Жизнь нам дарит весною
цветущий початок маиса.
Он, огненно-рыжий,
для нас светоносен,
и нам драгоценные бусы
цветущий початок маиса.
Он, огненно-рыжий,
для нас светоносен,
и нам драгоценные бусы
на шею повесит
сознание верности дружбой
сплоченных сердец. (Кецаль и голубь. Поэзия науа, майя, кечуа.)
Маис, кукуруза, тонакайотль, царица полей, пища богов—все это имена одного и того же растения, не без основания представленного, по научной классификации, семейством злаковых и составляющим основание пирамиды питания человека. Но самым древним, а поэтому приближенным к условиям его существования, одновременно обладающим пониманием и отражающим его роль в жизни человека является имя тонакайотль, что в переводе с индейского языка науатль, означает «плоть наша». Такое, в современном представлении, дикое и непонятное название обозначает, помимо видения, причем не только сущности этого злака, древними цивилизациями, некую ось, вокруг которой, для простоты будем называть их индейцами, эти древние люди достаточно успешно, (а это доказанный факт), вылепляли своими гибкими руками культуру, которая впоследствии приобретет статус цивилизации*. Для противопоставления можно заметить, что у современной цивилизации осью является медный кабель, напряжением в 220 вольт, а если присмотреться более внимательно, ось эта является иглой, загнанной достаточно глубоко, по которой течет известная даже школьнику сила, называемая электро-магнетизмом. Ось для культуры означает центрирование, которое благоприятствует развитию, а не уходу в сторону, с образованием огромной дыры в её тонкой ткани. «Плоть наша»—почему древние индейцы так прозвали именно этот вид растений? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо понимать каким мировосприятием или видением обладали индейцы. Представим центральную Америку 4000 лет назад. Ужасающие непроходимые тропики с ядовитыми змеями, отсутствие GPS навигации, модных игровых приставок, джипов, палящее солнце, неожиданно сменяющиеся мощными ливнями, грозные вулканы, ягуары, кайманы, кричащие птицы и стоящий посреди этого город с несколькими десятками тысяч человек. Орешки, бананы, фрукты очень хороши, но лишь как дополнение к чаю или какао;обезьяны, кайманы, тапиры, как необходимый источник белка, находятся в труднодоступных лесах; хлеба, который мог бы храниться в виде муки или готового продукта в таких условиях тоже нет. Без постоянного источника питания, который мог бы быть одомашнен, у общества нет перспектив. Значит, нет и культуры и цивилизации. Общество, в таком случае, будет представлять собой малочисленные группы людей, борющихся за выживание в суровых условиях. И тут появляется маис (для простоты в дальнейшем будем назвать его именно так), содержащий важные витамины и микроэлементы, двумя— тремя початками которого можно наесться на целый день и в тоже время урожай которого можно снимать 4 раза в год! В кодексе Leyenda de los soles(Легенда о Солнцах) говориться, что сами боги преподнесли золотые зерна в дар человеку. Так как термин бог или боги, имеет достаточно древнее происхождение, нам сложно понять, разобраться какое явление он все-таки выражал, ибо наше восприятие его в основном искажено, мы продолжим рассказ о роли маиса в жизни людей. Итак, появляется новый вид деятельности и организации человека—земледелие, это влечет за собой появление или развитие животноводства, колеса, деревянных, а затем и железных орудий земледелия, рынка, литейных мастерских, кузнечного дела, ведущие в «бронзовый», а затем и в «железный век». С высокой долей вероятности можно утверждать, что практически все мезоамериканские цивилизации—ольмекская культура, цивилизация майя, цивилизация ацтеков и др.—обязаны своим появлением и расцветом прежде всего кукурузе—именно она легла в основу высокопродуктивного земледелия, без которого не могло возникнуть развитое общество. Из маиса получали сахарный сироп, муку, хлеб, крахмал, алкоголь, масло, количество блюд из него достигало двухсот. Листья и стебли шли на различные бытовые нужды, ими наполняли матрасы, использовали для производства одежды и обуви. Помимо пищевой ценности кукуруза имеет и другое качество. Это хорошая кормовая культура; самый лучший силос—из кукурузы, также из стеблей кукурузы изготавливают кормовую муку. Получив такую простую в обработке, сытную пищу, древние индейцы начали осваивать ремесла, пришли к оседлому образу жизни, появились города и искусства, а в это время в Европе еще бродили дикие племена. В безлесных районах высушенные стебли кукурузы служили топливом. После сжигания зола служила хорошим минеральным удобрением. Так как зола содержала в основном поташ, то население использовало ее так же, как моющее средство для стирки белья. Маис можно по праву назвать химическим комбинатом в миниатюре. В нём избирательно накапливается и перерабатывается четверть элементов периодической системы Менделеева. Для этого достаточно сделать химический анализ составляющих зерна. Здесь есть калий и фосфор, магний и кальций, сера и натрий, железо и алюминий, медь и мышьяк, никель и кобальт, бром и даже золото. Также в зернах содержится более 18 различных аминокислот. В кукурузе содержится наиболее ценный из каротинов провитамин А. Современные исследования показали, что в этом злаке содержатся такие важные витамины, как A, B, C, E, B9, В3, В1.
Таков антропологический взгляд автора на эту культуру. Но для индейцев этот злак не был химическим комбинатом и поэтому вопрос названия «плоть наша» остаётся пока открытым. Итак, переходя на другой уровень мышления с вышеизложенного, рационального на интуитивный, и сохраняя между ними нерушимый мост, попытаемся еще раз рассмотреть эту картину, под другим углом, отбросив в сторону временные рамки.
Кетцалькоатль, один из главных богов почти всей древней центральной Америки. На языке науатль Кетсаль— небольшая птица, являет собой древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе. Коатль обознает змею. Так что звучало имя этого божества как Пернатый змей. Феномен культа змеи не является целью и он не дает ответа на наш сегодняшний вопрос, поэтому, как и символизм птицы оставляем его на своём месте нетронутыми лучом внимания. Главенство и личность Кетцалькоатля также не имеет с рассказом один и тот же уклон , поэтому просто скажем, что он сделал непосредственно людям. По легенде он сотворил (восстановил) человека, дал ему зерно маиса, открыл медицину, изобрел календарь и он был одним из четырёх богов, представляющих четыре стороны света, которые правили миром. Главный (почему он был таким автору неизвестно)—черный Тецкатлипока распоряжался рождением и смертью людей, знал все о каждом и внушал священный ужас. Это был бог звездного неба и ночного ветра, и его земным воплощением был ягуар. Ему противостоял Белый Тецкатлипока—тот самый Кецалькоатль, Пернатый Змей, бог добра и света, защитник и благодетель людей. Красный Тецкатлипока был богом Весны, и Голубым Тецкатлипокой был не кто иной, как зловещий Уицилопочтли, воинствующий бог Солнца, чьи указания выполнялись беспрекословно. Перечисление качеств этих четырех божеств достаточно, чтобы понять, что являла собой жизнь древнего человека Мезоамерики. Судьбу, смерть уравновешивал защитник, который не давал смерти быть властительницей мира, а жизнь была подчинена законам природы, регламентирующими смену ночи и дня, количество урожаев в год, цветение, плодоношение деревьев и собственно общее состояние человека. В таких достаточно бескомпромиссных условиях, индеец ощущал подлинную связь с миром разрушения и созидания. Он знал, что маис, прежде чем погибнет обязательно даст семя, для того чтобы из этого семени в свою очередь появился новый маис. В этом важном аспекте жизненности, индеец и маис были абсолютно похожи, поэтому и считали себя сделанными из одного теста. Тем, кто понимает, о чем говориться в этих строчках, не нужно объяснять источник понятия «теста», а также аналогию ближайших визуальных подтверждений своих ощущений. Смысл прост, в тоже время глубок, что человек дар природы, вышедший из неё, родившийся как прекрасный и незаменимый початок маиса, из своих скрывающих это золото блеска листьев. Вообще культ солнца, самый мудрый, действенный, если так можно выразиться. Солнце, прежде всего, даёт энергию, необходимую для роста, развития, многообразия жизни, а остальные компоненты, такие как ветер, луна, вода, её регламентируют. Конечно же, сложно в таком вопросе отделять одно от другого, но все-таки, солнце, тепло, свет, прежде всего, создают именно это бесконечное многообразие. И вот, где-то на равнинах современного Перу появляется золотой подарок-путешественник из ядра Земли, являющийся прямым даром и источником пищи. Что видит перед собой древний человек? Он видит схожесть золотистого цвета початка маиса и Солнца. Он понимает, что это дар богов, так как воочию убеждается в четкой связи между Солнцем и маисом, между Небом и Землёй. Он чувствует смерть, он чувствует дыхание жизни, он чувствует колоссальность происходящего в этот момент с ним и хрупкость своей жизни. На него безжалостно и грозно смотрит Солнце, в лесах прячутся ягуары, кричат обезьяны, но в тоже время он понимает, что Кетцалькоатль его защитник, он понимает, что засеяв поле и собрав урожай он будет сыт, доволен и рад тому, что у него есть копьё, железо, лук, что он не один, что ягуар в лесу, теперь должен будет отступить, а обезьяна запросто попасть в маисовый суп. Также, глядя на початок, он осознает что весь пантеон богов сейчас находиться рядом, что небо со звездами всё же не падает ему на голову, что острый серп в руках у него, а не у того мелкого каймана и поэтому свой первый урожай маиса он преподнесёт в жертву богу плодородия, дождя и урожая. Он не ощущает себя частью или единицей—он ощущает себя свидетелем грандиозного, фантастического явления заботы Земли, великолепия Неба, сущности Огня, и блаженства Воды.
---------------------------------------------------------------------
*Цивилизация-определение У. Адамса
Цивилизацию создает уровень развития общества, для которого характерны наличие развитой технологии, хозяйственной специализации, производство предметов роскоши, торговля на дальние расстояния, централизованное управление экономикой, социальная стратификация, города или крупные административные центры, развитые правовые институты, постоянные армии, военные ведомства, специализация вооружений, государственная форма правления, религия олимпийского или монотеистического типа, кодифицированная история, монументальная архитектура и искусство.
сознание верности дружбой
сплоченных сердец. (Кецаль и голубь. Поэзия науа, майя, кечуа.)
Маис, кукуруза, тонакайотль, царица полей, пища богов—все это имена одного и того же растения, не без основания представленного, по научной классификации, семейством злаковых и составляющим основание пирамиды питания человека. Но самым древним, а поэтому приближенным к условиям его существования, одновременно обладающим пониманием и отражающим его роль в жизни человека является имя тонакайотль, что в переводе с индейского языка науатль, означает «плоть наша». Такое, в современном представлении, дикое и непонятное название обозначает, помимо видения, причем не только сущности этого злака, древними цивилизациями, некую ось, вокруг которой, для простоты будем называть их индейцами, эти древние люди достаточно успешно, (а это доказанный факт), вылепляли своими гибкими руками культуру, которая впоследствии приобретет статус цивилизации*. Для противопоставления можно заметить, что у современной цивилизации осью является медный кабель, напряжением в 220 вольт, а если присмотреться более внимательно, ось эта является иглой, загнанной достаточно глубоко, по которой течет известная даже школьнику сила, называемая электро-магнетизмом. Ось для культуры означает центрирование, которое благоприятствует развитию, а не уходу в сторону, с образованием огромной дыры в её тонкой ткани. «Плоть наша»—почему древние индейцы так прозвали именно этот вид растений? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо понимать каким мировосприятием или видением обладали индейцы. Представим центральную Америку 4000 лет назад. Ужасающие непроходимые тропики с ядовитыми змеями, отсутствие GPS навигации, модных игровых приставок, джипов, палящее солнце, неожиданно сменяющиеся мощными ливнями, грозные вулканы, ягуары, кайманы, кричащие птицы и стоящий посреди этого город с несколькими десятками тысяч человек. Орешки, бананы, фрукты очень хороши, но лишь как дополнение к чаю или какао;обезьяны, кайманы, тапиры, как необходимый источник белка, находятся в труднодоступных лесах; хлеба, который мог бы храниться в виде муки или готового продукта в таких условиях тоже нет. Без постоянного источника питания, который мог бы быть одомашнен, у общества нет перспектив. Значит, нет и культуры и цивилизации. Общество, в таком случае, будет представлять собой малочисленные группы людей, борющихся за выживание в суровых условиях. И тут появляется маис (для простоты в дальнейшем будем назвать его именно так), содержащий важные витамины и микроэлементы, двумя— тремя початками которого можно наесться на целый день и в тоже время урожай которого можно снимать 4 раза в год! В кодексе Leyenda de los soles(Легенда о Солнцах) говориться, что сами боги преподнесли золотые зерна в дар человеку. Так как термин бог или боги, имеет достаточно древнее происхождение, нам сложно понять, разобраться какое явление он все-таки выражал, ибо наше восприятие его в основном искажено, мы продолжим рассказ о роли маиса в жизни людей. Итак, появляется новый вид деятельности и организации человека—земледелие, это влечет за собой появление или развитие животноводства, колеса, деревянных, а затем и железных орудий земледелия, рынка, литейных мастерских, кузнечного дела, ведущие в «бронзовый», а затем и в «железный век». С высокой долей вероятности можно утверждать, что практически все мезоамериканские цивилизации—ольмекская культура, цивилизация майя, цивилизация ацтеков и др.—обязаны своим появлением и расцветом прежде всего кукурузе—именно она легла в основу высокопродуктивного земледелия, без которого не могло возникнуть развитое общество. Из маиса получали сахарный сироп, муку, хлеб, крахмал, алкоголь, масло, количество блюд из него достигало двухсот. Листья и стебли шли на различные бытовые нужды, ими наполняли матрасы, использовали для производства одежды и обуви. Помимо пищевой ценности кукуруза имеет и другое качество. Это хорошая кормовая культура; самый лучший силос—из кукурузы, также из стеблей кукурузы изготавливают кормовую муку. Получив такую простую в обработке, сытную пищу, древние индейцы начали осваивать ремесла, пришли к оседлому образу жизни, появились города и искусства, а в это время в Европе еще бродили дикие племена. В безлесных районах высушенные стебли кукурузы служили топливом. После сжигания зола служила хорошим минеральным удобрением. Так как зола содержала в основном поташ, то население использовало ее так же, как моющее средство для стирки белья. Маис можно по праву назвать химическим комбинатом в миниатюре. В нём избирательно накапливается и перерабатывается четверть элементов периодической системы Менделеева. Для этого достаточно сделать химический анализ составляющих зерна. Здесь есть калий и фосфор, магний и кальций, сера и натрий, железо и алюминий, медь и мышьяк, никель и кобальт, бром и даже золото. Также в зернах содержится более 18 различных аминокислот. В кукурузе содержится наиболее ценный из каротинов провитамин А. Современные исследования показали, что в этом злаке содержатся такие важные витамины, как A, B, C, E, B9, В3, В1.
Таков антропологический взгляд автора на эту культуру. Но для индейцев этот злак не был химическим комбинатом и поэтому вопрос названия «плоть наша» остаётся пока открытым. Итак, переходя на другой уровень мышления с вышеизложенного, рационального на интуитивный, и сохраняя между ними нерушимый мост, попытаемся еще раз рассмотреть эту картину, под другим углом, отбросив в сторону временные рамки.
Кетцалькоатль, один из главных богов почти всей древней центральной Америки. На языке науатль Кетсаль— небольшая птица, являет собой древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе. Коатль обознает змею. Так что звучало имя этого божества как Пернатый змей. Феномен культа змеи не является целью и он не дает ответа на наш сегодняшний вопрос, поэтому, как и символизм птицы оставляем его на своём месте нетронутыми лучом внимания. Главенство и личность Кетцалькоатля также не имеет с рассказом один и тот же уклон , поэтому просто скажем, что он сделал непосредственно людям. По легенде он сотворил (восстановил) человека, дал ему зерно маиса, открыл медицину, изобрел календарь и он был одним из четырёх богов, представляющих четыре стороны света, которые правили миром. Главный (почему он был таким автору неизвестно)—черный Тецкатлипока распоряжался рождением и смертью людей, знал все о каждом и внушал священный ужас. Это был бог звездного неба и ночного ветра, и его земным воплощением был ягуар. Ему противостоял Белый Тецкатлипока—тот самый Кецалькоатль, Пернатый Змей, бог добра и света, защитник и благодетель людей. Красный Тецкатлипока был богом Весны, и Голубым Тецкатлипокой был не кто иной, как зловещий Уицилопочтли, воинствующий бог Солнца, чьи указания выполнялись беспрекословно. Перечисление качеств этих четырех божеств достаточно, чтобы понять, что являла собой жизнь древнего человека Мезоамерики. Судьбу, смерть уравновешивал защитник, который не давал смерти быть властительницей мира, а жизнь была подчинена законам природы, регламентирующими смену ночи и дня, количество урожаев в год, цветение, плодоношение деревьев и собственно общее состояние человека. В таких достаточно бескомпромиссных условиях, индеец ощущал подлинную связь с миром разрушения и созидания. Он знал, что маис, прежде чем погибнет обязательно даст семя, для того чтобы из этого семени в свою очередь появился новый маис. В этом важном аспекте жизненности, индеец и маис были абсолютно похожи, поэтому и считали себя сделанными из одного теста. Тем, кто понимает, о чем говориться в этих строчках, не нужно объяснять источник понятия «теста», а также аналогию ближайших визуальных подтверждений своих ощущений. Смысл прост, в тоже время глубок, что человек дар природы, вышедший из неё, родившийся как прекрасный и незаменимый початок маиса, из своих скрывающих это золото блеска листьев. Вообще культ солнца, самый мудрый, действенный, если так можно выразиться. Солнце, прежде всего, даёт энергию, необходимую для роста, развития, многообразия жизни, а остальные компоненты, такие как ветер, луна, вода, её регламентируют. Конечно же, сложно в таком вопросе отделять одно от другого, но все-таки, солнце, тепло, свет, прежде всего, создают именно это бесконечное многообразие. И вот, где-то на равнинах современного Перу появляется золотой подарок-путешественник из ядра Земли, являющийся прямым даром и источником пищи. Что видит перед собой древний человек? Он видит схожесть золотистого цвета початка маиса и Солнца. Он понимает, что это дар богов, так как воочию убеждается в четкой связи между Солнцем и маисом, между Небом и Землёй. Он чувствует смерть, он чувствует дыхание жизни, он чувствует колоссальность происходящего в этот момент с ним и хрупкость своей жизни. На него безжалостно и грозно смотрит Солнце, в лесах прячутся ягуары, кричат обезьяны, но в тоже время он понимает, что Кетцалькоатль его защитник, он понимает, что засеяв поле и собрав урожай он будет сыт, доволен и рад тому, что у него есть копьё, железо, лук, что он не один, что ягуар в лесу, теперь должен будет отступить, а обезьяна запросто попасть в маисовый суп. Также, глядя на початок, он осознает что весь пантеон богов сейчас находиться рядом, что небо со звездами всё же не падает ему на голову, что острый серп в руках у него, а не у того мелкого каймана и поэтому свой первый урожай маиса он преподнесёт в жертву богу плодородия, дождя и урожая. Он не ощущает себя частью или единицей—он ощущает себя свидетелем грандиозного, фантастического явления заботы Земли, великолепия Неба, сущности Огня, и блаженства Воды.
---------------------------------------------------------------------
*Цивилизация-определение У. Адамса
Цивилизацию создает уровень развития общества, для которого характерны наличие развитой технологии, хозяйственной специализации, производство предметов роскоши, торговля на дальние расстояния, централизованное управление экономикой, социальная стратификация, города или крупные административные центры, развитые правовые институты, постоянные армии, военные ведомства, специализация вооружений, государственная форма правления, религия олимпийского или монотеистического типа, кодифицированная история, монументальная архитектура и искусство.
Обсуждения Маис