Вопрос определения национальности далеко не праздный потому, что по данному поводу возникает много разных недоразумений, связанных с национальной принадлежностью того или иного человека. Л.Гумилев объяснял вопросы, этногенеза с территориальной целостностью государства, которые не всегда понятны.
Например, когда представители разных этнических групп пренебрежительно отзываются о носителях русской национальности, которые не имеют своей национальной территории в государстве.
Русские, вроде бы везде и нигде их нет территориально, как это получилось, стоит разобраться. В конституции РФ указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. И в соответствии прав и свобод человека и гражданина никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Тем не менее, большинство населения осознано причисляет себя к какой – либо определенной национальности.
Разбираясь в истории национальностей надо сказать, что все противоречия этнического характера надуманы и искусно используются фанатично настроенными людьми. В академической науке нет конкретно обозначенных терминов нация или этнос, – это размытые понятия взаимопроникающих друг в друга. Они и исследуются разными науками, – социологией, культурологией, политологией, когда ученые политологи могут спорить с учеными социологами, говоря об одном и том же понятии.
Идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. Это происходит в период развала государств населенных несколькими этническими группами людей. Здесь происходит процесс обратный государственному образованию.
Впервые это проявилось в ходе Великой Французской революции, когда потребовалось сформировать новую общность взамен «подданства французской короны». До конца XVIII века этого термина вообще не существовало, он появился недавно, например, английское (nationality) в официальных документах обозначает гражданство или, государственную принадлежность, - подданство.
Нация – феномен в первую очередь политический, и только во вторую этнический и социальный. Нация изначально существует в границах государственности, где на исторической карте мира определены все существующие на сегодняшний день страны. Например, «Россия» (Российская Империя), которая имела свое наследственное название, происходящее от Киевской Руси.
После распада Российской империи «Россия» осталась в уменьшенном своем варианте (СССР), выделив из себя несколько самостоятельных государств: Польшу, Финляндию, часть других территорий. А по примеру Франции были «нарезаны» по этническим признакам новые территориальные образования, - республики.
После распада СССР из нее выделилось еще ряд самостоятельных государств. Нынешняя «Россия» (РСФСР) стараниями разных «доброжелателей» так же имеет возможность к дальнейшей трансформации. Но, даже оставаясь в границах «Московского княжества» она все равно будет называться «Россией». И в ней будет проживать единая нация «Россияне», – русские.
Как отмечал Л.Гумилев, русскими в данном случае будут считаться и буряты, и татары, и любые другие граждане, живущие на данной территории. И далее по Л.Гумилеву. На примере Англии, которая включила в себя Кент, населенный англосаксами, Шотландию, Уэльс и Нортумберленд, населенные кельтами и скандинавами – потомками викингов. Как Франция присоединила Прованс, Бретань и Гасконь, где жили народы, говорившие на всех языках, имевшие свой быт и свою систему хозяйства.
Эти народы сохраняют свои этнические отличия, но, тем не менее, они все Французы или Англичане, как в первом случае. Это говорит о том, что физико-географические (политические) характеристики национальных образований преобладают над этнологическими категориями и не совпадают во многих случаях. Адаптация в условиях географического аспекта часто происходит без взаимной ассимиляции, когда сегодняшняя дружба этих народов сменила давнюю вражду.
А что будет дальше – покажет этническая история, в которой география будет определять границы новых образований, как в случае с СССР. Последние научные данные о планете, говорят о том, что биосфера, согласно учению В.И.Вернадского, все живое представляет непрерывно изменяющуюся совокупность организмов, между собою связанных и подверженных эволюционному процессу в течение геологического времени.
Динамика таких процессов описана Л.Гумилевым в его теории пассионарности, где биосфера мозаична и постоянно меняется. В общественном развитии есть своя логика, а этногенез процесс природный, где люди входят в биоценозы, и этническая структура населения мира чрезвычайно сложна и разнообразна. Большинство этносов, обитает или обитало на определенных территориях, входя в биоценоз данного ландшафта и составляя вместе с ним замкнутую систему ограниченную рамками территориального деления.
Поэтому существует два понятия «нации» (natio – племя, народ) политическое и этническое, – одно обозначает этническое образование, другое дает общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Национальная культура не может ограничиваться узкими рамками одной этнической общности, она объединяет культуру отдельных этнических образований в единой культуре государства.
Таким образом, отдельной национальности «русский» существовать не может, т.к. это единое сообщество всех древних этносов населявших территорию Руси в которых течет «кровь» Кривичей, Древлян и Полян, Вятичей и Вогуличей. Этносов живших на территории России и имеющих свою культуру со времен древних до первой половины II тысячелетия, когда начали появляться сегодняшние этнические группы народов.
Русские, вроде бы везде и нигде их нет территориально, как это получилось, стоит разобраться. В конституции РФ указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. И в соответствии прав и свобод человека и гражданина никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Тем не менее, большинство населения осознано причисляет себя к какой – либо определенной национальности.
Разбираясь в истории национальностей надо сказать, что все противоречия этнического характера надуманы и искусно используются фанатично настроенными людьми. В академической науке нет конкретно обозначенных терминов нация или этнос, – это размытые понятия взаимопроникающих друг в друга. Они и исследуются разными науками, – социологией, культурологией, политологией, когда ученые политологи могут спорить с учеными социологами, говоря об одном и том же понятии.
Идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. Это происходит в период развала государств населенных несколькими этническими группами людей. Здесь происходит процесс обратный государственному образованию.
Впервые это проявилось в ходе Великой Французской революции, когда потребовалось сформировать новую общность взамен «подданства французской короны». До конца XVIII века этого термина вообще не существовало, он появился недавно, например, английское (nationality) в официальных документах обозначает гражданство или, государственную принадлежность, - подданство.
Нация – феномен в первую очередь политический, и только во вторую этнический и социальный. Нация изначально существует в границах государственности, где на исторической карте мира определены все существующие на сегодняшний день страны. Например, «Россия» (Российская Империя), которая имела свое наследственное название, происходящее от Киевской Руси.
После распада Российской империи «Россия» осталась в уменьшенном своем варианте (СССР), выделив из себя несколько самостоятельных государств: Польшу, Финляндию, часть других территорий. А по примеру Франции были «нарезаны» по этническим признакам новые территориальные образования, - республики.
После распада СССР из нее выделилось еще ряд самостоятельных государств. Нынешняя «Россия» (РСФСР) стараниями разных «доброжелателей» так же имеет возможность к дальнейшей трансформации. Но, даже оставаясь в границах «Московского княжества» она все равно будет называться «Россией». И в ней будет проживать единая нация «Россияне», – русские.
Как отмечал Л.Гумилев, русскими в данном случае будут считаться и буряты, и татары, и любые другие граждане, живущие на данной территории. И далее по Л.Гумилеву. На примере Англии, которая включила в себя Кент, населенный англосаксами, Шотландию, Уэльс и Нортумберленд, населенные кельтами и скандинавами – потомками викингов. Как Франция присоединила Прованс, Бретань и Гасконь, где жили народы, говорившие на всех языках, имевшие свой быт и свою систему хозяйства.
Эти народы сохраняют свои этнические отличия, но, тем не менее, они все Французы или Англичане, как в первом случае. Это говорит о том, что физико-географические (политические) характеристики национальных образований преобладают над этнологическими категориями и не совпадают во многих случаях. Адаптация в условиях географического аспекта часто происходит без взаимной ассимиляции, когда сегодняшняя дружба этих народов сменила давнюю вражду.
А что будет дальше – покажет этническая история, в которой география будет определять границы новых образований, как в случае с СССР. Последние научные данные о планете, говорят о том, что биосфера, согласно учению В.И.Вернадского, все живое представляет непрерывно изменяющуюся совокупность организмов, между собою связанных и подверженных эволюционному процессу в течение геологического времени.
Динамика таких процессов описана Л.Гумилевым в его теории пассионарности, где биосфера мозаична и постоянно меняется. В общественном развитии есть своя логика, а этногенез процесс природный, где люди входят в биоценозы, и этническая структура населения мира чрезвычайно сложна и разнообразна. Большинство этносов, обитает или обитало на определенных территориях, входя в биоценоз данного ландшафта и составляя вместе с ним замкнутую систему ограниченную рамками территориального деления.
Поэтому существует два понятия «нации» (natio – племя, народ) политическое и этническое, – одно обозначает этническое образование, другое дает общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Национальная культура не может ограничиваться узкими рамками одной этнической общности, она объединяет культуру отдельных этнических образований в единой культуре государства.
Таким образом, отдельной национальности «русский» существовать не может, т.к. это единое сообщество всех древних этносов населявших территорию Руси в которых течет «кровь» Кривичей, Древлян и Полян, Вятичей и Вогуличей. Этносов живших на территории России и имеющих свою культуру со времен древних до первой половины II тысячелетия, когда начали появляться сегодняшние этнические группы народов.
Обсуждения Чем отличается нация от национальности?