Очень часто цитируется фраза В.И.Ленина – «Религия опиум для народа». Попробуем разобрать содержание всего высказывания В.Ленина и понять, что именно заставило его так сказать. Очевидно, что цель вождя мирового пролетариата была вовсе не в том, чтобы этот самый пролетариат вырвать из рук невежества и мракобесия. Задача стояла разрушить старый мир и свой новый мир построить. В чьих интересах и как это произошло, теперь очевидно практически всем более-менее информированным людям. Но обратимся к самой цитате:
"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на
народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством.
Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно
порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой
порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и
нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на
небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности
в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского
существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие.
Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала
топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь."
В.И.Ленин "Социализм и религия"
"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на
народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством».
Что значит духовный гнёт? Духовность – это субстанция не материальная. Она не может угнетать человека нуждой. Человек духовный живёт иными ценностями, а чтобы поддержать своё физическое существование обходится совсем малым. Такой человек не пойдёт грабить, заниматься рейдерство и прочее. Не пойдёт он и витрины бить, усадьбы жечь, заложников брать, классовых врагов расстреливать.
«Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно
порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой
порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.»
Вера в богов, чертей и в чудеса появилась намного раньше, чем эксплуататорские классы. Вера в лучшую загробную мысль, кстати, тоже связана не с конкретной классовой борьбой, а в результате жизни бренной, которая никогда не была хорошей для простого человека. Социальная несправедливость – следствие несовершенства человеческой природы, в основе которой лежит эгоцентризм. Религии и возникали для того, чтобы этот недостаток в людях привести в соответствие с возможностью выживания всего социума, а не отдельного класса эксплуататоров. Меры для этого религия предлагает мирные, на первое место выдвигается этический аспект и уже потом, как награда за все лишения и отрешение от эгоцентризма, лучшая загробная жизнь, в которую, кстати, верят далеко не все верующие. Этот аспект веры в Бога, как проявление чувства собственного достоинства и порядочности при жизни, не столь очевиден, но он есть. Вера в Бога – это вовсе не обязательное условие строгого соблюдения всей ритуальной стороны богослужения, а соответственно и веры во все церковные догматы. А соответственно и следующая фраза Ленина становится верной лишь чисто по внешним признакам, а не по сути.
«Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие».
Смирение и терпение людям нужно не для борьбы с существующим порядком, не для того, чтобы люди вышли сжигать усадьбы помещиков, убивать высокопоставленных чиновников и священнослужителей – не для революционных изменений, которые были нужны Ленину и его соратникам. Полагаю, что пролетариату, к чьим интересам апеллировал вождь в крестьянской стране, подобное проявление революционности тоже было ни к чему. Кому это было нужно и как можно было направить народное негодование в русло разрушения государства и традиционных устоев и ценностей его народа – предмет иного рассмотрения. Вернёмся к выводу Ленина, ставшему ключевым остовом атеизма.
«Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала
топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь".
Употребление опиума неизбежно приведёт к ломке. Если говорить о явлении социальном, то это касается революционных изменений, заканчивающихся сломом старой государственной машины, что сопровождается обильным кровопусканием всей нации. Церковь, напротив, социальный институт консервативный и препятствующий подобным кровавым потрясениям. Именно поэтому религия была столь ненавистна истинным разрушителям российской самобытности и её государственности. Началось это ещё со времён Смутного времени. Инспирировано было силами, воюющими с христианством (очень интересная тема была поднята чуть ранее об Инквизиции, где об этом говорилось в её преамбуле). Продолжилось это при Петре 1, когда на Руси было упразднено Патриаршество и образован Синод, то есть церковью стало управлять государство, в лице господствующего класса. То есть сама церковь, являясь антагонистом по отношению к светской власти, оказалась в ситуации подчинённости этой самой власти. И несмотря на это, РПЦ продолжала существовать и поддерживать традиционные устои русского народа и его государственности. Государство Ленин рассматривал как механизм эксплуатации, хотел сломать, но как только пришёл к власти, стал его всячески укреплять. То есть сущность государства не изменилась. Религия тут оказалась ни при чём. Её заменили на другую форму веры - веры в коммунизм. Пообещали лучшую жизнь не после смерти, а чуть раньше. По сути, обещания лучшей загробной жизни в раю перенесли на землю. Можно констатировать, что Ленину и прочим мешала не сама религия, как духовная сивуха, а именно христианство, в лице РПЦ. Но разрушить его им не удалось и православие по-прежнему является оплотом самобытности России и её государственности.
Таким образом, опиумом для народа явилась не церковь и не религия, а социалистическая идеология. Даже не сама социалистическая идеология, а то, как её преподнесли народу те силы, которым России была, да и теперь поперёк горла стоит. А какой сивухой теперь поят её доверчивых граждан?
"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на
народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством.
Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно
порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой
порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и
нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на
небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности
в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского
существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие.
Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала
топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь."
В.И.Ленин "Социализм и религия"
"Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на
народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством».
Что значит духовный гнёт? Духовность – это субстанция не материальная. Она не может угнетать человека нуждой. Человек духовный живёт иными ценностями, а чтобы поддержать своё физическое существование обходится совсем малым. Такой человек не пойдёт грабить, заниматься рейдерство и прочее. Не пойдёт он и витрины бить, усадьбы жечь, заложников брать, классовых врагов расстреливать.
«Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно
порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой
порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.»
Вера в богов, чертей и в чудеса появилась намного раньше, чем эксплуататорские классы. Вера в лучшую загробную мысль, кстати, тоже связана не с конкретной классовой борьбой, а в результате жизни бренной, которая никогда не была хорошей для простого человека. Социальная несправедливость – следствие несовершенства человеческой природы, в основе которой лежит эгоцентризм. Религии и возникали для того, чтобы этот недостаток в людях привести в соответствие с возможностью выживания всего социума, а не отдельного класса эксплуататоров. Меры для этого религия предлагает мирные, на первое место выдвигается этический аспект и уже потом, как награда за все лишения и отрешение от эгоцентризма, лучшая загробная жизнь, в которую, кстати, верят далеко не все верующие. Этот аспект веры в Бога, как проявление чувства собственного достоинства и порядочности при жизни, не столь очевиден, но он есть. Вера в Бога – это вовсе не обязательное условие строгого соблюдения всей ритуальной стороны богослужения, а соответственно и веры во все церковные догматы. А соответственно и следующая фраза Ленина становится верной лишь чисто по внешним признакам, а не по сути.
«Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие».
Смирение и терпение людям нужно не для борьбы с существующим порядком, не для того, чтобы люди вышли сжигать усадьбы помещиков, убивать высокопоставленных чиновников и священнослужителей – не для революционных изменений, которые были нужны Ленину и его соратникам. Полагаю, что пролетариату, к чьим интересам апеллировал вождь в крестьянской стране, подобное проявление революционности тоже было ни к чему. Кому это было нужно и как можно было направить народное негодование в русло разрушения государства и традиционных устоев и ценностей его народа – предмет иного рассмотрения. Вернёмся к выводу Ленина, ставшему ключевым остовом атеизма.
«Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала
топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь".
Употребление опиума неизбежно приведёт к ломке. Если говорить о явлении социальном, то это касается революционных изменений, заканчивающихся сломом старой государственной машины, что сопровождается обильным кровопусканием всей нации. Церковь, напротив, социальный институт консервативный и препятствующий подобным кровавым потрясениям. Именно поэтому религия была столь ненавистна истинным разрушителям российской самобытности и её государственности. Началось это ещё со времён Смутного времени. Инспирировано было силами, воюющими с христианством (очень интересная тема была поднята чуть ранее об Инквизиции, где об этом говорилось в её преамбуле). Продолжилось это при Петре 1, когда на Руси было упразднено Патриаршество и образован Синод, то есть церковью стало управлять государство, в лице господствующего класса. То есть сама церковь, являясь антагонистом по отношению к светской власти, оказалась в ситуации подчинённости этой самой власти. И несмотря на это, РПЦ продолжала существовать и поддерживать традиционные устои русского народа и его государственности. Государство Ленин рассматривал как механизм эксплуатации, хотел сломать, но как только пришёл к власти, стал его всячески укреплять. То есть сущность государства не изменилась. Религия тут оказалась ни при чём. Её заменили на другую форму веры - веры в коммунизм. Пообещали лучшую жизнь не после смерти, а чуть раньше. По сути, обещания лучшей загробной жизни в раю перенесли на землю. Можно констатировать, что Ленину и прочим мешала не сама религия, как духовная сивуха, а именно христианство, в лице РПЦ. Но разрушить его им не удалось и православие по-прежнему является оплотом самобытности России и её государственности.
Таким образом, опиумом для народа явилась не церковь и не религия, а социалистическая идеология. Даже не сама социалистическая идеология, а то, как её преподнесли народу те силы, которым России была, да и теперь поперёк горла стоит. А какой сивухой теперь поят её доверчивых граждан?
Обсуждения Что на самом деле опиум для народа