Муравей.
Встретились два муравья, разговаривают между собой:
- Привет, Бу!
- Привет, Токо!
- Куда ползёшь, муравьиная твоя голова?
- А тебе какая разница, насекомое?
- Да интересно, что ты на этот раз задумал?
- Хорошо, что хоть кто-то из нас двоих думает!
- Ладно, расскажи, о чём задумался?
- Да вот думаю, если есть человек на белом свете - каков он? Должны же быть у него восемь ног и усы из головы как у нас! Муравей - царь леса, а человек ведь тоже царь - всей природы.
-Да успокойся! Нету человека и в помине - сказки это всё и вымыслы, чтобы мурашей малых забавлять.
- Ты вот сколько уже живёшь?
- Да вторую зиму пережил, и что?
- А то! Видел сам человека то хоть раз?
- Нет!
- То и оно!
- А сторожилы наши рассказывают... Что человек есть. Такой огромный - целый день лезть, не перелезть! Повелитель мира! Царь природы!
- Мало ли что там старожилы рассказывают! А доказательства то где? Нету у них доказательств.
- Да вот же они, доказательства! Смотри, здесь везде чистенько, поверхность мягкая и тёплая, волосья растут вверх, то здесь, то там!
- С этими словами первый муравей попрыгал, отрываясь от пружинистой поверхности и смешно подлетая вверх, как на батуте.
- Это же чудо! Где ты ещё в лесу такое место найдёшь? Ни сучка, ни травинки, ни листочка!
- Ну даже если это и человек, ну и что теперь?
- А то, что это редкая удача! Мы с тобой нашли человека!
- Да, вообщем очень похоже на то! Тогда его надо срочно познать и изучить - пока не уполз.
- Ты что спятил? Как же ты его собрался изучать? Он в тысячу раз больше тебя, в десятки тысяч раз сильнее тебя и в сотни тысяч раз умнее тебя! Как ты можешь изучить то, что умнее тебя? Или ты настолько туп, что понять это не можешь своей муравьиной головой!
- Да я просто буду ползать по нему пока не найду где у него все восемь ног и где усы из головы торчат!
- И это лучше, чем стоять на месте, раскачиваться и голову вверх задирать!
- А я не буду просто стоять. И познаю его не головой, а сердцем! Я его буду чувствовать своим сердцем, пока не пойму. Потому что человека нельзя изучить! но в него можно просто верить! Верить всем своим сердцем. А понимание само придёт.
Человек.
- А-а-й! Щекотно! - безнадёжно конопатый мальчуган с непокорно торчащими в разные стороны завитушками рыжих волос, приподнял руку, чтобы посмотреть, кто там забрался под рукав. Отодвинувшийся рукав открыл муравьёв, один из которых мечтательно приподнялся на своих передних ножках, покачиваясь словно пьяный и изредка подёргивая своими усиками. Второй же лихорадочно ползал, словно что-то потеряв и это разыскивая.
- Не хочу в церковь идти, там не интересно! - мальчик изо всех сил дунул на руку, сдувая муравьёв на землю.
- Лучше зайдём в магазин, игрушки посмотрим!
- Да и зачем мы туда всё время ходим? Учитель говорит, что наука про бога ничего не знает!
- Т-с-сс! Замолчи, антихрист! - зашипела долговязая старуха в чёрной длинной одежде и платке, повязанном на голову.
- А что такое антихрист?
- М-м-м...
- И почему сразу антихрист?
- Ну тогда просто замолчи!
- Что и спросить нельзя?
- Есть вещи про которые лучше не спрашивать!
- А что такого произойдёт, если спрошу? Ничего же не изменится, и мир не перевернётся! Я всё время про что-нибудь спрашиваю!
- А кто такой бог, которому все так молятся?
- Тьфу ты, силы акаянные! - энергично зашептала старуха, перекрещиваясь уже давно высохшей, но ещё крепкой, костлявой рукой.
- Тебя что, как распирает изнутри?
- Ну а всё-таки?
- Ну вон видишь распятье в углу?
- Да.
- Вот подойди поближе и посмотри.
- А почему же он тогда на человека похож?
- А потому что раньше он и был человеком, пока богом не стал.
- А как же человек может стать богом?
- Господи, прости ты его душу грешную! - сказала таинственным полушёпотом бабушка, ещё несколько раз перекрестившись, отмеряя расстояние своими узловатыми костяшками.
- У тебя рот закрывается хоть иногда?
- Только когда спать ложусь. И то потому что мама ругается.
- Ну а всё таки? Как это такое может быть?
- А вот так! В церковь надо ходить почаще, да библию читать - вот истина то тебе и откроется!
- А где же он тогда сейчас находится, Бог? И если он действительно есть, почему его до сих пор учёные не нашли?
- Свят, свят, господи! Еси на небеси! - энергично зашептала бабка, продолжая суетливо креститься пальцами.
- Ты меня сегодня совсем наверно уморить решил! Его не нужно находить или что то про него знать, и дурацкие вопросы не надо задавать! В него нужно просто верить и всё! И понимание само придёт. Через сердце.
- А как же я буду просто верить, а вдруг это всё неправда? Вначале же надо узнать, правда это или нет, перед тем как в это поверить?
- А вот так! Просто верь в душе своей и всё! Отключи разум и открой своё сердце. И никаких вопросов дурацких больше не задавай! Надевай лучше ботинки, сталеросова голова!
- А что это яблоко, что Ева Адаму отдала?
- Подрастёшь - узнаешь. А пока ещё не вырос - надевай ботинки! Лучше бы также быстро шнурки завязывал, как своим языком болтаешь!
Зоопарк.
Запах сирени и солнце в небе - прекрасный день для посещения зоопарка. Гомон птиц на водоёме. Движение в вольерах поодаль. Люди смотрят на зверей, а звери смотрят на людей. Изящные фламинго и важные орлы. Любопытные жирафы и глупые бараны. Задиристая рысь и осторожная лиса.
Огненно рыжие завитушки торчали в разные стороны наперекор всем. В одной руке он держал мороженное, а в другой - папу. Из карманов у него торчали какие то игрушки, а ещё своим ртом он мог разговаривать, в перерывах между мороженным и зверями.
- Папа а кто сильнее: лиса или волк?
- А ты сам как думаешь?
- Конечно волк!
- А что тогда спрашиваешь?
- Ну может я не прав, и у тебя другое мнение.
- Всё может быть.
- А вот ты так всегда говоришь.
- Белые медведи в вольере справа игриво демонстрировали друг другу свои пасти.
- Папа, а кто сильнее: медведь или человек?
- А ты как думаешь?
- Медведь. Ну а вдруг у тебя снова другое мнение?
- Ну, вообще по разному может быть.
- Это как?
- А вот придём домой, расскажу сказку про волка и лису, про медведя и человека и ты сам всё поймёшь.
Сказка «Лиса и волк» (фрагмент).
…а лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк:
— Здравствуй, сестрица!
— Здравствуй, братец!
— Дай мне рыбки!
— Налови сам да и кушай.
— Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает:
— Ловись, рыбка, и мала и велика!
— Ловись, рыбка, и мала и велика!
Вслед за ним и лиса явилась: ходит около волка да причитывает:
— Ясни, ясни на небе звёзды!
— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
— То я тебе помогаю.
А сама плутовка поминутно твердит:
— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
— Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать…
Сказка «Вершки и корешки».
- Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.
Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.
Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
- Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.
На другой год говорит мужик медведю:
- Давай, Миша, опять вместе сеять.
- Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.
- Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
* * *
- А-а! Теперь я понимаю! Всех сильнее тот, кто лучше думает!
- Точно! Теперь сынок, ты точно сможешь стать самым сильным! Только сейчас уже спать пора!
*рационализм - 1. Направление в философии, признающее разум единственным источником познания... / Словарь «МАС»/
Велосипед.
Бесшумно, еле касаясь земли, на высокой скорости пролетали мимо сверкающие велосипеды. Он любил смотреть на мчащиеся механизмы. Но никак не мог понять от куда столько силы берётся в этой машине, если человек, на ней сидящий, всего лишь перебирает ногами. И, конечно, всеми силами своей души он хотел такой велик, чтобы покорить эту неведомую силу, и так же стремительно мчаться на нём над землёй.
И вот, всё ещё не в силах поверить, что это уже произошло, он катил, держа за руль, новенький велосипед. Только, вот ведь незадача: теперь ему предстояло укротить этого стального коня! Всё бы ничего, если бы не два колеса... Да-а-а. Два колеса портили всё дело! Чтобы каким то образом взобраться на эту высокую машину, Сергею надо было бы обойти её и оказаться сбоку по левую сторону от сиденья, сесть на которое можно было бы только наступая на педаль. Но стоило хотя бы на секунду даже чуть-чуть ослабить своё усилие на руле, велосипед сразу валился на бок. Два колеса! Серёжа недоумевал: как только люди ездят на такой махине?
Ну тут на помощь пришёл отец:
- Давай я подержу, а ты садись.
- Папа, я не понимаю, как он поедет, если, как только я его отпускаю - он сразу падает?
- Давай я тебе покажу.
Отец уверенно заходит сбоку, придерживая одной рукой за раму, второй рукой берётся за руль, ставит ногу на педаль, немного толкает машину вперёд и ловко садится на сиденье уже на ходу. Велик устойчиво и послушно катится вперёд, и, проехав немного, возвращается на место:
- Теперь твоя очередь.
Но стоило Сергею только взяться за раму, встать на педаль и попытается сесть в седло, велосипед снова начинает падать.
- Ну чего ты боишься?
- Папа, я не могу понять, как он поедет ровно и не упадёт, когда я на него сяду, ведь у него нет третьего колеса?
Здесь ничего и не надо понимать - всякое думанье здесь только боком выйдет. Здесь надо пробовать - просто начни двигаться и тогда не упадёшь. Здесь всё наоборот получается: если стоишь и думаешь, то падаешь, а если пробуешь и двигаешься - велосипед устойчив, и ты не упадёшь. Пока ты движешься, ты в безопасности, но стоит тебе притормозить или задуматься о чём то, и ты валишься на бок, ясно?
- Но я не могу понять, как это получается?
- Всё очень просто: действуй вопреки логике. Просто становись на педаль, отталкивайся, садись пока катишься и начинай крутить педали. Только руль держи и ни о чём в это время не думай!
Серёжа оттолкнулся от земли, и велосипед покатился по улице - медленно и неуверенно, вихляя из стороны в сторону, дрожа всем своим корпусом, но упрямо продвигаясь вперёд. Вечером Сергей, уставший, но гордый, буксуя ногами по ступенькам, затаскивал велосипед. Папа, не лишая сына возможности справиться самому, слегка помогал ему:
- Молодец, Сергей! Настоящий гонщик! Вокруг много сложных вещей, понять и изучить которые тебе и всей жизни не хватит. В этих случаях опыт твой самый лучший помощник!
- Папа, а что такое опыт?
- Попробуй и посмотри что получится - получи результат. Оцени: хорошо это для тебя или плохо. И делай то, что даёт тебе «хорошо» и не делай того что такого результата не даёт.
Опыт это либо то, что пережито; либо то что испытано - через пробу, эксперимент или посредством жизненного опыта.
*эмпиризм I - Философское учение, признающее чувственный опыт человека единственным источником познания.
Про дураков и умных.
- Студент Курочкин! - степенный профессор неожиданно для всех показал своей большой деревянной указкой на молодого человека по правую руку, голова которого в очередной раз упала вниз, задремав, а потом подпрыгнула на место, проснувшись. Студент быстро вскочил со своего места.
- Повторите, что я сказал только что?
Молодой человек покрутил головой по сторонам, отчаянно разыскивая какую-нибудь подсказку, но потом виновато опустил голову.
- Да-а-а. А вот лет пять назад у меня учился один студент - Пыркин... Он хоть и спал на лекции, но всё слышал, и мог всё это повторить слово в слово!
- Так что Вам есть над чем поработать, батюшка! Садитесь!
- Ещё раз повторю специально для Курочкина: одним из важных вопросов, на который ищет ответ наука философия - как может быть познаваем мир? Как и каким способом? Получив такой ответ, можно быстро найти ответы на все остальные вопросы, даже на те, ответы на которые современная наука дать пока затрудняется. Человек, который виртуозно владеет познанием, может найти ответ на любой вопрос!
- Профессор! Профессор! - рыжий и конопатый студент из заднего ряда нетерпеливо затряс рукой, всем своим видом показывая, что вот прямо сейчас он выпрыгнет из за своей кафедры, если только профессор вдруг не позволит ему задать вопрос.
- Да! - сказал профессор, показав на рыжего студента указкой.
- А вот что это было - то яблоко, которое Ева Адаму передала?
- То яблоко - это символ, означающий запретный плод познания.
- А почему это тогда познание может быть запретным?
- Секунду терпения, мой юный друг! Не забегайте так далеко вперёд.
В это время на галёрке, куда обычно никогда не направлялась профессорская указка ввиду её совершенно смехотворных и недостаточных для данной области размеров, хорошо известный задира и хулиган - студент Забиякин - очень сосредоточенно что то скручивал под столом. И вот над поверхностью наконец то появилась огромная труба, любовно скрученная из пары двухстраничных разворотов самой большеформатной тетради для конспектов, которая завелась в портфеле Забиякина по настоянию заботливой мамы.
- Фу-у-у-уххх! – туго скомканный бумажный снаряд размером с кулак с радостью вырвался, наконец то, из этого чудовищного оружия на свободу, прочертил дугу в треть аудитории и шмякнулся на макушку с торчащими хвостиками, отскочив рикошетом и отметив ещё две девичьи головки. Ликующий Забиякин демонстративно для своих приятелей вытянул вверх руку с тремя победно оттопыренными пальцами. Косички подпрыгнули и разлетелись в стороны, показывая возмущённое лицо хозяйки. Моментально сориентировавшись в ситуации, девушка стремительно подняла руку вверх, и энергично помахала ею, чтобы быстрее привлечь внимание профессора. Забиякин от такой неожиданности втянул голову в плечи и вжался в парту, стараясь спрятаться от возмездия. Косички торчали в разные стороны и оживлённо дрожали по мере того, как хозяйка трясла своей рукой, неотвратимо приближая момент расплаты. На носу у неё болтались очки, которые она была вынуждена поправлять пальцем всякий раз, когда они съезжали вниз. По всему было видно, что она отличница и порядочная зануда.
- Профессор, к нашему предыдущему разговору: как можно быстро определить во всех этих разных ситуациях, кто умный, а кто дурак? С кем стоит дело иметь, а с кем нет?
- А вот Вы, Софочкина зря такое внимание на дураках держите! – говорил профессор, словно прекрасно был осведомлён обо всём происходящем на галёрке. Забиякин с облегчением выдохнул накопившейся в лёгких воздух.
- Умный это тот, кто никого другого дураком не называет, и себя очень умным не считает.
- И конечно же, милочка, умный это прежде всего тот, кто способен выслушать все определения сегодня и понять их. Дураки не посещают лекции по философии, и не слушают определений, потому что у них нет к этому интереса.
- Но тема нашей сегодняшней лекции другая: интуитивитизм и рационализм - способы познания Вселенной. А в конце лекции – история про Абсолютного чемпиона, раз я уж обещал.
Профессор положил слайд на проектор и на белоснежном экране сзади него появился вопрос и определение:
«Интуитивизм - Рационализм: разные противоположности или крайние случаи одного и тоже?»
*интуитивизм (философское) - Учение в ... философии, утверждающее, что истинное познание существует лишь на основе интуиции. /Толковый словарь Ушакова/
*интуиция ж. 1. Способность постижения истины путем непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательств (в философии). /Толковый словарь Explantoteri/
- Многие люди называют эту способность у себя внутренним голосом, - профессор продолжал лекцию.
- Интуиция есть у каждого человека, только одни могут её "услышать", а другие нет.
- Например, если бы господин Чурочкин задействовал свою интуицию, он бы проснулся за несколько секунд до того, как я его разбудил и повторил бы всё, что я сказал.
Но некоторые люди, которые узнают про интуицию, могут со временем развить в себе способность "слушать" её и пользоваться ею. В результате они получают возможность предсказывать и предвидеть, что произойдёт в ближайшем или даже отдалённом будущем, чтобы правильно построить свои действия и планы. Однако, самые ярые приверженцы интуитивизма считают, для того чтобы быть успешным в этой теме, надо полностью отказаться от логического мышления. Такие люди часто разговаривают мистическим шёпотом, сами много вопросов обычно не задают и на чужие вопросы определённо никогда не отвечают. Однако обычно яркий дар предвидения от этого не появляется, возможно потому, что устранившись полностью от анализа, они путают интуицию с эмоцией, а веру с предрассудками.
*мистика - 1. Вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. / Энциклопедический комментарий, Толковый словарь Ожигова./
*Мистика - религиозная практика, приводящая верующих к непосредственному единению с богом в состоянии экстаза. /Толковый словарь Popular/
*Догма - положение… признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логического доказательства и проверки на практике.
/Большая Советская Энциклопедия./
(от греч. dógma — мнение, учение, постановление)
- Так вот, у человека есть глаза, уши и пальцы, которыми он может ощущать даже в темноте при полном отсутствии каких либо звуков. И среди людей есть те, которые видят, но не слышат. А есть те, которые слышат, но не видят. Также есть и такие, что не чувствуют ничего своими пальцами. Некоторые вынужденно, но есть и те которые отказываются от чего того добровольно! Но от природы у всех из людей есть глаза, уши и пальцы. К этому стоит добавить ещё интеллект и интуицию. Хотя дождевой червяк может довольствоваться и одним осязанием!
- Итак, вот он - весь мир вокруг и три философии познания. И теперь Вы знаете их!
- Курочкин, можете назвать - какие?
- Да, профессор! Интуитивитизм, рационализм и эмпиризм!
- Замечательно, Чурочкин! Вы подаёте надежды!
- Хорошо, друзья! А теперь может ли кто-нибудь мне привести пример веры?
- Христианство! Мусульманство! – послышались голоса.
- О-о-о, нет, нет, нет! Касаться религий сегодня мы не будем, вернёмся к философии. Ещё примеры?
Молчание повисло в аудитории.
- Ладно, тогда - история про чемпиона:
Абсолютный чемпион.
А следующая моя история - про одного знаменитого боксёра, Константина Деловарова, который удерживал свой абсолютный чемпионский титул много-много лет в подряд! а началось всё с того, что его в детстве «отметелили» соседние ребятишки. Долго от размазывал сопли по лицу, пока отец не сказал ему: «Пошли! Я отведу тебя в одно место, где все твои проблемы разрешатся сами по себе».
И он отвёл его в один боксёрский клуб. Косте так понравилось колотить по груше, что ни тренер, ни отец уже не могли оторвать его от этого снаряда. И Костя начал добросовестно посещать тренировки: чтобы постигнуть опыт защиты и практику удара. И всякий раз, когда находился в зале, твердил себе после каждого удара: "Я - самый лучший! Я - абсолютный чемпион!"
Подрос - победил на первых соревнованиях. Затем - другие соревнования. Олимпийские игры. Чемпионат мира. Потом в профессионалы. И вот он - новый чемпион! Он самый лучший. Мечта сбылась. Это была его вера - вера изнутри - созданная им самим, вера в свои собственные силы и способности! И тогда он сказал себе: "Я защищу свой титул и стану абсолютным чемпионом!" Снова тренировки, никакой пощады, не расслаблялся ни один день - и защитил свой титул. И так происходило из года в год! Он собрал все другие титулы в тяжёлом весе, стал абсолютным чемпионом. Константин не обладал нокаутирующим ударом, не удивлял виртуозной техникой и не демонстрировал яркого бокса. Все знатоки бокса удивлялись, в чём есть его секрет, и как это ему удаётся? Сколько лет он ещё будет удерживать чемпионский титул? Некоторые сходились во мнении, что ему просто всегда как будто немножко везёт, а другие были твёрдо убеждены, что ему соблаговолит небо.
А весь его непостижимый секрет состоял в том, что после каждого удара на тренировке он говорил себе одно и то же: "Я - чемпион! Я - самый лучший!".
А в это время выступал и шел к вершинам другой знаменитый боксёр Борис Оковалкин. Страшной силы имел он удар, и никто не мог разгадать его силы. Ибо не может быть столько мощи в руке человека. Выигрывал все свои бои он только нокаутом и неотвратимо приближался к вершине боксёрского олимпа. Все любители бокса, все игроки и все репортёры с азартом потирали руки, потому что встреча их была неизбежной.
И был у боксёра Оковалкина любимый тренер, который вытащил его ещё молодым парнем из уличной драки и спас его от хулиганской жизни. .. парень рос и отличался незаурядной силой.. Старанием, напористостью и трудолюбием. Пришёл день, стукнуло ему уже 18-ть - время к мужикам переходить из юниоров. Подарил тогда ему тренер боксёрские перчатки. И сказал, что перчатки эти непростые, с руки они самого крутого и легендарного мастера Советского бокса за всё Советское время в тяжёлом весе. Помнят эти перчатки все его победы, поэтому заключена в них страшная сила. И что никто не сможет на ринге с Борисом сравниться, если будет он выступать в этих перчатках. И стал тогда 18-тилетний парень уже опытных мужиков охаживать, что и поверить в это, не видя боя, тяжело было. Потому что обрёл паренёк непререкаемую веру от мудрого тренера, связанную с перчатками мастера всех Советских времён и народов.
И вот сошлись на ринге два великих боксёра, ударил гонг и закипел бой. Но в перерыве первого раунда и второго заметил вдруг мастер нокаутирующего удара, что расстегнулась застёжка на его знаменитой перчатке правой. Поправил секундант застёжку, но не получилось у него во втором раунде коронного удара, от которого все как один падали его прошлые оппоненты. Не получилось и в третьем, в четвёртом, и за весь бой не получилось. Потому что прокралась к нему в разум предательская идея о том, что не просто так расстёгнулась его застёжка, а что это был дурной знак свыше. Получается, собственная вера всегда понадёжнее веры будет, привнесённой извне. Ибо собственная вера всегда с собой, тобою же создана, и ты причина над ней, а не чудесные перчатки! Был это год седьмой абсолютного чемпионства мастера собственной веры.
Потом был год восьмой, ещё защита. Противник не из самых сильных. Вёл первые раунды легко и без всяких усилий, теснил своего противника играючи опытный мастер и даже совсем не утомился. Но вся беда была в том, что боксёр в углу между раундами, когда не устал, не отдыхает всеми своими мышцами, а позволяет себе думать неосторожно, ибо голову свою в раздевалке не спрячешь. И мелькнула мысль в его беспутном разуме: Уже 8-й год а я всё чемпион. Я старею, а бои мои становятся легче и легче, и соперники попадаются всё слабее. Что то здесь не так, разве может быть такое? Вышел снова в ринг старый мастер и получил свой первый нокдаун - зал безмолвил - зрители аж рты раскрыли! Продолжился бой, обрушился град ударов. С трудом уходил мастер и защищался. И снова недоумевали знатоки бокса: претворялся ли слабым соискатель, или это мастер растерял всё своё волшебство. Тяжко было ему, и не везло в тот день. И не соблаговолило небо ему совсем. Но выручил опыт боев чемпионских. Выиграл мастер и этот бой, по очкам и с очень большим трудом.
Но на ту беду у того угла.. Рядом, сразу в первых рядах за углом... Где отдыхал мастер между вторым и третьим раундом и глупые мысли свои слушал... Сидел и наблюдал за поединком ещё один соискатель - Бола Туки. А он был мастером совсем другого рода. Имел свои секреты и свои коронные "удары" - он мог понимать и чувствовать интуитивно, что переживают люди вокруг него и рядом. И хорошо угадывал чужие мысли и состояния, в которых эти люди находились. А к этому страшному приёму у него была ещё одна смертельная заготовка, не оставляющая противнику вообще никаких шансов: он мог разрушить чужую веру.
*вера I - 1. Признание чего-либо силой, превосходящей аргументы, факты и логику.
*Вера - это твёрдая внутренняя /духовная/ убеждённость в чём либо и принципиальная решимость придерживаться этого состояния. Вера - это суть внутренней духовной силы человека.
/версия автора/
И вот пошёл восьмой год чемпионства. Ещё одна защита. Взвешивание, кругом папарацци, мигают вспышки, щелкают фотоаппараты. У кого же больше килограммов? Ведь это всё - мышечная масса, большая сила удара. Вес равный - никому нет преимущества до боя. Смотрят друг на друга два боксёра, глазами пожирают: выловить друг у друга пытаясь, там, в глубине души частичку неуверенности или страха - чтобы было за что в бою зацепиться, и на чём получить преимущество с самого начала. Ибо даже маленькое преимущество духа, порождает грандиозную победу!
И вот, уже на пресс-конференции дождался Бола Туки удобного момента для своей решающей атаки:
- Ты что же, лучше Майкла Тайсона? Считаешь себя лучше Мохаммеда Али? Посмотри, лучше, сколько тебе лет! Они все проиграли, а теперь и твоя очередь! - вытащил свой главный козырь Мастер интуиции в пред матчевой перепалке.
Он использовал эти два самых громких имени в мире мирового бокса, весь огромный вес их непререкаемого авторитета, чтобы взломать веру своего оппонента.
Снова ринг, полные трибуны и яркие софиты. Бола Туки. Бола Туки. Бола Туки. Закрывается чемпион, уходит и отступает. И по залу только слышно, что гул разочарований. Это был последний год его абсолютного чемпионства – ибо так и не достиг он абсолютной истины в своей вере.
* * *
- Профессор, каким же методом из трёх лучше воспользоваться, чтобы всегда быть умнее других? Какой метод - лучше? – упрямые косички продолжали викторину вопросов.
- Ну, вероятно, самые умные из умных - это те, кто достигают результата, – парировал лектор.
- Достигнутый результат - критерий эффективности ума. Умный обычно способен понять, что деятельность, которой он занимается, не приносит результатов, никаких фактических изменений, понять это вовремя, чтобы не стать дураком.
- Можно сказать также, что умный это тот, кто оказался ближе к истине. И человек может прийти к истине разными способами:
- либо осознать что то;
- либо испытать на опыте;
- либо верить во что-то и считать - что так и есть, и это и будет
для него истина.
*Истина - 1) То, что существует в действительности, соответствует действительности.
Энциклопедический комментарий: Относительная истина - истина, отражающая предмет не полностью , а в исторически обусловленных пределах. Абсолютная истина - истина , полностью исчерпывающая предмет познания ... Всякая относительная истина содержит элементы абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин... Критерий истины, проверка ее достоверности - практика. /Толковый словарь Popular/
- Итак, лучший критерий истины – это практика. Но абсолютная истина – не достижима.
- Профессор, а что такое Бог? – не унимался рыжий студент.
- С точки зрения некоторых философий - абсолютная истина и есть Бог.
* * *
- Привет, Токо! - Эй, Токо, привет говорю! Это я, Бу!
- а а а? А а! Привет, Бу!
- Рад снова тебя увидеть. Смотрю, всё также пытаешься познать человека?
- А тебе то чего?
- Да просто за это время, я кое что понял: мы с тобой уже давно не на человеке. Посмотри -вон травка кругом, веточки с деревьев и листочки. А ещё я понял, что людей на свете не так много, как муравьёв. Мы хороши, пока не лезем к ним под рубашку, а они пока - не наступают на наш муравейник. А ещё я решил, что познание своё буду в первую очередь лучше направлять на то, от чего может быть быстрая польза! Теперь все должны быть дома не позже 19-00. Кстати, Токо! Ты в курсе, что я теперь старший по охране муравейника?
* * *
* Все события и герои произведения являются вымышленными. Мнения, выводы и идеи не претендуют на серьёзность или безоговорочную истинность.
*рационализм - 1. Направление в философии, признающее разум единственным источником познания... / Словарь «МАС»/
*Интуитивизм – частный случай иррацирнализма. Иррационализм противоположен рационализму.
/Примечание автора/
*ИРРАЦИОНАЛИЗМ:
1. Отрицание возможности логического познания действительности и признание инстинкта, веры основным инструментом познания. /Толковый словарь Foregn/
2. обозначение течений в философии, которые… ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю … , чувство, интуицию (интуитивизм) — мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п. ...
/Большая Советская энциклопедия/
Владимир СНЕГ.
Обсуждения Истории и притчи