Сумасшедший ритм жизни сделал нас заложниками невероятных высот и достижений. Недолгий век мига жизни ничтожно мал, а мы в спешке забываем о своём «я». Мы стали заложниками своих же параметров и стандартов: мы стремимся к материальному благополучию, но мы забываем просто поговорить друг с другом. Мы обустраиваем наши дома по Фен - Шую, ездим отдыхать на Восток, искренне надеясь, что всё это поможет нам достичь гармонии в жизни, но забываем о близких и родных.
Основы Восточной философии достаточно просты: нужно стремиться черпать максимальное наслаждение в ничтожной толике, и довольствоваться малым, имея излишки. Первые адепты теории относительности, китайцы, с их философией Инь – Янь, верно заметили, что во всяком отрицательном действе есть положительные моменты: как то - опыт, знания, новые возможности, и наоборот – нельзя безудержно радоваться своим победам и достижениям, иначе – расплата неизбежно последует….
Нам, европейцам, сложно принять и понять постулаты Восточной философии, нам тяжело даётся чтение прозы и поэзии Востока, но, прикасаясь к чтению такой загадочной и непонятной литературы, как мне кажется, дается проще понимание сущности бытия.
«Женщина в песках» – культовый роман японского писателя Кобо Абэ с незамысловатым сюжетом. Человек по имени Ники Дзюмпэй, 31 год, энтомолог, в поисках загадочного насекомого, опоздав на автобус, попадает в деревню. Деревня находится на морском побережье, в дюнах. Дом, куда путешественника спускают на веревочной лестнице, находится на дне ямы. Свысока осматривает мужчина скудный быт женщины, целую ночь убирающей сползающий сверху песок. Ники еще не знает, что утром лестницы не окажется, а струящийся повсюду поток песчинок, бесконечно разнообразный и безучастный, станет частью его жизни. Ловец насекомых попадает в кажущуюся ему бессмысленной ловушку. Герой слышал о хищных насекомых, которые заманивают своих жертв в песчаные ямы, но не думал, что в такую яму попадёт сам. «Наверное, это какая-то ошибка. Да, конечно, это ошибка. Только и оставалось, что считать: «...это ошибка...»,- рассуждает Ники.
Изначально герой бунтует, но все попытки противостоять абсурдности существования – постоянно вычерпывать песок, разбиваются об однообразную логику женщины, молчаливо ждущую, когда Ники привыкнет, о ее податливость и согласие. «Да, песок не особенно пригоден для жизни». Но является ли незыблемость абсолютно необходимой для существования? Исступлённые попытки героя найти выход – не увенчались успехом, и Ники смиренно покоряется. Оказывается, он не первый и не последний путник, которого спускают в яму копать ради того, чтобы следующей ночью отвоевывать у песка то же самое место. Удушливость и безвыходность, потеря свободы оказывается, в конце концов, всего лишь одной из миллиона песчинок, частью броуновского движения. Все цели и то, к чему энтомолог Ники хотел вернуться, становятся не так уж и важны. Потеряв стимул, являющийся точкой отсчета, мужчина теряет и осознание себя как личности, с совокупным прошлым. Теперь у Ники нет прошлого, нет былых целей, нет ничего, кроме песка.
Песчинка, песок — метафора засасывающей человека повседневности. Роман посвящён борьбе с песком – повседневностью серого мироздания, угрожающей поглотить человека и превратить его в своего раба. Песок — быстротечен, течет словно время. Каждая песчинка — это день, час, секунда. Серость поглощает нас, мы «убиваем время». Люди перестают быть людьми, становятся «насекомыми», существование человека обретает смысл в бесполезном труде, копании песка. Люди мирятся с такой жизнью. «Три дня нищий — нищий навсегда», т.е. жители деревни уже не мыслят о другом существовании.
С первых же страниц романа автор погружает нас в стихию борьбы человека за утверждение в жизни, в стихию спасательного круга. Ники видел в главной героине только женщину, она же видела в Ники своего будущего пленника. Он и она оказываются наедине друг с другом, отрезанные от всего мира непреодолимой стеной песка. Роман повествует о потери собственной личности, о размытости самоиндефикации.
Кобо Абэ достиг в "Женщине в песках", казалось бы, недостижимой идеальности прозы. У главной героини нет имени, она просто — женщина, и эта ее безымянность, покорность, текучесть, свойственные и песку, оказываются зыбучим болотом, поглощающим энергию мужчины. Показателен момент, в котором пришелец посмеивается над уверенностью в том, что песок может заставлять дерево гнить. Чем дальше, тем сильнее нелепая логика женщины одерживает победу над логикой того, кто был так крепко связан с благами цивилизации. Женщина в романе — символ положительного, добра, она, то единственное, ради чего Ники теперь может существовать. Если у Томаса Манна в произведении «Волшебная гора» герой добровольно обрекает себя на такое существование, то здесь мы видим, что мужчина сам остаётся в этой яме, вырытой в песчаной дюне.
Свобода, самоидентификация, собственные устремления Ники - уничтожены наступающими песками и беспомощностью перед первобытностью, чрезмерной простотой, — первобытной природой (зыбучие пески), первобытными инстинктами (обладание, власть), первобытным пониманием жизни (крестьяне). Главный герой выпадает из обычного измерения — и попадает в другое, и постепенно приспосабливается. У Ники, впрочем, как и у любого другого человека, не одна личность, а множество — или ни одной личности. Все люди, живущие на автомате, а не осознанно, находятся на дне ямы, еженощно копая песок, «потому что это мой дом».
Финал романа предсказуем – Ники добровольно остаётся в яме с женщиной, но не может быть прочтен однозначно. С одной стороны, - герой смиряется с тем, что он не в силах изменить – страшная безысходность одновременно физического и морального плана. Человек, «тварь дрожащая», может привыкнуть ко всему. Яма с песком - жесткий образ, но его легко можно экстраполировать на все остальное. Провинциальный город, из которого мы мечтали уехать и не уехали. Работу, которую мечтали найти и не стали искать. Действительно, без всего этого вполне можно жить. «Зеленые замыслы, встаньте как пламень, вечная память, мечта и надежда, ты вышла на паперть? Вечная память!», - писал когда-то Вознесенский.
С другой стороны, - покорность героя – это не смирение, а изменение угла зрения на сложившуюся ситуацию, под которым он смотрел на жизнь. Ведь Ники, по-своему, счастлив там, в песках. Герой полюбил эту женщину, он добровольно остался с ней.
Дуализм всего произведения прочитывается в каждом образе, в каждом поступке того или иного героя. Книга наполнена психологическими и философскими метафорами, и каждый сюжет, даже отдельный абзац, не дают однозначной оценки той или иной ситуации, или размышлению, вскрывая не только фабульный, событийный план, но и глубинный, скрытый при беглом ознакомлении. Автор поднимает извечный вопрос о смысле существования человека: смириться или противостоять, сетовать на неизбежность событий или изменить угол восприятия действительности. Все эти вопросы не единожды встают перед каждым, но всегда ли мы можем найти ответы – порой, это даже для нас самих так и остаётся загадкой...
Основы Восточной философии достаточно просты: нужно стремиться черпать максимальное наслаждение в ничтожной толике, и довольствоваться малым, имея излишки. Первые адепты теории относительности, китайцы, с их философией Инь – Янь, верно заметили, что во всяком отрицательном действе есть положительные моменты: как то - опыт, знания, новые возможности, и наоборот – нельзя безудержно радоваться своим победам и достижениям, иначе – расплата неизбежно последует….
Нам, европейцам, сложно принять и понять постулаты Восточной философии, нам тяжело даётся чтение прозы и поэзии Востока, но, прикасаясь к чтению такой загадочной и непонятной литературы, как мне кажется, дается проще понимание сущности бытия.
«Женщина в песках» – культовый роман японского писателя Кобо Абэ с незамысловатым сюжетом. Человек по имени Ники Дзюмпэй, 31 год, энтомолог, в поисках загадочного насекомого, опоздав на автобус, попадает в деревню. Деревня находится на морском побережье, в дюнах. Дом, куда путешественника спускают на веревочной лестнице, находится на дне ямы. Свысока осматривает мужчина скудный быт женщины, целую ночь убирающей сползающий сверху песок. Ники еще не знает, что утром лестницы не окажется, а струящийся повсюду поток песчинок, бесконечно разнообразный и безучастный, станет частью его жизни. Ловец насекомых попадает в кажущуюся ему бессмысленной ловушку. Герой слышал о хищных насекомых, которые заманивают своих жертв в песчаные ямы, но не думал, что в такую яму попадёт сам. «Наверное, это какая-то ошибка. Да, конечно, это ошибка. Только и оставалось, что считать: «...это ошибка...»,- рассуждает Ники.
Изначально герой бунтует, но все попытки противостоять абсурдности существования – постоянно вычерпывать песок, разбиваются об однообразную логику женщины, молчаливо ждущую, когда Ники привыкнет, о ее податливость и согласие. «Да, песок не особенно пригоден для жизни». Но является ли незыблемость абсолютно необходимой для существования? Исступлённые попытки героя найти выход – не увенчались успехом, и Ники смиренно покоряется. Оказывается, он не первый и не последний путник, которого спускают в яму копать ради того, чтобы следующей ночью отвоевывать у песка то же самое место. Удушливость и безвыходность, потеря свободы оказывается, в конце концов, всего лишь одной из миллиона песчинок, частью броуновского движения. Все цели и то, к чему энтомолог Ники хотел вернуться, становятся не так уж и важны. Потеряв стимул, являющийся точкой отсчета, мужчина теряет и осознание себя как личности, с совокупным прошлым. Теперь у Ники нет прошлого, нет былых целей, нет ничего, кроме песка.
Песчинка, песок — метафора засасывающей человека повседневности. Роман посвящён борьбе с песком – повседневностью серого мироздания, угрожающей поглотить человека и превратить его в своего раба. Песок — быстротечен, течет словно время. Каждая песчинка — это день, час, секунда. Серость поглощает нас, мы «убиваем время». Люди перестают быть людьми, становятся «насекомыми», существование человека обретает смысл в бесполезном труде, копании песка. Люди мирятся с такой жизнью. «Три дня нищий — нищий навсегда», т.е. жители деревни уже не мыслят о другом существовании.
С первых же страниц романа автор погружает нас в стихию борьбы человека за утверждение в жизни, в стихию спасательного круга. Ники видел в главной героине только женщину, она же видела в Ники своего будущего пленника. Он и она оказываются наедине друг с другом, отрезанные от всего мира непреодолимой стеной песка. Роман повествует о потери собственной личности, о размытости самоиндефикации.
Кобо Абэ достиг в "Женщине в песках", казалось бы, недостижимой идеальности прозы. У главной героини нет имени, она просто — женщина, и эта ее безымянность, покорность, текучесть, свойственные и песку, оказываются зыбучим болотом, поглощающим энергию мужчины. Показателен момент, в котором пришелец посмеивается над уверенностью в том, что песок может заставлять дерево гнить. Чем дальше, тем сильнее нелепая логика женщины одерживает победу над логикой того, кто был так крепко связан с благами цивилизации. Женщина в романе — символ положительного, добра, она, то единственное, ради чего Ники теперь может существовать. Если у Томаса Манна в произведении «Волшебная гора» герой добровольно обрекает себя на такое существование, то здесь мы видим, что мужчина сам остаётся в этой яме, вырытой в песчаной дюне.
Свобода, самоидентификация, собственные устремления Ники - уничтожены наступающими песками и беспомощностью перед первобытностью, чрезмерной простотой, — первобытной природой (зыбучие пески), первобытными инстинктами (обладание, власть), первобытным пониманием жизни (крестьяне). Главный герой выпадает из обычного измерения — и попадает в другое, и постепенно приспосабливается. У Ники, впрочем, как и у любого другого человека, не одна личность, а множество — или ни одной личности. Все люди, живущие на автомате, а не осознанно, находятся на дне ямы, еженощно копая песок, «потому что это мой дом».
Финал романа предсказуем – Ники добровольно остаётся в яме с женщиной, но не может быть прочтен однозначно. С одной стороны, - герой смиряется с тем, что он не в силах изменить – страшная безысходность одновременно физического и морального плана. Человек, «тварь дрожащая», может привыкнуть ко всему. Яма с песком - жесткий образ, но его легко можно экстраполировать на все остальное. Провинциальный город, из которого мы мечтали уехать и не уехали. Работу, которую мечтали найти и не стали искать. Действительно, без всего этого вполне можно жить. «Зеленые замыслы, встаньте как пламень, вечная память, мечта и надежда, ты вышла на паперть? Вечная память!», - писал когда-то Вознесенский.
С другой стороны, - покорность героя – это не смирение, а изменение угла зрения на сложившуюся ситуацию, под которым он смотрел на жизнь. Ведь Ники, по-своему, счастлив там, в песках. Герой полюбил эту женщину, он добровольно остался с ней.
Дуализм всего произведения прочитывается в каждом образе, в каждом поступке того или иного героя. Книга наполнена психологическими и философскими метафорами, и каждый сюжет, даже отдельный абзац, не дают однозначной оценки той или иной ситуации, или размышлению, вскрывая не только фабульный, событийный план, но и глубинный, скрытый при беглом ознакомлении. Автор поднимает извечный вопрос о смысле существования человека: смириться или противостоять, сетовать на неизбежность событий или изменить угол восприятия действительности. Все эти вопросы не единожды встают перед каждым, но всегда ли мы можем найти ответы – порой, это даже для нас самих так и остаётся загадкой...
Обсуждения О великолепном романе Кобо Абе - Женщина в песках