Вызывает удивление небольшая статья Н. И. Каверина «Священство выше Царства» в православном журнале «Благодатный огонь» (№ 14, 2006 г.), которую вышеупомянутый автор начинает словами: «У известного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) спросили:
- Отче, будет ли у нас когда-нибудь Царь?
- Если будет, то только китайский, - ответил о. Иоанн».
Таким образом, мы видим, что автор – антимонархист, а статья написана им, чтобы оправдать свою жизненную позицию. Что автор приводит в доказательство её? – Ничего.
Ставлю под сомнение саму возможность высказывания о. Иоанном подобной сентенции. Не говорил он ни о чём подобном.
Но статью-то мирянину Каверину надо было написать, поэтому он постарался привести мысли Святителей, подтверждающих, как ему кажется его мысли (его ли мысли? – Е. К.):
«Ты знаешь, император, что догматы Святой Церкви – дело не императоров, но архиереев, - писал святитель Григорий папа Римский, - и должны быть точно и верно определяемы…»
«Священство настолько превосходит Царство, - писал святитель Иоанн Златоуст, - насколько дух превосходит тело.»
Мирянин Каверин набожно призывает осенять себя крестным знамением и призывает: «Сие буди, буди!»
Но ведь Н. И. Каверин знает, что догматы Церкви устанавливают не просто архиереи, но Вселенские Соборы, на которых председательствовали Базилевсы! Это не значит, что не прав папа Римский, о котором упомянул автор статьи «Священство выше Царства». Просто он писал с позиций своего времени.
Прав и архиепископ Иоанн Златоуст: власть клира в своих внутренних делах выше полномочий светской власти. Но Н. Каверин подменяет тезис, ведь он хочет доказать, что России Царь – не нужен. Цитирование Святителей здесь – неуместно. Ведь Н. И. Каверин хочет доказать, что любой священнослужитель - выше Царя как Лица, облеченного священным саном. Хотя знает, что Царь – Помазанник Божий, Он – помазуется на Царство (архиереи не помазуются), на Него возлагается рука архиерея, как на священнослужителя при соответствующем Таинстве Церкви. Он служит диаконским чином по традиции Церкви. Хотя это не значит, что Он не имеет права голоса на Соборах. Давайте вспомним известное: «Протестую» «скромного» диакона на одном из соборов архиереев. - Архиереев, которые тоже ошибаются.
Вопрос необходимо ставить не о том, что выше: душа или тело. Нельзя отделять душу от тела, т. к. это - смерть. Имея Царя Россия станет вновь Третим Римом, по принципу симфонии включающим в себя и Поместные Церкви и православные государства.
Вот этого и не хочет мирянин Каверин. Он, видимо, хочет демократии, т. к. третьего не дано.
«Христианский монарх, — писал кн. Н. Жевахов, — это не только самая совершенная, но и единственная форма Божеской власти на земле. Это — Боговластие, не имеющее никаких точек соприкосновения ни с народовластием, ни с иными формами и видами многоразличной земной власти».
Только Царская Власть соответствует православной государственности. Демократия является формой реализации задач и целей Талмуда. Как показывает практика современных западных государств, демократия выступает как форма обмана и угнетения христианских народов со стороны банкиров и некоторых глав ТНК. По авторитетному мнению христианских подвижников, демократия — это путь в ад. «Демократия в аду, — писал св. Иоанн Кронштадтский, — а на небе Царство».
«До тех пор, пока будут бояться этого государства (Третьего Рима – Е. К.), — писал св. Иоанн Златоуст, — никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — человеческую, и Божескую — власть. Так точно прежде были разрушаемы царства: Мидийское — вавиловянами, Вавилонское — персами, Персидское — македонянами, Македонское — римлянами; так и последнее будет разорено и уничтожено антихристом; он же будет побежден Иисусом Христом».
Высшим этапом развития Православной государственности стала Святая Русь. После падения Второго Рима (крушения Ромейской (Римской) империи) вселенский центр Христианства перешел в Православное Русское Царство, его столица - Москва - стала называться Третьим Римом, а русский Царь стал священным лицом, преемственным носителем особой силы благодати Святого Духа, которая действовала через Него и удерживала распространение зла.
Православное государство и Церковь в России взаимно дополняли друг друга, но, как правило, не стремились к господству друг над другом, не ставился вопрос о том, что выше: клир или государство. Гораздо успешнее шел процесс взаимного духовного сотрудничества. Церковь освящала Божественным авторитетом власть Царя, а государственная власть преклоняла голову перед авторитетом Священства. «Русский идеал, — отмечал философ Л. Карсавин, — взаимное проникновение Церкви и государства» . Эта мысль является ключом к пониманию национальных особенностей развития России.
Русское государство было неотделимо от Православия, а его Глава был Помазанник Божий, представитель Бога на Земле, стоящий над в с е м и сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением.
В сознании народа Царь обладает всеми высшими духовными и нравственными качествами. «Где Царь, там и Правда», — говорит русский человек. «Всякая вещь перед Царем не утаится». «У Царя руки долги». «Нет больше милосердия, как в сердце Царевом». «Богат Бог милостию, а государь жалостию». «У Бога да у Царя всего много». «Все ведают Бог и Государь». Да и вообще слово «Царь» выражает принцип высшего совершенства. Отсюда — «Царь-колокол», «Царь-пушка».
«Государь только Богу ответ держит», — считает истинно русский человек. Но ответственность Царя перед Богом очень велика, ибо «за царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует». «Народ согрешит — Царь умолит; Царь согрешит — народ не умолит». Все русские люди — «Душою Божьи, а телом Государевы».
От народа Царь требует прежде всего Правды — «Царю Правда нужна». «Правда Божья, а суд царев». «Воля Царя — Закон». «Все во власти Божьей и государевой». «Суди меня Бог и Государь!..» «Не Царь грешит, а думцы наводят (они и сейчас «наводят» - Е. К. )».
Итогом исканий православной духовной мысли в понимании сути Царского Самодержавия стала формулировка отца Павла Флоренского. «В сознании русского народа, — писал он, — Самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный Самим Богом факт, — милость Божия, а не человеческая условность, так что Самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область Веры, а не выводится из внерелигиоэных посылок, имеющих в виду общественную и государственную пользу» .
Ромеи не могли даже представить себе, что значит «отделение Церкви от Государства». Для них это прозвучало бы как «отделение души от тела», то есть смерть. Они верили, что мистическое Тело Христово — Православная Церковь и Ромейская империя полностью совпадают. Любой православный христианин, где бы он ни жил — Римлянин, а любой Римлянин должен быть православным христианином.
Подобно тому, как у человека есть материальное, вещественное тело, которое является такой же значимой нашей составляющей, как и душа, римляне верили, что и у Церкви есть материальное, вещественное тело — Царство. И это тело так же, как и душа призвано соединиться с Богом. Ведь Сын Божий, пришедший на землю и воплотившийся, был не призраком, а живым Человеком из плоти и крови. Для римлян не было ничего более отвратительного, чем какие-то сомнения в действительности воплощения Христа. Они считали, что именно Господь Иисус Христос является подлинным Владыкой и Церкви, и Царства. Царь - образ Царя Небесного на земле. Противники монархии - новые иконоборцы, которые уже получают своё за свой грех.
Не мог о. Иоанн (Крестянкин) сказать эти странные слова со смыслом, который подразумевает г. Каверин. А вот Н. Каверин считает, что мог. Впечатление такое, что он хотел услышать нечто подобное из первых уст, но ослышался или услышал лишь то, что сам хотел услышать, но о чем не говорилось, что за творческими людьми часто водится.
- Если будет, то только китайский, - ответил о. Иоанн».
Таким образом, мы видим, что автор – антимонархист, а статья написана им, чтобы оправдать свою жизненную позицию. Что автор приводит в доказательство её? – Ничего.
Ставлю под сомнение саму возможность высказывания о. Иоанном подобной сентенции. Не говорил он ни о чём подобном.
Но статью-то мирянину Каверину надо было написать, поэтому он постарался привести мысли Святителей, подтверждающих, как ему кажется его мысли (его ли мысли? – Е. К.):
«Ты знаешь, император, что догматы Святой Церкви – дело не императоров, но архиереев, - писал святитель Григорий папа Римский, - и должны быть точно и верно определяемы…»
«Священство настолько превосходит Царство, - писал святитель Иоанн Златоуст, - насколько дух превосходит тело.»
Мирянин Каверин набожно призывает осенять себя крестным знамением и призывает: «Сие буди, буди!»
Но ведь Н. И. Каверин знает, что догматы Церкви устанавливают не просто архиереи, но Вселенские Соборы, на которых председательствовали Базилевсы! Это не значит, что не прав папа Римский, о котором упомянул автор статьи «Священство выше Царства». Просто он писал с позиций своего времени.
Прав и архиепископ Иоанн Златоуст: власть клира в своих внутренних делах выше полномочий светской власти. Но Н. Каверин подменяет тезис, ведь он хочет доказать, что России Царь – не нужен. Цитирование Святителей здесь – неуместно. Ведь Н. И. Каверин хочет доказать, что любой священнослужитель - выше Царя как Лица, облеченного священным саном. Хотя знает, что Царь – Помазанник Божий, Он – помазуется на Царство (архиереи не помазуются), на Него возлагается рука архиерея, как на священнослужителя при соответствующем Таинстве Церкви. Он служит диаконским чином по традиции Церкви. Хотя это не значит, что Он не имеет права голоса на Соборах. Давайте вспомним известное: «Протестую» «скромного» диакона на одном из соборов архиереев. - Архиереев, которые тоже ошибаются.
Вопрос необходимо ставить не о том, что выше: душа или тело. Нельзя отделять душу от тела, т. к. это - смерть. Имея Царя Россия станет вновь Третим Римом, по принципу симфонии включающим в себя и Поместные Церкви и православные государства.
Вот этого и не хочет мирянин Каверин. Он, видимо, хочет демократии, т. к. третьего не дано.
«Христианский монарх, — писал кн. Н. Жевахов, — это не только самая совершенная, но и единственная форма Божеской власти на земле. Это — Боговластие, не имеющее никаких точек соприкосновения ни с народовластием, ни с иными формами и видами многоразличной земной власти».
Только Царская Власть соответствует православной государственности. Демократия является формой реализации задач и целей Талмуда. Как показывает практика современных западных государств, демократия выступает как форма обмана и угнетения христианских народов со стороны банкиров и некоторых глав ТНК. По авторитетному мнению христианских подвижников, демократия — это путь в ад. «Демократия в аду, — писал св. Иоанн Кронштадтский, — а на небе Царство».
«До тех пор, пока будут бояться этого государства (Третьего Рима – Е. К.), — писал св. Иоанн Златоуст, — никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — человеческую, и Божескую — власть. Так точно прежде были разрушаемы царства: Мидийское — вавиловянами, Вавилонское — персами, Персидское — македонянами, Македонское — римлянами; так и последнее будет разорено и уничтожено антихристом; он же будет побежден Иисусом Христом».
Высшим этапом развития Православной государственности стала Святая Русь. После падения Второго Рима (крушения Ромейской (Римской) империи) вселенский центр Христианства перешел в Православное Русское Царство, его столица - Москва - стала называться Третьим Римом, а русский Царь стал священным лицом, преемственным носителем особой силы благодати Святого Духа, которая действовала через Него и удерживала распространение зла.
Православное государство и Церковь в России взаимно дополняли друг друга, но, как правило, не стремились к господству друг над другом, не ставился вопрос о том, что выше: клир или государство. Гораздо успешнее шел процесс взаимного духовного сотрудничества. Церковь освящала Божественным авторитетом власть Царя, а государственная власть преклоняла голову перед авторитетом Священства. «Русский идеал, — отмечал философ Л. Карсавин, — взаимное проникновение Церкви и государства» . Эта мысль является ключом к пониманию национальных особенностей развития России.
Русское государство было неотделимо от Православия, а его Глава был Помазанник Божий, представитель Бога на Земле, стоящий над в с е м и сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением.
В сознании народа Царь обладает всеми высшими духовными и нравственными качествами. «Где Царь, там и Правда», — говорит русский человек. «Всякая вещь перед Царем не утаится». «У Царя руки долги». «Нет больше милосердия, как в сердце Царевом». «Богат Бог милостию, а государь жалостию». «У Бога да у Царя всего много». «Все ведают Бог и Государь». Да и вообще слово «Царь» выражает принцип высшего совершенства. Отсюда — «Царь-колокол», «Царь-пушка».
«Государь только Богу ответ держит», — считает истинно русский человек. Но ответственность Царя перед Богом очень велика, ибо «за царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует». «Народ согрешит — Царь умолит; Царь согрешит — народ не умолит». Все русские люди — «Душою Божьи, а телом Государевы».
От народа Царь требует прежде всего Правды — «Царю Правда нужна». «Правда Божья, а суд царев». «Воля Царя — Закон». «Все во власти Божьей и государевой». «Суди меня Бог и Государь!..» «Не Царь грешит, а думцы наводят (они и сейчас «наводят» - Е. К. )».
Итогом исканий православной духовной мысли в понимании сути Царского Самодержавия стала формулировка отца Павла Флоренского. «В сознании русского народа, — писал он, — Самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный Самим Богом факт, — милость Божия, а не человеческая условность, так что Самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область Веры, а не выводится из внерелигиоэных посылок, имеющих в виду общественную и государственную пользу» .
Ромеи не могли даже представить себе, что значит «отделение Церкви от Государства». Для них это прозвучало бы как «отделение души от тела», то есть смерть. Они верили, что мистическое Тело Христово — Православная Церковь и Ромейская империя полностью совпадают. Любой православный христианин, где бы он ни жил — Римлянин, а любой Римлянин должен быть православным христианином.
Подобно тому, как у человека есть материальное, вещественное тело, которое является такой же значимой нашей составляющей, как и душа, римляне верили, что и у Церкви есть материальное, вещественное тело — Царство. И это тело так же, как и душа призвано соединиться с Богом. Ведь Сын Божий, пришедший на землю и воплотившийся, был не призраком, а живым Человеком из плоти и крови. Для римлян не было ничего более отвратительного, чем какие-то сомнения в действительности воплощения Христа. Они считали, что именно Господь Иисус Христос является подлинным Владыкой и Церкви, и Царства. Царь - образ Царя Небесного на земле. Противники монархии - новые иконоборцы, которые уже получают своё за свой грех.
Не мог о. Иоанн (Крестянкин) сказать эти странные слова со смыслом, который подразумевает г. Каверин. А вот Н. Каверин считает, что мог. Впечатление такое, что он хотел услышать нечто подобное из первых уст, но ослышался или услышал лишь то, что сам хотел услышать, но о чем не говорилось, что за творческими людьми часто водится.
Обсуждения Церковь и Царство