он показал себе на живот, а рукой показал, что он
пришел издалека и давно уже не кушал ничего вкусного. А я сказал ему,
что я еще более проголодался, чем он: от пустоты в желудке я так
потерял в весе, что могу летать, как перышко. Встал я утром, и жена
всего-то и дала мне яичко. А тут вы пришли за мной, и я не успел
съесть даже яйцо и положил его про запас в карман. Вот и все".
Присутствующие, вспоминая изречение: "Что я спросил у тебя? А ты что
понял? Удивительная история!" - изумились тому, как, несмотря на
разность восприятия, вопросы и ответы удовлетворили обе стороны.
Как ходжа уличил жену в обмане
Купил ходжа утром три оки мяса и, занеся домой, пошел по своим делам.
А жена позвала приятельниц и устроила им великолепное угощенье.
Когда вернулся ходжа, ему она подала плов из булгура - на воде. Ходжа
сказал: "Если у тебя не было, положим, времени, чтобы приготовить
мясное блюдо, неужели ты не могла бросить в булгур несколько жирных
кусков для придания вкуса?" На это жена ответила: "Хотела, да тут
вышла история. Когда я была занята мясом, выскочила откуда-то твоя
любимая полосатая кошка и все мясо съела. Я пришла, смотрю - она
облизывается". Ходжа побежал и принес весы. Он вытащил из-под мангала
кошку и взвесил ее; вышло ровно три ока. Тогда он сказал жене: "Ах ты
бесстыжая! Если это - мясо, куда же делась кошка? А если кошка, - где
мясо?"
Голос
Ходжа бежал изо всех сил, выкрикивая эзан. Когда у него спросили, зачем
он так делает, он отвечал: "Хочу узнать, как далеко разносится мой голос".
Обман
Ходжу обманули и подсунули ему безобразную невесту. Когда утром ходжа
оделся и собирался выйти на улицу, жена, жеманничая, сказала: "Эфенди,
кому из твоих родственников могу я показаться?" Ходжа заметил: "Только
мне не показывайся, а там кому хочешь".
Один человек, собираясь совершать полное омовение в Акшехирском озере,
спросил у находившегося там ходжи: "В какую сторону повернуться мне во
время омовения?" - "Где твоя одежда, в ту сторону и обернись", - сказал
ему ходжа.
Минарет
Пришел ходжа с товарищем в Конью для учебы; товарищ, увидев минареты
(а до того он их никогда не видел), в удивлении спросил: "Как это их
делают?" - "А ты и не знаешь? Эх, ты! - заметил ходжа. - Очень просто:
выворачивают наружу внутренность колодцев".
Гостеприимство
Однажды ходжа, будучи софтой, отправился в деревню для сборов. Во
время проповеди в мечети зашла речь об Иисусе - да будет над ним мир!
- и ходжа заметил, что он находится на четвертом небе. Когда он выходил
из мечети, к нему подошла старушка и сказала: "В твоей проповеди меня
очень заинтересовало одно место. Ты сказал, что Иисус - да будет над
ним мир! - находится на четвертом небе. Голубчик мой! что же он там
кушает и что пьет?" Ходжа рассердился и закричал: "Ах ты, дерзкая!
Вот уж месяц, как я в вашей деревне, ты бы лучше спросила, что кушает
и что пьет бедняжка ходжа. А ты вздумала спрашивать меня о великом
угоднике, залитом сиянием милостей на предвечном пиршестве на четвертом
небе".
Гнев
Вздумал ходжа заняться торговлей солеными овощами. Накупил он все, что
нужно для этого, и даже осла. Когда они подходили к домам, где у них
брали соленья, или попадали на бойкие улицы, осел, не давая ходже
выговорить слово: "Соленья", - начинал по привычке реветь по-ослиному,
и у ходжи слова застревали в горле. Вот только ходжа собрался на
бойком месте громко закричать: "Соленья, соленья!" - осел опять
упредил его и заревел. Ходжа рассердился и сказал: "Послушай, товарищ,
ты будешь продавать соленья или я?"
Диспут
Когда Тимурленг был в Акшехире, пришел в город дехри (философ-материалист)
и объявил: "Я хочу предложить вопросы. Если есть у вас искусные ученые,
давайте устроим состязание". Тимурленг собрал именитых граждан города
и сказал: "К нам пришел со стороны ученый и хочет состязаться с вами
в науках естественных и материалистических. Он странствует, ходит по
всему свету. И если вы не выставите против него человека, ум которого
постиг различные науки, он повсюду расславит, что в Руме ученый люд
иссяк и исчез, а это поведет к умалению нашего достоинства среди
государств и народов".
Старейшины города устроили совещание и сперва хотели было с сожалением
признаться, что, действительно, у них ученых нет, но потом подумали:
"Нет, так не годится, нужно найти выход из положения и спровадить
эту погань". Они решили вызвать ученых из Коньи, Кайсери, но кто-то
заметил: "Звать ученых со стороны, - на это потребуется много времени,
и этим мы только обнаружим собственное ничтожество, да это и унизит
нас среди жителей нашего города. Говорят ведь: "Умный совет идет от
дураков". Давайте узнаем, как смотрит на это наш ученый ходжа. Может
быть, он что-нибудь придумает, и мы сплавим этого чужака, который
нашего языка не знает".
Все нашли это предложение удачным и, позвав ходжу, рассказали ему, в
чем дело. "Ладно, - заметил ходжа, - вы предоставьте это мне. Если я
утихомирю его метким ответом, - ну великолепно; а нет, так вы скажете:
"Это - человек тронувшийся, дувана, и сам залез сюда на собрание". И
вы выставите против него другого, ученого человека. Только, если будет
мне удача, - от всех вас я желаю подарочек. Благоволение государя в
счет нейдет". - "Голубчик ходжа, - закричали старейшины, - ты только
не посрами нас, а уж там, что пожелаешь - все для тебя сделаем".
В назначенный день на площади города были разбиты палатки, и эмир
Тимурленг со свитой, все одетые в золото, разукрашенные, величавые,
предстали в военных доспехах и оружии. Потом явился и дехри,
растрепанный весь, чудной, и уселся около Тимурленга. Когда все
собравшиеся расселись, стали поджидать ходжу. Вот, каконец, пришел и
ходжа с громадным сарыком на голове; на нем надет был биниш с широкими
рукавами; позади шли Хаммад и другие его ученики. Ходжу посадили по
правую руку государя.
Выпили шербет, и, когда передохнули, выступил вперед дехри и
торжественно очертил круг, потом, как бы требуя от ходжи ответа,
взглянул ему в лицо. Ходжа поднялся и, проведя как раз по середине
круга черту, разделил таким образом круг на две части и тоже посмотрел
на дехри. Потом провел еще черту, перпендикулярно к первой, и разделил
круг на четыре равные части. Делая знак рукой, он три раза как бы
тянул к себе, а одну часть как бы отталкивал в сторону дехри и опять
посмотрел на него. Дехри знаком одобрил решение ходжи, давая понять,
что он знает эту задачу. Потом дехри сложил руку в виде распустившегося
тюльпана и несколько раз поднял пальцы кверху. А ходжа сделал наоборот
и, держа ладонь книзу, опустил пальцы; дехри опять согласился. Наконец
дехри указал на себя и, изображая пальцами, как будто это ходит зверь
по земле, провел себе по животу, как будто оттуда что-то выходит.
А ходжа достал из кармана яйцо и, показав его, начал махать руками,
изображая, что он летит. Дехри одобрительно закивал. Он встал и,
склонив почтительно перед ходжой голову, поцеловал ему руку и
поздравил государя и вельможей города, что среди них находится
такое "чудо времени".
Присутствовавшие на собрании были очень обрадованы исходом и со своей
стороны тоже поздравили ходжу, избавившего их от срама. Все начали
подносить ему в подарок деньги, заранее приготовленные на всякий
случай, а кто пообещал дать после; Тимурленг тоже осыпал ходжу
драгоценными дарами.
Когда все разошлись, падишах, приближенные и вельможи города отозвали
дехри в сторону и через переводчика сказали ему: "Из ваших знаков мы
ничего не поняли. Что вы говорили ходже, и что он такое вам ответил,
что вы признали это соответствующим истине?" Дехри объяснил: "Между
учеными греческими и учеными еврейскими существует разногласие о
сотворении мира. Так как мнение мусульманских ученых об этом мне
не известно, я очень хотел узнать истину. Я поэтому изобразил
шаровидность земли. Ходжа мало того, что подтвердил это, - он еще
линиями, проведенными им, разделил землю на северное полушарие и на
южное полушарие. Потом он провел еще линию, перпендикулярно к первой,
и три части потянул в свою сторону, а четвертую - ко мне, - он хотел
сказать, что три части земного шара - вода, а одна четверть - суша:
так он объяснил "семь климатов" земли. Потом, чтобы обследовать тайны
создания и творения, я поднял пальцы кверху, указывая на растения,
деревья, источники, рудники. А ходжа, наоборот, опустил пальцы книзу и
тем, согласно последним изысканиям ученых, правильно объяснил мне, что
все это - благодаря дождям, изливающимся с неба от действия солнечного
света и прочих высших небесных тел, и что так рождаются и произрастают
на земле творения. Тогда, показывая на себя, я говорил, что творения,
возникающие на земле, размножаются путем дифференциации частей; при
этом я, по-видимому, о значительной части одушевленных предметов
выразился неясно. А ходжа достал из кармана яйцо и, делая рукой
движения, как будто он летит, намекнул на летающих тварей. Таким
образом, кратко, но вразумительно он высказался о создании мира и о
многочисленности человеческого рода. Из этого я понял, что ваш ученый
действительно гений, обладающий знанием наук небесных и земных, или,
иными словами, наук осязаемых и реальных. И вы можете гордиться, вы,
его земляки и соотечественники, таким ученым знатоком естественных
наук".
Проводив дехри с почестями и подарками, все окружили теперь ходжу и
стали расспрашивать также его. Ходжа сказал: "Ну что там говорить!
Это человек больной, жадный, голодный, как собака. Вы-то наговорили
мне про него, что он - ученый, и только напрасно взволновали меня. Я
пришел; как вы видели, он очертил рукой круг, - он подумал: "Ах, вот
если бы был поднос с пирожками!" Я сперва разделил поднос надвое,
по-братски; смотрю, а он и в ус не дует. Тогда я разделил на четыре
части: три части взял себе, а одну часть дал ему. Бедняжка согласился
и закивал головой, как бы говоря: "Мне и этого довольно", - хотя, на
самом деле, он хотел больше. Потом он сказал: "Вот если бы изготовили
плов, мы бы покушали!" А я прибавил: "Да, но нужно сверху посыпать
сольцы, положить перцу, фисташек, изюму и так далее". Так мы разрешили
и этот вопрос. Потом он показал себе на живот, а рукой показал, что он
пришел издалека и давно уже не кушал ничего вкусного. А я сказал ему,
что я еще более проголодался, чем он: от пустоты в желудке я так
потерял в весе, что могу летать, как перышко. Встал я утром, и жена
всего-то и дала мне яичко. А тут вы пришли за мной, и я не успел
съесть даже яйцо и положил его про запас в карман. Вот и все".
Присутствующие, вспоминая изречение: "Что я спросил у тебя? А ты что
понял? Удивительная история!" - изумились тому, как, несмотря на
разность восприятия, вопросы и ответы удовлетворили обе стороны.
Как ходжа уличил жену в обмане
Купил ходжа утром три оки мяса и, занеся домой, пошел по своим делам.
А жена позвала приятельниц и устроила им великолепное угощенье.
Когда вернулся ходжа, ему она подала плов из булгура - на воде. Ходжа
сказал: "Если у тебя не было, положим, времени, чтобы приготовить
мясное блюдо, неужели ты не могла бросить в булгур несколько жирных
кусков для придания вкуса?" На это жена ответила: "Хотела, да тут
вышла история. Когда я была занята мясом, выскочила откуда-то твоя
любимая полосатая кошка и все мясо съела. Я пришла, смотрю - она
облизывается". Ходжа побежал и принес весы. Он вытащил из-под мангала
кошку и взвесил ее; вышло ровно три ока. Тогда он сказал жене: "Ах ты
бесстыжая! Если это - мясо, куда же делась кошка? А если кошка, - где
мясо?"
Голос
Ходжа бежал изо всех сил, выкрикивая эзан. Когда у него спросили, зачем
он так делает, он отвечал: "Хочу узнать, как далеко разносится мой голос".
Обман
Ходжу обманули и подсунули ему безобразную невесту. Когда утром ходжа
оделся и собирался выйти на улицу, жена, жеманничая, сказала: "Эфенди,
кому из твоих родственников могу я показаться?" Ходжа заметил: "Только
мне не показывайся, а там кому хочешь".
Обсуждения Обряд