I
Спор
Один способный Ученик по имени Индра, знатного рода и уверенный в себе, как-то поспорил со своим Учителем:
- В мир следует привнести больше добра и света, - часто повторял Почтенный Учитель.
- Конечно же, не стоит забывать, что все относительно?
Спор
Один способный Ученик по имени Индра, знатного рода и уверенный в себе, как-то поспорил со своим Учителем:
- В мир следует привнести больше добра и света, - часто повторял Почтенный Учитель.
- Конечно же, не стоит забывать, что все относительно?
Ведь, не зная что есть зло, мы бы не различили добро.. - дипломатично возражал ему Ученик.
- Добра много не бывает, - отмечал Учитель.
- Люди имеют тенденцию быстро привыкать к хорошему и переставать это ценить, - не унимался Ученик, - им следует напоминать время от времени, что может быть и иначе. Лишь имея перед глазами пример того, что не есть Добро, можно сориентироваться – как поступить, чтобы Добро сотворить!
- Имея внешний ориентир, а не внутренний, - тихо отметил Учитель, и почувствовав непонимание Ученика, продолжил, - проведем практический опыт? Выберите соратника - из Учеников или из своих знакомых, и докажите нам на его примере, что свет рождается лишь там, где до него прошла тьма; и что Добро - за неимением зла - само в него трансформируется. И тогда я объясню Вам, почему это не всегда верно.
Индра был обрадован таким предложением и задумчиво улыбался. Остальные ученики, раскрыв рты от удивления, наблюдали за смельчаком, принявшим вызов Учителя.
Чуть помолчав, Учитель осведомился:
- Поделитесь с нами – на чем будет основываться Ваше испытание?
- Это будет один из способов испытания медными трубами, - ответил ученик. – Испытание человека встречей с собственной натурой. И усмехнулся: - Той самой, Доброй натурой!
- Продолжайте.. – улыбался Учитель.
- Что может сильнее подвергнуть испытанию добродетель человека, чем абсолютная власть? – рассуждал Ученик, - И какая власть может быть безграничнее, чем возможность править миром... А что, как мы уже знаем, является аналогом власти над целым?
- Абсолютная власть над его частью, - почти хором проскандировали Ученики давно пройденный материал.
- Именно так, - удовлетворенно произнес Индра. - Не скажу более.
Учитель, казалось, был доволен стратегией.
II
Восстановление справедливости
На следующее занятие Индра привел с собой слугу из соседнего домоуправления.
- Это Меру. С ним ужасно обращались, - начал, поднявшись на помост перед классом, свой рассказ Ученик, - еще мальчиком он был привезен и подарен дому Ушира бин Шала. На протяжении долгих лет Меру кормили раз в неделю, в остальное время он вынужден был выживать, питаясь кореньями и травами. Его не наказывали за проступки, - его регулярно пороли, чтобы он не совершал их. - Меру уверен теперь, что такова человеческая повседневность, во всяком случае для слуг. Чтоб быть наказанным – не обязательно быть дерзким или непокорным, так ?
Индра взглянул на слугу – тот стоял потупив глаза, с провинившимся видом.
- Я с Вами разговариваю, - спокойно произнес Ученик, обращаясь к слуге, – Вы разве не слышите меня?
Слуга бросился Ученику в ноги, извиняясь и не решаясь поднять голову.
- Довольно! - Вскочил Нараян, один из учеников-зрителей, - Как ты можешь требовать от него ответа, если всю жизнь его учили, (и закрепляли это научение поркой и унижениями) что он не смеет ни возразить, ни даже высказать собственного мнения?
Индра без удивления взглянул на товарища, который сам был из скромной семьи:
- Так... Значит ты заступился за него, не столько потому, что я требовал от него ответа, сколько исходя из всего того, что ему пришлось пережить... А если я подойду сейчас к Суману, - Индра подошел к другому ученику из наблюдавших за сценой, - и скажу: «Чтобы тебя наказать, негодяй, необязательно дожидаться пока ты нагрубишь Учителю или ослушаешься Его. Ну, что ты молчишь? Оглох?»
Суман не реагировал и терпеливо улыбался, наблюдая провокацию.
Нараян, тем временем, подошел к слуге, поднял его с колен и с тревогой в голосе обратился к знатному товарищу:
- Ты доказал, что справедливость вступает в свои права там, где ею пренебрегли; что желание совершить добрый поступок наиболее неудержимо на фоне жестокости. Теперь позволь мне накормить Меру.
Ученик самодовольно улыбался:
- Я даже договорюсь с его хозяином о содержании Меру за мой счет, в твоем доме. Отныне он и твой слуга. Это мой тебе подарок.
- Подарок.. – с укором произнес Нараян, и его осуждающий взгляд на Индру был красноречивее любых слов. – Пойдем Меру, взял он растерявшегося слугу за запястье – время обедать. Эксперимент нашего Уважаемого Индры окончен.
- Эксперимент только начинается.. – хитро шепнул Индра проходя мимо Учителя, не произнесшего ни слова во время занятия.
- Благими намерениями вымощена дорога в ад? – пошутил Учитель, и Ученик кивнул, тут же философски задумавшись, в чей адрес произнесена эта фраза.
III
Обретение друга
Спустя месяц, во время одного из уроков, Учитель поинтересовался у Нараяна, приведшего своего новоиспеченного слугу:
- Каково иметь прислугу в доме?
- Меру мне не слуга – мы друзья. Он приходит ко мне в дом на три дня в неделю, рассказывает о том, как ужасно с ним обращается его первый хозяин. Я кормлю его супом и окороком, и не заставляю его работать сверх меры – лишь помогать мне в моей ежедневной работе.
- Как вам новый хозяин? – обратился теперь Учитель к слуге.
Слуга отошел на полметра назад, сначала почтительно поклонившись обратившемуся к нему мудрецу, а затем с благодарностью - Нараяну:
- Я не мог и мечтать о таком великодушном Хозяине, - впервые за все время умиротворенно улыбаясь произнес слуга, который теперь осмеливался поднять глаза на собеседника.
- Не хотели бы Вы работать, теперь, только на Вашего нового хозяина? – задал тогда Учитель вопрос слуге, переглянувшись с Индрой (тот улыбался – Учитель понимал его замысел, и следовал плану).
- Для меня не может быть большей чести и счастья, если на то будет воля Хозяина.
- Не Хозяина, Меру, зови меня другом, - засмущался Нараян.
Слуга, не смея назвать его так, молча поклонился – еще ниже – выражая огромное почтение. На лице его была счастливая улыбка.
- Хорошо, я беру тебя в услужение – будешь жить у меня. И, повернувшись к Почтенному Учителю и Индре, добавил: - Ныне я беру на себя расходы. Меру отлично справляется с работой, и его содержание не будет мне в убыток.
IV
Обретение нового хозяина
Три месяца спустя, он снова пришел на урок со своим слугой. Нараян шел с достоинством и весь светился гордостью. Слуга, несший за ним его вещи, улыбался ни к месту.
- Как ваша дружба? – спросил у обоих молодых людей Учитель.
- Отлично! – быстро ответил Нараян. Меру трудолюбив, очень полезен мне в хозяйстве, и надо отметить – у него еще никогда не было столь справедливого покровителя. Не так ли, Меру?
Слуга, улыбаясь, еле заметно кивнул.
- Нет? Что я не прав?
Меру еще сильнее натянул улыбку и поспешно закивал.
- Вот! И даже несмотря на то, что мы с ним друзья – он мне благодарен, как своему спасителю. Так, ведь, друг мой?
- Да..
- Да, кто? – спросил Нараян, не глядя, протягивая руку в сторону Меру.
- Да, друг мой, - ответил Меру, и поспешно протянул ему корзинку со сладостями.
- Вот так!! – счастливо заулыбался Нараян. Мы с ним, теперь, часто об этом вспоминаем. Мы вообще очень любим об этом говорить. И я очень рад, что у меня есть такой друг! - он выжидающе взглянул на слугу.
- Я тоже.. я тоже очень-очень рад, - поторопился ответить Меру, изо всех сил натягивая улыбку, но в глазах была нескрываемая грусть.
Индра многозначительно взглянул на Учителя.
- Он был слугой, - прошептал ему Индра, - теперь он – раб...
V
Добро не причиняй, а делай
- Да, выбор невелик, - ответил ему Учитель, отведя в сторону, - Жить в страхе и лишениях, искренне ненавидя своего хозяина, или же жить более обеспеченной жизнью, неискренне любя своего «друга». Терпеть лишения тела или лишения души... А что бы Вы выбрали, на его месте?
- хм, - задумался Ученик, - я всё же привык к материальным благам, как бы не ценил я душевный покой, как бы не стремился к истине...
- Распространенный выбор, - улыбнулся Мудрец, - А вот ему материальные блага менее привычны. И потому он может быть счастлив: он не может искренне полюбить того, кто никак собой не нахвалится, но он может хотя бы стать свободным и душой и телом и терпеть те же лишения, что у своего предыдущего хозяина, но уже ни перед кем не дрожать от страха. Подарите ему эту радость?
- Понял, - улыбнулся Ученик. Я выкуплю его и дарую свободу – пусть идет куда хочет. Я думаю, на этом мой эскперимент может быть окончен: добро не вставленное в рамки определенной безнадежности – ему предшествующей, или ему угрожающей – не может продлиться.
- Имея внешний ориентир, а не внутренний, - повторил ранее произнесенную фразу Учитель.
- Я не понимаю, о чем Вы говорите, - смущаясь признался Индра.
- Я говорю о ком-то, кто захочет одарить Вас добром не потому, что знаком со злом, а потому что захочет отдать вам лучшее.
- И что это?
- И вот, Вы снова в рамках внешних условий, в рамках своего опыта. Вы заранее стремитесь ограничить возможности доброго поступка. Ограничить увиденным Вами, познанным или воображаемым Вами. А пока понятие добра сформировано и ограничено Вами, то как Вы хотите сделать добро Другому? Разве что, как говорится в таких случаях, - догнать и причинить.
Не забывайте, что каждое зло – это чье-то «добро», чей-то «правильный, по его мнению» поступок. Так что же будет значить, теперь, Ваша фраза «иметь перед глазами пример того, что не есть Добро»?
- такой пример – это применение моего собственного способа мышления, моих мнений, моего мировоззрения, чтобы судить о другом человеке. О том, что для него хорошо, а что плохо.
- Вывод?
- Добро не превращается в зло, оно лишь переходит из формы «Добро для одного» в форму «Добро для другого».
Учитель кивнул:
- Поэтому главное - это не определения, не термины, и не философия о том, где черное, а где белое. Главный вопрос:
«Для кого, на самом деле, ты делаешь то, что делаешь»...
- Добра много не бывает, - отмечал Учитель.
- Люди имеют тенденцию быстро привыкать к хорошему и переставать это ценить, - не унимался Ученик, - им следует напоминать время от времени, что может быть и иначе. Лишь имея перед глазами пример того, что не есть Добро, можно сориентироваться – как поступить, чтобы Добро сотворить!
- Имея внешний ориентир, а не внутренний, - тихо отметил Учитель, и почувствовав непонимание Ученика, продолжил, - проведем практический опыт? Выберите соратника - из Учеников или из своих знакомых, и докажите нам на его примере, что свет рождается лишь там, где до него прошла тьма; и что Добро - за неимением зла - само в него трансформируется. И тогда я объясню Вам, почему это не всегда верно.
Индра был обрадован таким предложением и задумчиво улыбался. Остальные ученики, раскрыв рты от удивления, наблюдали за смельчаком, принявшим вызов Учителя.
Чуть помолчав, Учитель осведомился:
- Поделитесь с нами – на чем будет основываться Ваше испытание?
- Это будет один из способов испытания медными трубами, - ответил ученик. – Испытание человека встречей с собственной натурой. И усмехнулся: - Той самой, Доброй натурой!
- Продолжайте.. – улыбался Учитель.
- Что может сильнее подвергнуть испытанию добродетель человека, чем абсолютная власть? – рассуждал Ученик, - И какая власть может быть безграничнее, чем возможность править миром... А что, как мы уже знаем, является аналогом власти над целым?
- Абсолютная власть над его частью, - почти хором проскандировали Ученики давно пройденный материал.
- Именно так, - удовлетворенно произнес Индра. - Не скажу более.
Учитель, казалось, был доволен стратегией.
II
Восстановление справедливости
На следующее занятие Индра привел с собой слугу из соседнего домоуправления.
- Это Меру. С ним ужасно обращались, - начал, поднявшись на помост перед классом, свой рассказ Ученик, - еще мальчиком он был привезен и подарен дому Ушира бин Шала. На протяжении долгих лет Меру кормили раз в неделю, в остальное время он вынужден был выживать, питаясь кореньями и травами. Его не наказывали за проступки, - его регулярно пороли, чтобы он не совершал их. - Меру уверен теперь, что такова человеческая повседневность, во всяком случае для слуг. Чтоб быть наказанным – не обязательно быть дерзким или непокорным, так ?
Индра взглянул на слугу – тот стоял потупив глаза, с провинившимся видом.
- Я с Вами разговариваю, - спокойно произнес Ученик, обращаясь к слуге, – Вы разве не слышите меня?
Слуга бросился Ученику в ноги, извиняясь и не решаясь поднять голову.
- Довольно! - Вскочил Нараян, один из учеников-зрителей, - Как ты можешь требовать от него ответа, если всю жизнь его учили, (и закрепляли это научение поркой и унижениями) что он не смеет ни возразить, ни даже высказать собственного мнения?
Индра без удивления взглянул на товарища, который сам был из скромной семьи:
- Так... Значит ты заступился за него, не столько потому, что я требовал от него ответа, сколько исходя из всего того, что ему пришлось пережить... А если я подойду сейчас к Суману, - Индра подошел к другому ученику из наблюдавших за сценой, - и скажу: «Чтобы тебя наказать, негодяй, необязательно дожидаться пока ты нагрубишь Учителю или ослушаешься Его. Ну, что ты молчишь? Оглох?»
Суман не реагировал и терпеливо улыбался, наблюдая провокацию.
Нараян, тем временем, подошел к слуге, поднял его с колен и с тревогой в голосе обратился к знатному товарищу:
- Ты доказал, что справедливость вступает в свои права там, где ею пренебрегли; что желание совершить добрый поступок наиболее неудержимо на фоне жестокости. Теперь позволь мне накормить Меру.
Ученик самодовольно улыбался:
- Я даже договорюсь с его хозяином о содержании Меру за мой счет, в твоем доме. Отныне он и твой слуга. Это мой тебе подарок.
- Подарок.. – с укором произнес Нараян, и его осуждающий взгляд на Индру был красноречивее любых слов. – Пойдем Меру, взял он растерявшегося слугу за запястье – время обедать. Эксперимент нашего Уважаемого Индры окончен.
- Эксперимент только начинается.. – хитро шепнул Индра проходя мимо Учителя, не произнесшего ни слова во время занятия.
- Благими намерениями вымощена дорога в ад? – пошутил Учитель, и Ученик кивнул, тут же философски задумавшись, в чей адрес произнесена эта фраза.
III
Обретение друга
Спустя месяц, во время одного из уроков, Учитель поинтересовался у Нараяна, приведшего своего новоиспеченного слугу:
- Каково иметь прислугу в доме?
- Меру мне не слуга – мы друзья. Он приходит ко мне в дом на три дня в неделю, рассказывает о том, как ужасно с ним обращается его первый хозяин. Я кормлю его супом и окороком, и не заставляю его работать сверх меры – лишь помогать мне в моей ежедневной работе.
- Как вам новый хозяин? – обратился теперь Учитель к слуге.
Слуга отошел на полметра назад, сначала почтительно поклонившись обратившемуся к нему мудрецу, а затем с благодарностью - Нараяну:
- Я не мог и мечтать о таком великодушном Хозяине, - впервые за все время умиротворенно улыбаясь произнес слуга, который теперь осмеливался поднять глаза на собеседника.
- Не хотели бы Вы работать, теперь, только на Вашего нового хозяина? – задал тогда Учитель вопрос слуге, переглянувшись с Индрой (тот улыбался – Учитель понимал его замысел, и следовал плану).
- Для меня не может быть большей чести и счастья, если на то будет воля Хозяина.
- Не Хозяина, Меру, зови меня другом, - засмущался Нараян.
Слуга, не смея назвать его так, молча поклонился – еще ниже – выражая огромное почтение. На лице его была счастливая улыбка.
- Хорошо, я беру тебя в услужение – будешь жить у меня. И, повернувшись к Почтенному Учителю и Индре, добавил: - Ныне я беру на себя расходы. Меру отлично справляется с работой, и его содержание не будет мне в убыток.
IV
Обретение нового хозяина
Три месяца спустя, он снова пришел на урок со своим слугой. Нараян шел с достоинством и весь светился гордостью. Слуга, несший за ним его вещи, улыбался ни к месту.
- Как ваша дружба? – спросил у обоих молодых людей Учитель.
- Отлично! – быстро ответил Нараян. Меру трудолюбив, очень полезен мне в хозяйстве, и надо отметить – у него еще никогда не было столь справедливого покровителя. Не так ли, Меру?
Слуга, улыбаясь, еле заметно кивнул.
- Нет? Что я не прав?
Меру еще сильнее натянул улыбку и поспешно закивал.
- Вот! И даже несмотря на то, что мы с ним друзья – он мне благодарен, как своему спасителю. Так, ведь, друг мой?
- Да..
- Да, кто? – спросил Нараян, не глядя, протягивая руку в сторону Меру.
- Да, друг мой, - ответил Меру, и поспешно протянул ему корзинку со сладостями.
- Вот так!! – счастливо заулыбался Нараян. Мы с ним, теперь, часто об этом вспоминаем. Мы вообще очень любим об этом говорить. И я очень рад, что у меня есть такой друг! - он выжидающе взглянул на слугу.
- Я тоже.. я тоже очень-очень рад, - поторопился ответить Меру, изо всех сил натягивая улыбку, но в глазах была нескрываемая грусть.
Индра многозначительно взглянул на Учителя.
- Он был слугой, - прошептал ему Индра, - теперь он – раб...
V
Добро не причиняй, а делай
- Да, выбор невелик, - ответил ему Учитель, отведя в сторону, - Жить в страхе и лишениях, искренне ненавидя своего хозяина, или же жить более обеспеченной жизнью, неискренне любя своего «друга». Терпеть лишения тела или лишения души... А что бы Вы выбрали, на его месте?
- хм, - задумался Ученик, - я всё же привык к материальным благам, как бы не ценил я душевный покой, как бы не стремился к истине...
- Распространенный выбор, - улыбнулся Мудрец, - А вот ему материальные блага менее привычны. И потому он может быть счастлив: он не может искренне полюбить того, кто никак собой не нахвалится, но он может хотя бы стать свободным и душой и телом и терпеть те же лишения, что у своего предыдущего хозяина, но уже ни перед кем не дрожать от страха. Подарите ему эту радость?
- Понял, - улыбнулся Ученик. Я выкуплю его и дарую свободу – пусть идет куда хочет. Я думаю, на этом мой эскперимент может быть окончен: добро не вставленное в рамки определенной безнадежности – ему предшествующей, или ему угрожающей – не может продлиться.
- Имея внешний ориентир, а не внутренний, - повторил ранее произнесенную фразу Учитель.
- Я не понимаю, о чем Вы говорите, - смущаясь признался Индра.
- Я говорю о ком-то, кто захочет одарить Вас добром не потому, что знаком со злом, а потому что захочет отдать вам лучшее.
- И что это?
- И вот, Вы снова в рамках внешних условий, в рамках своего опыта. Вы заранее стремитесь ограничить возможности доброго поступка. Ограничить увиденным Вами, познанным или воображаемым Вами. А пока понятие добра сформировано и ограничено Вами, то как Вы хотите сделать добро Другому? Разве что, как говорится в таких случаях, - догнать и причинить.
Не забывайте, что каждое зло – это чье-то «добро», чей-то «правильный, по его мнению» поступок. Так что же будет значить, теперь, Ваша фраза «иметь перед глазами пример того, что не есть Добро»?
- такой пример – это применение моего собственного способа мышления, моих мнений, моего мировоззрения, чтобы судить о другом человеке. О том, что для него хорошо, а что плохо.
- Вывод?
- Добро не превращается в зло, оно лишь переходит из формы «Добро для одного» в форму «Добро для другого».
Учитель кивнул:
- Поэтому главное - это не определения, не термины, и не философия о том, где черное, а где белое. Главный вопрос:
«Для кого, на самом деле, ты делаешь то, что делаешь»...
Обсуждения Испытание добром