Джером Д. Сэлинджер – один из знаменитых представителей «нью-йоркской» литературной школы 40-60-х гг прошлого века. В 2005 году журнал «Time» включил роман Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в список 100 самых лучших англоязычных романов, написанных с 1923 года.
Человек одинок среди людей - одинок именно в своей неповторимости, «единичности» - такова основная тема всех произведений Сэлинджера и его творения «Над пропастью во ржи».
Фабула романа построена вокруг бесцельных метаний по городу молодого человека с запоминающимся именем Холден Колфилд. История представителя ненайденного поколения - надорванного, отравленного и кровоточащего. В образе героя собрана вся молодёжная агрессия и нарочитое выпадение из окружающей «системы».
Колфилда выгоняют из престижной школы за неуспеваемость. Холден умён и вполне мог бы продолжать обучение, но ему ненавистен чопорный и лицемерный дух учебного заведения. При этом Колфилд знает, что сам мало отличается от друзей и подруг, что крайне его угнетает. Герой понимает, что не в силах ничего изменить – единственное, что он может сделать, это выказывать неявный протест против порядка вещей. В этом причина прогулов, постоянной лжи, презрения к нормам и правилам.
Главный герой, подросток Холден, знает о людях огорчительно много; знает, что взрослый человек смотрит на 16-летнего ребёнка со своей колокольни и даже не делает попытки разобраться, что же происходит в бесконечно ранимой, переполненной брожением смятенной душе. Люди «вообще ни черта они не замечают», - устало говорит Холден.
К кому идти с этим смятением? «Я…машин не люблю. Понимаешь, мне неинтересно. Лучше бы я себе завёл лошадь, чёрт побери. В лошадях хоть есть что-то человеческое. С лошадью хоть поговорить можно…». Когда Холден врёт, его слушают. Но кто его слушает, когда он говорит правду? Когда Колфилд говорит о том, что ему интересно? «Сплошное притворство. Только и знай учись, чтобы стать похитрей, заработать себе на какой-нибудь треклятый Кадиллак… Работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать уйму денег…и читать газеты, и играть в бридж все вечера, и ходить в кино…Нет, это всё не то!…Господи, до чего я всё это ненавижу…».
Трое суток, в течение которых происходит действие романа, наполнены сумбурными и безуспешными поисками героя в равнодушном мире. Теплота необходима Холдену. «Ведь даже утки деваются куда-то с замёрзшего пруда….». Одни люди, чем-то на миг обнадёжившие, исчезают бесследно в громадном кипящем городе. Другие не приносят ничего, кроме разочарования.
Если существуют люди, которые примиряют Холдена с жизнью - это дети. «С ребятишками всё по-другому», - говорит герой, - понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю обрыва, над пропастью, понимаешь? И моё дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались…. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».
Большому миру Холден может противопоставить только мир детей, которых к тому же нужно охранять от взрослых. Дети — предмет особого внимания Сэлинджера. Они еще не испорчены. Но буквально на каждой стене малышей поджидает вполне реальная (и в то же время символическая) нецензурная надпись, а Холден не может, хотя и страстно желает, стереть эти надписи. «Будь у человека хоть миллион лет в распоряжении, все равно ему не стереть всю похабщину со всех стен на свете. Невозможное это дело...»
Многих читателей и критиков интересует будущее Холдена. Сам герой отвечает: «По-моему, это удивительно глупый вопрос. Откуда человеку заранее знать, что он будет делать?». И разве для того рассказана эта история, чтобы Вы задумались вместо него, как Холдену жить дальше? Но человечность и непримиримость с окружающей действительностью – лучшие качества героя, останутся. А с этим можно не только жить, но и умереть достойно.
Холден одинок не поэтому, современный мир поставил ему в вину его искренность, его нежелание быть «хамелеоном». Герой остался самим собой до конца, остался верен самому себе, когда вокруг лицемерие и конформизм. Быть «как все» - легко, быть собой – это поступок, достойный восхищения.…
Человек одинок среди людей - одинок именно в своей неповторимости, «единичности» - такова основная тема всех произведений Сэлинджера и его творения «Над пропастью во ржи».
Фабула романа построена вокруг бесцельных метаний по городу молодого человека с запоминающимся именем Холден Колфилд. История представителя ненайденного поколения - надорванного, отравленного и кровоточащего. В образе героя собрана вся молодёжная агрессия и нарочитое выпадение из окружающей «системы».
Колфилда выгоняют из престижной школы за неуспеваемость. Холден умён и вполне мог бы продолжать обучение, но ему ненавистен чопорный и лицемерный дух учебного заведения. При этом Колфилд знает, что сам мало отличается от друзей и подруг, что крайне его угнетает. Герой понимает, что не в силах ничего изменить – единственное, что он может сделать, это выказывать неявный протест против порядка вещей. В этом причина прогулов, постоянной лжи, презрения к нормам и правилам.
Главный герой, подросток Холден, знает о людях огорчительно много; знает, что взрослый человек смотрит на 16-летнего ребёнка со своей колокольни и даже не делает попытки разобраться, что же происходит в бесконечно ранимой, переполненной брожением смятенной душе. Люди «вообще ни черта они не замечают», - устало говорит Холден.
К кому идти с этим смятением? «Я…машин не люблю. Понимаешь, мне неинтересно. Лучше бы я себе завёл лошадь, чёрт побери. В лошадях хоть есть что-то человеческое. С лошадью хоть поговорить можно…». Когда Холден врёт, его слушают. Но кто его слушает, когда он говорит правду? Когда Колфилд говорит о том, что ему интересно? «Сплошное притворство. Только и знай учись, чтобы стать похитрей, заработать себе на какой-нибудь треклятый Кадиллак… Работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать уйму денег…и читать газеты, и играть в бридж все вечера, и ходить в кино…Нет, это всё не то!…Господи, до чего я всё это ненавижу…».
Трое суток, в течение которых происходит действие романа, наполнены сумбурными и безуспешными поисками героя в равнодушном мире. Теплота необходима Холдену. «Ведь даже утки деваются куда-то с замёрзшего пруда….». Одни люди, чем-то на миг обнадёжившие, исчезают бесследно в громадном кипящем городе. Другие не приносят ничего, кроме разочарования.
Если существуют люди, которые примиряют Холдена с жизнью - это дети. «С ребятишками всё по-другому», - говорит герой, - понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю обрыва, над пропастью, понимаешь? И моё дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались…. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».
Большому миру Холден может противопоставить только мир детей, которых к тому же нужно охранять от взрослых. Дети — предмет особого внимания Сэлинджера. Они еще не испорчены. Но буквально на каждой стене малышей поджидает вполне реальная (и в то же время символическая) нецензурная надпись, а Холден не может, хотя и страстно желает, стереть эти надписи. «Будь у человека хоть миллион лет в распоряжении, все равно ему не стереть всю похабщину со всех стен на свете. Невозможное это дело...»
Многих читателей и критиков интересует будущее Холдена. Сам герой отвечает: «По-моему, это удивительно глупый вопрос. Откуда человеку заранее знать, что он будет делать?». И разве для того рассказана эта история, чтобы Вы задумались вместо него, как Холдену жить дальше? Но человечность и непримиримость с окружающей действительностью – лучшие качества героя, останутся. А с этим можно не только жить, но и умереть достойно.
Холден одинок не поэтому, современный мир поставил ему в вину его искренность, его нежелание быть «хамелеоном». Герой остался самим собой до конца, остался верен самому себе, когда вокруг лицемерие и конформизм. Быть «как все» - легко, быть собой – это поступок, достойный восхищения.…
Обсуждения О романе Сэлинджера Над пропастью во ржи