Сказки и притчи совершенно отличны от голых теорий и умозрительных концепций. Они более живы, более показательны. В них немного слов, но они чрезвычайно выразительны. Неудивительно, что все великие Мастера использовали байки, сравнения, иносказания, анекдоты.
А причина состоит в том, что если вы рассказываете о чем-то напрямую, то это убивает сокровенное. Прямое выражение слишком грубо, примитивно, уродливо. Сравнение же обрисовывает явление очень косвенным путем. Оно делает вещи более сглаженными, более поэтическими, более парадоксальными, менее логическими.
Другими словами, сказание приобщает рассматриваемый предмет к жизни. Мы не можем использовать силлогизм для доказательства существования Бога, мы не можем аргументированно доказать Его присутствие, но мы можем рассказать притчу. И, как ни странно, сказки способны сказать о многом - без определенных высказываний, без точных определений кого-либо или чего-либо, они привносят особую атмосферу. И в этой атмосфере головоломка, загадка, ребус могут быть познаны при помощи языка символов.
Так устроены все притчи. В отличие от логических, математических, силлогистических, доказательных теорий, иносказания приводят человека к молчанию. Они никогда не пробуют его убедить в окончательной истинности. Притчи берут нас неожиданностью, проникают прямиком в сокровенное - в душу. Они предлагают людям оставить их ложные убеждения и просто наслаждаться небольшой историей. Когда человек слушает сказку, он расслабляется. Когда человек слушает теорию, он становится напряженным. И то, что создает напряжение в людях, не может рассматриваться как нечто полезное. В конечном итоге, это разрушительно. Неспешное же повествование создает уютную, домашнюю атмосферу - как будто наша бабушка или мама рассказывают нам волшебную историю перед тем, как мы уснем. Дети просят: "Расскажите нам сказку!" Это помогает им расслабиться и быстрее заснуть.
Метафорические иносказания снимают эмоциональное напряжение, укрощают ментальное давление на наш ум. Они нерепрессивны по своему духу, неимперативны в силу своей ненасильственной природы. Сказки, скорее, заигрывают с нашим сердцем, нежели с нашим умом. Если человек слушает головой, тогда он упускает, тогда нет никакой возможности понять притчу - притча должна быть понята сердцем. Когда нам рассказывают сказку, мы предельно внимательны, но не напряжены. Мы можем расслабиться, и при этом будем абсолютно внимательными. Возникает пассивное внимание. Когда человек слушает теорию, то становится очень напряженным, потому что если он случайно пропустит хоть одно слово в ее изложении, то будет не способен ее понять. Таким образом, человек становится более сконцентрированным.
Когда мы слушаем рассказ, то становимся более медитативными - в результате в повествовании ничто не может быть потеряно. Даже если несколько слов пролетели мимо нас, все равно смысл истории остается целостным. Само ощущение, настроение, аромат рассказа делает доступным его понимание. И это понимание не зависит от слов. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть.
Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время, в определенный сезон, они прорастут и дадут всходы.
Другими словами, сказание приобщает рассматриваемый предмет к жизни. Мы не можем использовать силлогизм для доказательства существования Бога, мы не можем аргументированно доказать Его присутствие, но мы можем рассказать притчу. И, как ни странно, сказки способны сказать о многом - без определенных высказываний, без точных определений кого-либо или чего-либо, они привносят особую атмосферу. И в этой атмосфере головоломка, загадка, ребус могут быть познаны при помощи языка символов.
Так устроены все притчи. В отличие от логических, математических, силлогистических, доказательных теорий, иносказания приводят человека к молчанию. Они никогда не пробуют его убедить в окончательной истинности. Притчи берут нас неожиданностью, проникают прямиком в сокровенное - в душу. Они предлагают людям оставить их ложные убеждения и просто наслаждаться небольшой историей. Когда человек слушает сказку, он расслабляется. Когда человек слушает теорию, он становится напряженным. И то, что создает напряжение в людях, не может рассматриваться как нечто полезное. В конечном итоге, это разрушительно. Неспешное же повествование создает уютную, домашнюю атмосферу - как будто наша бабушка или мама рассказывают нам волшебную историю перед тем, как мы уснем. Дети просят: "Расскажите нам сказку!" Это помогает им расслабиться и быстрее заснуть.
Метафорические иносказания снимают эмоциональное напряжение, укрощают ментальное давление на наш ум. Они нерепрессивны по своему духу, неимперативны в силу своей ненасильственной природы. Сказки, скорее, заигрывают с нашим сердцем, нежели с нашим умом. Если человек слушает головой, тогда он упускает, тогда нет никакой возможности понять притчу - притча должна быть понята сердцем. Когда нам рассказывают сказку, мы предельно внимательны, но не напряжены. Мы можем расслабиться, и при этом будем абсолютно внимательными. Возникает пассивное внимание. Когда человек слушает теорию, то становится очень напряженным, потому что если он случайно пропустит хоть одно слово в ее изложении, то будет не способен ее понять. Таким образом, человек становится более сконцентрированным.
Когда мы слушаем рассказ, то становимся более медитативными - в результате в повествовании ничто не может быть потеряно. Даже если несколько слов пролетели мимо нас, все равно смысл истории остается целостным. Само ощущение, настроение, аромат рассказа делает доступным его понимание. И это понимание не зависит от слов. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть.
Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время, в определенный сезон, они прорастут и дадут всходы.
Обсуждения О сказках