Как писал выдающийся французский ученый Тейяр де Шарден, человек есть «эволюция, осознавшая саму себя». Это значит, что сегодня от сознательного отношения человека и человечества к объективным законам эволюции зависит и ход этой эволюции, ее восхождение от низшего к высшему.
Но человечеству до этого еще далеко. Именно сейчас деятельность человека довела все противоречия до предела и поставила человечество впервые перед страшным выбором: «Быть или не быть?». Быть для человечества обусловлено объединением и победой над агрессией, что знаменует переход общества на более высокий уровень его культурно-исторической эволюции. «Не быть», доведя разъединение до критической точки, ввергнет нас в хаос войны и прервет физическую, биологическую и, наконец, культурно-историческую эволюцию на планете Земля.
Забыв об основах, о своем назначении на Земле, человек нового века остановился на пути совершенствования своего сознания, он опошлил высшие стремления духа, осмеял их и стал духовным банкротом. Материализм отверг, исключил из жизни общества истинную веру в Бога, что приводит к духовным аномалиям, к невосполнимым потерям культуры общества.
Вместо идеи воссоединения людей под именем единого Бога, устремления к общему благу суеверные последователи различных религиозных учений стали превозносить только свою религию, что вело к кровавым конфликтам во имя того, кто осуждал убийство. В предшествовавшем ХХ веке, как никогда ранее, разгорелась религиозная и национальная нетерпимость, дойдя до победы фашистской идеологии.
Нетерпимость есть страшное зло. Она непременно содержит в себе ложь, так как скрывает правду. Человек, утверждающий, что, служа своему идеалу, он уничтожает все другое, есть разрушитель основ эволюции.
В ХХ веке ненависть между людьми приняла невиданные размеры, вражда старых родов предшествующих веков – детская игра в сравнении со злобою времен ХХ века, которая продолжается и в наши дни на отдельных территориях нашей Земли. Таких жестокостей, как в прошлом и в нашем веке, никогда в мире не было. Человеконенавистничество дошло до тотальных способов уничтожения, и многие люди нашего времени заражены агрессией, как страшной болезнью.
Мышление человека ХХ и ХХI веков оказалось отравленным ядом самомнения и злом, из-за чего нарушилось космическое равновесие. Черный слой зла и агрессии, последствия антиэкологичной деятельности человечества, окружая планету, становятся все более и более уплотненными. Атмосфера Земли, насыщенная этими слоями, образовала как бы кору, испещренную темными пятнами. Эта сфера, окружившая своими тисками Землю, в некотором смысле крепче камня.
Эта кора мешает питанию Земли высокими энергиями Космоса, ведет к ее изоляции. Лучи планет уже не могут пронизывать загрязненную сферу Земли. Удушливые газы, идущие от нагромождения низших слоев, отрезали Землю от миров, могущих помочь ей. Человечество своими деяниями закрыло доступ космическим силам в орбиту планеты.
Мы являемся свидетелями того, как каждый день усиливается напряжение среди людей и природы. Природа больна людским безумием. Все учащаются судороги планеты, уже можно видеть, как нарушены гармонические вибрации, и планета содрогается то от жары, то от холода, то от наводнений, то от пожаров или страшных ураганов.
По всему миру постоянно гремят взрывы, происходят аварии, катастрофы, сходят с пути железнодорожные составы, падают самолеты, горят леса, цеха и целые предприятия, рушатся шахты. Все это громкие «звонки» и едва различимые на слух «звоночки», сливаясь в единую тревожную какафонию, предупреждают нас о приближении к роковой черте.
Лишь некоторые дальновидные люди замечают эти предупреждения, но большинство все же ослеплено своим эгоизмом, своим безумием, они нарушают равновесие подземных сил и общими усилиями приближают всеобщую катастрофу. Однако, если люди не примут эти предупреждения, то скоро им придется испытать на себе действие подземного огня. Безумная, бездуховная деятельность человека, его агрессия вызовет возбуждение, выход огня на поверхность планеты. Ведь недаром в последнее время так часты стали на Земле землетрясения.
Единственный путь спасения человечества – в пробуждении его сознания. Люди ХХI века должны пробудиться от своего эгоизма, излечиться от агрессии, перестать утешаться пустыми иллюзиями. Настало время, когда человечеству, чтобы выжить, надо создать новую целостную всеобъемлющую концепцию человека во Вселенной, то есть по-новому решить проблему стратегии человеческой деятельности.
Многие сегодня все яснее ощущают необходимость немедленного действия, осознают, что нет иного выхода, как поиск конструктивного пути, ведущего к преодолению захлестнувшего нас кризиса. Многие понимают, что существует единственный путь выжить как для нашей страны, так и для всего человечества, – необходимость новых подходов ко многим прежним ценностям.
Новое мышление уже давно начало зарождаться в таинственных недрах нашего века и формироваться на полях его социальных, политических и исторических битв. Мысли о необходимости нового взгляда на мир, о переоценке ценностей витают в воздухе, охватывая все большее число людей, они все громче начинают звучать.
Но прежде, чем мы прислушаемся к ним и дадим позитивный ответ на вопрос: быть человечеству или не быть, мы должны понять причины, раскрыть механизм нравственного кризиса общества. Оглянемся вокруг. Увидев окружающее, невольно задаешься вопросом: что случилось с нашим обществом, со всеми нами? Где гордость, достоинство, доброта?
В чем истоки этого непонимания, дикой нетерпимости, агрессии, когда это началось? Почему мы стали считать ненавистными врагами всех, кто не такой, как мы. В нашей действительности исчезают такие важнейшие гуманистические понятия, как теплота человеческих отношений, внимание, любовь друг к другу, доброжелательность, веками вырабатывавшаяся терпимость.
Главной причиной потери человечности явилось, несомненно, то, что в современном обществе мы живем в атмосфере ханжества и постоянной лжи, в мире иносказаний: говорится одно, а подразумевается другое. Подобная иллюзорность сопровождает все области – социальную, экономическую, политическую.
Нам приходится продираться через частокол громких политических лозунгов, надуманных социологических классификаций и ярлыков, обдирая о них мозги и души. Тоталитарные государства (а по сути любое государство рано или поздно становится тоталитарным) порождают тотальное управление, а оно уничтожает человека как личность.
Потерявший веру к лучшее, живущий в удушающей атмосфере всеобщей лжи и страха, несвободный, разобщенный с другими людьми, потерявший свое лицо и лишенный искренних отношений человек в этих обстоятельствах просто не мог быть нравственным и гуманным. Государственный цинизм проникает в каждую несвободную от государства личность, а человек-винтик живет по инерции, не задумываясь о своей душе.
Иллюзорность всех провозглашенных государством ценностей порождает тотальное равнодушие к нравственной проблематике, когда добро и зло – «все стало тенью», когда чрезвычайно возрастают в силе и разнообразии греховные проявления человеческой природы: злобность, самодовольство, дикая гордость, мрак ума, безволие, безответственность, эгоизм.
И для самооправдания, для очистки совести – постоянный поиск врага, постоянный призыв бороться за что-то и с кем-то. Несправедливость, ханжество и цинизм нашего общества, неизбывная неустроенность нашего быта, нашей внешней жизни породили в людях какое-то «окаменелое нечувствие» к укорам совести, когда духовное подвижничество выглядит чем-то чуждым, «невыгодным» и даже враждебным.
Аморальные идеи, возводящие «негуманность» в принцип поведения и оправдывающие взгляд на другого человека как на средство достижения каких-то целей, способствовали ограничению или разрушению человеческих отношений. Понятия Чести, Достоинства, Совести стали пустыми лозунгами, а «мерилом жизни» огромного большинства людей стали только материальные интересы.
При этом утратилась способность мыслить о коренных вопросах бытия, о собственной душе, о ее совершенствовании, и выросло общество совершенно невежественных в общекультурном отношении, бездуховных людей. Тоталитарное государство отняло у человека истинное понимание свободы и любви, примирения со всем окружающим.
Идеология материального благополучия воспитывает народы не на любви ко всему живущему, а на классовой ненависти, презрении к «предрассудкам» и среди них – к бескорыстной любви. И постепенно из жизни людей уходит любовь – родителей к детям, детей к родителям, жен к мужьям, доброжелательность и нежность людей друг к другу.
И постепенно в нечеловеческих условиях человек начал превращаться в зверя, и звериное в нем пробуждается в результате вынужденной покорности, безответственности, несправедливости. Но человеку трудно, почти невозможно жить постоянно в неволе, в этом безлюбовном, несправедливом, грубом и жестоком мире. И он или впадает в звериное состояние или угасает медленной смертью, деградирует. Теряет чувство самосохранения, волю к жизни.
И это превращение усугубляется в наши дни, когда происходит распад прежних государственных систем, наступает идеологический, экономический, социальный и экологический кризис, когда все старое разрушается, и перестают действовать хоть какие-либо законы.
И когда нынешняя волна разрушения ложных ценностей походя задевает и ценности подлинные, она, к сожалению, часто попадает на почву, густо удобренную нашим невежеством, нигилизмом полузнания, дремучим провинциализмом. Все это также влечет за собой падение нравственности.
Девальвация моральных ценностей, невиданный упадок общества, нетерпимость в наше время, в эпоху разрушения старых стереотипов, приняли невиданные размеры. Невиданные размеры приняла и ненависть между людьми, и до невиданных размеров доведены нетерпимость и агрессия.
Это и есть главное следствие духовного кризиса общества. Но зло разрушительно – оно наказывает самого человека. Этот процесс одичания, духовного омертвления общества может привести к еще более страшной катастрофе, которую не смогут предотвратить никакие социальные, экономические и политические реформы.
Более того, при таком нравственном состоянии общества эти реформы вообще не пойдут, захлебнуться. Подобная деградация общества не может измениться, пока не изменятся обстоятельства, ее вызывающие. Но изменить их могут только люди, то есть мы сами, живущие в этих обстоятельствах. Таким образом, ни гениальный президент, ни мудрый парламент, а мы сами – народ, само наше общество – должны найти выход – стратегию выживания.
Продолжение следует
Обсуждения Мы стоим перед выбором - быть или не быть.... Часть вторая