(логика в пространстве православных религиозных взглядов)
Тезисы
1. Некие демографы подсчитали, что "население загробного мира Земли составляет сегодня... около ста миллиардов человек. Они обитают в египетском Дуате и шумерской стране Курнуги, в скандинавской Валгалле и индийской Питрилоке, в иудейском Шеоле и христианском раю (Почему именно в раю? - Авт.)…" (Из аннот.) Мы не будем подсчитывать количество умерших православных. Есть предмет не менее волнующий, но более доступный, мне думается, человеческому восприятию.
2. С немалой долей уверенности можно утверждать, что пространство православных мытарств располагается в среднем "астрале" ("анонимном пространстве"; см. "К вопросу о структуре Мироздания" - Авт.) и совпадает в ином измерении с земной атмосферой (С.Роуз и др.). Само это пространство, как и прохождение душами умерших мытарств, обнаруживает специфику действий, которую важно выделить в особые пункты.
3. В среднем и нижнем "астрале", видимо, определяющим является действие своеобразного "закона соответствия" (назв. мое - Авт.) Нравственное и духовное состояние душ умерших тянет их к аналогичному состоянию некоторых зон загробного мира, в данном случае, среднего и нижнего "астрала" и ада. "Закон соответствия" действует автоматически, независимо от чьей-либо воли.
4. Злая воля демонов, бесов и других инфернальных существ, которые стремятся максимально навредить умершим людям (их душам), накладывается на "закон соответствия" и усиливает давление на души умерших, направляя эти души вниз - в ад. За душами больших грешников сразу являются демоны, чтобы утащить их прямо в ад (согласно представлениям верующих).
5. Лишенные воли души умерших не могут самостоятельно подняться вверх, к свету, к Богу. Даже святых после смерти (их души) сопровождают, поднимают, защищают ангелы, держа их под руки. Христиане верят, что каждому(ой) крещеному(ой) во Христа и в жизни и после смерти обязательно помогает Ангел-хранитель. Нам неизвестно (это остается предметом религиозной веры), происходит ли то же самое и с душами умерших атеистов или людей другого вероисповедания. Как бы там ни было, но посмертная судьба душ умерших людей в значительной мере решается схваткой светлых и темных сил в пространстве мытарств.
6. Тогда пропадает смысл критического замечания дьякона А.Кураева о том, что Малый суд Иисуса Христа после прохождения мытарств становится формальностью. Правда, получается, что перед Малым судом Христа предстоят только те, кого ангелам удалось поднять вверх, а это люди или святые, или почти безгрешные. Остается допустить, что грешники, попавшие в ад, будут судимы только на Страшном Суде. Предположение о том, что кто-то из прошедших Малый суд, отправляется в средний "астрал", где "отрабатываются" мелкие грехи, подкрепить нечем. Но, и невозможность такого признать нельзя.
7. Отрывок из одного моего рассказа:
"Прошло несколько лет, как я увидел во сне свою умершую бабушку. Она умерла более двадцати лет назад. Первые годы после смерти она часто приходила ко мне во сне, но всегда в странных обстоятельствах. Те, кто потерял родных и близких, вспомнят свои сны... Итак, я сплю и вижу сон: я стою то ли в коридоре, то ли в пещере. Вокруг все какое-то серое. Откуда-то слева выходят люди, молчаливые и безразличные, они проходят мимо меня словно тени куда-то вправо в конец коридора. Я понял, что это души умерших. А там, в конце коридора, насколько я сейчас помню, виднелся светлый выход из пещеры. Но утверждать это со стопроцентной уверенностью не могу. Жаль, что я не зафиксировал сон сразу на бумаге, ведь детали постепенно стираются из памяти. Но главное я помню. Слева вышла пожилая женщина и пошла со всеми по пещере. Она уже прошла мимо меня, как я, вдруг, узнал в ней свою бабушку. Я очень по ней соскучился, мое сердце разрывалось от любви и желания ее обнять и поцеловать. Чуть не рыдая, я окликнул ее. Она остановилась и повернулась ко мне. Я подошел к ней и увидел, что она не очень довольна тем, что я ее остановил. Она смотрела на меня спокойно и даже равнодушно. Между нами состоялся очень короткий разговор, всего несколько фраз. Каких, я уже не помню. Внешность ее была совершенно непохожа на ту, которую она имела на земле… [Такое не редкость во сне,] но мы всегда знаем, кто перед нами… Потом я проснулся с чувством интуитивного предвидения дальнейших событий сна, на несколько мгновений вперед: бабушка, если я не ошибаюсь, продолжила свое движение вправо по коридору.
Когда схлынула волна эмоций и чувств, вызванных сном, заработал ум. Я сказал себе: « Да, это была бабушка.» А затем спросил себя: «Но где же она находилась и где находился я?» Это, конечно, не рай. И на ад, вроде, не похоже, - все люди были спокойны и свободны. Хотя, отсутствие радости тоже можно расценить как ад… Человек, не верящий в сны, скажет мне: « Да, брось ты. Все это чепуха. Это только сон.» И, действительно, святые отцы советовали христианам не поддаваться вере в сны. Но, те, кто видел такие сны, согласятся со мной, что после пробуждения человека не покидает абсолютная уверенность в том, что все им виденное - реальность, и даже эмоции и чувства в таком сне - самые натуральные. С научной точки зрения мы не можем и не должны доверяться подобным ощущениям. Но большинство образованных людей сегодня понимают, что научный метод – не единственное и не универсальное средство познания, а сама наука в целом – не обладает монополией на истину. Но что же, тогда, может выступить критерием проверки на истинность в подобных снах? Такого критерия, к сожалению, нет. Виденное нами в снах может быть предметом веры или неверия в соответствии с нашими религиозными или другими убеждениями. А может быть поступить по примеру многих верующих и просто сказать: « Нам не дано этого знать»?… Попробуем, все же, выстроить модель(частичную)... загробного мира, основываясь на допущении, что виденное мной во сне - потусторонняя реальность. Большинство людей на земле - не злые, только изредка,.. они не совершают ужасных преступлений, иногда делают добрые дела, они - не святые [так себе, ни то ни се]. На рай они не тянут, но и в ад они, скорее всего, не [попадут]. Так куда же им деваться после смерти? В католицизме, если я правильно понимаю, для них приготовлено чистилище. Однако,.. в Священном Писании... ничего не сказано о чистилище. Поэтому православие и не признает его наличие в загробном мире. Но, если, нет чистилища, то, может быть, существует нечто вроде преддверия ада, куда и попадает большинство людей? Там нет мучений, характерных для самого ада, но нет и радости. И, главное, в отличие от ада, у его обитателей [может быть, все-таки] есть возможность, преодолев ряд испытаний и смыв свои мелкие грехи, выйти из этого преддверия и даже подняться [вверх, в более благоприятные зоны загробного мира?]…"
8. Итак, в пространстве православных мытарств действует объективная сила механического "закона соответствия", серьезно влияющего на посмертную судьбу умершего человека, и сознательная воля существ, злых и добрых, имеющих задачу погубить или спасти души умерших.
9. Результат борьбы за душу человека зависит от "суммы", сложения объективных и субъективных факторов, реализующихся в пространстве мытарств.
10. Решающее значение имеет нравственное и духовное состояние души умершего человека, которого последний достигает при жизни.
Тезисы
1. Некие демографы подсчитали, что "население загробного мира Земли составляет сегодня... около ста миллиардов человек. Они обитают в египетском Дуате и шумерской стране Курнуги, в скандинавской Валгалле и индийской Питрилоке, в иудейском Шеоле и христианском раю (Почему именно в раю? - Авт.)…" (Из аннот.) Мы не будем подсчитывать количество умерших православных. Есть предмет не менее волнующий, но более доступный, мне думается, человеческому восприятию.
2. С немалой долей уверенности можно утверждать, что пространство православных мытарств располагается в среднем "астрале" ("анонимном пространстве"; см. "К вопросу о структуре Мироздания" - Авт.) и совпадает в ином измерении с земной атмосферой (С.Роуз и др.). Само это пространство, как и прохождение душами умерших мытарств, обнаруживает специфику действий, которую важно выделить в особые пункты.
3. В среднем и нижнем "астрале", видимо, определяющим является действие своеобразного "закона соответствия" (назв. мое - Авт.) Нравственное и духовное состояние душ умерших тянет их к аналогичному состоянию некоторых зон загробного мира, в данном случае, среднего и нижнего "астрала" и ада. "Закон соответствия" действует автоматически, независимо от чьей-либо воли.
4. Злая воля демонов, бесов и других инфернальных существ, которые стремятся максимально навредить умершим людям (их душам), накладывается на "закон соответствия" и усиливает давление на души умерших, направляя эти души вниз - в ад. За душами больших грешников сразу являются демоны, чтобы утащить их прямо в ад (согласно представлениям верующих).
5. Лишенные воли души умерших не могут самостоятельно подняться вверх, к свету, к Богу. Даже святых после смерти (их души) сопровождают, поднимают, защищают ангелы, держа их под руки. Христиане верят, что каждому(ой) крещеному(ой) во Христа и в жизни и после смерти обязательно помогает Ангел-хранитель. Нам неизвестно (это остается предметом религиозной веры), происходит ли то же самое и с душами умерших атеистов или людей другого вероисповедания. Как бы там ни было, но посмертная судьба душ умерших людей в значительной мере решается схваткой светлых и темных сил в пространстве мытарств.
6. Тогда пропадает смысл критического замечания дьякона А.Кураева о том, что Малый суд Иисуса Христа после прохождения мытарств становится формальностью. Правда, получается, что перед Малым судом Христа предстоят только те, кого ангелам удалось поднять вверх, а это люди или святые, или почти безгрешные. Остается допустить, что грешники, попавшие в ад, будут судимы только на Страшном Суде. Предположение о том, что кто-то из прошедших Малый суд, отправляется в средний "астрал", где "отрабатываются" мелкие грехи, подкрепить нечем. Но, и невозможность такого признать нельзя.
7. Отрывок из одного моего рассказа:
"Прошло несколько лет, как я увидел во сне свою умершую бабушку. Она умерла более двадцати лет назад. Первые годы после смерти она часто приходила ко мне во сне, но всегда в странных обстоятельствах. Те, кто потерял родных и близких, вспомнят свои сны... Итак, я сплю и вижу сон: я стою то ли в коридоре, то ли в пещере. Вокруг все какое-то серое. Откуда-то слева выходят люди, молчаливые и безразличные, они проходят мимо меня словно тени куда-то вправо в конец коридора. Я понял, что это души умерших. А там, в конце коридора, насколько я сейчас помню, виднелся светлый выход из пещеры. Но утверждать это со стопроцентной уверенностью не могу. Жаль, что я не зафиксировал сон сразу на бумаге, ведь детали постепенно стираются из памяти. Но главное я помню. Слева вышла пожилая женщина и пошла со всеми по пещере. Она уже прошла мимо меня, как я, вдруг, узнал в ней свою бабушку. Я очень по ней соскучился, мое сердце разрывалось от любви и желания ее обнять и поцеловать. Чуть не рыдая, я окликнул ее. Она остановилась и повернулась ко мне. Я подошел к ней и увидел, что она не очень довольна тем, что я ее остановил. Она смотрела на меня спокойно и даже равнодушно. Между нами состоялся очень короткий разговор, всего несколько фраз. Каких, я уже не помню. Внешность ее была совершенно непохожа на ту, которую она имела на земле… [Такое не редкость во сне,] но мы всегда знаем, кто перед нами… Потом я проснулся с чувством интуитивного предвидения дальнейших событий сна, на несколько мгновений вперед: бабушка, если я не ошибаюсь, продолжила свое движение вправо по коридору.
Когда схлынула волна эмоций и чувств, вызванных сном, заработал ум. Я сказал себе: « Да, это была бабушка.» А затем спросил себя: «Но где же она находилась и где находился я?» Это, конечно, не рай. И на ад, вроде, не похоже, - все люди были спокойны и свободны. Хотя, отсутствие радости тоже можно расценить как ад… Человек, не верящий в сны, скажет мне: « Да, брось ты. Все это чепуха. Это только сон.» И, действительно, святые отцы советовали христианам не поддаваться вере в сны. Но, те, кто видел такие сны, согласятся со мной, что после пробуждения человека не покидает абсолютная уверенность в том, что все им виденное - реальность, и даже эмоции и чувства в таком сне - самые натуральные. С научной точки зрения мы не можем и не должны доверяться подобным ощущениям. Но большинство образованных людей сегодня понимают, что научный метод – не единственное и не универсальное средство познания, а сама наука в целом – не обладает монополией на истину. Но что же, тогда, может выступить критерием проверки на истинность в подобных снах? Такого критерия, к сожалению, нет. Виденное нами в снах может быть предметом веры или неверия в соответствии с нашими религиозными или другими убеждениями. А может быть поступить по примеру многих верующих и просто сказать: « Нам не дано этого знать»?… Попробуем, все же, выстроить модель(частичную)... загробного мира, основываясь на допущении, что виденное мной во сне - потусторонняя реальность. Большинство людей на земле - не злые, только изредка,.. они не совершают ужасных преступлений, иногда делают добрые дела, они - не святые [так себе, ни то ни се]. На рай они не тянут, но и в ад они, скорее всего, не [попадут]. Так куда же им деваться после смерти? В католицизме, если я правильно понимаю, для них приготовлено чистилище. Однако,.. в Священном Писании... ничего не сказано о чистилище. Поэтому православие и не признает его наличие в загробном мире. Но, если, нет чистилища, то, может быть, существует нечто вроде преддверия ада, куда и попадает большинство людей? Там нет мучений, характерных для самого ада, но нет и радости. И, главное, в отличие от ада, у его обитателей [может быть, все-таки] есть возможность, преодолев ряд испытаний и смыв свои мелкие грехи, выйти из этого преддверия и даже подняться [вверх, в более благоприятные зоны загробного мира?]…"
8. Итак, в пространстве православных мытарств действует объективная сила механического "закона соответствия", серьезно влияющего на посмертную судьбу умершего человека, и сознательная воля существ, злых и добрых, имеющих задачу погубить или спасти души умерших.
9. Результат борьбы за душу человека зависит от "суммы", сложения объективных и субъективных факторов, реализующихся в пространстве мытарств.
10. Решающее значение имеет нравственное и духовное состояние души умершего человека, которого последний достигает при жизни.
Обсуждения О месте мытарств