2
Я встретил его случайно. Это был обычный человек, ничем не привлекательный меланхолик. Я познакомился с ним в церкви, как это не странно, учитывая, что впоследствии он поколебал во мне все условности жизни. Это была новая, недавно построенная церковь, и мне было интересно взглянуть на неё.
Люди в своём ничтожестве осмеливаются думать, что если они раз или два в год посетят церковь, попросят чего-нибудь у Бога, поставят свечку и перекрестятся, то все их смертельные грехи непременно будут прощены, а душа очистится. Для успокоения собственного самолюбия этого достаточно и некоторые люди вообще начинают думать, что делают Богу одолжение, когда приходят помолиться в храм. Хотя никто не отрицает благотворного влияния церковных стен на организм человека. Так вот, заблуждение человека о прощении всех грехов так же очевидно, как и заблуждение тех самых бабушек, которые работают в церкви (продают свечи, иконки, крестики, убирают помещения) в том, что за их работу в храме место на небесах для них уже зарезервировано. Поэтому, иногда они ведут себя надменно, причисляя себя чуть ли не к лику святых, по отношению к посетителям.
Я молча стоял перед иконой Николая Чудотворца и со стороны могло показаться, что я решаю для себя тяжёлые нравственные задачи. Но мысли мои витали далеко, как будто я вообще был не в церкви. Краем глаза я заметил человека, который также стоял в задумчивости неподалёку. От пропитанного ладаном воздуха у меня начала болеть голова и я собрался было уходить, но вдруг встретился глазами с этим человеком. Он приветливо улыбнулся и неспешно подошёл ко мне.
— Не помешаю?..— вполголоса поинтересовался незнакомец. Я внимательно посмотрел на него. Выше среднего роста, худощавый человек. Серые глаза, тёмные волосы. Ничего особенного и всё же было в его взгляде что-то такое, что заставило меня дружелюбно ответить:
— Нисколько.
Мне не хотелось показаться глубоко верующим человеком. Мне почему-то казалось, что если человек молится, то он показывает свои слабые стороны.
— Нисколько,— повторил я,— я пришёл поставить свечу за упокой...
— Вы кого-то потеряли? — с участием спросил он.
— Это было давно.
Мы помолчали.
— Обратите внимание на эти образа,— неожиданно предложил он. Я взглянул на изображение сурового и мудрого Спасителя, и промолвил:
— Впечатляет.
Он удивлённо взглянул на меня:
— Вы, конечно, шутите?
— О чём вы?
— Изображения Иисуса Христа не более чем плод воображения художников, художественный вымысел.
«Действительно,— поймал я себя на мысли,— мы привыкли видеть Христа красивым молодым человеком, с русыми, длинными прямыми волосами, с пробором посередине головы, с аккуратной бородкой...»
Незнакомец, казалось, услышал мои размышления и продолжил:
— Прочтите внимательно Новый Завет — в нём нет ни слова о внешности Христа, хотя он главная фигура в книге. Я не отрицаю исторического существования Иисуса, но есть гипотеза, что авторы евангелий ничего не знали о его внешнем облике, так как описывали события, очевидцами которых не были.
— Интересное предположение...— только и смог произнести я в удивлении.
— Ещё бы! Прежде всего Иисус был человеком. Если бы от него исходило Божественное сияние, вряд ли бы над ним издевались, а потом распяли. Одно можно сказать с уверенностью — одевался он хорошо.
Я ошарашенно посмотрел не него. Он улыбнулся и сказал:
— Иначе римские солдаты не спорили и не бросали бы жребий за его одежду.
К нам подошла служительница храма и попросила говорить потише. Незнакомец поманил меня рукой и мы вышли из церкви на свежий воздух. Осеннее солнце едва нас согревало.
— Вы изучаете священное писание? — спросил я.
— Нет, ну что вы! Мне хватило прочесть Библию один раз, чтобы понять, что эта книга полна противоречий и ошибок, и вообще она похожа на сборник метафор. Тому, кто не умеет читать между строк, лучше не открывать эту книгу. Кто воспринимает прочитанное в ней буквально, тот становится религиозным фанатиком.
— Но вы верите в Бога, иначе зачем вы пришли в церковь?
— Я не верю в Бога, а церковь мне нравится тем, что здесь можно остаться наедине с собой и погрузиться в свои мысли. Кажется, этого я вам не дал сделать, простите мне мою несдержанность. Меня зовут Михаил...
Он протянул мне свою руку.
— Матвей,— ответил я.
— Что ж,— вздохнул он,— мне пора. Город у нас небольшой, может ещё и встретимся где-нибудь. Удачи.
— До свиданья.
Я бы не придал этой мимолётной встрече внимания, если бы мне не пришлось встретиться с этим Михаилом ещё раз. В тот день я немного прогулялся по осеннему городу и вернулся домой.
Я встретил его случайно. Это был обычный человек, ничем не привлекательный меланхолик. Я познакомился с ним в церкви, как это не странно, учитывая, что впоследствии он поколебал во мне все условности жизни. Это была новая, недавно построенная церковь, и мне было интересно взглянуть на неё.
Люди в своём ничтожестве осмеливаются думать, что если они раз или два в год посетят церковь, попросят чего-нибудь у Бога, поставят свечку и перекрестятся, то все их смертельные грехи непременно будут прощены, а душа очистится. Для успокоения собственного самолюбия этого достаточно и некоторые люди вообще начинают думать, что делают Богу одолжение, когда приходят помолиться в храм. Хотя никто не отрицает благотворного влияния церковных стен на организм человека. Так вот, заблуждение человека о прощении всех грехов так же очевидно, как и заблуждение тех самых бабушек, которые работают в церкви (продают свечи, иконки, крестики, убирают помещения) в том, что за их работу в храме место на небесах для них уже зарезервировано. Поэтому, иногда они ведут себя надменно, причисляя себя чуть ли не к лику святых, по отношению к посетителям.
Я молча стоял перед иконой Николая Чудотворца и со стороны могло показаться, что я решаю для себя тяжёлые нравственные задачи. Но мысли мои витали далеко, как будто я вообще был не в церкви. Краем глаза я заметил человека, который также стоял в задумчивости неподалёку. От пропитанного ладаном воздуха у меня начала болеть голова и я собрался было уходить, но вдруг встретился глазами с этим человеком. Он приветливо улыбнулся и неспешно подошёл ко мне.
— Не помешаю?..— вполголоса поинтересовался незнакомец. Я внимательно посмотрел на него. Выше среднего роста, худощавый человек. Серые глаза, тёмные волосы. Ничего особенного и всё же было в его взгляде что-то такое, что заставило меня дружелюбно ответить:
— Нисколько.
Мне не хотелось показаться глубоко верующим человеком. Мне почему-то казалось, что если человек молится, то он показывает свои слабые стороны.
— Нисколько,— повторил я,— я пришёл поставить свечу за упокой...
— Вы кого-то потеряли? — с участием спросил он.
— Это было давно.
Мы помолчали.
— Обратите внимание на эти образа,— неожиданно предложил он. Я взглянул на изображение сурового и мудрого Спасителя, и промолвил:
— Впечатляет.
Он удивлённо взглянул на меня:
— Вы, конечно, шутите?
— О чём вы?
— Изображения Иисуса Христа не более чем плод воображения художников, художественный вымысел.
«Действительно,— поймал я себя на мысли,— мы привыкли видеть Христа красивым молодым человеком, с русыми, длинными прямыми волосами, с пробором посередине головы, с аккуратной бородкой...»
Незнакомец, казалось, услышал мои размышления и продолжил:
— Прочтите внимательно Новый Завет — в нём нет ни слова о внешности Христа, хотя он главная фигура в книге. Я не отрицаю исторического существования Иисуса, но есть гипотеза, что авторы евангелий ничего не знали о его внешнем облике, так как описывали события, очевидцами которых не были.
— Интересное предположение...— только и смог произнести я в удивлении.
— Ещё бы! Прежде всего Иисус был человеком. Если бы от него исходило Божественное сияние, вряд ли бы над ним издевались, а потом распяли. Одно можно сказать с уверенностью — одевался он хорошо.
Я ошарашенно посмотрел не него. Он улыбнулся и сказал:
— Иначе римские солдаты не спорили и не бросали бы жребий за его одежду.
К нам подошла служительница храма и попросила говорить потише. Незнакомец поманил меня рукой и мы вышли из церкви на свежий воздух. Осеннее солнце едва нас согревало.
— Вы изучаете священное писание? — спросил я.
— Нет, ну что вы! Мне хватило прочесть Библию один раз, чтобы понять, что эта книга полна противоречий и ошибок, и вообще она похожа на сборник метафор. Тому, кто не умеет читать между строк, лучше не открывать эту книгу. Кто воспринимает прочитанное в ней буквально, тот становится религиозным фанатиком.
— Но вы верите в Бога, иначе зачем вы пришли в церковь?
— Я не верю в Бога, а церковь мне нравится тем, что здесь можно остаться наедине с собой и погрузиться в свои мысли. Кажется, этого я вам не дал сделать, простите мне мою несдержанность. Меня зовут Михаил...
Он протянул мне свою руку.
— Матвей,— ответил я.
— Что ж,— вздохнул он,— мне пора. Город у нас небольшой, может ещё и встретимся где-нибудь. Удачи.
— До свиданья.
Я бы не придал этой мимолётной встрече внимания, если бы мне не пришлось встретиться с этим Михаилом ещё раз. В тот день я немного прогулялся по осеннему городу и вернулся домой.
Обсуждения Марево сумерек. Глава 2
Буду ждать продолжения.
С теплом. ЕН