Горы и равнины - главные элементы рельефа материков. Горы – главный элемент рельефа Забайкальского края, который был открыт в 1653 году казаками Петра Ивановича Бекетова. Впервые гидроним Чита упоминается в описании пути царского посланника Н.Г.Спафария.
Он пишет: «Ноября в 25 день ехали через хребты великие и лесные, а потом степью, и приехали на реку небольшую Читу и у той речки ночевали». Поселение на берегу реки Читы было названо «Читинск».
Смысл же самого слова «Чита» так и остается неразгаданным и имеет множество толкований. В 1958 году в статье «Топонимика Восточной Сибири» Г.М.Василевич высказывает мысль о том, что топоним Чита происходит от эвенкийского слова «чата» или «чатала», что значит «глина». Эти же слова обозначают грязь (на берегу), сланец, каменный уголь, горящие угли. Существует так же слово чатэ – черная земля (углистый сланец), уголь.
По мнению В. Г. Игначева, в словах «чита», «чатэ» или «читала» отражен и голубой цвет ее, ибо по-эвенкийски «голубой» звучит как «чатурин» и «читума». В 1959 году археолог Л. Р. Кызласов высказал мнение, что Забайкалье является древней родиной уйгуров. В Тувинской автономной области, где также жили уйгуры, мы находим параллель нашему названию Чата. Современные чата – чыт по уйгурски значит просто «жилище».
Более достоверным выглядит рассуждение о названии реки с вариантом обозначения «чата» связное с понятием грязь. Единственный грязевой курорт в Забайкалье (Угдан) расположен в долине реки Читы, функционирует с 1923г. По данным 1922г., дно озера было покрыто вязкой грязью черного цвета с запахом сероводорода. За многолетний период русло реки неоднократно менялось, а разливаясь, река «промывала» угданские грязи. Буддийский дацан, расположенный в этом месте усиливает данное предположение.
В.Ф.Балабанов в своей книге «В дебрях названий» дает описание нескольких мест с подобным названием: «От бурят-монгольского, балчик – грязь. Речка в бассейне Онона. Бальджикан, Бальджиканский караул. Селение, названное по речке, на берегу которой было расположено. С принцессой Бальджин связано и другое «убиенное» место, находящееся в пределах поселения и одноименной реки Бальджа берущей свое начало недалеко от истока реки Чикой, с Кумыльского гольца.
А.А.Черкасов писал, что у жителей этого селения существовала сказка о том, что их место стало «убиенным», грязным, с тех пор, как здесь «прошел» Христос. Христос плюнул и повелел, чтобы тут, кроме леса и травы, ничего более не произрастало. На «плевке» же Христоса, по незнанию человека, построился Бальджиканский караул, и вот почему жители этого места так бедствуют до настоящего дня».
Сказка об «убиенном» месте, очевидно, возникла потому, что аборигены края рассказывали русским об «убиенной Бальджиниме-хатун», в честь, которой якобы и названа речка Бальджа. В легенде рассказывается, что когда Бальджиниму-хатун, убегавшую с людьми одиннадцати хоринских родов, стала настигать погоня, она бросилась в озеро и утонула. Озеро это называется Бальзино (Дульдургинский район).
По-видимому, более достоверным объяснением названий Бальджи и Бальджикана будет «грязная местность». Может быть, отсюда и русское «убиенное» - как местность, где ничего из культурных растений не произрастает, где растительность вообще бедна и представлена в основном заросли кустарника по берегам речек. Грязи, которые образуются в результате излияния минеральных источников, применялись для лечения в народной медицине Забайкалья. Обычно такие места посещают звери, где их подстерегают охотники.
Хотя к поверью об убиенных местах можно было бы отнести всю Сибирь, которая 18 декабря 1708 г. Указом об учреждении Сибирской губернии, получила своего губернатора - боярина князя Гагарина в качестве судьи сибирских провинций. Однако вскоре губернатора князя Гагарина по высочайшему указу повесили на железной цепи с запрещением снимать тело казненного губернатора, когда-либо.
Таких «убиенных» мест связанных с залежами полезных ископаемых в Забайкалье много и не зря видимо на территории государства был выбран для создания каторги именно Забайкальский край. За Яблонным хребтом, бывают грады, которые обивают дочиста даже зеленевшие березники, бывают бури, которые с корнем опрокидывают большие полосы сосновых лесов, бывают сильные грозы. Здесь зона рискованного земледелия, когда одна безоблачная холодная ночь погубит утром труды и надежды целого года.
Нерчинский житель М. А. Зензинов заключает, что полный круг урожаев и неурожаев совершается в 19 и 20 лет, что в 7 и 8-й годы урожай бывает сильный, в 12-й - плохой, а с 15-го следуют неурожаи.
Тунгусский правитель Гантимур, откочевавший с постройкой Нерчинского острога со своими родниками и улусными людьми на реку Наун, а затем возвратившийся на реку Ингоду вызвал недовольство маньчжурского правителя, который требовал возвращения тунгусов назад. В старинных маньчжурских требованиях Гантимур именуется старшиной звероловов и надо полагать, что нахождение тунгусского правителя в Забайкалье позволяло на законных правах брать ясак с местного населения.
И на переговорах, с манчжурпми, которые вел Спафарий, договорились об оставлении перебежчиков там, где находятся на момент переговоров, о выдаче будущих, о наказании нарушителей пограничной неприкосновенности и о свободном торге между обоими государствами. По указу 16 марта 1685 г. нерчинскому воеводе было велено построить в Нерчинске дом для Гантимура Катаны (Павла), производить ему жалованья по 30 р. в год, хлеба против того вдвое и соли по 6 п.
Затем Гантимур, служивший поводом межгосударственных раздоров в 1687 г. крещенный под именем Павла, с отцом Петром был пожалован в московские дворяне, и освободился от маньчжурских преследований. Указом 30 декабря 1710 г. воеводе Качанову было велено князю Лариону (сыну Павла) Гантимуру дать вотчину земли, с излишком против дворянских дач, к производимому жалованью прибавить 10 р., к 30 четв. ржи и к такому же числу овса прибавить по 10 четв. того и другого, да сверх того ежегодно давать ему 10 ведр вина, и писать князя Лариона стольником.
Продвижению на восток способствовали торговые отношения купечества не только с местным населением, но и сопредельными государствами, где доставка грузов производилась, как сухопутным, так и водным путем. За счет торгующего в Кяхте купечества, был выстроен в 1764 г. маяк у Прорвы и было предложено перевести плавание чрез Байкал на устье речки Бугульдеихи, учредив соответственную за Байкалом пристань на устье Селенги с которой можно было плавать, на построенных казенных судах по Селенге и Хилку.
Таких судов было до 25 единиц трех классов в соответствии с грузоподъемностью, когда на больших судах помещалось до 1150, на средних - до 500, на малых - до 100 пудов груза. Плоскодонные суда могли подходить близко к озерам Шакше и Иргень, и, к Яблонному хребту. Наилучшее для плавания время считалось с мая до июня, когда мели покрывались водой. В Амурской системе все воды катятся на восток.
В навигационной классической системе Амур, нераздельный с Ононом считается первоклассной рекой. К рекам второго класса можно отнести Сунгари. К рекам третьего класса: Ингода, Аргунь, Силимпди, Усури, и несколько малых рек, таких как Чита, Нерча, Наун и пр. В Чите на месте нынешнего мемориала участникам ВОВ был район, который имел название «гавань». Здесь действительно существовала гавань для торговых судов.
Город заканчивался улицей Шилова, на которой находились склады и хранилища, а далее вниз по реке располагались монастырские сады.
В реках Чита, Ингода, Онон в изобилии водились разные породы рыб: таймень, ленок, хариус, гальян, краснопер и др., в Шилке водились осетры и севрюга, заходила в реку из Амура и белуга. Леса за Байкалом и за Яблонным хребтом одни и те же: сосна, лиственница, ель, кедр, осина, ольха, береза, тальник. Леса мелкие и кустарники также одни и те же: яблоня дикая, боярышник, рябина, крушина, ильм, березовый ерник, березовник стланцевый, кедровник стланцевый, золотарник и пр.
Что же мы видим сейчас от всего былого изобилия? Загажены реки промышленниками и золотодобытчииками, леса и кедровники разорены. Сгорел реликтовый Цессучейский бор. Тут даже грязи не осталось, которой ранее было в изобилии в Угдане… Гиблое место!
Смысл же самого слова «Чита» так и остается неразгаданным и имеет множество толкований. В 1958 году в статье «Топонимика Восточной Сибири» Г.М.Василевич высказывает мысль о том, что топоним Чита происходит от эвенкийского слова «чата» или «чатала», что значит «глина». Эти же слова обозначают грязь (на берегу), сланец, каменный уголь, горящие угли. Существует так же слово чатэ – черная земля (углистый сланец), уголь.
По мнению В. Г. Игначева, в словах «чита», «чатэ» или «читала» отражен и голубой цвет ее, ибо по-эвенкийски «голубой» звучит как «чатурин» и «читума». В 1959 году археолог Л. Р. Кызласов высказал мнение, что Забайкалье является древней родиной уйгуров. В Тувинской автономной области, где также жили уйгуры, мы находим параллель нашему названию Чата. Современные чата – чыт по уйгурски значит просто «жилище».
Более достоверным выглядит рассуждение о названии реки с вариантом обозначения «чата» связное с понятием грязь. Единственный грязевой курорт в Забайкалье (Угдан) расположен в долине реки Читы, функционирует с 1923г. По данным 1922г., дно озера было покрыто вязкой грязью черного цвета с запахом сероводорода. За многолетний период русло реки неоднократно менялось, а разливаясь, река «промывала» угданские грязи. Буддийский дацан, расположенный в этом месте усиливает данное предположение.
В.Ф.Балабанов в своей книге «В дебрях названий» дает описание нескольких мест с подобным названием: «От бурят-монгольского, балчик – грязь. Речка в бассейне Онона. Бальджикан, Бальджиканский караул. Селение, названное по речке, на берегу которой было расположено. С принцессой Бальджин связано и другое «убиенное» место, находящееся в пределах поселения и одноименной реки Бальджа берущей свое начало недалеко от истока реки Чикой, с Кумыльского гольца.
А.А.Черкасов писал, что у жителей этого селения существовала сказка о том, что их место стало «убиенным», грязным, с тех пор, как здесь «прошел» Христос. Христос плюнул и повелел, чтобы тут, кроме леса и травы, ничего более не произрастало. На «плевке» же Христоса, по незнанию человека, построился Бальджиканский караул, и вот почему жители этого места так бедствуют до настоящего дня».
Сказка об «убиенном» месте, очевидно, возникла потому, что аборигены края рассказывали русским об «убиенной Бальджиниме-хатун», в честь, которой якобы и названа речка Бальджа. В легенде рассказывается, что когда Бальджиниму-хатун, убегавшую с людьми одиннадцати хоринских родов, стала настигать погоня, она бросилась в озеро и утонула. Озеро это называется Бальзино (Дульдургинский район).
По-видимому, более достоверным объяснением названий Бальджи и Бальджикана будет «грязная местность». Может быть, отсюда и русское «убиенное» - как местность, где ничего из культурных растений не произрастает, где растительность вообще бедна и представлена в основном заросли кустарника по берегам речек. Грязи, которые образуются в результате излияния минеральных источников, применялись для лечения в народной медицине Забайкалья. Обычно такие места посещают звери, где их подстерегают охотники.
Хотя к поверью об убиенных местах можно было бы отнести всю Сибирь, которая 18 декабря 1708 г. Указом об учреждении Сибирской губернии, получила своего губернатора - боярина князя Гагарина в качестве судьи сибирских провинций. Однако вскоре губернатора князя Гагарина по высочайшему указу повесили на железной цепи с запрещением снимать тело казненного губернатора, когда-либо.
Таких «убиенных» мест связанных с залежами полезных ископаемых в Забайкалье много и не зря видимо на территории государства был выбран для создания каторги именно Забайкальский край. За Яблонным хребтом, бывают грады, которые обивают дочиста даже зеленевшие березники, бывают бури, которые с корнем опрокидывают большие полосы сосновых лесов, бывают сильные грозы. Здесь зона рискованного земледелия, когда одна безоблачная холодная ночь погубит утром труды и надежды целого года.
Нерчинский житель М. А. Зензинов заключает, что полный круг урожаев и неурожаев совершается в 19 и 20 лет, что в 7 и 8-й годы урожай бывает сильный, в 12-й - плохой, а с 15-го следуют неурожаи.
Тунгусский правитель Гантимур, откочевавший с постройкой Нерчинского острога со своими родниками и улусными людьми на реку Наун, а затем возвратившийся на реку Ингоду вызвал недовольство маньчжурского правителя, который требовал возвращения тунгусов назад. В старинных маньчжурских требованиях Гантимур именуется старшиной звероловов и надо полагать, что нахождение тунгусского правителя в Забайкалье позволяло на законных правах брать ясак с местного населения.
И на переговорах, с манчжурпми, которые вел Спафарий, договорились об оставлении перебежчиков там, где находятся на момент переговоров, о выдаче будущих, о наказании нарушителей пограничной неприкосновенности и о свободном торге между обоими государствами. По указу 16 марта 1685 г. нерчинскому воеводе было велено построить в Нерчинске дом для Гантимура Катаны (Павла), производить ему жалованья по 30 р. в год, хлеба против того вдвое и соли по 6 п.
Затем Гантимур, служивший поводом межгосударственных раздоров в 1687 г. крещенный под именем Павла, с отцом Петром был пожалован в московские дворяне, и освободился от маньчжурских преследований. Указом 30 декабря 1710 г. воеводе Качанову было велено князю Лариону (сыну Павла) Гантимуру дать вотчину земли, с излишком против дворянских дач, к производимому жалованью прибавить 10 р., к 30 четв. ржи и к такому же числу овса прибавить по 10 четв. того и другого, да сверх того ежегодно давать ему 10 ведр вина, и писать князя Лариона стольником.
Продвижению на восток способствовали торговые отношения купечества не только с местным населением, но и сопредельными государствами, где доставка грузов производилась, как сухопутным, так и водным путем. За счет торгующего в Кяхте купечества, был выстроен в 1764 г. маяк у Прорвы и было предложено перевести плавание чрез Байкал на устье речки Бугульдеихи, учредив соответственную за Байкалом пристань на устье Селенги с которой можно было плавать, на построенных казенных судах по Селенге и Хилку.
Таких судов было до 25 единиц трех классов в соответствии с грузоподъемностью, когда на больших судах помещалось до 1150, на средних - до 500, на малых - до 100 пудов груза. Плоскодонные суда могли подходить близко к озерам Шакше и Иргень, и, к Яблонному хребту. Наилучшее для плавания время считалось с мая до июня, когда мели покрывались водой. В Амурской системе все воды катятся на восток.
В навигационной классической системе Амур, нераздельный с Ононом считается первоклассной рекой. К рекам второго класса можно отнести Сунгари. К рекам третьего класса: Ингода, Аргунь, Силимпди, Усури, и несколько малых рек, таких как Чита, Нерча, Наун и пр. В Чите на месте нынешнего мемориала участникам ВОВ был район, который имел название «гавань». Здесь действительно существовала гавань для торговых судов.
Город заканчивался улицей Шилова, на которой находились склады и хранилища, а далее вниз по реке располагались монастырские сады.
В реках Чита, Ингода, Онон в изобилии водились разные породы рыб: таймень, ленок, хариус, гальян, краснопер и др., в Шилке водились осетры и севрюга, заходила в реку из Амура и белуга. Леса за Байкалом и за Яблонным хребтом одни и те же: сосна, лиственница, ель, кедр, осина, ольха, береза, тальник. Леса мелкие и кустарники также одни и те же: яблоня дикая, боярышник, рябина, крушина, ильм, березовый ерник, березовник стланцевый, кедровник стланцевый, золотарник и пр.
Что же мы видим сейчас от всего былого изобилия? Загажены реки промышленниками и золотодобытчииками, леса и кедровники разорены. Сгорел реликтовый Цессучейский бор. Тут даже грязи не осталось, которой ранее было в изобилии в Угдане… Гиблое место!
Обсуждения Чита, гиблое место