Однажды хасиды спросили своего ребе, Элимелеха из Лизенска, уверен ли он, что ему уготовано место в Грядущем мире.
- Какие могут быть сомнения! - ответил тот, без малейших колебаний.
- А откуда такая уверенность, ребе?
- Какие могут быть сомнения! - ответил тот, без малейших колебаний.
- А откуда такая уверенность, ребе?
- Умерев в этом мире, мы предстанем пред небесным судом, и божественные судьи станут спрашивать о Торе, авода и мицвос(1). Если ответить на эти вопросы как следует, попадешь в Грядущий мир.
- И ты знаешь эти вопросы, ребе? - спросили ученики.
- Да.
- И знаешь, как отвечать?
- Да.
- И скажешь нам ответы?
- Вопросы одинаковы для всех. А отвечать каждый должен по-своему. Но я могу рассказать вам, что намерен говорить судьям я. Они спросят: "Ребе, изучал ли ты Тору так, как мог бы?" Я честно отвечу: "Нет". Потом спросят: "Ребе, до конца ли ты отдавался Богу в молитве?" И я снова честно отвечу: "Нет". И в третий раз спросят: "А соблюдал ли мицвос и при всякой ли возможности творил добрые дела?" Конечно, я отвечу: "Нет". И тогда мне скажут: "Что ж, выходит, ты не лжив. И уже хотя бы за это - добро пожаловать в Грядущий мир".
Должны ли мы сделать вывод, что ребе Элимелех пренебрегал изучением Торы, молился небрежно и не соблюдал заповеди? Вовсе нет. Да, он понимал, что никогда не занимался этим в полную силу. Осознание этого факта могло бы ввергнуть его в отчаяние. Он мог бы счесть себя недостойным Небес и предаться самоуничижению. И тем самым признал бы, что небесное блаженство можно заслужить и что он просто не сумел этого сделать. Но ребе Элимелех думал иначе: заслужить небесное блаженство невозможно. Все, что ты можешь, - быть честным с собой, не скрывать от себя правду.
Ребе Элимелех хорошо знал смысл слова дайвну - "достаточно". Всегда есть хоть одна недочитанная страница Талмуда; можно еще глубже погрузиться в молитву; задумать и свершить еще одно доброе дело. Однако мы не в силах делать всё и сразу. Все, что человек может, - это делать достаточно. Но кто тебе скажет, что ты сделал достаточно! Только ты сам. И пример ребе Элимилеха дает подсказку. Он отвечает на вопросы небесных судей без ложных сожалений. Ничего не отрицает и не оправдывается - просто приемлет свои недостатки. Если ты способен поступить так же, значит, ты достиг дайену. Не послужит ли это оправданием лени и даже безнравственности? Искать оправданий - значит не принимать ситуацию такой, какова она есть. Если твои претензии на дайену необоснованны - то есть ты не сделал все возможное в данных обстоятельствах, - значит, тебе недостает честности, смирения и доброты. А без них путь утерян - и в этом мире, и в Грядущем.
1. Тора, авода, мицвос. "Тора" - здесь в значении Письменного и Устного Законов, содержащихся в Библии и Талмуде. Авода - утренняя, полуденная и вечерняя молитвы. Мицвос - заповеди, данные Богом и толкуемые раввинами.
- И ты знаешь эти вопросы, ребе? - спросили ученики.
- Да.
- И знаешь, как отвечать?
- Да.
- И скажешь нам ответы?
- Вопросы одинаковы для всех. А отвечать каждый должен по-своему. Но я могу рассказать вам, что намерен говорить судьям я. Они спросят: "Ребе, изучал ли ты Тору так, как мог бы?" Я честно отвечу: "Нет". Потом спросят: "Ребе, до конца ли ты отдавался Богу в молитве?" И я снова честно отвечу: "Нет". И в третий раз спросят: "А соблюдал ли мицвос и при всякой ли возможности творил добрые дела?" Конечно, я отвечу: "Нет". И тогда мне скажут: "Что ж, выходит, ты не лжив. И уже хотя бы за это - добро пожаловать в Грядущий мир".
Должны ли мы сделать вывод, что ребе Элимелех пренебрегал изучением Торы, молился небрежно и не соблюдал заповеди? Вовсе нет. Да, он понимал, что никогда не занимался этим в полную силу. Осознание этого факта могло бы ввергнуть его в отчаяние. Он мог бы счесть себя недостойным Небес и предаться самоуничижению. И тем самым признал бы, что небесное блаженство можно заслужить и что он просто не сумел этого сделать. Но ребе Элимелех думал иначе: заслужить небесное блаженство невозможно. Все, что ты можешь, - быть честным с собой, не скрывать от себя правду.
Ребе Элимелех хорошо знал смысл слова дайвну - "достаточно". Всегда есть хоть одна недочитанная страница Талмуда; можно еще глубже погрузиться в молитву; задумать и свершить еще одно доброе дело. Однако мы не в силах делать всё и сразу. Все, что человек может, - это делать достаточно. Но кто тебе скажет, что ты сделал достаточно! Только ты сам. И пример ребе Элимилеха дает подсказку. Он отвечает на вопросы небесных судей без ложных сожалений. Ничего не отрицает и не оправдывается - просто приемлет свои недостатки. Если ты способен поступить так же, значит, ты достиг дайену. Не послужит ли это оправданием лени и даже безнравственности? Искать оправданий - значит не принимать ситуацию такой, какова она есть. Если твои претензии на дайену необоснованны - то есть ты не сделал все возможное в данных обстоятельствах, - значит, тебе недостает честности, смирения и доброты. А без них путь утерян - и в этом мире, и в Грядущем.
1. Тора, авода, мицвос. "Тора" - здесь в значении Письменного и Устного Законов, содержащихся в Библии и Талмуде. Авода - утренняя, полуденная и вечерняя молитвы. Мицвос - заповеди, данные Богом и толкуемые раввинами.
Обсуждения Небесный суд