К достоинствам метода «ночного языка тела» относится то, что он отвечает всем требованиям к визуальным наблюдениям: в оперативном плане легкость получения результатов наблюдения, которые являются высокоинформативными, психологически точными и обоснованными.
Анализ поз во сне позволяет строить поведенческий профиль личности на базе наблюдений за пластикой спящего человека. Информативность наблюдений и точность интерпретаций считается не хуже, чем при анализе других выразительных движений — мимики, жестов, дыхательных движений и т.д.
Изучение и оценка поз спящего человека представляют собой относительно свежие идеи психологической мысли, прошедшие клинические подтверждения.
Постулат метода заключается в том, что имеется прямая связь между положением тела во сне и общим стилем жизни человека. То, как спит человек, отражает то, как он живет. Внимание наблюдателя должно концентрироваться на исследовании основной позы, которую человек принимает во время сна. Таким образом, наблюдение за спящим человеком позволяет изучить глубины его психики, которые в нормальной дневной деятельности им, возможно, искусно маскируются или скрываются.
Тезис начала двадцатых годов о том, что изменения пластики человеческого тела в различных фазах сна, выражаемые в позах сна данного человека, могут служить индикатором линии его поведения, получил подтверждения в последние годы благодаря разработкам американского психиатра-психотерапевта С. Данкелла.
С. Данкелл обосновал, что позы во время сна представляют собой продолжение оборонительных поведенческих маневров объекта. Стандартные защиты можно наблюдать в позах, принимаемых в «зоне сумерек», то есть когда человек, лежа в постели, расслабляется и готовится провалиться в сон. Такие позы автор метода назвал «альфа-позой». Они меняются с началом полного сна и переходят в характерологическую позу — «омега-позу», которая, как правило, является предпочтительной в течение всей ночи. Именно омега-поза олицетворяет фундаментальные аспекты образа жизни объекта. Человек может менять позы, но регулярно будет возвращаться в доминирующую, отражающую особенности его характерологической защиты. Обычно в этой позе он и просыпается утром.
Толкование поз основывается на их конфигурации и охвате «постельного пространства». В течение ночи человек может принимать не одну основную позу, двигаясь в среднем от двадцати до тридцати пяти раз за ночь. Охваченный беспокойством человек может совершать и более сотни движений за ночь. По некоторым данным, человек принимает до дюжины различных основных поз за ночь. Однако многие из таких положений — это зеркальные отображения других поз, по сути являющиеся одним и тем же психическим проявлением. Кроме того, многие позы принимаются лишь на короткое время, и в сущности являются просто переходными или промежуточными позами, не имеющими специального значения. Если исключить зеркальные и промежуточные позы, то большинство людей принимает за ночь только две-три позы, характеризующие поведение человека. Только когда поза принимается как предпочтительная на большую часть ночи, ей можно дать поведенческое толкование.
Изучение и оценка поз спящего человека представляют собой относительно свежие идеи психологической мысли, прошедшие клинические подтверждения.
Постулат метода заключается в том, что имеется прямая связь между положением тела во сне и общим стилем жизни человека. То, как спит человек, отражает то, как он живет. Внимание наблюдателя должно концентрироваться на исследовании основной позы, которую человек принимает во время сна. Таким образом, наблюдение за спящим человеком позволяет изучить глубины его психики, которые в нормальной дневной деятельности им, возможно, искусно маскируются или скрываются.
Тезис начала двадцатых годов о том, что изменения пластики человеческого тела в различных фазах сна, выражаемые в позах сна данного человека, могут служить индикатором линии его поведения, получил подтверждения в последние годы благодаря разработкам американского психиатра-психотерапевта С. Данкелла.
С. Данкелл обосновал, что позы во время сна представляют собой продолжение оборонительных поведенческих маневров объекта. Стандартные защиты можно наблюдать в позах, принимаемых в «зоне сумерек», то есть когда человек, лежа в постели, расслабляется и готовится провалиться в сон. Такие позы автор метода назвал «альфа-позой». Они меняются с началом полного сна и переходят в характерологическую позу — «омега-позу», которая, как правило, является предпочтительной в течение всей ночи. Именно омега-поза олицетворяет фундаментальные аспекты образа жизни объекта. Человек может менять позы, но регулярно будет возвращаться в доминирующую, отражающую особенности его характерологической защиты. Обычно в этой позе он и просыпается утром.
Толкование поз основывается на их конфигурации и охвате «постельного пространства». В течение ночи человек может принимать не одну основную позу, двигаясь в среднем от двадцати до тридцати пяти раз за ночь. Охваченный беспокойством человек может совершать и более сотни движений за ночь. По некоторым данным, человек принимает до дюжины различных основных поз за ночь. Однако многие из таких положений — это зеркальные отображения других поз, по сути являющиеся одним и тем же психическим проявлением. Кроме того, многие позы принимаются лишь на короткое время, и в сущности являются просто переходными или промежуточными позами, не имеющими специального значения. Если исключить зеркальные и промежуточные позы, то большинство людей принимает за ночь только две-три позы, характеризующие поведение человека. Только когда поза принимается как предпочтительная на большую часть ночи, ей можно дать поведенческое толкование.