Почти все жители планеты Земля хранят в своем сознании образ желтой, иссушенной палящим солнцем, испещренной песчаными барханами пустыни. Образ может слегка отличаться. Наличие или отсутствие верблюда, одинокий саксаул или перекати поле, мираж воды под кромкой горизонта, песчаная буря, маленькая ящерица или варан... Но большинству людей сложно представить пейзаж этой пустыни, покрытой толстым слоем искрящегося на солнце снега. Данный образ сильно отличается от образа зимней Сибирской тундры или заснеженной Антарктиды. Его магию сложно передать словами. Как рассказать о бескрайнем поле снега? Когда ветер, сдувая с вершин барханов снежинки, делает их похожими на языки белого пламени. Когда снежная пустыня, тянущаяся до горизонта, вдруг резко обрывается, и вы попадаете в снежный мешок. Вокруг лишь горы снега и блюдо синего неба над головой. Вы взбираетесь на очередной снежный бархан, и взгляду открывается играющий солнечными бликами, абсолютно бесснежный, идеально ровный ледяной каток! Лед простирается на многие десятки метров. В его толще виднеются водоросли и замороженные рыбы. При малейшем дуновении ветра устоять на ногах довольно сложно. Вы падаете, приживаетесь лицом ко льду и всматриваетесь в загадочную глубину… Столь резкая смена пейзажей с неизменными солнечными бликами на всем, чего касается взгляд, создает ощущение ирреальности пространства. Если бы не пронизывающий ледяной ветер, хотелось бы упасть в снег и провалиться в вечность. Остаться навсегда в искрящемся, причудливо искаженном стерильном пространстве…
Два друга Ильнур и Химорк пробирались по заснеженной пустыне. Они были одеты в толстые овечьи шкуры, на головах кроличьи шапки ушанки, на ногах черные валенки. Лица обветренны, щеки и кончики носов слегка обморожены. Они передвигались тяжело. Глубоко проваливались в снег, выдирая из объятий сугробов ногу, что бы вновь провалится другой ногой. Иногда они проваливались в снег до самого паха. Тогда приходилось ложиться на живот, пробираясь до следующего куска пространства с образовавшемся на солнце настом. Они скатывались с барханов и вновь взбирались на них. Время остановилось. Друзья уже не могли сказать точно, сколько они бредут и когда закончится их путешествие. За очередным холмом показался глубокий ров, засыпанный с причудливым изгибом снегом. Дошли. Друзья легли на животы и медленно, чтобы не провалиться, поползли через него. За рвом начиналось некое подобие дороги. Точнее в этом месте должна была быть дорога, но ее покрывали огромные сугробы. Ветер на славу постарался. Местами снег поднимался до самых крыш, тянущихся вдоль дороги домов, местами можно было провалиться не более чем по колено. Преодолев еще метров пятьсот, они добрались до цели своего путешествия. Небольшой металлический бункер с узкими окошками бойницами был практически полностью покрыт снегом. Молча, еле гнущимися от холода руками, друзья принялись разгребать от железной двери снег. Оставалось лишь одно препятствие. Замок. Замком занялся Ильнур. Химорку показалось, что прошло мгновенье, как его окликнули, приглашая внутрь сооружения. Вдоль металлических стен стояли нары, их разделял старый деревянный стол, сколоченный из необработанных досок. Тусклый свет, струящийся из окошек бойниц, слишком сильно контрастировал с находящейся за дверью реальностью. Но здесь не было пронизывающего до костей ветра, и одно это обстоятельство уже поднимало настроение. Химорк улыбнулся.
- Пришли.
Ильнур порылся в железном шкафу, извлек из него странное похожее на большой электрический фонарь сооружение.
- Сейчас будет тепло, - сказал он.
Сооружение изрыгнуло уверенную струю пламени. Ильнур направил пламя на железную стену бункера. Стало гораздо светлее. Над пламенем была установлена металлическая тренога, на треногу водружен котелок со снегом. Друзья, развалились на ватных матрасах, покрывавших нары. От усталости и мощной волны теплого воздуха клонило в сон. Химорк закрыл слипавшиеся глаза.
Сон ПУСТОТЫ Химорка.
Он ждал ночь. Он жаждал темноты и покоя. Когда люди, звери и птицы отойдут ко сну. Когда сумрак уступит место тьме. Никто теперь его не побеспокоит. Никто не собьет его с дороги. Теперь МОЖНО отправляться В ПУТЬ.
Он очень хорошо знал эту дорогу. Знал все трудности, которые ему могут встретиться на пути. Знал, что иногда только БОЛЬ может быть его проводником ТУДА. И он помнил главное! Он помнил, ЧТО он УВИДИТ ТАМ. И ради этого он ждал НОЧЬ. Лечь и расслабиться, что бы умереть. Закрыть глаза, что бы увидеть бездну. Прогнать все мысли, заглушить голоса. Напряженно присмотреться к темноте и ощутить телом ПУСТОТУ. Минута, другая, третья… Время ускорилось и исчезло. Пространство без ВРЕМЕНИ потеряло свои очертания. Тело растворилось в потерявшем очертания пространстве. Разум потерял тело. Темнота. Пустота. Чем более аморфным и бесчувственным становится тело, тем отчетливее чувствуется - за этой темнотой, ЧТО-ТО ЕСТЬ! Ты не можешь НА ЭТО СМОТРЕТЬ, ты ЭТО ВИДИШЬ. Постепенно это НЕЧТО начинает притягивать к себе, и по бездвижному телу пробегает ледяная волна страха. Через мгновение приходит осознание причины, вызвавшей страх. Тебе стало страшно оттого, что ты ЗДЕСЬ НЕ ОДИН. КТО-ТО СМОТРИТ НА тебя! И от ЕГО взгляда становится не по себе. Но этот страх сладок, он притягивает сознание. Ты проваливаешься в СТРАХ и понимаешь, что видишь БЕСКОНЕЧНОСТЬ! Ты видишь НИЧТО, колыбель жизни и дом смерти. ПУСТОТУ НАЧАЛА, разверзнувшую пространство, готовую поглотить его вновь. И как только ты приблизишься к осознанию скрытой В НЕМ БЕСКОНЕЧНОСТИ - ты теряешь страх. С потерей страха пропадает и понимание бесконечности. В тебе остается лишь благоговение и непреодолимое желание увидеть это вновь! И тогда ты теряешь РАЗУМ.
РАЗУМ. РАЗУМ вернется. Возможно утром, возможно днем. Он появится со светом, вливающимся в открытые глаза. Он вернется со звуками и запахами. Вернется с утренней негой тела и непроизвольным зевком. Закрепится в теле приятным потягиванием мышц. Но прежним он уже никогда не будет! Он знает, что было ТАМ. Он знает, что ты будешь ЭТО помнить. И ОН будет скрывать от тебя ЭТО, пока у него останутся силы. Он силен и не позволит себя разрушить. Он ВОЛЯ и ЛОГИКА. Он окружающая тебя РЕАЛЬНОСТЬ. Он дом и дерево, гора и поле, небо и земля, запах хвои и свист ветра в ушах. Он очень долго строил ЭТУ РЕАЛЬНОСТЬ. Он знает и ДРУГИХ. Он приводил СВОЮ РЕАЛЬНОСТЬ в соответствие с ИХ представлениями. Он много работал и не позволит все это разрушить. ОН УБИЛ ЗВЕРЯ!
…так было, пока ПУСТОТА не стала приходить к нему сама. Легкая вуаль СТРАХА уже не была столь воздушна, и тогда СТРАХ уже не был так сладок. Забытые давным-давно детские страхи возродились и стали ночными кошмарами взрослого человека. Человека обремененного РАЦИОНАЛЬНЫМ РАЗУМОМ. Человека отгородившегося логикой от своей звериной сущности, но так и не сумевшего УБИТЬ ЕГО. И тогда ЗВЕРЬ стал его НОЧНЫМ КОШМАРОМ. И тогда СОН стал КЛЕТКОЙ для него. Он боялся НОЧИ. Он боялся закрыть глаза и отдать свой РАЗУМ на растерзание ЗВЕРЮ. Он кричал во сне. Он понимал, что РАЗУМ спит и будил его. Но - пробудив РАЗУМ, понимал, что ЭТО ГОЛОС ЗВЕРЯ. И РАЗУМ по-прежнему спит! Не могут быть стены тянущимися к нему руками. Не может дверь иметь размытые очертания, скрывая за собой СТРАХ. ЗВЕРЬ НЕ ЖИВЕТ В ЭТОЙ РЕАЛЬНОСТИ! ЭТО СОН! ЭТО СОН! Нужно открыть руками глаза! Как тяжело… еще чуть-чуть… СВЕТ. Это был СОН. Сейчас Я действительно в РЕАЛЬНОСТИ. Но почему по-прежнему ТАК СТРАШНО?! Почему я чувствую дыханье зверя за своим левым плечом?
РАЗУМ быстро восстанавливает покосившуюся реальность. По кирпичику собирая разрушенные стены. Создавая новые более УСТОЙЧИВЫЕ ОБРАЗЫ. Больше ЗВЕРЬ НЕ СМОЖЕТ ПРОРВАТЬСЯ! Тебя больше не будут беспокоить ночные кошмары. Ты больше не почувствуешь его дыханья. Но РАЗУМ не говорил тебе о жертве, которую ты принес за свое спокойствие?! Теперь ТВОЯ РЕАЛЬНОСТЬ позволяет тебе помнить ОБ ЭТОМ. Но ты больше не сможешь УВИДЕТЬ БЕСКОНЕЧНОСТЬ, просто закрыв глаза! Даже БОЛЬ больше не поможет тебе в ЭТОМ! Тебе оставили только детскую печаль и старческую грусть воспоминаний. Можешь ПОМНИТЬ, что у тебя ЭТО БЫЛО. Но не сможешь ощутить это вновь!
…но глубоко, глубоко ОН чувствует, ОН знает – ЕСТЬ И ДРУГИЕ ДОРОГИ ТУДА!!!
Гулкие металлические удары заставили Химорка вздрогнуть и проснуться. Он открыл глаза. Ильнур добавлял снег в стоящий на огне котелок.
- Кто? - Почти крикнул Ильнур.
- Я. Открывайте. - Пролаяли с другой стороны двери.
- Наконец-то.
Прошептал Ильнур и отодвинул металлический засов. Со скрипом дверь отворилась. Образовавшийся проем загородила долговязая тень. Свет, отражавшийся от искрящегося снега, просачивался в оставшиеся для него щели, лучами тянулся в помещение. Эти лучи и пар, вырывавшийся из бункера, создавали картину нереальную, даже пугающую. Казалось, свечение исходило от этой черной фигуры, окутанной клубами светящегося дыма. Несколько шагов существа в помещение и ощущение нереальности сменила опять навалившаяся дремота. Существо оказалось не мифическим, а вполне даже реальным.
- Привет. - Пролаяла, довольная красная, физиономия.
- Привет. Привет. - Ответил Ильнур. - Принес?
- Да конечно! – Ответила все также улыбающаяся физиономия, доставая из-за пазухи бумажный сверток.
- Молодец. – Сказал Ильнур и взял пакет. Затем он повернулся к Химорку, широко улыбнулся и подмигнул. И столько загадочной радости было в этом жесте, что сон Химорка сразу прошел.
Химорк протянул руку появившемуся человеку. – Привет Реахис! – Раздевайся у нас здесь тепло. Быстрее согреешься.
- Привет. - Ответил Реахис, пожимая протянутую ему руку. – Давно ждете?
- Не знаю. – Улыбнулся Химорк.
- Давно, давно. – Вступил в разговор Ильнур – Раздевайся, сейчас я все приготовлю.
- А куда вы хотите сегодня? – Спросил Реахис.
- Сегодня, Я хотел объяснить Химорку, что такое бесконечность, впрочем, как и он мне. – Захохотав, сказал Ильнур.
- А меня возьмете. – Шутливо спросил Реахис.
- Нет. Тебя не возьмем. Ты тупой! – Улыбнувшись, сказал Химорк. – Но ты можешь слушать.
Из бумажного пакета Ильнуром были извлечены три темно-коричневые плитки, разделенные на небольшие выдавленные квадраты. Вода в котелке уже кипела, туда было покрошено содержимое принесенного Реахисом пакета. Когда все плитки оказались в бурлящей воде, Ильнур стал медленно помешивать получившийся отвар деревянной ложкой. Комната наполнилась сладковатым запахом, почему-то напоминавшим лето, выжженную солнцем пустыню, солнечные ожоги на спине. Ильнур прокипятил отвар минут пятнадцать, снял котелок с огня и накрыл его толстой войлочной рукавицей. Затем, улыбнувшись, спросил:
- Все готовы?
Друзья дружно закивали головами. Голова Химорка уже была похожа на огромный чугунный котел. Холод, жара, усталость и дремота сделали свое дело. Возможно ужасный агрегат, изрыгающий пламя на металлическую стену бункера тоже внес в эту какофонию ощущений ощутимый вклад. Химорк зевнул…
- Пора!
Котелок пошел по кругу. Усиленно дуя на жидкость и делая маленькие глотки, друзья передавали котелок из рук в руки. Войлочная рукавица перекочевала под котелок. Полумрак, гул пламени, запах сена, прихлебывающие звуки, обжигающий горький вкус…
Когда жидкость была допита, Химорк откинулся на матрас и закрыл глаза. Кровь стучала в висках, отдаваясь в голове барабанным боем.
- Тебя бесконечность интересует с математической точки зрения? – Спросил Ильнур.
- Нет. Я бы хотел увидеть бесконечность пространства. Можно сказать бесконечность МИРА, – лениво ответил Химорк.
- Да я шучу. Математика, мне кажется, вообще со здравым смыслом не дружит (Ильнур широко улыбнулся). Я сейчас тебе прочитаю одну фразу некоего Ван Хао «…физические явления не подходят для изучения и обоснования математики, сущностью которой является бесконечность». Каково, а?! Сущность математики БЕСКОНЕЧНОСТЬ! Ну, неужели такое могло прийти в голову только из-за бесконечности ряда простых чисел? То что «физические явления не подходят для изучения и обоснования математики» я согласен, но бесконечность…
- Математика изобретение человека и как любое человеческое изобретение не совершенно. Как же еще можно закрыть несовершенство математики, как не привязав все уходящее в неведомое к символу бесконечности? Ведь если вдуматься, то символ бесконечности это антипод математики!
- С этим я не согласен. Есть вполне математически логичное объяснение бесконечности, но оно не для этой реальности (лицо Ильнура растянулось в улыбке).
- Да, да - «Единственный способ установить границы возможного, это выйти за них в невозможное». Как говаривал старина Мерфи (Химорк громко рассмеялся).
- Ты меня не понял. Точнее, Я согласен, что раздвигать границы возможного можно только за счет невозможного. Но напрямую это не имеет ничего общего с математической моделью бесконечности, если так можно сказать. Просто, чтобы нам говорить с тобой об этом и понимать друг друга, нам нужно сопоставить наши РЕАЛЬНОСТИ. В общем, я расскажу тебе об этом, но потом. Давай лучше вернемся к бесконечности. Не сопоставив наши представления о ней, твое виденье бесконечности будет галлюцинацией.
- Ты хочешь сказать то, что я видел раньше в своих снах это не бесконечность?
- Я хочу сказать, что не смогу помочь тебе увидеть бесконечность, если ты не поможешь мне донести ее до тебя.
- Хорошо. Тащи. – Сказал Химорк и улыбнулся. - Возвращаясь к математике - скажи, ты знаешь, за что сожгли Джордано Бруно?
Лицо Ильнура исказила усмешка. - Конечно не из-за того, что земля вращается вокруг солнца.
- Я раньше не придавал этому значения. Может это заговор? Может ОНИ не хотят, что бы мы ЗНАЛИ?
- Перестань молоть чепуху! Если рассматривать его смерть в контексте его отношения к бесконечности, то его сожгли правильно. Как бы ни печально это звучало. Бруно говорил о бесконечности Природы и бесконечном множестве Миров Вселенной. Бруно говорил: в Бесконечности сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основную единицу сущего он называл «Монада», а «Монада Монад» это Бог! В сущности, говоря вещи очень близкие к Истине, он уводил от нее. Кроме того, он был одним из тех, кто планомерно разрушал благополучную реальность человечества в последние годы. Человек не может жить в вакууме. Человеку нужны стены, как укрытие. Человеку нужна палатка, спрятаться от ветра. Человек должен знать – за горизонтом его ждет оазис или хотя бы горы. Мир понятен и конечен, когда знаешь, что где-то за краем земли есть черепаха, на ней слоны или наоборот. Но это не важно. Мир это не пустота и тьма, мир это понятный образ. У земли есть край. У слонов есть опора. Можно отобрать это у человека, но нужно дать ему что-то взамен. Хотя и нас Бруно завел не туда. – Улыбнувшись, Ильнур сложил ладони перед лицом. - Мир его праху. Я лучше расскажу тебе притчу Козьмы Пруткова, по этому поводу…
«Однажды, когда ночь покрыла небеса невидимою своею епанчою, знаменитый французский философ Декарт, у ступенек домашней лестницы своей сидящий и на мрачный горизонт с превеликим вниманием смотрящий, – некий прохожий подступил к нему с вопросом: «Скажи, мудрец, сколько звезд на сем небе?» – «Мерзавец! – ответил сей, – никто необъятного объять не может! Сии с превеликим огнем произнесенные слова возымели на прохожего желаемое действие».
Химорк громко и протяжно засмеялся. - И он был прав. И был бы не прав, скажи о бесконечности.
- Ты понимаешь!
- Ты не против, если я расскажу тебе о прочитанном в Большой советской энциклопедии, по поводу бесконечности?
- Давай, интересно. - С этими словами Ильнур приложил подушку к стене, откинулся на нее и блаженно закрыл глаза.
- Там говорится, что Бесконечность в философии употребляется в двух различных смыслах. Качественная Бесконечность – это Бесконечность, фиксирующая универсальный, всеобщий характер связей явлений, и Количественная Бесконечность – неограниченность процессов и явлений. Качественную Бесконечность обсуждали еще в античной философии в связи с космогонией и проблемами природы мышления. Но особо горячо эту тему начали обсуждать в философии нового времени в связи с развитием естествознания и проблемами его логического обоснования. Приводятся в пример Декарт, Лейбниц, Джон Локк. И особое внимание энциклопедия уделяет анализу бесконечности Гегеля. Гегель различал Истинную или качественную и дурную Бесконечность! Он рассматривал Бесконечность как безграничное увеличение количества и связал категорию Бесконечности с характеристикой процессов развития. Энциклопедия говорит, что эти идеи были материалистически переосмыслены марксизмом. Сейчас даже прочитаю, я вырвал листок. - Химорк достал из кармана брюк скомканный, криво вырванный из книги листок бумаги и прочитал. – «Эти идеи были материалистически переосмыслены марксизмом, подчеркнувшим диалектическую взаимосвязь Бесконечного и конечного, противоречивую природу Бесконечности. Важное значение имело указание связи Бесконечности с категорией всеобщего. Как писал Ф. Энгельс, "... форма всеобщности есть форма внутренней завершённости и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное".»
- Ты не забивай себе голову всякой ерундой. Качественная бесконечность! «…форма всеобщности есть форма внутренней завершенности…» Вот от этого у бедных русских евреев крыша и съехала. Тут уж никакой кислоты не нужно. Ильнур расхохотался.
- Нет, ну подожди. Еще не все. – «Применительно к космологическим проблемам количественная Бесконечность рассматривается обычно как Бесконечность материального мира в пространстве и времени», – ты же не будешь с этим спорить? - Вопрошал Химорк.
- С этим не буду, но если ты мне не начнешь рассказывать про бесконечность с точки зрения материализма и веры.
- А почему нет. Дослушай, немного осталось. – «По данным современной космологии, Вселенная (материальный мир, рассматриваемый лишь в аспекте пространственно-временного распределения масс) бесконечна в пространстве и времени, а её пространственные и временные характеристики по отдельности могут быть и конечными, и бесконечными, в зависимости от выбора системы отсчёта».
- С этим спорить не буду. Вселенная действительно бесконечна и конечна одновременно. Ты ведь это хотел УВИДЕТЬ?
- Да. Но я хотел бы услышать твое мнение о том, что я собрал. Мне важно знать эти вещи из моего мира или нет.
- Давай. Но только из уважения к тебе. И не долго, а то не успеем. – И Ильнур опять содрогнул помещение хохотом.
- Осталось немного. - Сказал Химорк и улыбнулся. - Кстати опять Энгельс.
Ильнур поморщился.
- "Математическое бесконечное заимствовано из действительности, хотя и бессознательным образом, и поэтому оно может быть объяснено только из действительности, а не из самого себя, не из математической абстракции". "Уничтожение этого противоречия было бы концом бесконечности".
- Ты зачем мне это зачитываешь? Неужели ты сам не понимаешь? Вдумайся "Уничтожение этого противоречия было бы концом бесконечности". А что дальше? Так они убивали в людях БЕСКОНЕЧНОСТЬ. Здесь же прямо об этом говорится! Спасти Мир, уничтожив его. Уничтожить веру и народить идолов. Это все от лукавого. Думаю, тебе не только не нужно объяснять ЭТО, тебе нужно бежать от такой литературы. Как говорит наш общий знакомый «беги, роняя кал!». - После этих слов Ильнур снова рассмеялся.
Химорк заразившись раскатистым хохотом, присоединился к товарищу. Смешил даже не контекст сказанного, а нарисованный в голове образ бегущего человека, нагоняемого бесчисленными томами Энгельса, Маркса и Ленина. Да простят нас идолопоклонники.
- Математика, рассуждающая о бесконечности это уже философия. - Продолжал Ильнур. – Я не приемлю рассуждений о бесконечности в таком духе. Думаю это все от безысходности. От невозможности понять и от осознания неполноценности математически выверенной и вымуштрованной логики.
- Все-таки я бы хотел вернуться к математике и закончить на этом с ней. Ты не против?
Химорк вопросительно посмотрел на Ильнура. Ильнур полулежал, откинувшись на подушку. Глаза его были закрыты, лицо спокойно и умиротворено.
- Не против. – Тихо. Как будто издалека произнес Ильнур. – Излагай свою советскую энциклопедию. – И он еле заметно улыбнулся.
- Излагаю. Математическое представление о бесконечности все-таки часто пересекалось с философией. И некоторые философы имеют выскобленный мозг математика. Листая историю философии, я наткнулся на откровения Георга Кантора. Мне кажется, Кантор как раз является противоположным примером математика с философским сознанием.
- Я не воспринимаю материалистическую философию, – ответил Ильнур.
- Послушай. Кантор занимался проблемами бесконечности. Он говорил: «потенциальная бесконечность в действительности зависит от логически предшествующей ей актуальной бесконечности». Классическим примером актуально бесконечного множества по Кантору являются десятичные разложения иррациональных чисел, т.к. каждый "конечный отрезок такого разложения дает лишь конечное приближение к иррациональному числу".
- Я ничего не понял. Мне кажется, ты просто боишься того, что я могу тебе показать. И ты подсознательно уводишь меня от этого.
- Последняя цитата. К Аристотелю восходит традиция разделения бесконечности на актуальную и потенциальную: "Остается альтернатива, согласно которой бесконечное имеет потенциальное существование... Актуально бесконечное не существует". Эта традиция продолжалась Декартом ("Бесконечность распознаваема, но не познаваема") и даже во времена Гаусса ("В математике бесконечную величину никогда нельзя использовать как нечто окончательное; бесконечность - не более чем facon de parle (т.е. манера выражаться), означающая предел, к которому стремятся одни величины, когда другие бесконечно убывают"). Кантор, как писал М.Клайн, отошел от давней традиции "уже тем, что рассматривал бесконечные множества как единые сущности, притом сущности, доступные человеческому разуму". – Дочитав, Химорк многозначительно посмотрел на Ильнура.
- И чего ты от меня ждешь? Думаешь, я буду спорить с Кантором, соглашаться с Аристотелем? Пойми, стремление познать бесконечность естественно. И нельзя спорить с образами, выстроенными в других непохожих на твою реальностях! Более того, из изложенных тобою отрывков я могу сделать вывод, что он прав. Но эта правда не поможет тебе приблизиться к истине. Потому что вы говорите о разных вещах и стремитесь к разным целям. Не нужно стремиться прийти к более чем философскому понятию Бесконечности, используя математическую логику. Мы с тобой подойдем к математике от осознания бесконечности, если так можно сказать в ее философском понимании. Кстати, ты знаешь, что такое Антиномия?
- Противоречие между двумя противоположностями?
- Почти. Теперь моя очередь читать словарь. – Сказав это, Ильнур рассмеялся, достал из-под кровати толстую книгу и открыл ее закладкой. – Итак. «Антиномия, греческое слово, означающее противоречие между двумя противоположными положениями, одинаково строго доказуемыми. У Канта неизбежные противоречия, в которые впадает разум при своем стремлении познать первопричину мира:
1) конечность и бесконечность пространства и времени;
2) неделимые атомы - начало всех вещей и делимость материи до бесконечности;
3) свобода воли и необходимость;
4) существование абсолюта, первой причины всего мироздания, и невозможность мыслить что-либо вне причинной связи и зависимости».
Не это ли ты хотел УВИДЕТЬ? Для бесконечности одинаково верно все, что написано за словом Антиномия! Что бы понять Бесконечность нужно усвоить одну простую истину «Бесконечность это Антиномия». Все во Всем. Бесконечно большое сливается с бесконечно малым. Бесконечно далекое - давно позади тебя. Только не нужно напрягать сознание этими противоречиями. Расслабься. Прими это как есть. Запомни этот образ. Тебе он пригодится, когда мы начнем движение.
- Запомнил. - Химорк поправил подушку, лег на нары и закрыл глаза.
- Следующее слово Апория. От греческого aporia – затруднение, недоумение, от a – отрицательная частица и poros – выход. Этим термином древние греки обозначали неразрешимые проблемы. Одна из самых известных апорий, апория Ахиллеса. В ней говорится, что Ахиллес не может догнать черепаху. Пока Ахиллес пробежит расстояние, разделяющее его и черепаху, черепаха успеет проползти какое-то расстояние. Когда Ахиллес пробежит это расстояние черепаха проползет еще немного и так до Бесконечности. Эта апория свернула Бесконечность в расстояние, казавшееся раньше небольшим. Так можно мысленно свернуть пространство и время! Если ты представишь себе, с одной стороны галактики летит со световой скоростью Ахиллес. С другой стороны галактики, от него убегает черепаха. Согласно теории относительности Эйнштейна, время черепахи будет бежать гораздо быстрее, чем время Ахиллеса. Догонит ли когда-нибудь Ахиллес черепаху? А догонит ли черепаха, мчащегося со скоростью света Ахиллеса, если часы черепахи идут с безумной скоростью? Представь себе, твой разум - Ахиллес, мчащийся со скоростью света. Бесконечность - это черепаха, ускользающая от тебя. Время черепахи - это вечность. Твое время - это миг. Хорошо выстрой в своем разуме этот образ. И вспомни его, когда я скажу тебе Апория Ахиллес!
- Мне нужно немного времени. – Сказал Химорк и перестал дышать. Глубокий вдох. – Запомнил. Давай дальше.
- Внимательно послушай, как Владимир Даль описывает слово Бесконечность. Представь себе все значения и образы его определения. Итак – «БЕСКОНЕЧНЫЙ, беспредельный, безграничный, безрубежный, неизмеримый, нескончаемый, вечный, по времени или пространству... Бесконечная ширь, глубь вселенной... Жизнь духовная бесконечна...»
Последовала долгая пауза, в течение которой я пытался вобрать в себя все услышанное. И вдруг тишину разрушил громкий четкий голос, чеканящий в моем сознании образы…
- «Чрезмерно великий, по размерам своим… необычайно большой или продолжительный… Бесконечная нитка… дорога… Это бесконечный труд…»
Последовала пауза.
- «Бесконечная величина, несоизмеримая ни с какою величиной… не выражаемая никакою цифрою, числом... Сравнительно с бесконечно великою, всякая данная величина ничтожна, а бесконечно малая, перед всякою данною, сама ничтожна...».
- А теперь внимательно – Тихим голосом сказал Ильнур, и продолжил. «…полотно, надетое и растянутое на двух валах, сшитое наглухо концами, круглое...». Велик и могуч русский язык. Велик и могуч Даль. Одна попытка выстроить эти образы в единый узор погружает меня в Нирвану. Я тебе прочитаю это еще раз, а ты хорошо запомни состояние. Состояние должно иметь сильную эмоциональную нагрузку. Запиши этот образ на фразу «Бесконечная ширь, глубь Вселенной!».
И Ильнур прочитал мне это определение еще раз. Медленно, чеканя слова, делая паузы между словосочетаниями. Я чувствовал, как он растворяет меня во фразе-слове БЕСКОНЕЧНОСТЬ – БЕСКОНЕЧНАЯ ШИРЬ, ГЛУБЬ ВСЕЛЕННОЙ…
Я, кажется, забылся. Сквозь яркие образы пришло понимание, что кто-то слегка трясет меня за плечо. Я открыл глаза.
- Не спать!
Передо мной, в полумраке комнаты материализовалось улыбающееся лицо Ильнура.
- Осталось несколько образов. Постарайся не отключаться раньше времени. В принципе подходим к самому интересному. Следующий образ – Ананта. Ананта – это бесконечность. Ананта – это имя огромного свернутого кольцами змея, на котором возлегает Вишну. Ананта - символ вечности Эона. Эон – период, в течение которого мысль в сознании Вишну развивается до полного завершения. Образ Ананта сохраняет твое Время. Ананта позволяет твоему разуму не создавать время. Ананта позволит тебе иметь столько времени, сколько необходимо для завершения путешествия. Итак, следующий образ – «Ананта – бесконечность времени».
Ильнур замолчал. Кольца Ананта в моем сознании ритмично вибрировали, их вибрации становились все медленней и медленней. Время остановилось. Была пустота, и не было никого, кто бы мог вывести меня из этой пустоты.
…эманации времени. Эманации времени. Все более отчетливо звучала фраза в сознании. Через некоторое время пришло понимание – это голос Ильнура. Я пришел в себя, открыл глаза и Улыбнулся. Я был близок к ВЕЧНОСТИ!
- Ну как, ты еще с нами? – спросил Ильнур.
«С Нами» было большим преувеличением, т.к. в очередной раз, вернувшись в помещение, я понял, что Реахис исчез. Причем, исчез вместе с ружьем, висевшим на стене.
- С Вами, – потягиваясь, ответил Химорк.
- Тогда продолжим. Амфисбена! Амфисбена - это змея о двух головах, одна на обычном месте, другая на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у нее горят, как свечи. Зверь из седьмого круга Ада. Древние греки и Римляне много писали про нее. Считалось, что Амфисбена питается трупами. Прославлялись ее целебные свойства. Дословно Амфисбена звучит как «двигающаяся в двух направлениях». Американские индейцы называли Амфисбену «муравьиной матерью». Они считали, что муравьи кормили ее. Но для нас важна Амфисбена, как символ бесконечности и двойственности. Как символ инфернального дуализма. Амфисбена не имеет начала и конца. Очень мощный символ, наделенный темной энергией. Просто запомни его. Скажи что ты чувствуешь, формируя образ Амфисбены?
- Странное чувство. Что-то среднее между почтенным трепетом перед бесконечной неизвестностью и животным страхом. Я запомнил образ. Давай дальше.
- Теперь один из самых важных символов. Этот символ ноль!
Химорка, почему-то, это заявление не удивило, но несколько смутило. После столь сложных построений образов – просто ноль!
- Ноль самый важный символ – продолжал Ильнур – в нем заключена бесконечность и все сущее. Сам ноль не просто цифра. Ноль символ бесконечности и вечности. Слово "цифра" произошло от арабского "цифр" - пустой или свободный. Этим словом арабы и индийцы обозначали ноль. Если верить Энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы». Ноль был изобретен примерно в 600 до н. э. индуистскими математиками, а в Европе он был введен только в 1202 итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Ноль ассоциируется с вечной первозданной пустотой, несущей в себе принцип зарождения всех вещей. Это число, не имеющее ни параметров, ни границ, ни величины. Иудеи называют его Айном, индийцы - Шуньятой, а греки - Хаосом и Бездной. Для тебя образ ноля должен нести нагрузку и пустоты и бесконечности одновременно. Пока не старайся нагрузить этот образ.
- Почему? - спросил Химорк.
- Нагрузка ноля придет вместе с пониманием Бесконечности. Лучше пока обратимся к Кабале. Кабала переводится с еврейского как предание. Большое всеобъемлющее учение, но сейчас нам нужно из него только схематическое описание процесса космического рождения - как соотнесение центра и окружности... Совершенствование человека выражено в кабалистике в качестве восхождения по древу. Достигший короны может узнать Бога и выйти за пределы материальной ограниченности. И имя этому образу КАББАЛА. Представь себе это движение и произнеси КАББАЛА. Запомни этот образ. И так ты готов?
Химорк задумался. Готов ли он? От ощущения приближающейся к нему бесконечности стало жутко. По спине поползли мурашки. Ильнур чувствовал все, что происходило с Химорком. Незаметно для Ильнура и Химорка их миры слились и готовы были к совместному путешествию.
- Готов! - Ответил Химорк, неожиданно осознав - обратной дороги уже нет. Его переполняли чувства предвкушения какого-то щенячьего восторга. Дыхание перехватило. Голос стал сдавленным и глухим. Кровь прилила к лицу.
- Что осталось нам после смерти слонов и черепахи? Что нам осталось кроме космоса? И так, последняя цитата перед путешествием «Космос бесконечен и безначален по времени и протяжению. Это поражает. Насколько же поразительна причина, раз она произвела бесконечное! Но из этого еще не следует, что и для причины космос - диво. Бесконечность есть продукт мозга или, что тоже - порождение самой Вселенной. Это нечто субъективное. Что для нас беспредельно, то для причины может быть ограниченной величиной.». Так говорил Циолковский!
Ильнур выпрямился и сел на нары, скрестив ноги. Руки были положены на колени. Пальцы скрещены. Большие пальцы рук соединены меж собой подушечками. Химорк повторил позу Ведущего.
- Химорк, Запомни! Не закрывай глаза. Не уходи в себя. Если поймешь, что потерялся - произноси слова, сопоставляя наши образы.
…Что есть бесконечность? Бесконечность тождественна пустоте. Пустота равна бесконечности. Направь свой взгляд в бесконечность, и ты упрешься в ничто. Ноль и пустота. Начало начал. Увидеть бесконечность. Познать пустоту, ограничивающую сознание. Одарить разум целостностью мира. Увидеть центр, расширяющейся вселенной. Центр есть бесконечность. Начало есть пустота. Пустота переходит в безграничное пространство. Пространство возвращается к началу начал. Пустота. Охвати разумом космос. Лети в пространстве и времени. Ты луч, летящий к центру вселенной. Твое время - Цифра. Время вокруг тебя – бурный поток.
Бесконечность это Антиномия!
Апория Ахиллес!
Бесконечная ширь, глубь Вселенной!
Ананта – бесконечность времени!
АМФИСБЕНА!
НОЛЬ!
…
КАББАЛА!
…
Химорк ощупывал кисель времени вокруг себя. Осознание ВИДЕНЬЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ прошло. Осталось ощущение Бесконечности и ЗНАНИЕ – бесконечность есть ноль!
Полет окончен. Химорк упал на матрас и потерял сознание.
…Пустота. Щемящее чувство восторга. Химорк открыл глаза. Встал с кровати, открыл дверь и вышел на улицу. Мир изменился. Снег уже не слепил глаза. Красные отблески заходящего солнца залили мир. Взгляд не мог отыскать ни единого белого пятнышка. Инфернальность окружающего пространства завораживала. Химорк поднял взгляд к небу. Полоски-лохмотья кроваво красных, местами розовых облаков застилали небосвод.
В открывшуюся дверь бункера вышел Реахис. В руках у него было ведро с красной жидкостью. В глазах Реахиса плясали красные искорки, белки глаз были розового цвета с полопавшимися сосудами. Жидкость была вылита в снег, недалеко от бункера. Только теперь Химорк заметил кровь, пух и перья разбросанные вокруг. Заметив недоумение Химорка, Реахис улыбнулся.
- Дичь! - Сказал он.
Химорк не смог выдавить из себя не слова. Внутренняя пустота и краски окружающего мира лишили его дара речи. Мысли так же неохотно рождались и умирали, не дожив до зрелости.
- Давайте быстрей. Я жду, – послышался голос Ильнура из-за приоткрытой двери бункера.
- Идем, - ответил ему Реахис.
В бункере на столе, на круглом железном блюде лежала вареная утка. Белый круглый хлеб. Картонная пачка соли. Большая мутная бутыль самогона, заткнутая плотно свернутой бумагой. Три граненных стакана и стопка старых газет.
- Садитесь жрать, пожалуйста. – Весело, почти крикнул, Ильнур. – Нам сейчас просто необходимо сменить реальность, чтобы не расстаться с остатками рассудка. - И он подмигнул Химорку красным глазом.
Самогон был разлит по стаканам и выпит в полной тишине. Руки потянулись к утке и хлебу. Утка была разорвана, хлеб разломлен. За протяжными выдохами послышалось дружное чавканье. Стаканы были наполнены вновь. После третьего стакана Химорк добрел до нар и упал на матрас. Сознанье съежилось. Ощущение бесконечности заменило тупое, животное состояние. Химорк забылся…
Забытье Химорка было нарушено криками. Он вскочил с кровати. Комната вращалась и раскачивалась. На соседней кровати с безумным взглядом и побитой головой подпрыгивал Ильнур. Реахиса в комнате не было. Из раны на лбу Ильнура текла кровь. Химорк схватил Ильнура и уложил на кровать. Намочив грязный носовой платок остатками самогона, прижал рану. Ильнур затих. «Ненавижу алкоголь», - подумал Химорк. Он отпустил Ильнура, добрел до кровати и забылся пустым серым сном.
Два друга Ильнур и Химорк пробирались по заснеженной пустыне. Они были одеты в толстые овечьи шкуры, на головах кроличьи шапки ушанки, на ногах черные валенки. Лица обветренны, щеки и кончики носов слегка обморожены. Они передвигались тяжело. Глубоко проваливались в снег, выдирая из объятий сугробов ногу, что бы вновь провалится другой ногой. Иногда они проваливались в снег до самого паха. Тогда приходилось ложиться на живот, пробираясь до следующего куска пространства с образовавшемся на солнце настом. Они скатывались с барханов и вновь взбирались на них. Время остановилось. Друзья уже не могли сказать точно, сколько они бредут и когда закончится их путешествие. За очередным холмом показался глубокий ров, засыпанный с причудливым изгибом снегом. Дошли. Друзья легли на животы и медленно, чтобы не провалиться, поползли через него. За рвом начиналось некое подобие дороги. Точнее в этом месте должна была быть дорога, но ее покрывали огромные сугробы. Ветер на славу постарался. Местами снег поднимался до самых крыш, тянущихся вдоль дороги домов, местами можно было провалиться не более чем по колено. Преодолев еще метров пятьсот, они добрались до цели своего путешествия. Небольшой металлический бункер с узкими окошками бойницами был практически полностью покрыт снегом. Молча, еле гнущимися от холода руками, друзья принялись разгребать от железной двери снег. Оставалось лишь одно препятствие. Замок. Замком занялся Ильнур. Химорку показалось, что прошло мгновенье, как его окликнули, приглашая внутрь сооружения. Вдоль металлических стен стояли нары, их разделял старый деревянный стол, сколоченный из необработанных досок. Тусклый свет, струящийся из окошек бойниц, слишком сильно контрастировал с находящейся за дверью реальностью. Но здесь не было пронизывающего до костей ветра, и одно это обстоятельство уже поднимало настроение. Химорк улыбнулся.
- Пришли.
Ильнур порылся в железном шкафу, извлек из него странное похожее на большой электрический фонарь сооружение.
- Сейчас будет тепло, - сказал он.
Сооружение изрыгнуло уверенную струю пламени. Ильнур направил пламя на железную стену бункера. Стало гораздо светлее. Над пламенем была установлена металлическая тренога, на треногу водружен котелок со снегом. Друзья, развалились на ватных матрасах, покрывавших нары. От усталости и мощной волны теплого воздуха клонило в сон. Химорк закрыл слипавшиеся глаза.
Сон ПУСТОТЫ Химорка.
Он ждал ночь. Он жаждал темноты и покоя. Когда люди, звери и птицы отойдут ко сну. Когда сумрак уступит место тьме. Никто теперь его не побеспокоит. Никто не собьет его с дороги. Теперь МОЖНО отправляться В ПУТЬ.
Он очень хорошо знал эту дорогу. Знал все трудности, которые ему могут встретиться на пути. Знал, что иногда только БОЛЬ может быть его проводником ТУДА. И он помнил главное! Он помнил, ЧТО он УВИДИТ ТАМ. И ради этого он ждал НОЧЬ. Лечь и расслабиться, что бы умереть. Закрыть глаза, что бы увидеть бездну. Прогнать все мысли, заглушить голоса. Напряженно присмотреться к темноте и ощутить телом ПУСТОТУ. Минута, другая, третья… Время ускорилось и исчезло. Пространство без ВРЕМЕНИ потеряло свои очертания. Тело растворилось в потерявшем очертания пространстве. Разум потерял тело. Темнота. Пустота. Чем более аморфным и бесчувственным становится тело, тем отчетливее чувствуется - за этой темнотой, ЧТО-ТО ЕСТЬ! Ты не можешь НА ЭТО СМОТРЕТЬ, ты ЭТО ВИДИШЬ. Постепенно это НЕЧТО начинает притягивать к себе, и по бездвижному телу пробегает ледяная волна страха. Через мгновение приходит осознание причины, вызвавшей страх. Тебе стало страшно оттого, что ты ЗДЕСЬ НЕ ОДИН. КТО-ТО СМОТРИТ НА тебя! И от ЕГО взгляда становится не по себе. Но этот страх сладок, он притягивает сознание. Ты проваливаешься в СТРАХ и понимаешь, что видишь БЕСКОНЕЧНОСТЬ! Ты видишь НИЧТО, колыбель жизни и дом смерти. ПУСТОТУ НАЧАЛА, разверзнувшую пространство, готовую поглотить его вновь. И как только ты приблизишься к осознанию скрытой В НЕМ БЕСКОНЕЧНОСТИ - ты теряешь страх. С потерей страха пропадает и понимание бесконечности. В тебе остается лишь благоговение и непреодолимое желание увидеть это вновь! И тогда ты теряешь РАЗУМ.
РАЗУМ. РАЗУМ вернется. Возможно утром, возможно днем. Он появится со светом, вливающимся в открытые глаза. Он вернется со звуками и запахами. Вернется с утренней негой тела и непроизвольным зевком. Закрепится в теле приятным потягиванием мышц. Но прежним он уже никогда не будет! Он знает, что было ТАМ. Он знает, что ты будешь ЭТО помнить. И ОН будет скрывать от тебя ЭТО, пока у него останутся силы. Он силен и не позволит себя разрушить. Он ВОЛЯ и ЛОГИКА. Он окружающая тебя РЕАЛЬНОСТЬ. Он дом и дерево, гора и поле, небо и земля, запах хвои и свист ветра в ушах. Он очень долго строил ЭТУ РЕАЛЬНОСТЬ. Он знает и ДРУГИХ. Он приводил СВОЮ РЕАЛЬНОСТЬ в соответствие с ИХ представлениями. Он много работал и не позволит все это разрушить. ОН УБИЛ ЗВЕРЯ!
…так было, пока ПУСТОТА не стала приходить к нему сама. Легкая вуаль СТРАХА уже не была столь воздушна, и тогда СТРАХ уже не был так сладок. Забытые давным-давно детские страхи возродились и стали ночными кошмарами взрослого человека. Человека обремененного РАЦИОНАЛЬНЫМ РАЗУМОМ. Человека отгородившегося логикой от своей звериной сущности, но так и не сумевшего УБИТЬ ЕГО. И тогда ЗВЕРЬ стал его НОЧНЫМ КОШМАРОМ. И тогда СОН стал КЛЕТКОЙ для него. Он боялся НОЧИ. Он боялся закрыть глаза и отдать свой РАЗУМ на растерзание ЗВЕРЮ. Он кричал во сне. Он понимал, что РАЗУМ спит и будил его. Но - пробудив РАЗУМ, понимал, что ЭТО ГОЛОС ЗВЕРЯ. И РАЗУМ по-прежнему спит! Не могут быть стены тянущимися к нему руками. Не может дверь иметь размытые очертания, скрывая за собой СТРАХ. ЗВЕРЬ НЕ ЖИВЕТ В ЭТОЙ РЕАЛЬНОСТИ! ЭТО СОН! ЭТО СОН! Нужно открыть руками глаза! Как тяжело… еще чуть-чуть… СВЕТ. Это был СОН. Сейчас Я действительно в РЕАЛЬНОСТИ. Но почему по-прежнему ТАК СТРАШНО?! Почему я чувствую дыханье зверя за своим левым плечом?
РАЗУМ быстро восстанавливает покосившуюся реальность. По кирпичику собирая разрушенные стены. Создавая новые более УСТОЙЧИВЫЕ ОБРАЗЫ. Больше ЗВЕРЬ НЕ СМОЖЕТ ПРОРВАТЬСЯ! Тебя больше не будут беспокоить ночные кошмары. Ты больше не почувствуешь его дыханья. Но РАЗУМ не говорил тебе о жертве, которую ты принес за свое спокойствие?! Теперь ТВОЯ РЕАЛЬНОСТЬ позволяет тебе помнить ОБ ЭТОМ. Но ты больше не сможешь УВИДЕТЬ БЕСКОНЕЧНОСТЬ, просто закрыв глаза! Даже БОЛЬ больше не поможет тебе в ЭТОМ! Тебе оставили только детскую печаль и старческую грусть воспоминаний. Можешь ПОМНИТЬ, что у тебя ЭТО БЫЛО. Но не сможешь ощутить это вновь!
…но глубоко, глубоко ОН чувствует, ОН знает – ЕСТЬ И ДРУГИЕ ДОРОГИ ТУДА!!!
Гулкие металлические удары заставили Химорка вздрогнуть и проснуться. Он открыл глаза. Ильнур добавлял снег в стоящий на огне котелок.
- Кто? - Почти крикнул Ильнур.
- Я. Открывайте. - Пролаяли с другой стороны двери.
- Наконец-то.
Прошептал Ильнур и отодвинул металлический засов. Со скрипом дверь отворилась. Образовавшийся проем загородила долговязая тень. Свет, отражавшийся от искрящегося снега, просачивался в оставшиеся для него щели, лучами тянулся в помещение. Эти лучи и пар, вырывавшийся из бункера, создавали картину нереальную, даже пугающую. Казалось, свечение исходило от этой черной фигуры, окутанной клубами светящегося дыма. Несколько шагов существа в помещение и ощущение нереальности сменила опять навалившаяся дремота. Существо оказалось не мифическим, а вполне даже реальным.
- Привет. - Пролаяла, довольная красная, физиономия.
- Привет. Привет. - Ответил Ильнур. - Принес?
- Да конечно! – Ответила все также улыбающаяся физиономия, доставая из-за пазухи бумажный сверток.
- Молодец. – Сказал Ильнур и взял пакет. Затем он повернулся к Химорку, широко улыбнулся и подмигнул. И столько загадочной радости было в этом жесте, что сон Химорка сразу прошел.
Химорк протянул руку появившемуся человеку. – Привет Реахис! – Раздевайся у нас здесь тепло. Быстрее согреешься.
- Привет. - Ответил Реахис, пожимая протянутую ему руку. – Давно ждете?
- Не знаю. – Улыбнулся Химорк.
- Давно, давно. – Вступил в разговор Ильнур – Раздевайся, сейчас я все приготовлю.
- А куда вы хотите сегодня? – Спросил Реахис.
- Сегодня, Я хотел объяснить Химорку, что такое бесконечность, впрочем, как и он мне. – Захохотав, сказал Ильнур.
- А меня возьмете. – Шутливо спросил Реахис.
- Нет. Тебя не возьмем. Ты тупой! – Улыбнувшись, сказал Химорк. – Но ты можешь слушать.
Из бумажного пакета Ильнуром были извлечены три темно-коричневые плитки, разделенные на небольшие выдавленные квадраты. Вода в котелке уже кипела, туда было покрошено содержимое принесенного Реахисом пакета. Когда все плитки оказались в бурлящей воде, Ильнур стал медленно помешивать получившийся отвар деревянной ложкой. Комната наполнилась сладковатым запахом, почему-то напоминавшим лето, выжженную солнцем пустыню, солнечные ожоги на спине. Ильнур прокипятил отвар минут пятнадцать, снял котелок с огня и накрыл его толстой войлочной рукавицей. Затем, улыбнувшись, спросил:
- Все готовы?
Друзья дружно закивали головами. Голова Химорка уже была похожа на огромный чугунный котел. Холод, жара, усталость и дремота сделали свое дело. Возможно ужасный агрегат, изрыгающий пламя на металлическую стену бункера тоже внес в эту какофонию ощущений ощутимый вклад. Химорк зевнул…
- Пора!
Котелок пошел по кругу. Усиленно дуя на жидкость и делая маленькие глотки, друзья передавали котелок из рук в руки. Войлочная рукавица перекочевала под котелок. Полумрак, гул пламени, запах сена, прихлебывающие звуки, обжигающий горький вкус…
Когда жидкость была допита, Химорк откинулся на матрас и закрыл глаза. Кровь стучала в висках, отдаваясь в голове барабанным боем.
- Тебя бесконечность интересует с математической точки зрения? – Спросил Ильнур.
- Нет. Я бы хотел увидеть бесконечность пространства. Можно сказать бесконечность МИРА, – лениво ответил Химорк.
- Да я шучу. Математика, мне кажется, вообще со здравым смыслом не дружит (Ильнур широко улыбнулся). Я сейчас тебе прочитаю одну фразу некоего Ван Хао «…физические явления не подходят для изучения и обоснования математики, сущностью которой является бесконечность». Каково, а?! Сущность математики БЕСКОНЕЧНОСТЬ! Ну, неужели такое могло прийти в голову только из-за бесконечности ряда простых чисел? То что «физические явления не подходят для изучения и обоснования математики» я согласен, но бесконечность…
- Математика изобретение человека и как любое человеческое изобретение не совершенно. Как же еще можно закрыть несовершенство математики, как не привязав все уходящее в неведомое к символу бесконечности? Ведь если вдуматься, то символ бесконечности это антипод математики!
- С этим я не согласен. Есть вполне математически логичное объяснение бесконечности, но оно не для этой реальности (лицо Ильнура растянулось в улыбке).
- Да, да - «Единственный способ установить границы возможного, это выйти за них в невозможное». Как говаривал старина Мерфи (Химорк громко рассмеялся).
- Ты меня не понял. Точнее, Я согласен, что раздвигать границы возможного можно только за счет невозможного. Но напрямую это не имеет ничего общего с математической моделью бесконечности, если так можно сказать. Просто, чтобы нам говорить с тобой об этом и понимать друг друга, нам нужно сопоставить наши РЕАЛЬНОСТИ. В общем, я расскажу тебе об этом, но потом. Давай лучше вернемся к бесконечности. Не сопоставив наши представления о ней, твое виденье бесконечности будет галлюцинацией.
- Ты хочешь сказать то, что я видел раньше в своих снах это не бесконечность?
- Я хочу сказать, что не смогу помочь тебе увидеть бесконечность, если ты не поможешь мне донести ее до тебя.
- Хорошо. Тащи. – Сказал Химорк и улыбнулся. - Возвращаясь к математике - скажи, ты знаешь, за что сожгли Джордано Бруно?
Лицо Ильнура исказила усмешка. - Конечно не из-за того, что земля вращается вокруг солнца.
- Я раньше не придавал этому значения. Может это заговор? Может ОНИ не хотят, что бы мы ЗНАЛИ?
- Перестань молоть чепуху! Если рассматривать его смерть в контексте его отношения к бесконечности, то его сожгли правильно. Как бы ни печально это звучало. Бруно говорил о бесконечности Природы и бесконечном множестве Миров Вселенной. Бруно говорил: в Бесконечности сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основную единицу сущего он называл «Монада», а «Монада Монад» это Бог! В сущности, говоря вещи очень близкие к Истине, он уводил от нее. Кроме того, он был одним из тех, кто планомерно разрушал благополучную реальность человечества в последние годы. Человек не может жить в вакууме. Человеку нужны стены, как укрытие. Человеку нужна палатка, спрятаться от ветра. Человек должен знать – за горизонтом его ждет оазис или хотя бы горы. Мир понятен и конечен, когда знаешь, что где-то за краем земли есть черепаха, на ней слоны или наоборот. Но это не важно. Мир это не пустота и тьма, мир это понятный образ. У земли есть край. У слонов есть опора. Можно отобрать это у человека, но нужно дать ему что-то взамен. Хотя и нас Бруно завел не туда. – Улыбнувшись, Ильнур сложил ладони перед лицом. - Мир его праху. Я лучше расскажу тебе притчу Козьмы Пруткова, по этому поводу…
«Однажды, когда ночь покрыла небеса невидимою своею епанчою, знаменитый французский философ Декарт, у ступенек домашней лестницы своей сидящий и на мрачный горизонт с превеликим вниманием смотрящий, – некий прохожий подступил к нему с вопросом: «Скажи, мудрец, сколько звезд на сем небе?» – «Мерзавец! – ответил сей, – никто необъятного объять не может! Сии с превеликим огнем произнесенные слова возымели на прохожего желаемое действие».
Химорк громко и протяжно засмеялся. - И он был прав. И был бы не прав, скажи о бесконечности.
- Ты понимаешь!
- Ты не против, если я расскажу тебе о прочитанном в Большой советской энциклопедии, по поводу бесконечности?
- Давай, интересно. - С этими словами Ильнур приложил подушку к стене, откинулся на нее и блаженно закрыл глаза.
- Там говорится, что Бесконечность в философии употребляется в двух различных смыслах. Качественная Бесконечность – это Бесконечность, фиксирующая универсальный, всеобщий характер связей явлений, и Количественная Бесконечность – неограниченность процессов и явлений. Качественную Бесконечность обсуждали еще в античной философии в связи с космогонией и проблемами природы мышления. Но особо горячо эту тему начали обсуждать в философии нового времени в связи с развитием естествознания и проблемами его логического обоснования. Приводятся в пример Декарт, Лейбниц, Джон Локк. И особое внимание энциклопедия уделяет анализу бесконечности Гегеля. Гегель различал Истинную или качественную и дурную Бесконечность! Он рассматривал Бесконечность как безграничное увеличение количества и связал категорию Бесконечности с характеристикой процессов развития. Энциклопедия говорит, что эти идеи были материалистически переосмыслены марксизмом. Сейчас даже прочитаю, я вырвал листок. - Химорк достал из кармана брюк скомканный, криво вырванный из книги листок бумаги и прочитал. – «Эти идеи были материалистически переосмыслены марксизмом, подчеркнувшим диалектическую взаимосвязь Бесконечного и конечного, противоречивую природу Бесконечности. Важное значение имело указание связи Бесконечности с категорией всеобщего. Как писал Ф. Энгельс, "... форма всеобщности есть форма внутренней завершённости и тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в бесконечное".»
- Ты не забивай себе голову всякой ерундой. Качественная бесконечность! «…форма всеобщности есть форма внутренней завершенности…» Вот от этого у бедных русских евреев крыша и съехала. Тут уж никакой кислоты не нужно. Ильнур расхохотался.
- Нет, ну подожди. Еще не все. – «Применительно к космологическим проблемам количественная Бесконечность рассматривается обычно как Бесконечность материального мира в пространстве и времени», – ты же не будешь с этим спорить? - Вопрошал Химорк.
- С этим не буду, но если ты мне не начнешь рассказывать про бесконечность с точки зрения материализма и веры.
- А почему нет. Дослушай, немного осталось. – «По данным современной космологии, Вселенная (материальный мир, рассматриваемый лишь в аспекте пространственно-временного распределения масс) бесконечна в пространстве и времени, а её пространственные и временные характеристики по отдельности могут быть и конечными, и бесконечными, в зависимости от выбора системы отсчёта».
- С этим спорить не буду. Вселенная действительно бесконечна и конечна одновременно. Ты ведь это хотел УВИДЕТЬ?
- Да. Но я хотел бы услышать твое мнение о том, что я собрал. Мне важно знать эти вещи из моего мира или нет.
- Давай. Но только из уважения к тебе. И не долго, а то не успеем. – И Ильнур опять содрогнул помещение хохотом.
- Осталось немного. - Сказал Химорк и улыбнулся. - Кстати опять Энгельс.
Ильнур поморщился.
- "Математическое бесконечное заимствовано из действительности, хотя и бессознательным образом, и поэтому оно может быть объяснено только из действительности, а не из самого себя, не из математической абстракции". "Уничтожение этого противоречия было бы концом бесконечности".
- Ты зачем мне это зачитываешь? Неужели ты сам не понимаешь? Вдумайся "Уничтожение этого противоречия было бы концом бесконечности". А что дальше? Так они убивали в людях БЕСКОНЕЧНОСТЬ. Здесь же прямо об этом говорится! Спасти Мир, уничтожив его. Уничтожить веру и народить идолов. Это все от лукавого. Думаю, тебе не только не нужно объяснять ЭТО, тебе нужно бежать от такой литературы. Как говорит наш общий знакомый «беги, роняя кал!». - После этих слов Ильнур снова рассмеялся.
Химорк заразившись раскатистым хохотом, присоединился к товарищу. Смешил даже не контекст сказанного, а нарисованный в голове образ бегущего человека, нагоняемого бесчисленными томами Энгельса, Маркса и Ленина. Да простят нас идолопоклонники.
- Математика, рассуждающая о бесконечности это уже философия. - Продолжал Ильнур. – Я не приемлю рассуждений о бесконечности в таком духе. Думаю это все от безысходности. От невозможности понять и от осознания неполноценности математически выверенной и вымуштрованной логики.
- Все-таки я бы хотел вернуться к математике и закончить на этом с ней. Ты не против?
Химорк вопросительно посмотрел на Ильнура. Ильнур полулежал, откинувшись на подушку. Глаза его были закрыты, лицо спокойно и умиротворено.
- Не против. – Тихо. Как будто издалека произнес Ильнур. – Излагай свою советскую энциклопедию. – И он еле заметно улыбнулся.
- Излагаю. Математическое представление о бесконечности все-таки часто пересекалось с философией. И некоторые философы имеют выскобленный мозг математика. Листая историю философии, я наткнулся на откровения Георга Кантора. Мне кажется, Кантор как раз является противоположным примером математика с философским сознанием.
- Я не воспринимаю материалистическую философию, – ответил Ильнур.
- Послушай. Кантор занимался проблемами бесконечности. Он говорил: «потенциальная бесконечность в действительности зависит от логически предшествующей ей актуальной бесконечности». Классическим примером актуально бесконечного множества по Кантору являются десятичные разложения иррациональных чисел, т.к. каждый "конечный отрезок такого разложения дает лишь конечное приближение к иррациональному числу".
- Я ничего не понял. Мне кажется, ты просто боишься того, что я могу тебе показать. И ты подсознательно уводишь меня от этого.
- Последняя цитата. К Аристотелю восходит традиция разделения бесконечности на актуальную и потенциальную: "Остается альтернатива, согласно которой бесконечное имеет потенциальное существование... Актуально бесконечное не существует". Эта традиция продолжалась Декартом ("Бесконечность распознаваема, но не познаваема") и даже во времена Гаусса ("В математике бесконечную величину никогда нельзя использовать как нечто окончательное; бесконечность - не более чем facon de parle (т.е. манера выражаться), означающая предел, к которому стремятся одни величины, когда другие бесконечно убывают"). Кантор, как писал М.Клайн, отошел от давней традиции "уже тем, что рассматривал бесконечные множества как единые сущности, притом сущности, доступные человеческому разуму". – Дочитав, Химорк многозначительно посмотрел на Ильнура.
- И чего ты от меня ждешь? Думаешь, я буду спорить с Кантором, соглашаться с Аристотелем? Пойми, стремление познать бесконечность естественно. И нельзя спорить с образами, выстроенными в других непохожих на твою реальностях! Более того, из изложенных тобою отрывков я могу сделать вывод, что он прав. Но эта правда не поможет тебе приблизиться к истине. Потому что вы говорите о разных вещах и стремитесь к разным целям. Не нужно стремиться прийти к более чем философскому понятию Бесконечности, используя математическую логику. Мы с тобой подойдем к математике от осознания бесконечности, если так можно сказать в ее философском понимании. Кстати, ты знаешь, что такое Антиномия?
- Противоречие между двумя противоположностями?
- Почти. Теперь моя очередь читать словарь. – Сказав это, Ильнур рассмеялся, достал из-под кровати толстую книгу и открыл ее закладкой. – Итак. «Антиномия, греческое слово, означающее противоречие между двумя противоположными положениями, одинаково строго доказуемыми. У Канта неизбежные противоречия, в которые впадает разум при своем стремлении познать первопричину мира:
1) конечность и бесконечность пространства и времени;
2) неделимые атомы - начало всех вещей и делимость материи до бесконечности;
3) свобода воли и необходимость;
4) существование абсолюта, первой причины всего мироздания, и невозможность мыслить что-либо вне причинной связи и зависимости».
Не это ли ты хотел УВИДЕТЬ? Для бесконечности одинаково верно все, что написано за словом Антиномия! Что бы понять Бесконечность нужно усвоить одну простую истину «Бесконечность это Антиномия». Все во Всем. Бесконечно большое сливается с бесконечно малым. Бесконечно далекое - давно позади тебя. Только не нужно напрягать сознание этими противоречиями. Расслабься. Прими это как есть. Запомни этот образ. Тебе он пригодится, когда мы начнем движение.
- Запомнил. - Химорк поправил подушку, лег на нары и закрыл глаза.
- Следующее слово Апория. От греческого aporia – затруднение, недоумение, от a – отрицательная частица и poros – выход. Этим термином древние греки обозначали неразрешимые проблемы. Одна из самых известных апорий, апория Ахиллеса. В ней говорится, что Ахиллес не может догнать черепаху. Пока Ахиллес пробежит расстояние, разделяющее его и черепаху, черепаха успеет проползти какое-то расстояние. Когда Ахиллес пробежит это расстояние черепаха проползет еще немного и так до Бесконечности. Эта апория свернула Бесконечность в расстояние, казавшееся раньше небольшим. Так можно мысленно свернуть пространство и время! Если ты представишь себе, с одной стороны галактики летит со световой скоростью Ахиллес. С другой стороны галактики, от него убегает черепаха. Согласно теории относительности Эйнштейна, время черепахи будет бежать гораздо быстрее, чем время Ахиллеса. Догонит ли когда-нибудь Ахиллес черепаху? А догонит ли черепаха, мчащегося со скоростью света Ахиллеса, если часы черепахи идут с безумной скоростью? Представь себе, твой разум - Ахиллес, мчащийся со скоростью света. Бесконечность - это черепаха, ускользающая от тебя. Время черепахи - это вечность. Твое время - это миг. Хорошо выстрой в своем разуме этот образ. И вспомни его, когда я скажу тебе Апория Ахиллес!
- Мне нужно немного времени. – Сказал Химорк и перестал дышать. Глубокий вдох. – Запомнил. Давай дальше.
- Внимательно послушай, как Владимир Даль описывает слово Бесконечность. Представь себе все значения и образы его определения. Итак – «БЕСКОНЕЧНЫЙ, беспредельный, безграничный, безрубежный, неизмеримый, нескончаемый, вечный, по времени или пространству... Бесконечная ширь, глубь вселенной... Жизнь духовная бесконечна...»
Последовала долгая пауза, в течение которой я пытался вобрать в себя все услышанное. И вдруг тишину разрушил громкий четкий голос, чеканящий в моем сознании образы…
- «Чрезмерно великий, по размерам своим… необычайно большой или продолжительный… Бесконечная нитка… дорога… Это бесконечный труд…»
Последовала пауза.
- «Бесконечная величина, несоизмеримая ни с какою величиной… не выражаемая никакою цифрою, числом... Сравнительно с бесконечно великою, всякая данная величина ничтожна, а бесконечно малая, перед всякою данною, сама ничтожна...».
- А теперь внимательно – Тихим голосом сказал Ильнур, и продолжил. «…полотно, надетое и растянутое на двух валах, сшитое наглухо концами, круглое...». Велик и могуч русский язык. Велик и могуч Даль. Одна попытка выстроить эти образы в единый узор погружает меня в Нирвану. Я тебе прочитаю это еще раз, а ты хорошо запомни состояние. Состояние должно иметь сильную эмоциональную нагрузку. Запиши этот образ на фразу «Бесконечная ширь, глубь Вселенной!».
И Ильнур прочитал мне это определение еще раз. Медленно, чеканя слова, делая паузы между словосочетаниями. Я чувствовал, как он растворяет меня во фразе-слове БЕСКОНЕЧНОСТЬ – БЕСКОНЕЧНАЯ ШИРЬ, ГЛУБЬ ВСЕЛЕННОЙ…
Я, кажется, забылся. Сквозь яркие образы пришло понимание, что кто-то слегка трясет меня за плечо. Я открыл глаза.
- Не спать!
Передо мной, в полумраке комнаты материализовалось улыбающееся лицо Ильнура.
- Осталось несколько образов. Постарайся не отключаться раньше времени. В принципе подходим к самому интересному. Следующий образ – Ананта. Ананта – это бесконечность. Ананта – это имя огромного свернутого кольцами змея, на котором возлегает Вишну. Ананта - символ вечности Эона. Эон – период, в течение которого мысль в сознании Вишну развивается до полного завершения. Образ Ананта сохраняет твое Время. Ананта позволяет твоему разуму не создавать время. Ананта позволит тебе иметь столько времени, сколько необходимо для завершения путешествия. Итак, следующий образ – «Ананта – бесконечность времени».
Ильнур замолчал. Кольца Ананта в моем сознании ритмично вибрировали, их вибрации становились все медленней и медленней. Время остановилось. Была пустота, и не было никого, кто бы мог вывести меня из этой пустоты.
…эманации времени. Эманации времени. Все более отчетливо звучала фраза в сознании. Через некоторое время пришло понимание – это голос Ильнура. Я пришел в себя, открыл глаза и Улыбнулся. Я был близок к ВЕЧНОСТИ!
- Ну как, ты еще с нами? – спросил Ильнур.
«С Нами» было большим преувеличением, т.к. в очередной раз, вернувшись в помещение, я понял, что Реахис исчез. Причем, исчез вместе с ружьем, висевшим на стене.
- С Вами, – потягиваясь, ответил Химорк.
- Тогда продолжим. Амфисбена! Амфисбена - это змея о двух головах, одна на обычном месте, другая на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у нее горят, как свечи. Зверь из седьмого круга Ада. Древние греки и Римляне много писали про нее. Считалось, что Амфисбена питается трупами. Прославлялись ее целебные свойства. Дословно Амфисбена звучит как «двигающаяся в двух направлениях». Американские индейцы называли Амфисбену «муравьиной матерью». Они считали, что муравьи кормили ее. Но для нас важна Амфисбена, как символ бесконечности и двойственности. Как символ инфернального дуализма. Амфисбена не имеет начала и конца. Очень мощный символ, наделенный темной энергией. Просто запомни его. Скажи что ты чувствуешь, формируя образ Амфисбены?
- Странное чувство. Что-то среднее между почтенным трепетом перед бесконечной неизвестностью и животным страхом. Я запомнил образ. Давай дальше.
- Теперь один из самых важных символов. Этот символ ноль!
Химорка, почему-то, это заявление не удивило, но несколько смутило. После столь сложных построений образов – просто ноль!
- Ноль самый важный символ – продолжал Ильнур – в нем заключена бесконечность и все сущее. Сам ноль не просто цифра. Ноль символ бесконечности и вечности. Слово "цифра" произошло от арабского "цифр" - пустой или свободный. Этим словом арабы и индийцы обозначали ноль. Если верить Энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы». Ноль был изобретен примерно в 600 до н. э. индуистскими математиками, а в Европе он был введен только в 1202 итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Ноль ассоциируется с вечной первозданной пустотой, несущей в себе принцип зарождения всех вещей. Это число, не имеющее ни параметров, ни границ, ни величины. Иудеи называют его Айном, индийцы - Шуньятой, а греки - Хаосом и Бездной. Для тебя образ ноля должен нести нагрузку и пустоты и бесконечности одновременно. Пока не старайся нагрузить этот образ.
- Почему? - спросил Химорк.
- Нагрузка ноля придет вместе с пониманием Бесконечности. Лучше пока обратимся к Кабале. Кабала переводится с еврейского как предание. Большое всеобъемлющее учение, но сейчас нам нужно из него только схематическое описание процесса космического рождения - как соотнесение центра и окружности... Совершенствование человека выражено в кабалистике в качестве восхождения по древу. Достигший короны может узнать Бога и выйти за пределы материальной ограниченности. И имя этому образу КАББАЛА. Представь себе это движение и произнеси КАББАЛА. Запомни этот образ. И так ты готов?
Химорк задумался. Готов ли он? От ощущения приближающейся к нему бесконечности стало жутко. По спине поползли мурашки. Ильнур чувствовал все, что происходило с Химорком. Незаметно для Ильнура и Химорка их миры слились и готовы были к совместному путешествию.
- Готов! - Ответил Химорк, неожиданно осознав - обратной дороги уже нет. Его переполняли чувства предвкушения какого-то щенячьего восторга. Дыхание перехватило. Голос стал сдавленным и глухим. Кровь прилила к лицу.
- Что осталось нам после смерти слонов и черепахи? Что нам осталось кроме космоса? И так, последняя цитата перед путешествием «Космос бесконечен и безначален по времени и протяжению. Это поражает. Насколько же поразительна причина, раз она произвела бесконечное! Но из этого еще не следует, что и для причины космос - диво. Бесконечность есть продукт мозга или, что тоже - порождение самой Вселенной. Это нечто субъективное. Что для нас беспредельно, то для причины может быть ограниченной величиной.». Так говорил Циолковский!
Ильнур выпрямился и сел на нары, скрестив ноги. Руки были положены на колени. Пальцы скрещены. Большие пальцы рук соединены меж собой подушечками. Химорк повторил позу Ведущего.
- Химорк, Запомни! Не закрывай глаза. Не уходи в себя. Если поймешь, что потерялся - произноси слова, сопоставляя наши образы.
…Что есть бесконечность? Бесконечность тождественна пустоте. Пустота равна бесконечности. Направь свой взгляд в бесконечность, и ты упрешься в ничто. Ноль и пустота. Начало начал. Увидеть бесконечность. Познать пустоту, ограничивающую сознание. Одарить разум целостностью мира. Увидеть центр, расширяющейся вселенной. Центр есть бесконечность. Начало есть пустота. Пустота переходит в безграничное пространство. Пространство возвращается к началу начал. Пустота. Охвати разумом космос. Лети в пространстве и времени. Ты луч, летящий к центру вселенной. Твое время - Цифра. Время вокруг тебя – бурный поток.
Бесконечность это Антиномия!
Апория Ахиллес!
Бесконечная ширь, глубь Вселенной!
Ананта – бесконечность времени!
АМФИСБЕНА!
НОЛЬ!
…
КАББАЛА!
…
Химорк ощупывал кисель времени вокруг себя. Осознание ВИДЕНЬЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ прошло. Осталось ощущение Бесконечности и ЗНАНИЕ – бесконечность есть ноль!
Полет окончен. Химорк упал на матрас и потерял сознание.
…Пустота. Щемящее чувство восторга. Химорк открыл глаза. Встал с кровати, открыл дверь и вышел на улицу. Мир изменился. Снег уже не слепил глаза. Красные отблески заходящего солнца залили мир. Взгляд не мог отыскать ни единого белого пятнышка. Инфернальность окружающего пространства завораживала. Химорк поднял взгляд к небу. Полоски-лохмотья кроваво красных, местами розовых облаков застилали небосвод.
В открывшуюся дверь бункера вышел Реахис. В руках у него было ведро с красной жидкостью. В глазах Реахиса плясали красные искорки, белки глаз были розового цвета с полопавшимися сосудами. Жидкость была вылита в снег, недалеко от бункера. Только теперь Химорк заметил кровь, пух и перья разбросанные вокруг. Заметив недоумение Химорка, Реахис улыбнулся.
- Дичь! - Сказал он.
Химорк не смог выдавить из себя не слова. Внутренняя пустота и краски окружающего мира лишили его дара речи. Мысли так же неохотно рождались и умирали, не дожив до зрелости.
- Давайте быстрей. Я жду, – послышался голос Ильнура из-за приоткрытой двери бункера.
- Идем, - ответил ему Реахис.
В бункере на столе, на круглом железном блюде лежала вареная утка. Белый круглый хлеб. Картонная пачка соли. Большая мутная бутыль самогона, заткнутая плотно свернутой бумагой. Три граненных стакана и стопка старых газет.
- Садитесь жрать, пожалуйста. – Весело, почти крикнул, Ильнур. – Нам сейчас просто необходимо сменить реальность, чтобы не расстаться с остатками рассудка. - И он подмигнул Химорку красным глазом.
Самогон был разлит по стаканам и выпит в полной тишине. Руки потянулись к утке и хлебу. Утка была разорвана, хлеб разломлен. За протяжными выдохами послышалось дружное чавканье. Стаканы были наполнены вновь. После третьего стакана Химорк добрел до нар и упал на матрас. Сознанье съежилось. Ощущение бесконечности заменило тупое, животное состояние. Химорк забылся…
Забытье Химорка было нарушено криками. Он вскочил с кровати. Комната вращалась и раскачивалась. На соседней кровати с безумным взглядом и побитой головой подпрыгивал Ильнур. Реахиса в комнате не было. Из раны на лбу Ильнура текла кровь. Химорк схватил Ильнура и уложил на кровать. Намочив грязный носовой платок остатками самогона, прижал рану. Ильнур затих. «Ненавижу алкоголь», - подумал Химорк. Он отпустил Ильнура, добрел до кровати и забылся пустым серым сном.
Обсуждения Бесконечность