Какой была Русь до прихода Рюрика ?

Говорят, что историю России сильно переврали: это делали много веков религиозные деятели, переписывающие летописи с более ранних вариантов, и представители светской власти, когда придворные хронологи пытались приукрасить деятельность своего правителя.
Какой была Русь до прихода Рюрика ?
Я бы добавил сюда историков, политиков и социологов, которые писали тысячи диссертаций об истории Древней Руси, каждый по-своему искажая имеющуюся действительность. Получается так, что разные академики и профессора от истории десятки лет нам врали про историю России, зарабатывая свои ученые степени и придумывая разные небылицы в угоду правящей власти.

Эти исследователи представляли нам, что где-то, когда-то, кто-то, каким-то образом создал русское государство, призвавшее затем варягов, править и владеть собою. В то время, когда Русь создалась "единовременно" в короткое время и стала существовать в истории мира с момента прихода в Киев варяжского князя Вещего Олега.

Так и до сего дня нет ни одного историка, который бы говорил правду о создании и судьбе России без собственного или политического искажения деятельности главных персонажей истории Руси сохраняющих государство на протяжении тысячи лет. Одни с упоением и удовольствием поливают грязью первого князя новгородского Владимира (Святого). Другие льют грязь на Ивана Грозного создателя Российской Империи. Третьи выражены своей ненавистью к создателя Советской империи Иосифу Сталину.

Ситуацией, когда правдивость истории России вызывает сомнение, пользуются также разные заинтересованные лица, представляющие множество фальсификаций и спекуляций, которые ничего общего с доказанными научными фактами не имеют. Например, сейчас имеется большое количество версий, представленных популяризаторами языческих сект и учений, большинство которых искажают историю в своих собственных целях.

Для того чтобы времена стародавние предстали перед нами в понимаемом всеми варианте, нужно использовать системный подход, учитывающий всю достоверную информацию, имеющуюся в наличии. Выводы из которой мы будем делать сами, пользуясь здравым смыслом и логикой. Для этого воспользуемся практикой написания летописи «Повести временных лет», когда прошлое уже известно.

С высоты сегодняшнего дня можно рассмотреть всю картину изменяющихся событий на протяжении всей истории России. «Повесть временных лет» писалась через 400 лет после прихода Рюрика, когда существовала уже другая сложившаяся на тот момент политическая обстановка в мире, и, соответственно, вносит по объективным причинам разные искажения в описания происходящих событий. Например, описание путешествия по Русскому морю Андрея Первозванного — информация, которую невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

Или есть версия о том, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую династию, правившую на Руси за 200 лет до появления здесь варягов. И говорится о скифской и сарматской культурах, откуда и могли прийти первые князья русских земель, предлагая «Сказание о Словене и Русе», где повествуется о двух братьях — сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий.

Доказательством подлинности этой истории участники ее популяризации приводят какие-то арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Есть ссылки на византийца Симеона Логофета, который якобы в X веке также упоминает Руса как предка русского народа. Также есть утверждения, что русские — это «этруски», или «усуни», двигавшиеся на северо-запад из Сибири.

Другая версия относит нас к потомкам последнего представителя скифской династии Гостомысла, дочь которого Умила родила сына Рюрика от варяжского князя Годослава. Сын Умилы вроде как и есть легендарный Рюрик, которого призвал древний народ сменить новгородскую династию. Эта версия не поддерживается историками, но, тем не менее, она есть и часто используется в разных фальсификациях.

Третьи утверждают, что якобы существуют византийские источники о землях-государствах, расположенных в Причерноморье, которые в VI и VII веках представляли для Константинополя серьезную угрозу. Эти государственные образования были историками объединены названием «Черняховской культуры», основным населением которой были славяне-анты и скифо-сарматы.

Впоследствии с V века в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев — будущая столица Древнерусского государства, основателем которого, согласно «Повести временных лет», стал Кий. Об этом сообщается в «Велесовой книге» (считается фальсификацией), в которой Кий, объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Существует и множество вариантов разных легенд о преемственности наследников князей Кия, Щека и Хорива, которые долго господствовали у русинов, пока эта преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру. А в 882 году преемник скандинава Рюрика князь Олег убил Аскольда и Дира и, завладев Киевом, заложил основы для правления новой династической ветви — Рюриковичей.

Одна из господствующих версий о территориальной конструкции древней Руси рассматривает её состоящей из якобы описанных в арабских источниках X века (около 920 года) трех центров: Славии, Арсани и Куявии. При этом защитники данной версии соотносят Славию с Новгородом, Куявию — с Киевом, а по месту нахождения третьего культурного центра — Арсании — единого мнения у историков нет.

Для того чтобы определиться, что же на самом деле происходило на территории древнерусского государства, обозначив периоды дорюриковой, рюриковой и после рюриковой Руси, вернемся к «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачева), к той картине мироустройства, которую она нам дает, перечисляя племена полян, древлян, полочан, дреговичей и многих других народов.

Летописи рассказывают о моравах, хорватах и сербах, о дунайских славянах, которые, уходя от притеснений, пришли на Вислу и прозвались ляхами, от которых пошли поляки, лютичи, мазовшане и поморяне. Все это говорит в первую очередь о том, что нет на просторах будущей Древней Руси никакой государственности, за исключением множества разрозненных племен и народов, дающих дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы.

Это подтверждает и летопись после того, как князь Олег повесил свой щит на ворота Царьграда: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу".

Попытаемся разобраться в исторических процессах самостоятельно, с позиции сегодняшнего дня, зная основные периоды истории России. Единственным государством, граничившим с зародившейся Русью, мы видим Болгарию, которая под предводительством хана Аспаруха в V и VI вв. дошла до Дуная и основала Болгарское царство. Борис, болгарский царь (862−888), принял христианство и распространил его в стране. Болгарский царь Симеон (888−927) вел войны с Византией.

После Симеона царство было ослаблено набегом киевского князя Святослава и затем в 1018 году покорено Византией. В дополнение к этому существует какая-то ранняя мифология, описывающая ранние периоды становления польской государственности, когда, по одной из версий, основателем польского государства был пастух Лех. По другой легенде, он внук Пяста, сын князя Земовита. Мечислав I, князь польский (960−992), женившись на чешской княжне Дубравке, принял христианство, а затем призвал латинских священников.

По всем имеющимся архивным сведениям официальная история России начинается с IX века. С тех пор, когда Рюрик, являющийся, по мнению некоторых, князем балтийских славян (варягов — Русь), стал владеть и править русскими землями. А затем, как мы знаем из «Повести временных лет», в 882 году преемник Рюрика князь Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Что же происходило на самом деле? Почему власть князя в Новгороде оказалась вторичной, в то время когда варягов призвали «править и владеть»?

Детально исследуя историю Древнего Новгорода, мы видим, что эта история значительно искажена, политизирована и не поддается логическому объяснению, как с историей веча, так и мнимой свободой Новгорода. Вечевая система власти которого в период господства марксистской идеологии была искусственно выделена как пример проявления ранней демократии. Новгород был свободен и до прихода Рюрика, и некоторое время после него.

В это время город управлялся выборным органом — советом, который состоял из представителей всех находящихся там торговых домов. Этот совет и был назван впоследствии «вече», которое пригласило для охраны своей торговли варягов. К числу древних городов Новгородской земли, существовавших до прихода Рюрика, относят Старую Ладогу и Старую Руссу.

Также искажено фактами исторического миража взятие князем Олегом Киева. Не вдаваясь в историю княжеской семьи братьев Кия, Хорива, Щека и их сестры, оставивших после себя память в виде названий города Киева, горы Щековицы, горы Хоривицы и реки Лыбеди, протекающей через Киев, скажем только, что Киев к моменту прихода варягов платил дань хазарам.

О том, что Киев был одним из центров культуры, говорит то, что в Киеве на «горе» стоял Перун, а на подоле — Велес. В сходной языческой религиозной культуре почитались Сварог, Белобог, Чернобог, Даждьбог, Стрибог. А Перун — вооруженный бог грозы и грома, имеет много общих черт с культом Перкунаса у балтов, так же как Ярило (русский), Ярыло (белорусский), Яровит (у балтов).

Согласно летописи, торговый путь «Из варяг в греки» шел из Балтийского моря через Финский залив по Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень и реки Ловати. Отсюда, через Новгород, Смоленск и Любеч, проходил через систему волоков и выходил на город Киев, откуда уже по Днепру спускался в Черное море. И далее, уже по Черному морю, торговый путь шел в столицу Византийской империи Константинополь.

Для раскрытия этого вопроса с помощью логики возьмем и наложим друг на друга несколько срезов разных исторических периодов. Обратимся к территориальной конструкции древней Руси, состоящей из описанных в арабских источниках X века трех центров: Славия, Арсания и Куявия. Историками эти центры ассоциируются с Новгородом (Славия), Киевом (Куявия). Где была Арсания? Можно предположить по созвучию, что это современный Херсон.

С высоты сегодняшнего дня мы можем видеть такую картину, когда варяжский князь Рюрик, придя в Новгород, взял под свой контроль не только город, но и торговый путь «Из варяг в греки». Как говорят военные, Рюрик «оседлал» дорогу, по которой шли торговые караваны. Летописи подтверждают, что для охраны торгового пути было отправлено войско под командой воевод Аскольда и Дира.

Возможно, эти войска одновременно сопровождали торговый караван, шедший из Новгорода в Киев, и, обойдя стороной Смоленск, там остались, зайдя по пути в город Полоцк, стоящий на короткой дороге из Балтики в Смоленск. И логика говорит о том, что в этом случае торговый путь имел две опорные базы, из которых торговые караваны шли в обе стороны в сопровождении военных отрядов.

До прихода варягов «на Руси» не было никакой государственности, и Русь стала создаваться только после прихода Рюрика. Так по версии ученых, варяжский князь Рюрик в 862−864 годах правил в Ладоге, основав затем «Рюриково городище» недалеко от Новгорода. А в 879 году Рюрик умер, оставив княжение и малолетнего сына Игоря своему родичу, князю Олегу, как говорит летопись.

Получив известие о смерти Рюрика, находящиеся в Киеве варяги Аскольд и Дир объявили себя князьями киевскими и, по всей вероятности, перестали перечислять дань в Новгород. Узнав об этом, князь Олег, оставив в Новгороде посадника и забрав с собой малолетнего князя Игоря, пошел в сторону Киева. По дороге на Киев он взял Смоленск.

Встречу Вещего Олега с новоявленными киевскими князьями летопись описывает так: «Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из людей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». В мифе надо мыслить символически, миф не научен, и его не надо воспринимать буквально.

Поэтому, в переводе на понятный русский язык, речь Олега перед Аскольдом и Диром звучала так: «Вы наши воеводы, с какого перепугу вы тут князьями заделались? Вот ваш князь — сын Рюрика». И показав на малолетнего Игоря, продолжил: «И я князь по рождению». Судьба узурпаторов одинакова, а в Киеве с тех пор есть памятное место, которое называется «Аскольдова могила».

С этого момента и возникла Киевская Русь — как система сложных взаимоотношений между культурными центрами Киевом и Новгородом. Эта система состоялась в границах торгового пути «Из варяг в греки», безопасность которого и обеспечивала дружина Рюрика. Став Великим князем Киевским, Вещий Олег начал подчинять себе близлежащие племена древлян, северян и другие народы.

Но эти народы платили лишь дань, о чем говорит летопись, перечисляя города, от которых Олег требовал дань у Константинополя, на воротах которого висел его щит. Русские философы отмечали, что империя Вещего Олега простиралась от Константинополя до Новгорода, при этом государство Русь ограничивалось Киевским княжеством и вдоль пути «Из варяг в греки» до Ладоги.

Прирастать территориями Русь стала во время княжения Игоря Рюриковича, убитого племенем древлян. Его жена княгиня Ольга истребила вождей древлян вместе с их князем Малом и присоединила территорию древлян к Киеву. Сын князя Игоря Святослав продолжил расширение территории Руси на запад и вел войну с печенегами, которые убили Святослава, подкараулив его на Днепре по наводке императора Константинополя Иоанна Цимисхия.

Следующим в роли собирателя Русских земель стал сын Святослава — новгородский князь Владимир, который начал свой путь на киевский трон со взятия Полоцкого княжества. Этот факт возбуждает либеральных историков и политологов, которые с непонятным удовольствием и рвением указывают как главное событие, что при взятии Полоцка князь Владимир взял в жены полоцкую княжну Рогнеду без ее согласия.

Мне непонятен этот ажиотаж людей, пытающихся очернить князя Владимира в данном случае. Потому что в некоторых наших республиках до сих пор не спрашивают невесту, согласна она выходить замуж или нет, и общество это допускает. Да и как должен был поступить князь Владимир с Рогнедой, по мнению всех недоброжелателей? Он должен был убить Рогнеду, в рабство продать или отдать ее на потеху своим воинам?

Князь Владимир сделал полоцкую княжну Рогнеду своей женой, ее дети были Великими князьями Киевскими, а Полоцкое княжество было самостоятельным наряду с Псковом и Новгородом все время существования Киевской Руси. Кроме того, беря Полоцкое княжество, возникшее в X веке, князь Владимир забирал свое имущество, повторяя поступок Вещего Олега с Аскольдом и Диром, которые в 865 году направляясь в Киев, заходили в Полоцк и оставили там посадника Рюрика.

Взяв Киев, князь Владимир значительно расширил пределы Киевской Руси, воюя с кочевниками и подчинив себе ближайшие земли. А что сталось с Новгородом, в котором князь Владимир был первым правящим князем, посаженным там своим отцом князем Святославом? До этого момента, как уже говорилось, Новгород был вольным городом — «городом мастеров», когда «300 поясов» платили дань киевскому князю.

Подчинив себе Новгород, киевский князь перекрыл не только торговый путь «Из варяг в греки», но и другую торговую артерию — Волжско-Балтийский путь, главную водную торговую магистраль Восточной Европы VIII—IX вв.еков. Путь проходил по реке Волге, через Ладожское озеро, по притокам Ильменя и реки Волхов на Балтику. Этот путь связывал Арабский халифат через Балтику с Западной Европой.

В начале XI века торговля по Волжско-Балтийскому пути была остановлена — по мнению исследователей, из-за ослабления Арабского халифата и экспансии немецких рыцарей в славянские земли. На самом деле торговля прекратилась по причине междоусобной борьбы между Новгородом и Киевом, когда Великий князь Киевский подчинил себе Новгород по территориальному признаку. Рыцари пришли позже для восстановления Волжско-Балтийского торгового пути.

Когда пришли немецкие рыцари, стало понятно, что Новгород стал прообразом Ганзейского союза северогерманских городов в ХIV веке с главным городом Любеком. Первые купеческие гильдии появились в Европе в XII веке, а в Германии они переживали период своего расцвета. В этот период времени Ганзейский союз сумел возглавить торговые и посреднические операции в Северной Европе.

Эта торговая деятельность опиралась на военные силы немецких рыцарских Орденов (Тевтонский Орден был членом Ганзы) и продвигалась на территорию славянских государств. Несколько ранее в Европе в охране торговых путей в качестве торгового партнера выступил рыцарский Орден Тамплиеров, за что и был впоследствии уничтожен конкурентами. Тамплиерам не повезло по объективным причинам.

Какими бы древними не были обнаруживаемые археологами места жизни далеких от нас цивилизаций, всегда находятся артефакты, говорящие о том, что разные народы имеют связующую их нить — торговлю. С глубокой древности прокладывались торговые магистрали, связывающие материки, по которым шли караваны с товарами. Такие торговые пути из Балтики, через Старую Ладогу в Черное и Каспийское моря существовали и в VII веке, как установили археологи, и много ранее.

Около половины XII века бременские купцы начали посещать нижнее течение Западной Двины и торговать с прибрежными ливами. За купцами пришли немецкие проповедники Августинского ордена из Бременской епархии, способствующие возникновению здесь вскоре и Ливонского рыцарского Ордена. В XIII веке немецкие купцы появились в Норвегии, во Фландрии.

На Балтике были основаны Рига и Ревель (современный Таллинн), как важные пункты на Пути к Полоцку, Смоленску и Новгороду. Первые столкновения с русскими на берегах Двины окончились в пользу немцев, благодаря слабости Полоцкого княжества и неспособности полоцкого князя Владимира организовать оборону. Рижский епископ сумел склонить русского князя к выгодному для Риги торговому договору (приняв главенства полоцкого князя и обещание платить ему дань), который открыл немецким купцам свободное плавание по Двине в Полоцк и Смоленск.

Затем подобным образом был обманут и соседний Псков. Но столкнувшись с Новгородским княжеством, в 1212—1217 годах немцы потерпели фиаско, когда опираясь на город Юрьев отряды из Новгорода доходили до Ревеля и Финского залива, собирая там дань. Однако имеющиеся разногласия с другими русскими княжествами и нашествием Батыя послужили благоприятными обстоятельствами, чтобы отнять у Руси город Юрьев (Дерпт).

В 1224 году Рижский епископ и магистр Ливонского Ордена с немецкими рыцарями и дополнительными силами осадили город, когда погибло все население Юрьева вместе с правящим князем. Помощь, высланная из Новгорода, не успела подойти вовремя и вернулась назад. А Рижский епископ так же, как и в случае с Полоцком, уплатил Новгороду дань, заключив мирный договор, усыпив бдительность, а затем в том же 1224 году сделал набег на новгородские земли и нанес поражение новгородцам.

Так на славянской территории вырос Любек — главный центр немецкой торговли на востоке Европы, и был основан Ганзейский союз. Арендованные русские земли рыцари назад не вернули, что послужило причиной нескольких войн Ливонии с Новгородом, а затем и московскими князьями. Отторжению славянских земель ливонскими рыцарями способствовало обстоятельство, когда после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Киевская Русь была раздроблена и растащена его детьми на отдельные уделы.

Старший сын Ярослава Мудрого Изяслав Ярославич удержал за собой Киев, Волынь и Новгород. Впоследствии «свободолюбивый» Новгород периодически усмиряли все без исключения русские князья, начиная с Ярослава Мудрого. Но Новгород бунтовал и периодически выгонял правящего князя, оставаясь какое-то время самостоятельным, пока Великий князь, собрав войско, не топил в крови борцов за свободу, вырезая всех бунтовщиков и восстанавливая свою власть в городе.

В 1170 году непокорный Новгород усмирял Андрей Боголюбский, в 1215 году против Новгорода выступил Ярослав Всеволодович, усмирением новгородский жителей занимался и Великий князь Юрий Всеволодович (1224−1225). Конфликтовал Новгород практически со всеми Великими князьями, прогоняя или приглашая к себе каких-то князей, заявив однажды Великому князю Симеону Гордому (1316−1353), что новгородцы сами избирают себе князей, а затем раскаялись, запросили мира, заплатив князю дань сполна.

Подчинял себе Новгород и Великий князь Василий Темный. А в 1494 году Московский князь Иоанн III захватил Новгород, изгнал оттуда ганзейских купцов и уничтожил находящийся там Немецкий двор. Усмирял Новгородских бояр и Иван IV Грозный, который окончательно подчинил Новгород Великому князю Московскому. И было бы довольно глупо всерьез воспринимать какую-то демократию в Новгороде при наличии абсолютной княжеской власти.

Постоянную «креативность» Новгорода можно объяснить тем, что при смене поколений умирали те, кто жил под властью Великого князя, и нарождались те, кто этой власти не знал, которым их деды и бабки рассказывали легенды о вече и былом независимом «Господине Великом Новгороде». Подрастающее поколение набиралось патриотизма, и возникал неизбежный бунт под руководством правящей элиты. А затем приходил очередной Великий князь с войском, и все возвращалось на «круги свои».

Особое положение свободной торговой зоны и особый статус Новгорода в Киевской Руси давали такую иллюзию свободы, что именно Новгород оказывал военную поддержку князю Владимиру Святославичу, а затем его сыну Ярославу Мудрому в их борьбе за Киевский престол. Новгород сыграл свою особую роль в жизни Древней Руси, являясь связующим звеном русской государственности.

Сюда, в древний Новгород, по тайным тропам, по зимнику, через непроходимые болота подвозили меха из Сибири, товары с Дальнего востока. Здесь начинал свою торговую деятельность, перед тем как отправиться в Индию, тверской купец Афанасий Никитин, написавший свое «Хождение за три моря». Эстафета торгового-политического центра русского государства была передана Нижнему Новгороду, построенному на реке Волге в 1221 году для контроля Волго-Балтийского торгового пути.

Торговый путь в сторону Европы действует и поныне в виде различных современных торговых магистралей и трубопроводов, повторяющих древние торговые коммуникации.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № L108-18997.
×

По теме Какой была Русь до прихода Рюрика ?

Русь Орда или Великая Тартария

В летописях ПравоСлавных Староверов о "татаро-монгольском иге" сказано однозначно: "Был Федот, да не тот". Обратимся к древлесловенскому языку. Адаптировав рунические образы к...

Приход Весны - краткое

Спасибо и Вас также поздравляю с праздником Весны! Мне дороги все времена года, но всё же особенное место среди них занимают - Весна и Осень. Весну благодарю - за пробуждение, за...

Приходит мальчик в магазин

Приходит мальчик в магазин Приходит мальчик в магазин: - Дайте мне бутылку водки! Продавец: - Не дам, мал ещё! - Да меня отец послал! - Ну, послал, так что же теперь - напиваться...

Приходит пьяный муж домой...

Приходит пьяный муж домой... Приходит пьяный муж домой и кричит с порога жене: - Маня, начни ругаться, а то кровать не найду. Повар должен готовить... - Официант, скажите а повар...

Приходит любовь

От приходящей любви надо отбиваться... Ведь надо же жизнь свою защищать!

Быль

От Алёны: "После 12 лет совместной жизни моя жена пожелала, чтобы я пригласил другую женщину на обед и в кино. Она сказала мне: 'Я люблю тебя, но знаю, что и другая женщина любит...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты