Чайная церемония - это прекрасная медитация. Метод контроля ума и освобождения его от мыслей. Притом происходит это естественно, без напряжения и в приятной дружеской атмосфере. Даже в православии с 19-го века в монастырях стало популярно употребление чая.
И многие старцы проводили духовные беседы со своими чадами за чаепитием, что, можно сказать, породило православную традицию чаепития. В ранние времена на Руси употребляли Иван-чай. Но этот вопрос ещё требует исследования и возрождения, а пока поговорим о дальневосточных церемониях, как более разработанных технически.
В 90-х годах в Москве существовал клуб чайной церемонии, который периодически посещал. В основном практиковал китайскую чайную церемонию. Хотя антураж всегда привлекал японской чайной церемонии, так как изучал японский язык и практиковал искусство меча школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, наследственной школы японского клана Такеда.
Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии принципа «ваби» — естественности и простоты. В нём не должно быть ничего нарочитого, резко выделяющегося. По преданию, Мурата Дзюко проводил чайные церемонии при дворе сёгуна Асикаги в комнате Додзинси — самом маленьком и скромно обставленном помещении резиденции сёгуна, — чтобы, отдалившись от богатства и роскоши, в которых проходили чаепития знати, проводить чайную церемонию в спокойствии и отрешённости от земных соблазнов. В соответствии с принципом «ваби» Дзёо Такэно, который придумал использовать в церемонии специально построенный чайный домик, придал ему вид простого крестьянского дома под соломенной крышей.
Чайный домик состоит из единственной комнаты, в которую ведёт вход, узкий и низкий, так что пройти в него можно только сильно наклонившись. Такая конструкция входа имеет символический смысл — она заставляет любого, кто входит в домик, низко поклониться, независимо от его общественного положения. В прошлом низкий вход давал ещё один эффект — самурай не мог войти в чайный домик с длинными мечами, и оружие приходилось оставлять снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, одолевающие человека в мире, и сосредоточиться на церемонии.
Окон в чайном домике может быть довольно много — шесть-восемь, различного размера и формы. Как правило, расположены они высоко, и предназначены не для того, чтобы смотреть наружу, а лишь для пропускания в дом необходимого количества света. Иногда, если из домика открывается особенно приятный вид, рамы могут раздвигаться, чтобы гости полюбовались красотой природы, но чаще окна в чайном домике закрыты.
Внутреннее убранство домика очень просто — стены отделаны серой глиной, чтобы отражённый ими свет создавал ощущение спокойствия и нахождения в тени, пол устлан татами. Самая важная часть домика — токонома, — ниша в стене, расположенная напротив входа. В нише перед церемонией помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, как правило, в дзен-буддийском стиле, которое чайный мастер специально подбирает к каждому конкретному случаю. Никаких других украшений в чайном домике не допускается, за исключением, возможно, картины старого мастера на стене. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай. Перед церемонией промытый пепел выкладывается в очаге в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли и разводится огонь.
Китайская чайная церемония в японском чайном домике православного обряда. На территории скита во имя святого новосвященноисповедника Гурия епископа Казанского будет построен чайный домик "чай да сухарики". Пока на это нет средств, но думаю, что со временем это станет местом отдыха и чаепитий для насельников и паломников. Так как для всех (и насельников и паломников) действует распорядок работ.
1. 6.00 – (Утренняя Служба) Начал, 100 или боле метаний (земных поклонов), Час Первый, Последование Утрени.
2. 8.00 – 9.00 – кормление животных, приготовление им пищи, уход за огородом.
3. 9.00 – (Утренняя Служба) Час Третий.
4. 9.30 – 10.00 – "чай да сухарики".
5. 10.00 – 12.00 – физподготовка, спецподготовка по методике боевых искусств Руси «СИСТЕМА» (кто не занимается - трудовые процессы).
6. 12.00 – (Утренняя Служба) Обедня, Час Шестый.
7. 13.00 – 14.00 – обед.
8. 14.00 – 15.00 – трудовые процессы.
9. 15.00 – (Вечерняя Служба) Час Девятый.
10. 15.30 – 18.00 – трудовые процессы.
11. 17.00 – 18.00 – кормление животных, приготовление им пищи, уход за огородом.
12. 18.00 – (Вечерняя Служба) Чин Вечерни.
13. 19.00 – (Вечерняя Служба) Трапеза, ужин со чтением Добротолюбия или Иоанна Лествичника или Нила Сорскаго (допускается даже в посты потребление пива, но в меру).
14. до 21.00 свободное время.
15. 21.00 – (Вечерняя Служба) Чин Павечерницы.
16. до 24.00 свободное время.
17. 24.00 – (Утренняя Служба) Полунощница, 100 или боле метаний (земных поклонов).
18. до 6.00 - Сон с непрестанной Iсусовой молитвой при каждом дыхании.
Примечание: 1. в воскресение и праздничные дни распорядок дня изменяется;
2. допускается изменение распорядка дня по согласованию с настоятелем.
В чайном домике не курят, не употребляют пищу (кроме сухариков), алкоголь и т.д.
Перед входом в чайное пространство "чай да сухарики" снимают обувь и верхнюю одежду. Гости удобно располагаются на мягком полу, что соответствует древним обычаям. В процессе чаепития мы воздерживаемся от принятия пищи, чтобы наиболее полно раскрыть вкус, аромат и услышать «Мелодию Чая». Количество участников от 1 до 5 человек (либо по договорённости) что позволяет более правильно распределить внимание и общение.
•На время чайной церемонии отключаем мобильную связь.
•Посещение мероприятия в нетрезвом виде исключено.
•Чаепитие на голодный желудок нежелательно.
•По возможности, минимум парфюмерии.
•Пьем чай, сидя на полу на подушках.
Спаси Господи!
В 90-х годах в Москве существовал клуб чайной церемонии, который периодически посещал. В основном практиковал китайскую чайную церемонию. Хотя антураж всегда привлекал японской чайной церемонии, так как изучал японский язык и практиковал искусство меча школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, наследственной школы японского клана Такеда.
Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии принципа «ваби» — естественности и простоты. В нём не должно быть ничего нарочитого, резко выделяющегося. По преданию, Мурата Дзюко проводил чайные церемонии при дворе сёгуна Асикаги в комнате Додзинси — самом маленьком и скромно обставленном помещении резиденции сёгуна, — чтобы, отдалившись от богатства и роскоши, в которых проходили чаепития знати, проводить чайную церемонию в спокойствии и отрешённости от земных соблазнов. В соответствии с принципом «ваби» Дзёо Такэно, который придумал использовать в церемонии специально построенный чайный домик, придал ему вид простого крестьянского дома под соломенной крышей.
Чайный домик состоит из единственной комнаты, в которую ведёт вход, узкий и низкий, так что пройти в него можно только сильно наклонившись. Такая конструкция входа имеет символический смысл — она заставляет любого, кто входит в домик, низко поклониться, независимо от его общественного положения. В прошлом низкий вход давал ещё один эффект — самурай не мог войти в чайный домик с длинными мечами, и оружие приходилось оставлять снаружи. Это также символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, одолевающие человека в мире, и сосредоточиться на церемонии.
Окон в чайном домике может быть довольно много — шесть-восемь, различного размера и формы. Как правило, расположены они высоко, и предназначены не для того, чтобы смотреть наружу, а лишь для пропускания в дом необходимого количества света. Иногда, если из домика открывается особенно приятный вид, рамы могут раздвигаться, чтобы гости полюбовались красотой природы, но чаще окна в чайном домике закрыты.
Внутреннее убранство домика очень просто — стены отделаны серой глиной, чтобы отражённый ими свет создавал ощущение спокойствия и нахождения в тени, пол устлан татами. Самая важная часть домика — токонома, — ниша в стене, расположенная напротив входа. В нише перед церемонией помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, как правило, в дзен-буддийском стиле, которое чайный мастер специально подбирает к каждому конкретному случаю. Никаких других украшений в чайном домике не допускается, за исключением, возможно, картины старого мастера на стене. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай. Перед церемонией промытый пепел выкладывается в очаге в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли и разводится огонь.
Китайская чайная церемония в японском чайном домике православного обряда. На территории скита во имя святого новосвященноисповедника Гурия епископа Казанского будет построен чайный домик "чай да сухарики". Пока на это нет средств, но думаю, что со временем это станет местом отдыха и чаепитий для насельников и паломников. Так как для всех (и насельников и паломников) действует распорядок работ.
1. 6.00 – (Утренняя Служба) Начал, 100 или боле метаний (земных поклонов), Час Первый, Последование Утрени.
2. 8.00 – 9.00 – кормление животных, приготовление им пищи, уход за огородом.
3. 9.00 – (Утренняя Служба) Час Третий.
4. 9.30 – 10.00 – "чай да сухарики".
5. 10.00 – 12.00 – физподготовка, спецподготовка по методике боевых искусств Руси «СИСТЕМА» (кто не занимается - трудовые процессы).
6. 12.00 – (Утренняя Служба) Обедня, Час Шестый.
7. 13.00 – 14.00 – обед.
8. 14.00 – 15.00 – трудовые процессы.
9. 15.00 – (Вечерняя Служба) Час Девятый.
10. 15.30 – 18.00 – трудовые процессы.
11. 17.00 – 18.00 – кормление животных, приготовление им пищи, уход за огородом.
12. 18.00 – (Вечерняя Служба) Чин Вечерни.
13. 19.00 – (Вечерняя Служба) Трапеза, ужин со чтением Добротолюбия или Иоанна Лествичника или Нила Сорскаго (допускается даже в посты потребление пива, но в меру).
14. до 21.00 свободное время.
15. 21.00 – (Вечерняя Служба) Чин Павечерницы.
16. до 24.00 свободное время.
17. 24.00 – (Утренняя Служба) Полунощница, 100 или боле метаний (земных поклонов).
18. до 6.00 - Сон с непрестанной Iсусовой молитвой при каждом дыхании.
Примечание: 1. в воскресение и праздничные дни распорядок дня изменяется;
2. допускается изменение распорядка дня по согласованию с настоятелем.
В чайном домике не курят, не употребляют пищу (кроме сухариков), алкоголь и т.д.
Перед входом в чайное пространство "чай да сухарики" снимают обувь и верхнюю одежду. Гости удобно располагаются на мягком полу, что соответствует древним обычаям. В процессе чаепития мы воздерживаемся от принятия пищи, чтобы наиболее полно раскрыть вкус, аромат и услышать «Мелодию Чая». Количество участников от 1 до 5 человек (либо по договорённости) что позволяет более правильно распределить внимание и общение.
•На время чайной церемонии отключаем мобильную связь.
•Посещение мероприятия в нетрезвом виде исключено.
•Чаепитие на голодный желудок нежелательно.
•По возможности, минимум парфюмерии.
•Пьем чай, сидя на полу на подушках.
Спаси Господи!
По теме литературного конкурса Эссе / Опыт медитации. Произведение Чайная церемония - питейная медитация занимает 3-е место.
Обсуждения Чайная церемония - питейная медитация
Спаси Хрiстос!
Хорошо бы построить такие чайные домики, где при входе нужно оставлять...ключи, деньги и сотовые телефоны ))) медитация....
А хороший чай - это волшебство, да :))) которое можно устраивать и самим