Религия, как обращение к Высшим силам для защиты, - это личная потребность многих людей, если не большинства. Любые формы человеческого общежития исторически не существовали и не развивались без религиозного начала – веры в сверхъестественные силы, от которых зависит жизнь людей.
Попытки обращения к этим силам с целью приобретения их расположения принимали обрядовую форму, носящую в себе регулятивные свойства, выражающиеся в разного рода предписаниях и запретах, нарушение которых строго каралось. С развитием цивилизации наказания принимали всё более толерантные формы – от смертной казни до морального осуждения. Карательные функции постепенно переходили к органам государственным, обязанным обеспечивать общественный порядок. Но поскольку государственное управление – прерогатива светской власти, то полную социальную справедливость обеспечить она не может, а уж об эффективной защите простого человека и говорить не приходится, тем более, что такие вещи как катаклизмы, несчастные случаи и просто человеческие недуги вообще вне сферы её компетенции.
Таким образом, можно утверждать, что потребность в наличии универсального защитника для людей будет существовать в любом самом развитом человеческом обществе. Вполне естественно, что этому защитнику будет приписано абсолютное всемогущество, вплоть до акта Творения всего сущего в этом мире, что собственно и реализуется в самых различных конфессиях.
В процессе развития общество от первобытных форм общения со Сверхъестественными силами перешло к созданию социального института, призванного осуществить связь простого человека с Богом. Это Церковь. Службу там несут специально подготовленные люди, но все они обладают своими человеческими особенностями, далеко не всегда соответствующими предъявляемым требованиям. Тем не менее, даже крайняя форма их извращённости не в состоянии была разрушить институт католического Папства, а лишь привела к его расколу и реформации. Подобное имело место и в других конфессиях. Полагаю, что подобные процессы неизбежны, так как всегда будет присутствовать разрыв между поставленными высшими целями и их реализацией людьми. Это приводило и будет приводить к появлению ересей, а то и новых конфессий, где на ведущие роли опять же выходит человек с его представлением о возвышенном и духовном, а главное – способами их реализации.
Говорят, каков поп, таков и приход... Но влияние здесь обоюдно – «попы» любого ранга всегда будут подстраиваться под паству. По мере того, как "цивилизуется" паства, так меняются и отношения к нормативной реализации церковных ритуалов.
Паства, в широком понимании людей под Богом, это весь социум, за обеспечение безопасности которого отвечает государство. Соответственно оно берёт на себя и другие функции, такие как воспитание подрастающего поколения, формирование идейных ценностей и образа жизни населения и прочее.
Представление о содержании духовности может искусственно трансформироваться чуть ли не до полного отрицания исторического опыта, может даже меняться менталитет населения, но оно никогда не будет удовлетворено той степенью социальной защиты, которую обеспечит ему самое лучшее и совершенное государство. Следовательно, никогда не исчезнет социальная потребность в наличии Высшего начала, как его ни назови. Соответственно будет реализовываться ритуальная с ним связь, то есть будет существовать институт Церкви, какие бы осовремененные формы он ни принимал.
Можно предположить, что в необозримом будущем даже церковные обряды будут компьютеризованы, а посещение храмов будет восприниматься лишь как уважение традиции. Но это не изменит главного – сохранится роль Церкви как социального института, обеспечением его деятельности по-прежнему будут заниматься специально подготовленные люди, а рекрутироваться они будут из недр самого общества. Таким образом, личные беды каждого, его нравственный портрет и устремления, представленные в их совокупности, в конечном счёте, и будут определять обрядовую сторону религии.
Попытки обращения к этим силам с целью приобретения их расположения принимали обрядовую форму, носящую в себе регулятивные свойства, выражающиеся в разного рода предписаниях и запретах, нарушение которых строго каралось. С развитием цивилизации наказания принимали всё более толерантные формы – от смертной казни до морального осуждения. Карательные функции постепенно переходили к органам государственным, обязанным обеспечивать общественный порядок. Но поскольку государственное управление – прерогатива светской власти, то полную социальную справедливость обеспечить она не может, а уж об эффективной защите простого человека и говорить не приходится, тем более, что такие вещи как катаклизмы, несчастные случаи и просто человеческие недуги вообще вне сферы её компетенции.
Таким образом, можно утверждать, что потребность в наличии универсального защитника для людей будет существовать в любом самом развитом человеческом обществе. Вполне естественно, что этому защитнику будет приписано абсолютное всемогущество, вплоть до акта Творения всего сущего в этом мире, что собственно и реализуется в самых различных конфессиях.
В процессе развития общество от первобытных форм общения со Сверхъестественными силами перешло к созданию социального института, призванного осуществить связь простого человека с Богом. Это Церковь. Службу там несут специально подготовленные люди, но все они обладают своими человеческими особенностями, далеко не всегда соответствующими предъявляемым требованиям. Тем не менее, даже крайняя форма их извращённости не в состоянии была разрушить институт католического Папства, а лишь привела к его расколу и реформации. Подобное имело место и в других конфессиях. Полагаю, что подобные процессы неизбежны, так как всегда будет присутствовать разрыв между поставленными высшими целями и их реализацией людьми. Это приводило и будет приводить к появлению ересей, а то и новых конфессий, где на ведущие роли опять же выходит человек с его представлением о возвышенном и духовном, а главное – способами их реализации.
Говорят, каков поп, таков и приход... Но влияние здесь обоюдно – «попы» любого ранга всегда будут подстраиваться под паству. По мере того, как "цивилизуется" паства, так меняются и отношения к нормативной реализации церковных ритуалов.
Паства, в широком понимании людей под Богом, это весь социум, за обеспечение безопасности которого отвечает государство. Соответственно оно берёт на себя и другие функции, такие как воспитание подрастающего поколения, формирование идейных ценностей и образа жизни населения и прочее.
Представление о содержании духовности может искусственно трансформироваться чуть ли не до полного отрицания исторического опыта, может даже меняться менталитет населения, но оно никогда не будет удовлетворено той степенью социальной защиты, которую обеспечит ему самое лучшее и совершенное государство. Следовательно, никогда не исчезнет социальная потребность в наличии Высшего начала, как его ни назови. Соответственно будет реализовываться ритуальная с ним связь, то есть будет существовать институт Церкви, какие бы осовремененные формы он ни принимал.
Можно предположить, что в необозримом будущем даже церковные обряды будут компьютеризованы, а посещение храмов будет восприниматься лишь как уважение традиции. Но это не изменит главного – сохранится роль Церкви как социального института, обеспечением его деятельности по-прежнему будут заниматься специально подготовленные люди, а рекрутироваться они будут из недр самого общества. Таким образом, личные беды каждого, его нравственный портрет и устремления, представленные в их совокупности, в конечном счёте, и будут определять обрядовую сторону религии.
Обсуждения О социальной сущности религии