Февраль-июнь 1848: опьянение революцией, невероятная жизнеспособность, освобождение от уз социума, ощущение полной своей неуязвимости для «старого мира», демоническая власть над стихией разрушения, ясность целей освобождения человеческого духа – руководило М. Бакуниным.
Я вставал в пять, в четыре часа поутру, а ложился в два; был целый день на ногах, участвовал решительно во всех собраниях, сходбищах, клубах, процессиях, прогулках, демонстрациях; одним словом, втягивал в себя всеми чувствами, всеми порами упоительную революционную атмосферу. И нес эгалитаристские и революционные идеи в казармах монтаньяров.
Кто ломал тогда французскую «девственность» – неужели только франко-социа¬листы? А может - революционные «пассионарии». Вдруг стало понятно, что есть некая культура «андеграунда», где идеи бунта и террора развиваются обвально в маргинальной среде. И культура «буржуа», с ее мельтешащей, как вымпелы на ветру, зрелищностью и, якобы, доступностью «красивой жизни» - ничего не может изменить в этой среде. «Нет» – иллюзиям современного благополучного буржуазного общества! Трещит по швам лоскутное «космополитичное» одеяло Европы.
…Буржуазные позитивисты – это люди комильфо, а не скандалисты. Они ненавидят революции и революционеров. Они не хотят ничего разрушать, и, будучи уверены, что их час придет, они спокойно ждут, что противные им вещи и люди разрушатся сами собой. В ожидании они «mezza voce» ведут настойчивую пропаганду, притягивая к ней более или менее доктринерские и антиреволюционные натуры.
Кто такие маргиналы? Я не рассматриваю тут все их типы. Оторванные от владения землей, истоков жизни на данной территории, по большому счету - от Отечества, а с ним - и от Бога, ведь «Отец нам - ВСЕМ заповедовал землю, чтобы мы размножались и процветали». Народы понимают это, защищая свое право на землю и женщин от захватчиков. Отсюда - атеизм.
Маргиналы оторваны и от собственности, привязывающей к социуму, а с ним - к национальному единству деловых людей, буржуазии, и от работы, как средства существования для плебса. Отсюда - интернационализм.
Маргиналы активно оттесняются от права на голос, от традиционных средств коммуникации социума, от консолидации сторонников своего мировоззрения…. Отсюда их тайные революционные общества.
Вырванные с корнем из социума, маргиналы, загнанные владельцами земли в тупик, - что они будут делать?
Обезличивая людей с разной культурной и моральной ориентацией, создавая армию обездоленных, готовят горючий материал для будущей войны.
… Эта неумеренность, это неповиновение, этот бунт человеческого ума против всякого навязанного предела - либо во имя господа Бога, либо во имя науки - составляют его честь, тайну его силы и его свободы. Именно домогаясь невоз¬можного, иного, человек всегда осуществлял и распознавал возмож¬ное, а те, которые благоразумно ограничились тем, что каза¬лось им возможным, никогда не продвинулись вперед ни на один шаг.
В аполитичном «христианском» мире Запада на улицу вышла новая сила, противостоящая и убаюкивающей идеологии политизированной религии – христианства, - и буржуазной безалаберности кастрированного Социума. Это выглядит как возврат к живым архаическим основам завоевания жизненного пространства, противостоящих традиционным институтам современного национального государства. Преддверие глобального теократического государства на основе наиболее активной идеологии - последовательной монотеистической религии, масонства, или всеобщей революции, разрушающей любые государства?
Почему всполошились Петербуржские власти в связи с «погромами» в Париже? Они кричат о том, что были запланированы революции для всей Европы. О, да - и они прокатились волной кровавых бунтов: 24 февраля 1848 г. в Париже, 1 марта в Бадене, 7 - 8 марта в Берлине, 12 - 15 марта в Вене, 13 марта в Парме, 18 - 22 марта в Венеции, 10 апреля в Лондоне, 7 мая в Испании, 15 мая в Неаполе, 12 июня в Праге, 27 - 30 июля в Хорватии. Точно так же 64 бунта в этот год «самопроизвольно вспыхнули» по всей России. Что они вдруг увидели в пожарах на улицах благополучных европейских городов? Неуправляемость событий. Недавние погромы и баррикады «маргинальных» революционеров на улицах Парижа, это ли «бессмысленный бунт» работников из пригородов столицы?
…Я же рассчитывал на более продолжительный прилив движения. Я ошибся в расчете: отлив наступил раньше, чем я ожидал…
Архитектура еще не нашла нового божества, которому она могла бы воздвигать храмы, и должна довольствоваться постройкой теплых и удобных зал для болтающих парламентов.
…Мир столь плохо устроен, что разумный и честный человек не может не бороться против существующих общественных систем.
В политике, теологии и юриспруденции - буржуа должны перестать править, должны быть радикально искоренены из челове¬ческого общества – такова цена его спасения, его освобождения, его окон¬чательной гуманизации, – тогда как научные абстракции, напротив, должны занять свое место не для того, чтобы править, в соответствии с губительной для свободы мечтой философов-позитивистов, но для того, чтобы освещать его спонтанное и живое развитие.
Наука – это лишь всегда неполная и несовершенная абстракция этого движения. Если бы она стремилась навязать себя ему как отвлеченная доктрина, как правительственная власть, она бы его обеднила, извратила и парализовала.
…Священники, политики, юристы, экономисты и ученые должны пере¬стать управлять народными массами. Весь прогресс будущего – здесь. Это жизнь и движение жизни, индивидуальное и социальное действие людей, которым дана полная свобода. Это абсолютное затухание самого принципа власти.
Таким образом, у социальной массы не будет больше вне ее, так называемой - абсолютной истины, которая ее направляет и ею правит, будучи представленной индивидами, очень заинтересованными в том, чтобы сохранить науку исключительно в своих руках, потому что она дает им могущество, а с могуществом – богатство, возможность жить трудом народ¬ной массы.
Так ли, «бессмыслен» бунт «пассионарных» маргиналов?
…Бога нет, и его существование совершенно не¬возможно, так как оно несовместимо с нравственной точки зре¬ния с имманентностью, или, говоря еще более ясно, с самим существованием справедливости, а с материальной точки зрения – с имманентностью, или существованием естест¬венных законов, или каким-либо порядком в мире - оно несо-вместимо даже с самим существованием мира.
Кто первый вернется к архаическим основам всеобщей религиозности - к ее пассионарности, анархисты-революционеры или масонские партии Америки и Европы? Мир, двигая телесами, жаждет сильного Хозяина и идеологии Вселенского «Царствия Божьего», и как сказал Прудон, - пора «Царствие Божие» воплотить в реальность. Прудон был прав, когда говорил, что социализм не ставит другой задачи, кроме как рационально и действительно реализовать на земле иллюзорные и мистические обещания, осуществление которых отослано религией на небо. Эти обещания сводятся к следующему: благосостояние, полное развитие всех человеческих способностей, свобода в равенстве и в мировом братстве. А ему, предлагают в качестве Иллюзии Единства Мира – жалкий буржуазный «прожект» обветшалых «гобеленов» - в виде «Декларации независимости Америки», или лозунги: «Свобода, Равенство, Братство» Старой буржуазной Французской Революции, – за которыми ничего и никто не стоит! Кто первый найдет рычаг Единства мира, какая Единственная Истина восторжествует – вот поиски современных революционеров. Сплотить этот мир в одну непобедимую, всесокрушающую силу – в этом вся анархистская организация, конспирация и задача.
Кто ломал тогда французскую «девственность» – неужели только франко-социа¬листы? А может - революционные «пассионарии». Вдруг стало понятно, что есть некая культура «андеграунда», где идеи бунта и террора развиваются обвально в маргинальной среде. И культура «буржуа», с ее мельтешащей, как вымпелы на ветру, зрелищностью и, якобы, доступностью «красивой жизни» - ничего не может изменить в этой среде. «Нет» – иллюзиям современного благополучного буржуазного общества! Трещит по швам лоскутное «космополитичное» одеяло Европы.
…Буржуазные позитивисты – это люди комильфо, а не скандалисты. Они ненавидят революции и революционеров. Они не хотят ничего разрушать, и, будучи уверены, что их час придет, они спокойно ждут, что противные им вещи и люди разрушатся сами собой. В ожидании они «mezza voce» ведут настойчивую пропаганду, притягивая к ней более или менее доктринерские и антиреволюционные натуры.
Кто такие маргиналы? Я не рассматриваю тут все их типы. Оторванные от владения землей, истоков жизни на данной территории, по большому счету - от Отечества, а с ним - и от Бога, ведь «Отец нам - ВСЕМ заповедовал землю, чтобы мы размножались и процветали». Народы понимают это, защищая свое право на землю и женщин от захватчиков. Отсюда - атеизм.
Маргиналы оторваны и от собственности, привязывающей к социуму, а с ним - к национальному единству деловых людей, буржуазии, и от работы, как средства существования для плебса. Отсюда - интернационализм.
Маргиналы активно оттесняются от права на голос, от традиционных средств коммуникации социума, от консолидации сторонников своего мировоззрения…. Отсюда их тайные революционные общества.
Вырванные с корнем из социума, маргиналы, загнанные владельцами земли в тупик, - что они будут делать?
Обезличивая людей с разной культурной и моральной ориентацией, создавая армию обездоленных, готовят горючий материал для будущей войны.
… Эта неумеренность, это неповиновение, этот бунт человеческого ума против всякого навязанного предела - либо во имя господа Бога, либо во имя науки - составляют его честь, тайну его силы и его свободы. Именно домогаясь невоз¬можного, иного, человек всегда осуществлял и распознавал возмож¬ное, а те, которые благоразумно ограничились тем, что каза¬лось им возможным, никогда не продвинулись вперед ни на один шаг.
В аполитичном «христианском» мире Запада на улицу вышла новая сила, противостоящая и убаюкивающей идеологии политизированной религии – христианства, - и буржуазной безалаберности кастрированного Социума. Это выглядит как возврат к живым архаическим основам завоевания жизненного пространства, противостоящих традиционным институтам современного национального государства. Преддверие глобального теократического государства на основе наиболее активной идеологии - последовательной монотеистической религии, масонства, или всеобщей революции, разрушающей любые государства?
Почему всполошились Петербуржские власти в связи с «погромами» в Париже? Они кричат о том, что были запланированы революции для всей Европы. О, да - и они прокатились волной кровавых бунтов: 24 февраля 1848 г. в Париже, 1 марта в Бадене, 7 - 8 марта в Берлине, 12 - 15 марта в Вене, 13 марта в Парме, 18 - 22 марта в Венеции, 10 апреля в Лондоне, 7 мая в Испании, 15 мая в Неаполе, 12 июня в Праге, 27 - 30 июля в Хорватии. Точно так же 64 бунта в этот год «самопроизвольно вспыхнули» по всей России. Что они вдруг увидели в пожарах на улицах благополучных европейских городов? Неуправляемость событий. Недавние погромы и баррикады «маргинальных» революционеров на улицах Парижа, это ли «бессмысленный бунт» работников из пригородов столицы?
…Я же рассчитывал на более продолжительный прилив движения. Я ошибся в расчете: отлив наступил раньше, чем я ожидал…
Архитектура еще не нашла нового божества, которому она могла бы воздвигать храмы, и должна довольствоваться постройкой теплых и удобных зал для болтающих парламентов.
…Мир столь плохо устроен, что разумный и честный человек не может не бороться против существующих общественных систем.
В политике, теологии и юриспруденции - буржуа должны перестать править, должны быть радикально искоренены из челове¬ческого общества – такова цена его спасения, его освобождения, его окон¬чательной гуманизации, – тогда как научные абстракции, напротив, должны занять свое место не для того, чтобы править, в соответствии с губительной для свободы мечтой философов-позитивистов, но для того, чтобы освещать его спонтанное и живое развитие.
Наука – это лишь всегда неполная и несовершенная абстракция этого движения. Если бы она стремилась навязать себя ему как отвлеченная доктрина, как правительственная власть, она бы его обеднила, извратила и парализовала.
…Священники, политики, юристы, экономисты и ученые должны пере¬стать управлять народными массами. Весь прогресс будущего – здесь. Это жизнь и движение жизни, индивидуальное и социальное действие людей, которым дана полная свобода. Это абсолютное затухание самого принципа власти.
Таким образом, у социальной массы не будет больше вне ее, так называемой - абсолютной истины, которая ее направляет и ею правит, будучи представленной индивидами, очень заинтересованными в том, чтобы сохранить науку исключительно в своих руках, потому что она дает им могущество, а с могуществом – богатство, возможность жить трудом народ¬ной массы.
Так ли, «бессмыслен» бунт «пассионарных» маргиналов?
…Бога нет, и его существование совершенно не¬возможно, так как оно несовместимо с нравственной точки зре¬ния с имманентностью, или, говоря еще более ясно, с самим существованием справедливости, а с материальной точки зрения – с имманентностью, или существованием естест¬венных законов, или каким-либо порядком в мире - оно несо-вместимо даже с самим существованием мира.
Кто первый вернется к архаическим основам всеобщей религиозности - к ее пассионарности, анархисты-революционеры или масонские партии Америки и Европы? Мир, двигая телесами, жаждет сильного Хозяина и идеологии Вселенского «Царствия Божьего», и как сказал Прудон, - пора «Царствие Божие» воплотить в реальность. Прудон был прав, когда говорил, что социализм не ставит другой задачи, кроме как рационально и действительно реализовать на земле иллюзорные и мистические обещания, осуществление которых отослано религией на небо. Эти обещания сводятся к следующему: благосостояние, полное развитие всех человеческих способностей, свобода в равенстве и в мировом братстве. А ему, предлагают в качестве Иллюзии Единства Мира – жалкий буржуазный «прожект» обветшалых «гобеленов» - в виде «Декларации независимости Америки», или лозунги: «Свобода, Равенство, Братство» Старой буржуазной Французской Революции, – за которыми ничего и никто не стоит! Кто первый найдет рычаг Единства мира, какая Единственная Истина восторжествует – вот поиски современных революционеров. Сплотить этот мир в одну непобедимую, всесокрушающую силу – в этом вся анархистская организация, конспирация и задача.
Обсуждения Маргиналы и революция в Париже, Глава 17