С полной уверенностью мы можем говорить, что город Чита, столица Забайкальского края, назван так потому, что расположен на берегу реки Читы, которую местные жители называют Читинкой. До этого времени, в соответствии исторических справок, наш город (поселение), имел названия: "Плотбище" и «Слобода Читинская».
Затем расширяясь, с появлением здесь декабристов, поселение называется Читинский острог. В 1772 году, побывавший здесь П.С.Паллас называет это поселение – Читинск. А с 1851 года Чита возводится в степень города как центр Забайкальской области, когда столицу Забайкалья перевели сюда из города Нерчинска.
Таким образом, как и многие русские города стоящие на реках Чита получила свое название благодаря реке, на берегах которой ее и построили. А вот, что означает само слово «Чита». Здесь единого согласия нет, и известный краевед Виктор Балабанов в книге «В дебрях названий» представил часть имеющихся предположений, по забайкальской топонимике, в части истории названия реки Чита.
При этом краевед отмечает, что чем больше людей пытается это сделать, тем больше появляется различных мнений и толкований. Попытаемя разобраться в этих дебрях множества вариантов разных толкований и выберем наиболее точную версию, рассказывающую почему река Чита, названа именно Читой.
Итак, приступая к работе возьмем справку о коренном населении проживающем на интересующих нас территориях, которое и могло давать свои названия природным объектам. Исторические справки говорят о том, что коренным населением последнего тысячелетия здесь были уйгуры и тунгусы. И именно свойственные данным этим народам названия и отдадим предпочтение.
Таким образом, отклоняем версию известного забайкальского краеведа М.А.Зензинова, который объяснял название от ороченского "чита" – березовый коврик. Отклоняем и уйгурский вариант археолога Л.Р.Кызласова со словом - «чыт», который трактуется, как "крепость", "жилище", по той причине, что за исключением древней стоянки на Титовской сопке, никакого древнего жилья в долине реки Читы не зафиксировано.
В книге "В дебрях названий" мы видим и такие варианты: " Г.М.Василевич высказывает мысль о том, что топоним Чита происходит от эвенкийского слова «чата» или «чатала», что значит «глина». Эти же слова обозначают грязь (на берегу), сланец, каменный уголь, горящие угли. Существует так же слово чатэ – черная земля (углистый сланец), уголь. По мнению В.Г.Игначева, в словах «чита», «чатэ» или «читала» отражено не только добротное качество глины, но и голубой цвет ее, ибо по-эвенкийски «голубой» звучит как «чатурин» и «читума».
«Глина с голубоватым оттенком залегает массивными гнездами и пластами во многих местах города по берегам реки Читы. Люди пользуются этой глиной с глубочайшей древности». Подобным же образом можно обосновать и происхождение названия Читы как «уголь, черная земля». Естественно, что люди еще в древние времена видели выходы угля на берегах Читы, а под Читой находится целое месторождение бурых углей – Черновское".
Отклоняем и эти версии, хотя здесь есть близкая по смыслу идея, но разбавленная совершенно неприемлимыми вариантами, которые попытаюсь объяснить. Кочевой образ жизни тунгусов не предусматривает строительство таких сооружений, для которых могла употребляться глина, в то время, когда голубая глина хуже качеством, чем серая употребляемая современными мастерами.
Связывать название Читы с угольными месторождениями бурых углей – Черновское, так же не следует, по той причине, что эти месторождения находятся в пределах другой реки, а отнюдь не Читинки. И предположение Н.Г.Кирюхина, который утверждает, что название реки произошло от собственного имени князца Чита Матуганова, так же отклоняется.
По той причине, что по датировке Н.Г.Кирюхина, его доказательство было написано в период 1777-1799 годах, тогда как с 1719 – 1720 гг., в «Сказках», впервые появляется название Читинский острог. А еще ранее здесь в 1693 году проехал царский посланник Избранд Идес, который так же отмечал название реки "Цета" (Чита).
Так же отклоняется и вариант В.А.Никонова, который при объяснении топонима Читы высказывается мнение, что он может быть, из нивхского «Читы – «колодец». Это интересное предположение о колодце, с эзотерической точки зрения, но здесь нивхи не жили, и как в случае с именем местного князца, название реки не меняется часто.
Таким образом, множество мнений о происхождении названия Читы не соответствуют действительности. Сам В. Ф. Балабанов предлагает обратить внимание на верховья реки Читы, которая берет начало в отрогах Яблонового хребта, где на смежной группе гор (откуда берет начало Чита), находится один из истоков реки Юмурчен, который называется Читнак.
Я был знаком с Виктором Федоровичем и мнение его имеет определенные резоны, когда стекающим с гор рекам в обычной практике присваивалось то же название. Которое давалось горе или группе гор. Там есть один интересный вариант, но мы туда не пойдем, а направимся в совершенно другом направлении.
Я считаю, что единственным и правильным ответом на вопрос что означает: гидроним "Чита" , - это перевод с эвенкийского языка "чатара", "читара"- грязь. В то время как вода по эвенкийски - "Му", в других местах, вода - "ули", голова – дыли, небо – тимадула, снег – имана. В данном случае Чита, - это определенный ориентир, так же как гидроним Амур, говорит о том, что река море или река впадающая в море.
Какое же это место? В долине реки Читы, на протяжении многих сотен лет, только лечебные природные факторы иловой грязи и минеральной воды озера Угдан, могли превлекать людей. И название реки Чита служило ориентиром, места имеющего целебные свойства. Больше здесь нет ничего ценного, с точки зрения кочевого населения.
Впервые гидроним Чита упоминается в описании пути царского посланника Н.Г.Спафария: «Ноября в 25 день ехали через хребты великие и лесные, а потом степью, и приехали на реку небольшую Читу и у той речки ночевали». Чита (Читинка), река в Забайкальском крае, длиной 210 километров , левый приток реки Ингоды, который берёт свое начало в пределах гольца Чингикан.
Слово "Чита" было указано Спафарием, зимой 1676 года, когда через Даурию проходила, возглавляемая им первая экспедиция русского посольства в Китай. Эта экспедиция через Яблоновый хребет, вышла к реке Чите между селами Угдан и Бургень. И именно здесь, в пределах угданских грязей, впервые прозвучало название реки Чита, которая разливаясь, заливала и озеро Угдан.
Да и полноценной рекой Читинку можно называть от этих мест, где в нее впадает река Карповка, названная так видимо по имени казака Карпа Юдина, а затем и река Смоленка. Отсюда Спафарий, не останавливаясь ушел на Иргенский волок, не упомянув, какого-либо селения, значит их не существовало. И надо понимать, что местных эвенков, при их кочевой жизни, в большей степени не интересовали, ни береза, ни уголь, ни глина, ни иные экзотические предметы, которые им пытаются приписать разные исследователи.
Таким образом, как и многие русские города стоящие на реках Чита получила свое название благодаря реке, на берегах которой ее и построили. А вот, что означает само слово «Чита». Здесь единого согласия нет, и известный краевед Виктор Балабанов в книге «В дебрях названий» представил часть имеющихся предположений, по забайкальской топонимике, в части истории названия реки Чита.
При этом краевед отмечает, что чем больше людей пытается это сделать, тем больше появляется различных мнений и толкований. Попытаемя разобраться в этих дебрях множества вариантов разных толкований и выберем наиболее точную версию, рассказывающую почему река Чита, названа именно Читой.
Итак, приступая к работе возьмем справку о коренном населении проживающем на интересующих нас территориях, которое и могло давать свои названия природным объектам. Исторические справки говорят о том, что коренным населением последнего тысячелетия здесь были уйгуры и тунгусы. И именно свойственные данным этим народам названия и отдадим предпочтение.
Таким образом, отклоняем версию известного забайкальского краеведа М.А.Зензинова, который объяснял название от ороченского "чита" – березовый коврик. Отклоняем и уйгурский вариант археолога Л.Р.Кызласова со словом - «чыт», который трактуется, как "крепость", "жилище", по той причине, что за исключением древней стоянки на Титовской сопке, никакого древнего жилья в долине реки Читы не зафиксировано.
В книге "В дебрях названий" мы видим и такие варианты: " Г.М.Василевич высказывает мысль о том, что топоним Чита происходит от эвенкийского слова «чата» или «чатала», что значит «глина». Эти же слова обозначают грязь (на берегу), сланец, каменный уголь, горящие угли. Существует так же слово чатэ – черная земля (углистый сланец), уголь. По мнению В.Г.Игначева, в словах «чита», «чатэ» или «читала» отражено не только добротное качество глины, но и голубой цвет ее, ибо по-эвенкийски «голубой» звучит как «чатурин» и «читума».
«Глина с голубоватым оттенком залегает массивными гнездами и пластами во многих местах города по берегам реки Читы. Люди пользуются этой глиной с глубочайшей древности». Подобным же образом можно обосновать и происхождение названия Читы как «уголь, черная земля». Естественно, что люди еще в древние времена видели выходы угля на берегах Читы, а под Читой находится целое месторождение бурых углей – Черновское".
Отклоняем и эти версии, хотя здесь есть близкая по смыслу идея, но разбавленная совершенно неприемлимыми вариантами, которые попытаюсь объяснить. Кочевой образ жизни тунгусов не предусматривает строительство таких сооружений, для которых могла употребляться глина, в то время, когда голубая глина хуже качеством, чем серая употребляемая современными мастерами.
Связывать название Читы с угольными месторождениями бурых углей – Черновское, так же не следует, по той причине, что эти месторождения находятся в пределах другой реки, а отнюдь не Читинки. И предположение Н.Г.Кирюхина, который утверждает, что название реки произошло от собственного имени князца Чита Матуганова, так же отклоняется.
По той причине, что по датировке Н.Г.Кирюхина, его доказательство было написано в период 1777-1799 годах, тогда как с 1719 – 1720 гг., в «Сказках», впервые появляется название Читинский острог. А еще ранее здесь в 1693 году проехал царский посланник Избранд Идес, который так же отмечал название реки "Цета" (Чита).
Так же отклоняется и вариант В.А.Никонова, который при объяснении топонима Читы высказывается мнение, что он может быть, из нивхского «Читы – «колодец». Это интересное предположение о колодце, с эзотерической точки зрения, но здесь нивхи не жили, и как в случае с именем местного князца, название реки не меняется часто.
Таким образом, множество мнений о происхождении названия Читы не соответствуют действительности. Сам В. Ф. Балабанов предлагает обратить внимание на верховья реки Читы, которая берет начало в отрогах Яблонового хребта, где на смежной группе гор (откуда берет начало Чита), находится один из истоков реки Юмурчен, который называется Читнак.
Я был знаком с Виктором Федоровичем и мнение его имеет определенные резоны, когда стекающим с гор рекам в обычной практике присваивалось то же название. Которое давалось горе или группе гор. Там есть один интересный вариант, но мы туда не пойдем, а направимся в совершенно другом направлении.
Я считаю, что единственным и правильным ответом на вопрос что означает: гидроним "Чита" , - это перевод с эвенкийского языка "чатара", "читара"- грязь. В то время как вода по эвенкийски - "Му", в других местах, вода - "ули", голова – дыли, небо – тимадула, снег – имана. В данном случае Чита, - это определенный ориентир, так же как гидроним Амур, говорит о том, что река море или река впадающая в море.
Какое же это место? В долине реки Читы, на протяжении многих сотен лет, только лечебные природные факторы иловой грязи и минеральной воды озера Угдан, могли превлекать людей. И название реки Чита служило ориентиром, места имеющего целебные свойства. Больше здесь нет ничего ценного, с точки зрения кочевого населения.
Впервые гидроним Чита упоминается в описании пути царского посланника Н.Г.Спафария: «Ноября в 25 день ехали через хребты великие и лесные, а потом степью, и приехали на реку небольшую Читу и у той речки ночевали». Чита (Читинка), река в Забайкальском крае, длиной 210 километров , левый приток реки Ингоды, который берёт свое начало в пределах гольца Чингикан.
Слово "Чита" было указано Спафарием, зимой 1676 года, когда через Даурию проходила, возглавляемая им первая экспедиция русского посольства в Китай. Эта экспедиция через Яблоновый хребет, вышла к реке Чите между селами Угдан и Бургень. И именно здесь, в пределах угданских грязей, впервые прозвучало название реки Чита, которая разливаясь, заливала и озеро Угдан.
Да и полноценной рекой Читинку можно называть от этих мест, где в нее впадает река Карповка, названная так видимо по имени казака Карпа Юдина, а затем и река Смоленка. Отсюда Спафарий, не останавливаясь ушел на Иргенский волок, не упомянув, какого-либо селения, значит их не существовало. И надо понимать, что местных эвенков, при их кочевой жизни, в большей степени не интересовали, ни береза, ни уголь, ни глина, ни иные экзотические предметы, которые им пытаются приписать разные исследователи.
Потомственного зверолова (их так и называли охотниками и звероловами) интересует только охота на диких животных, которых использовали эвенки для пропитания, а шкурами добытых животных выстилали жилища. Надо понимать, что могли назвать тунгусы и не важно здесь "грязь" или "черная земля" (по Окладникову), когда. только охотник знает, что такое "Солонцы", на которые приходят дикие звери.
Утверждая, что данная версия названия Читы единственно правильная, я не хочу обидеть исследователей, пользующихся топографическими картами, которые делал, в том числе, и я и мои товарищи. Я участвовал в изготовлении топографической карты долины реки Читы, в конце 60 годов прошлого века, в составе одного из отрядов (В. Сухих), топографической партии КГСЭ ЧГУ.
У меня самого есть десяток разных предположений о названии города Чита и других мест Забайкальского края, Улеты, например или Яблоновый хребет, сведения о которых, по моему мнению неверно отражены в имеющейся справочной литературе.
[1] Балабанов В.Ф. В дебрях названий. Иркутск, Восточносибирское книжное издательство, 1977., стр.68-69.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № L108-14716.
Обсуждения Чита